Кейс – метод во внеклассной деятельности по информатике
статья по информатике и икт на тему

Бадлуева Софья Сергеевна

Неотъемлемой частью образовательной программы в школе на сегодня становится внеурочная деятельность, задача которой, в соответствии с ФГОС, организовать образовательный процесс с учетом целей, интересов и потребностей современных детей и родителей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon keys.doc208 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение Усть-Ордынская СОШ №1 им.В.Б. Борсоева

Бадлуева Софья Сергеевна, учитель информатики

Кейс – метод во внеклассной деятельности по информатике

Неотъемлемой частью образовательной программы в школе на сегодня становится внеурочная деятельность, задача которой, в соответствии с ФГОС, организовать образовательный процесс с учетом целей, интересов и потребностей современных детей и родителей. В связи с этим школа второй год сотрудничает с Открытым Молодежным Университетом (ОМУ) г. Томска по экспериментальной образовательной программе «Мир моих интересов. Другой взгляд – другой мир», которая направлена на развитие познавательного интереса, начиная с учащихся НОШ. Результатом работы по этой программе является, то что учащиеся НОШ получают начальные навыки по методу-кейс.

К пятому классу у учащихся уже накоплен опыт решения четко и конкретно сформулированных задач, но в жизненных ситуациях часто встречаются задачи, в которых часто условия не видны, а исходные данные не полны. Именно поэтому при организации внеклассной деятельности используем метод – кейса, который позволяет повысить интерес учащихся к создающейся ситуации за счет умения:

  • анализировать ситуацию;
  • разобраться в сути проблемы;
  • предложить лучшие решения и выбрать лучшее из них

Case (англ) – случай, ситуация. Кейсы базируются на реальном фактическом материале или же приближены к реальной ситуации.

При организации внеклассной деятельности кейс представляет собой реальную жизненную ситуацию, описание которой отражает какую-нибудь практическую проблему. Она не должна иметь однозначного решения, что позволяет поддерживать интерес учащихся к ситуации. Кроме того, должны быть четко очерчены временные рамки ситуации и дана вся необходимая для анализа и принятия решений информация. Таким образом, дети учатся мыслить образами и представлениями, расставлять реальные, а не формальные приоритеты, изыскивать нестандартные решения, выходить за рамки стандартных условий, по-разному трактовать казалось бы однозначные условия. При этом любое решение признается правильным, то есть мотивация всегда положительная. Метод конкретных ситуаций  - разновидность исследовательского процесса и аналитической процедуры. Это технология коллективного обучения, включающаяся процедуры индивидуального, группового и коллективного развития, формирования определенных личностных качеств учащихся. Для пятого класса мы предлагаем структурированные кейсы. Структурированный кейс – короткое и точное изложение ситуации с конкретными цифрами и данными. Для такого типа кейсов существует определенное количество правильных ответов. По форме мы предлагаем электронный кейс, в который входят:

  • кейс ученика: фотографии. Справки, защита, результаты кросса;
  • кейс учителя: фотографии, защита, самоанализ, оценивание;

Метод кейсов, разработанный в Гарвардском университете, вот уже почти столетие успешно используется в подготовке экономистов/менеджеров высшего звена. Его главные задачи – обучение работе с информацией и принятию решений.

Применение метода – кейса во внеклассной деятельности по информатике:

  • мыслительных и творческих способностей учащихся;
  • помогает формированию ИКТ – компетентности;

Рассмотрим на примере внеклассного мероприятия Фото кросс «Школа глазами домашнего животного»

     

Рисунок 1. Информация к размышлению

На рис.1 – Ваша ситуация: вы должны составить фото кросс «Школа глазами домашнего животного».

Имеющиеся ресурсы:

  • фотографии собак
  • фотографии кошек
  • 40 мин времени
  • Папки со справками

Получена масса разнообразной информации. Она представлена в графическом виде. Вам предстоит глазами животного посмотреть на школу и представить решение ситуации. Оформить в виде презентации и обсудить на веб-форуме. Все это называется фото кроссом. В этой ситуации явный цейтнот и дефицит – как в жизни – это на все не хватит времени и ресурсов.

Задание: сделать фото кросс и защитить свой выбор

Применение метода – кейс позволяет расширить информационно-образовательную среду урока:

  • Гибкость организационной структуры урока осуществляется за счет модулей;
  • Целостность урока осуществляется за счет оптимальных методов и способов обучения;
  • Открытость осуществляется за счет организации работы компьютере, подключенному к Интернету;
  • Вариативность урока за счет различного подбора фрагментов содержания

Литература и ресурсы:

  1. Специальный сайт, посвященный методике ситуационного обучения с использованием кейсов. http://www.casemethod.ru/ ( Электронный ресурс)
  2. Прищепа Т.А., доцент, к.п. н. материал для реализации Всероссийского сетевого проекта (Электронный ресурс) http://planeta.tspu.ru/index.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО ЧЕРЧЕНИЮ с применением кейс метода «АСО «Промстрой»/ Часть 1

Разработка кейса представляет собой результат научно-методической деятельности учителя. Данная работа дает возможность глубоко освоить не только внешние стороны кейса в его использовании на уроке, но ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО ЧЕРЧЕНИЮ с применением кейс метода «АСО «Промстрой». Часть 2

Разработка кейса представляет собой результат научно-методической деятельности учителя. Данная работа дает возможность глубоко освоить не только внешние стороны кейса в его использовании на уроке, но ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО ЧЕРЧЕНИЮ с применением кейс метода «АСО «Промстрой». Часть 3

Разработка кейса представляет собой результат научно-методической деятельности учителя. