Игра "Мир информатики"
методическая разработка по информатике и икт по теме

Внеклассное мероприятие направлено на развитие познавательного интереса школьников. Подобранные задания позволяют не только увлечь учащихся, но и закрепить знания по предмету.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igra-kvn.doc448 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие:

 КВН «Мир информатики»

(методическая разработка)

Содержание

 Введение……………………………………………………………………………3

 Методика подготовки внеклассного мероприятия………………………………4

 План проведения…………………………………………………………………...5

 Сценарий КВНа…………………………………………………………………….6

Заключение………………………………………………………………………...15

Литература…………………………………………………………………………16

Приложения………………………………………………………………………..17

Введение

   Как правильно сказал выдающийся французский физик Б. Паскаль: «Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который надо зажечь». Поэтому на   уроках, внеклассных мероприятиях одной из главных целей должно стать  формирование потребности в познавательной активности, формирование познавательного интереса у школьников.

   Познавательная активность – это не что иное как воспитанное свойство личности испытывать нужду в знаниях. Когда появляется необходимость, побуждающая человека к деятельности, именно тогда и возникает активность личности.

   Чтобы у учащегося возникла потребность познавательной деятельности необходимо создавать определенные    условия.   Создать в процессе учебной деятельности условия, вызывающие интерес у школьников, - значит найти предпосылки для повышения качества обучения и формирования познавательной активности.

   Разрабатывая урок или внеклассное мероприятие необходимо помнить, что эффективность любого урока определяется не столько тем, что учитель пытается передать школьникам, а тем, что именно из всего «предложенного» было ими «взято».

   Проведение внеклассных мероприятий расширяют кругозор учащихся, учат их на практике применять знания, умения и навыки, полученные на уроках информатики, развивают познавательную активность и творчество учащихся, их смекалку и чувство юмора.

   Предлагаю сценарий КВНа для обучающихся 7-8 классов. Такой КВН обладает долговременным эффектом воздействия на учащихся. Еще долго после встречи ребята обсуждают итоги игры, разделяя знания на те, что принесли им победу, и на те, из-за отсутствия которых они потерпели поражение.

 Методика подготовки мероприятия

        Организатор определил основные цели внеклассного мероприятия и форму его проведения.   Учащиеся 9-ых классов помогают учителю в подборке заданий. Ребята 7-8 классов сочиняют частушки на компьютерные темы. Затем формируется музыкальная группа, которая будет исполнять частушки. Сценарий пишет учитель. Участники КВНа получают слова заключительной песни, которую все вместе исполняют после подведения итогов игры.

       Учащиеся 7-8 классов делятся на две команды по 6-8 человек, выбираются капитаны команд. Остальные учащиеся будут болельщиками.

Каждая команда должна придумать название, приготовить эмблемы; придумать девиз и приветствие.

        Подготовительная работа:

 (учащимися 6-ых, 9-ых классов)

1.Оформление зала:

На фронтоне  вверху – электронный адрес школы, ниже плакат:

«Прекрасна школьная пора, когда ума у нас гора!».

На боковых стенах афоризмы:

«Информатик должен быть поэтом в душе»,

 «Информатику учить, что по бурну морю плыть, коль не знаешь как грести, то тебе не вылезти».

1-ая шторка:                                          2-ая шторка:

К – классные                                         веселые лица

В – веселые                                           мальчиков и девочек

Н – находчивые

В зале  развешиваются  на стенах, шторках и т.д. звезды.

2. Изготовление раздаточного материала для команд (    

логических цепочек, наборов информационных носителей, наборов карточек с цифрами).

Оснащение: 2 стола, стулья (по количеству участников), 2 компьютера.

План проведения мероприятия

Методическая цель: обобщение и закрепление знаний, умений и навыков, полученных на уроках по информатики; развитие способностей, творческого потенциала и индивидуальности учащихся в процессе личностно – ориентированного взаимодействия преподавателя и учащихся.

Цели:

  • развитие устойчивого интереса к информатике, творческой активности;
  • развитие алгоритмического мышления, памяти, внимательности;
  • воспитание уважения к сопернику, умения вести спор, стойкости, воли к победе, находчивости;
  • повторение и закрепление основного материала (Информация. Устройство ПК. Информвционные технологии), представленного в неординарных ситуациях;
  • формирование системно-информационного подхода к анализу окружающего мира.

