Урок информатики в аспекте системно-деятельного подхода
материал по информатике и икт на тему

Коваленко Алла Петровна

                                                                                                                                                                                                                

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         Я слышу и забываю.

Я вижу и запоминаю.

 Я делаю и понимаю.

Конфуций

В стандартах второго поколения цели изучения информатики предполагают подготовку учеников к жизни и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде, к возможности получения дальнейшего образования с использованием современных информационных технологий обучения.  

Основой, обеспечивающей реализацию Федерального Образовательного Стандарта является системно – деятельностный подход, который обеспечивает:

  • формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
  • проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
  • активную учебно – познавательную деятельность обучающихся;
  • построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

Понятие системно – деятельностного подхода было введено в 1985 г.

индивидуальных способностей, а также позволяет значительно упрочить знания и увеличить темп изучения материала без перегрузки детей.

Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование индивидуальных способностей, а также позволяет значительно упрочить знания и увеличить темп изучения материала без перегрузки детей, обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие.

Основной формой организации обучения является урок

Урок — это форма организации обучения  с группой учащихся одного возраста, постоянного состава, с единой для всех программой обучения.

Сущность урока в процессе обучения –  коллективно-индивидуальное взаимодействие учителя и учащихся, в результате которого происходит усвоение учащимися знаний, умений и навыков, развитие их способностей, опыта деятельности, общения и отношений, а также совершенствование педагогического мастерства учителя. 

 

Выделяют  четыре типа уроков в зависимости  от их целей:

  1. Уроки «открытия» нового знания
  2. Уроки рефлексии
  3. Уроки систематизации знаний (общеметодологической направленности)
  4. Уроки развивающего контроля

Цели уроков выделенных типов:

1.     Урок «открытия» нового знания.

Деятельностная цель: формирование умений реализации новых способов действий.

Содержательная цель: формирование системы математических понятий.

  1.  Урок рефлексии.

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к выявлению причин затруднений и коррекции собственных действий.

Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция   изученных    способов действий – математических понятий, алгоритмов и т.д.

3.     Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности).

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания и способностей к учебной деятельности.

Содержательная цель: выявление теоретических основ развития содержательно-методических линий школьного курса математики и построение обобщённых норм  учебной деятельности.

4.     Урок развивающего контроля.

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции.

Содержательная цель: контроль и самоконтроль изученных   математических понятий и  алгоритмов.

Технология проведения уроков каждого типа реализует деятельностный метод обучения, следовательно, для того, чтобы выстроить урок в рамках системно-деятельностного подхода,  необходимо знать принципы построения урока, примерную типологию уроков и критерии оценивания урока.

Дидактические принципы системно-деятельностного подхода

1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а, добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).

4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.

Переход на ФГОС требует от учителя не только знания и понимания основных принципов системно - деятельностного подхода в образовании, но и активных действий по его внедрению в учебный процесс.

Чтобы понять какой прием или технику использовать на уроке, необходимо представить каждый этап урока в виде законченного модуля с четко определенными целями и задачами, а также планируемыми результатами. Такой подход дает возможность отслеживать результаты  деятельности каждого ученика в течение  всего урока на каждом этапе, а также позволяет соблюдать принцип непрерывности обучения в рамках одного занятия.


Этапы составления технологической карты урока

Название  этапа

Дидактическая  задача

Деятельность  учителя

Деятельность  учеников

Планируемый  результат

Методическое  обеспечение

Организационный  момент (1мин)

Настроить  учащихся  на  работу

Создает положительную  мотивацию

Слушают  учителя

Создание  положительной  мотивации

 

Ориентировочно-мотивационный  этап (8мин)

Вводное  повторение. Создание  проблемной  ситуации.

Организует  повторение  опорных  знаний.  Предлагает  входной  тест. Погружает  учащихся  в  их  «незнание»

Выполняют  задание-тест

Повторение опорных знаний. Учащиеся  выделяют  вопросы, ответы  на  которые  они  затрудняются  дать

Листы  с  входным  тестом  на  каждого  ученика

Постановка целей урока

(2 мин)

Развивать  умения  формулировать  цели  урока

Помогает    учащимися  сформулировать  цели  урока. Создает  условия  для  самоопределения  учащихся на  деятельность  и  ее  результаты

Предлагают  формулировки  целей  и  задач  урока

Сформулировать  диагностические  цели  урока

Тема  урока

Операционно-познавательный  этап (20-25 мин)

 

Передать  знания  по  новой  теме. Организовать  целенаправленную  познавательную  деятельность  учащихся, их  тренировку  в  тех действиях, которые  являются  целью  урока. Организовать образовательные  ситуации  развивающего  типа

 

 

 

Оборудование, карточки  с  заданиями

Контрольно-коррекционный  этап (8мин)

 

Создать  условия  для  самоконтроля, коррекции  и  самооценки  знаний, умений  и  деятельности  учащихся. Обеспечить  самоопределение  на  домашнее  задание

 

 

Листы  с  выходным  тестом  на  каждого  ученика

Карта  ответов

Рефлексивный  этап (2 мин)

Развитие  умений  обсуждать  и  анализировать  сам  учебный  процесс, который  привел  к  полученным  результатам

Проводит  беседу по  вопросам: достигнуты  ли  цели; пригодятся  ли  полученные  знания; каким  образом  можно  узнать  непонятное  и  т.д.

Участвуют  в  беседе

Учащиеся  осознают  успешность  восприятия  и  осмысления  объектов  изучения

 


Литература по системно-деятельностному подходу

 

1) Панов А. И.  Системно-деятельностный подход в образовании. Методические рекомендации. - Томск, 2002. - 36 с. Режим доступа: [http://internika.org/sites/all/modules/pubdlcnt/pubdlcnt.php?file=http://internika.org/sites/default/files/users/user5606/Panov_A.I._Sistemno-deyatelnostnyy_podhod_v_obrazovanii.doc&nid=2440]

3) Реализация системно-деятельностного подхода как основа определения требований к результатам образования в рамках ФГОС. Режим доступа: [http://festival.1september.ru/articles/595419/]

4) Деятельностно–ориентированный подход к образованию //Управление школой. Газета Изд. дома «Первое сентября».- 2011.-№9.-С.14-15.

6) Деятельностный подход в обучении. Понятие проектирования как деятельности. Режим доступа: [http://festival.1september.ru/articles/419748/]

7) Методические рекомендации по организации урока в рамках системно-деятельностного подхода. Режим доступа:

[http://omczo.org/publ/393-1-0-2468]

8) Деятельностный метод в школе. Режим доступа: [http://festival.1september.ru/articles/527236/]

10)  Дмитриев, С. В. Системно-деятельностный подход в технологии школьного обучения / С. В. Дмитриев // Школьные технологии. - 2003.- N 6. - С. 30-39.

11) Гревцова, И. Системно-деятельностный подход в технологии школьного обучения /И. Гревцова // Школьные технологии. - 2003. - № 6. - С.

12) Купавцев,А.В. Деятельностный аспект процесса обучения/А.В. Купавцева // Педагогика.- 2002.-№6.-С.44-66. 15. Леонтьев,А.А. Что такое деятельностный подход в образовании /А.А. Леонтьева //Начальная школа плюс.-2001.-№1-С.3-6.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_informatiki_v_aspekte_sistemno-deyatelnogo_podkhoda.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Злынковская средняя общеобразовательная школа №2

Учитель математики и информатики Коваленко Алла Петровна

Доклад

На тему

2013-2014 учебный год

Я слышу и забываю.

Я вижу и запоминаю.

 Я делаю и понимаю.

Конфуций

В стандартах второго поколения цели изучения информатики предполагают подготовку учеников к жизни и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде, к возможности получения дальнейшего образования с использованием современных информационных технологий обучения.  

Основой, обеспечивающей реализацию Федерального Образовательного Стандарта является системно – деятельностный подход, который обеспечивает:

  • формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
  • проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
  • активную учебно – познавательную деятельность обучающихся;
  • построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

Понятие системно – деятельностного подхода было введено в 1985 г.