задачи:

образовательная-

обобщение представления учащихся об информационной картине мира;

развивающая –

развитие приемов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение), внимания, интереса к предмету;

воспитательная –

воспитание уважения к сопернику, умения достойно вести спор, стойкости, воли к победе, находчивости, умения работать в команде.

Форма проведения: игра – соревнование.

Методы: словесные, наглядные, практические.

Ход мероприятия:

1. Организационный момент (приветствие, сообщение темы мероприятия и задач, которые предстоит решить в процессе совместной работы).

2. Открытие КВНа.

3. Состязания команд.

4. Подведение итогов и награждение.

Сценарий  КВНа

Открытие КВНа

1 ведущий. Добрый день, дорогие друзья! Мы рады видеть всех вас в этом зале.  Сегодня информатика присутствует везде и всюду, даже там, где её присутствие подчас неочевидно.

2 ведущий. КВН посвящается её величеству-информатике! Мы станем свидетелями интереснейшего, увлекательнейшего суперсоревнования между двумя классными командами.

1 ведущий. Итак, КВН начинается! Встречаем команду «Вундеркиндов».

(Под музыку и аплодисменты зрителей входит команда «Вундеркинды»).

2 ведущий: Встречаем команду «Лоботрясов».

(Под музыку и аплодисменты зрителей входит команда «Лоботрясы»).

1 ведущий. Итак, господа, турнир начинается!!!

2 ведущий. Минуточку. А судьи кто?!

1 ведущий. Ах да, как и в любом приличном конкурсе у нас есть жюри (представить жюри в количестве 4 человек).

Жюри оценивает конкурсы по пятибалльной системе.

2 ведущий. Прошу послушать устав КВНа.

Участники КВНа имеют право: критиковать еще не принятые решения жюри, шантажировать жюри, равно как и угрожать им физической и моральной расправой.

Участники КВНа не обязаны:

1. острить по любому поводу;

2. хохотать над шутками противника.

Вот теперь начинаем состязание!!!

(Звучит песня о КВНе).

1 ведущий. Слово предоставляется команде «Вундеркиндов».

                                       ПРИВЕТСТВИЕ

                                      Этот турнир ждали мы.

        По нему стосковались наши умы.

        Дружно будем задачи решать-

        Мы хотим информатику знать.

        Как же нам не веселиться?

        Не смеяться, не шутить?

        Ведь сегодня на турнире

        Мы решили победить!

                                     ДЕВИЗ:         

                                     Готовы грызть гранит науки

                                     Всегда, везде, всегда без всякой скуки!

                                ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА

                         (На мотив «Не кочегары мы не …)

 Не космонавты и не хакеры мы,

 И сожалений горьких нет, как нет,

 А мы крутые вундеркиндеры, да

 И пламенный вам шлем привет!

 Не откажите нам в любезности

 Сразиться с нами до конца, конца,

 А то погибнут в неизвестности, да

 Наш ум и добрые сердца.

                               Еще суем свой нос в  науки мы,

 Зубрим и учим все подряд, подряд
Переосилим все нагрузки мы,

 И нет у нас совсем преград.

2 ведущий. Слово предоставляется команде «Лоботрясов».

ПРИВЕТСТВИЕ

Сегодняшний турнир мы выиграть хотим

И просто вам победу не дадим.

Придется попотеть и постараться

За каждое очко мы будем драться.

А если вдруг не повезет

Победа всех когда-нибудь найдет.

 ДЕВИЗ:

Нам отличников победить пора,

Молчать нам больше нельзя!

                               

                                ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА

                               (На мотив «Всяко разно…»)

Что двойка, что пятерка-

Нам на это наплевать.

Всяко разно - это не заразно.

А лучше взять да полежать

И немножко поиграть.

Всяко разно - это не заразно.

(На мотив «А нам все равно…»)

А нам все равно, а нам все равно.

Не боимся мы двоек и колов,

Но зачем учить, но зачем зубрить-

Все уроки мы спишем все равно.

Состязание команд

1 ведущий. А сейчас первое задание.

Расположите в порядке возрастания информационной емкости следующие носители информации: жесткий диск, дискета (1,44 Мб),

 дискета (1,2 Мб), страница книги, флэш-диск (2 Гб),  CD-диск, DVD-диск, цветное (с палитрой из 256 цветов) растровое графическое изображение размером 15х15 точек.

(Учитывается правильность и скорость выполнения задания.

Каждой команде получает калькулятор,  набор вышеперечисленных предметов, которые  раздают помощники  командам).

(Слово жюри)

2 ведущий. 2 задание называется

За одну минуту нужно   выписать как можно больше слов на тему: «Информация».

(Помощники раздают командам бумагу, ручки. Задание выполняется по   команде ведущего). Каждая команда читает вслух свои слова.

(Слово жюри)

1 ведущий. 3 задание -

                                 

1. Мой компьютер - пользователь - корзина- - файлы - диски

    Это объекты ОС  Windows (Отв.: 2).

2. Фотошоп- Word-Проводник- Excel-Калькулятор.

    Это программы (Отв.: 0). 

  1. 1кл.-10 мин. – 2-5кл.-15 мин. – 6-7кл.-20 мин. – 8-9кл.-25 мин. – 10-

     11кл.-40 мин.

    Это непрерывная деятельность занятий на компьютере для школьников  

    (Отв.: 4).

4.  Системная  плата - оперативная память- трекбол- процессор - звуковая карта.

     Находятся в системном блоке  компьютера (Отв.: 3).

5.  Закраска- Ластик - Карандаш-Лупа- Кисть

     Это инструменты программы Paint (Отв. 1).

(Плакат вывешивается заранее; цепочки закрыты. Сначала открывается первая цепочка, затем – вторая и т.д.).

Командам раздать набор карточек: 0, 1, 2, 3, 4, 5- для ответов.

Учитывается скорость выполнения и правильность.

2 ведущий. Следующее задание  домашнее.  Называется  оно

                         

Каждой команде заранее предлагается карточка (домашнее задание).

В карточке указано что  нужно изобразить.

1-ая карточка:

изобразить клавиатуру с дисплеем;

2-ая карточка:

изобразить движущуюся мышь на коврике.

Сначала команда читает свое задание, а затем выполняет его.

(Пока команды готовятся, проводится игра со зрителями).

Игра «Найди звезду»

Вызываются по одному болельщику за каждую команду.

Задача – найти и собрать звезды в зале. На обратной стороне звезды указаны правила поведения при работе на ПК с ошибками. Болельщику необходимо  исправить ошибки.

Кто больше скажет верных правил, тот и побеждает. Одно очко присуждается команде, чей болельщик победит.

(В зале заранее развешивают звезды на стенах, шторках и т.д.).

Игра проходит    на фоне веселой музыки

1 ведущий. Смотрим задание « угадай».

(Слово жюри: оценки за 3-ий и 4-ый конкурсы)

2 ведущий.  Конкурс, который начнется сейчас, называется

5 задание

           Каждая команда получает карточку с заданием.

По команде ведущего необходимо пройти за компьютер и найти ответ на предложенное задание.

Один участник, выбранный командой,   выполняет это задание.

(Учащийся ответ записывает на лист и сдает жюри).

Учитывается правильность и скорость выполнения задания.

(Слово жюри)

1 ведущий. Девчонки и мальчишки! К нам приехала группа «Фабрика» с новым альбомом «Частушки на компьютерные темы».

Исполняются частушки (см. приложение 1).

2 ведущий. К нам за помощью обращается передача «За горизонтом». Ученые нашли очень странные письма, и просят помочь  расшифровать их. Наше следующее задание:

       

                             

6 задание

Команды получают «черный ящик» с предметом, о котором говорится в зашифрованном письме и таблицу кодов (см. приложение 3,4).

Нужно узнать, что же в ящике?

Пока команды работают,  проводится игра со зрителями

«Объяснялки» (см. приложение 2).

(Слово жюри)

1 ведущий. Прошу приготовится капитанам команд для участия в  конкурсе капитанов.

7 задание

Предлагается 10 вопросов и более (количество вопросов на выбор). У кого больше правильных ответов, тот и побеждает в этом конкурсе. Также отводится конкретное время на ответы на вопросы (1-3 минуты, на усмотрение жюри).

Один капитан уходит, другой - отвечает, и наоборот.