индивидуальных способностей, а также позволяет значительно упрочить знания и увеличить темп изучения материала без перегрузки детей.

Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование индивидуальных способностей, а также позволяет значительно упрочить знания и увеличить темп изучения материала без перегрузки детей, обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие.

Основной формой организации обучения является урок

Урок — это форма организации обучения  с группой учащихся одного возраста, постоянного состава, с единой для всех программой обучения.

Сущность урока в процессе обучения –  коллективно-индивидуальное взаимодействие учителя и учащихся, в результате которого происходит усвоение учащимися знаний, умений и навыков, развитие их способностей, опыта деятельности, общения и отношений, а также совершенствование педагогического мастерства учителя. 

Выделяют  четыре типа уроков в зависимости  от их целей:

  1. Уроки «открытия» нового знания
  2. Уроки рефлексии
  3. Уроки систематизации знаний (общеметодологической направленности)
  4. Уроки развивающего контроля

Цели уроков выделенных типов:

1.     Урок «открытия» нового знания.

Деятельностная цель: формирование умений реализации новых способов действий.

Содержательная цель: формирование системы математических понятий.

  1.  Урок рефлексии.

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к выявлению причин затруднений и коррекции собственных действий.

Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция   изученных    способов действий – математических понятий, алгоритмов и т.д.

3.     Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности).

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания и способностей к учебной деятельности.

Содержательная цель: выявление теоретических основ развития содержательно-методических линий школьного курса математики и построение обобщённых норм  учебной деятельности.

4.     Урок развивающего контроля.

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции.

Содержательная цель: контроль и самоконтроль изученных   математических понятий и  алгоритмов.

Технология проведения уроков каждого типа реализует деятельностный метод обучения, следовательно, для того, чтобы выстроить урок в рамках системно-деятельностного подхода,  необходимо знать принципы построения урока, примерную типологию уроков и критерии оценивания урока.

Дидактические принципы системно-деятельностного подхода

1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а, добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).

4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.

Переход на ФГОС требует от учителя не только знания и понимания основных принципов системно - деятельностного подхода в образовании, но и активных действий по его внедрению в учебный процесс.

Чтобы понять какой прием или технику использовать на уроке, необходимо представить каждый этап урока в виде законченного модуля с четко определенными целями и задачами, а также планируемыми результатами. Такой подход дает возможность отслеживать результаты  деятельности каждого ученика в течение  всего урока на каждом этапе, а также позволяет соблюдать принцип непрерывности обучения в рамках одного занятия.


Этапы составления технологической карты урока

Название  этапа

Дидактическая  задача

Деятельность  учителя

Деятельность  учеников

Планируемый  результат

Методическое  обеспечение

Организационный  момент (1мин)

Настроить  учащихся  на  работу

Создает положительную  мотивацию

Слушают  учителя

Создание  положительной  мотивации

Ориентировочно-мотивационный  этап (8мин)

Вводное  повторение. Создание  проблемной  ситуации.

Организует  повторение  опорных  знаний.  Предлагает  входной  тест. Погружает  учащихся  в  их  «незнание»

Выполняют  задание-тест

Повторение опорных знаний. Учащиеся  выделяют  вопросы, ответы  на  которые  они  затрудняются  дать

Листы  с  входным  тестом  на  каждого  ученика

Постановка целей урока

(2 мин)

Развивать  умения  формулировать  цели  урока

Помогает    учащимися  сформулировать  цели  урока. Создает  условия  для  самоопределения  учащихся на  деятельность  и  ее  результаты

Предлагают  формулировки  целей  и  задач  урока

Сформулировать  диагностические  цели  урока

Тема  урока

Операционно-познавательный  этап (20-25 мин)

Передать  знания  по  новой  теме. Организовать  целенаправленную  познавательную  деятельность  учащихся, их  тренировку  в  тех действиях, которые  являются  целью  урока. Организовать образовательные  ситуации  развивающего  типа

Оборудование, карточки  с  заданиями

Контрольно-коррекционный  этап (8мин)

Создать  условия  для  самоконтроля, коррекции  и  самооценки  знаний, умений  и  деятельности  учащихся. Обеспечить  самоопределение  на  домашнее  задание

Листы  с  выходным  тестом  на  каждого  ученика

Карта  ответов

Рефлексивный  этап (2 мин)

Развитие  умений  обсуждать  и  анализировать  сам  учебный  процесс, который  привел  к  полученным  результатам

Проводит  беседу по  вопросам: достигнуты  ли  цели; пригодятся  ли  полученные  знания; каким  образом  можно  узнать  непонятное  и  т.д.