ВОПРОСЫ

  1. Как расшифровывается ПК?
  2. Главная часть компьютера?
  3. Чему равен 1 байт?
  4. В «электронных таблицах» формула вводится со знака…?
  5. Дисковод для вставки дискеты имеет имя…?
  6. Сколько бит в слове «зима»?
  7. Чтобы ограничить доступ к компьютеру нужно задать…?
  8. Информация в компьютере кодируется цифрами…?
  9. В какой стране появился первый в мире компьютер?

10.Устройство для вывода информации на бумагу называется…?

(Слово жюри)

8 задание

1 ведущий. Что может означать каждое из чисел: 8, 650, 32, 1.

(Например: 8- количество битов в одном байте).

    Числа вывешиваются на стенд.

   (Учитывается правильность и скорость выполнения задания).

2 ведущий. В этом задании необходимо найти соответствие каждому слову из первой строки среди слов второй строки; и назовем задание

9 задание

1-ая строка: Е5; proba.doc; монитор; Arial; А2:В10; диаграмма; 1010; 2 байта; рабочий стол; файл.

2-ая строка:  вид шрифта; объект ОС Windows; диапазон; круговая; документ Word; ОК; адрес ячейки; семнадцатидюймовый; размер; 10102.

(Учитывается правильность и скорость выполнения задания).

(Слово жюри)

1 ведущий. Наш заключительный конкурс

10 задание

Задача команд - нарисовать юмористическое изображение

 Компьютера.

Принадлежности: 2 листа бумаги, краски, кисточки, карандаши, фломастеры.

(Пока команды рисуют, продолжить игру «Объяснялки»).

Подведение итогов и награждение

2 ведущий. Прошу команды подняться на сцену.

Настало время подведения  итогов КВНа. Самая волнующая минута!                     Кто первый?!

Справедливое жюри, вам слово!

(Выступает жюри)

Награждение команд (грамоты, памятные подарки).

1 ведущий. Вот и окончена игра. А жизнь идет своим чередом.

Наши команды приготовили нам сюрприз: в их исполнении звучит песня

«Ты попал в КВН».

Команды исполняют песню (см. приложение 5).

Заключение

В процессе подготовки и проведения данного внеклассного мероприятия стало ясно, что подобные игровые формы работы с учащимися в комплексе с другими современными образовательными технологиями позволяют достичь наиболее эффективного результата обучения.

А в заключение хочется отметить, что в процессе обучения важны не только знания, получаемые подростком, но и впечатление, с которым он уходит с занятия. И пусть впоследствии он не станет программистом и его профессиональный путь не будет связан с работой на персональном компьютере, но если студент получил хоть частичку того положительного эмоционального настроя, которым хотел поделиться с ним педагог, значит время занятия потрачено не зря.

Литература

  1. Зубрилин, А.А. Игровой компонент в обучении информатике // Информатика в начальном образовании. 2001. № 3.
  2. Молодцов, В.А. Рыжикова Н.Б. Современные открытые уроки информатики. 8-11 классы. – Ростов н/Д: изд-во “Феникс”, 2002. – 352 с.
  3. Котов, В.М.,  Волков, И.А., , Лаппо, А.И.  Информатика. Методы алгоритизации [Текст] : учебное пособие / В.М. Котов, И.А.  Волков,  А.И. Лаппо.- Минск, 2000.
  4. Кропотова, Л.А. Проектирование и анализ современного урока [Текст] /Л.А. Кропотова.  – Новокузнецк, ИПК, 2002
  5. Семакин,  И. Г., Шеина Т. Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе [Текст] : методическое пособие / И.Г. Семакин, Т.Ю. Шеина. - М.: Лаборатория Базовых знаний, 2000.
  6. Семакин, И.Г.  Информатика Базовый курс 7-9 классы [Текст] / И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В.Русаков, Л.В. Шестакова. – М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2004.
  7. Информатика. Приложение к газете «Первое сентября» № 8 2000 г.

                                                                                                                               Приложение 1

ЧАСТУШКИ

                                                                                                                                                         

                                                                                                                           

                                                                                                                                     

                                                                                                                                      Приложение 1

                                                                                                                                   

                                                                                                                             

                                                                                                                     

                                                                                                                     

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                Приложение 1

 

               

                                                                                                                                     

                                                                                                                                     

                                                                                                                                      Приложение 1

                                                                                           

                                                                                                                                 

                                                                                                                                      Приложение 2                                                                                                                                                                      

ОБЪЯСНЯЛКИ

                                                                                             

  1. Это хранится на дискетах; бывают текстовые, музыкальные, графические (файлы).
  2. Их любят дети и взрослые; бывают гонки,  стрелялки, стратегии (игры).
  3. Их много; на них есть буквы; их нажимают (клавиши).
  4. Это есть у человека; бывает хорошая и плохая; у компьютера есть внутренняя и внешняя (память).
  5. Бывает мышиный и текстовый; имеет вид стрелки или мигающей вертикальной черты (курсор).
  6. Так обозначают действие «умножение»; при щелчке по нему все исчезает (кнопка «закрыть»).
  7. Действует как стирательная резинка; переводится с

    языка – удалить (клавиша «дэлит»).

  1. Их продают в магазине; они круглые и блестящие; вставляются в дисковод (компакт-диски).
  2. Это есть в столовой, кафе; оно разное; у компьютера состоит из набора команд (меню).
  3. Их создает человек; бывает телевизионная, музыкальная, обучающая; у компьютера написана на специальном языке (программа).
  4. Так называется дощечка для смешивания красок; это есть в Painte    у компьютера; там выбирают нужный цвет (палитра).
  5. Она серого цвета; бывает живая и неживая; у компьютера это необходимое устройство (мышь).
  6. Без них было бы темно в квартирах; они из стекла; у компьютера в них выполняются задания (окна).
  7. Это как закладка в книге; с помощью него можно запускать одну и ту же программу из самых разных мест (ярлык).
  8.  Это есть у каждого человека; они разные; в компьютере файлы, папки сохраняют под этим (имя).
  9.  Этим может заразиться человек и заболеть; в компьютер попадает чаще всего через Интернет; заселившись в компьютер, может нанести ему вред (вирус).
  10.  В нее можно собирать ягоды или грибы; в компьютере в нее удаляют    ненужные объекты (корзина).                                                 

                                                                                                                                 

                                                                                                                                    Приложение 3    

                                                                                                             

                                                                         

                                                                                                                               

                                                                                                                                                           

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

                                                                                                                           

                                                                                                                                     Приложение  4

ПИСЬМА

1)   11100110   11100001  11101010   11101100  11111001  

      11101110   11100001  11101000  11101111  11100100  11110001 11110100  -

      11110011  11110001  11110111    11110000  ……..

Ответ для 1-ой  команды:        Файлы находятся в п….. (папках)

2)   11101000  11110010  11100001  11101110  11110001  11110100

      11100110   11100001  11101010   11101100  11111001  

      11101110   11100001  11100100……

Ответ для 2-ой команды:     Хранят папки на д……(дисках)

                                                                                                                                                                                                           

                                                                                                                           

                                                                                                                         

                                                                                                                                   

                                                                                                                                     

                                                                                                                                     

                                                                                                                                      Приложение 5

КРУТО ТЫ ПОПАЛ В КВН


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка к уроку информатики по теме «Информация» для базового курса 10 класса в соответствии с «Примерной программой среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям (базовый уровень)».

В соответствии с учебным планированием, объём информации большой, а времени на изучение очень мало. Поэтому так необходимы средства, повышающие эффективность учебного процесса. Одним из таких средств ...

Доклад по информатике : Информатика в основной школе как обязательный предмет, формирующий компетенции учащихся в области ИКТ

Модернизация образования предполагает новые приоритеты для целей общего образования. Среди этих приоритетов – формирование информационно-коммуникативной компетентностиучащихся. Информационная к...

рабочая программа по информатике и ИКТ 2 - 4 классы к учебнику Горячева "Информатика в играх и задачах"

Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, примерное планирование учебного материала,календарно - тематическое планирование....

информатика 5. Введение в информатику

разработка урока и презентация к уроку информатики в 5 классе "Введение в информатику"....

Мероприятие по информатике "Занимательная информатика"

Мероприятие по информатике для учеников 10 класса  "Занимательная информатика"...

Рабочая программа элективного курса по информатике "математические основы информатики"

Курс «Математические основы информатики» носит интегративный, междисциплинарный характер и ориентирован на учащих­ся физико-математического, частично естественно-научного и тех­нико-технологичес...