Участвуют  в  беседе

Учащиеся  осознают  успешность  восприятия  и  осмысления  объектов  изучения


Литература по системно-деятельностному подходу

 

1) Панов А. И.  Системно-деятельностный подход в образовании. Методические рекомендации. - Томск, 2002. - 36 с. Режим доступа: [http://internika.org/sites/all/modules/pubdlcnt/pubdlcnt.php?file=http://internika.org/sites/default/files/users/user5606/Panov_A.I._Sistemno-deyatelnostnyy_podhod_v_obrazovanii.doc&nid=2440]

3) Реализация системно-деятельностного подхода как основа определения требований к результатам образования в рамках ФГОС. Режим доступа: [http://festival.1september.ru/articles/595419/]

4) Деятельностно–ориентированный подход к образованию //Управление школой. Газета Изд. дома «Первое сентября».- 2011.-№9.-С.14-15.

6) Деятельностный подход в обучении. Понятие проектирования как деятельности. Режим доступа: [http://festival.1september.ru/articles/419748/]

7) Методические рекомендации по организации урока в рамках системно-деятельностного подхода. Режим доступа:

[http://omczo.org/publ/393-1-0-2468]

8) Деятельностный метод в школе. Режим доступа: [http://festival.1september.ru/articles/527236/]

10)  Дмитриев, С. В. Системно-деятельностный подход в технологии школьного обучения / С. В. Дмитриев // Школьные технологии. - 2003.- N 6. - С. 30-39.

11) Гревцова, И. Системно-деятельностный подход в технологии школьного обучения /И. Гревцова // Школьные технологии. - 2003. - № 6. - С.

12) Купавцев,А.В. Деятельностный аспект процесса обучения/А.В. Купавцева // Педагогика.- 2002.-№6.-С.44-66. 15. Леонтьев,А.А. Что такое деятельностный подход в образовании /А.А. Леонтьева //Начальная школа плюс.-2001.-№1-С.3-6.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по системно-деятельному подходу в обучении русскому языку "Наклонения глагола"( 6 класс)

Интегрированный урок по системно-деятельному подходу в обучении русскому языку "Наклонения глагола"( 6 класс)...

Инструменты проектирования урока в системно-деятельном подходе в обучении географии

Инструменты проектирования урока в системно-деятельном подходе в обучении географииИнструменты проектирования урока в системно-деятельном подходе в обучении географии...

Анализ урока информатики с точки зрения метапредметного подхода

Новый Стандарт образования устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования: личностным, метапредметным и предметным.Метапре...

«Реализация системно-деятельного подхода через использование методов и приёмов личностно-opиeнтиpoвaннoгo oбучeния учaщиxcя на уроках русского языка и литературы»

Вторые областные педагогические чтения: Педагогические стратегии реализации системно-деятельностного подхода в начальной и основной школе...

«Система работы ШМО по реализации требований ФГОС: системно-деятельный коммуникативный подход в обучении иностранному языку»Выступление

Выступление по данной теме поможет учителям в обобщении системы работы школьного МО учителей ИЯ...

Технологическая карта урока физической культуры в формате системно – деятельного подхода в обучении

Технологическая карта урока физической культуры в формате системно – деятельного подхода в обучении Ф. И. О. педагога: Москаленко Марина ЮрьевнаПредмет: физическая культураКласс:  5Автор УМК...

Доклад на тему "Системно - деятельный подход на уроках истории в рамках реализации ФГОС."

Данный материал был представлен на методическом совете школы 24.03.2015 года...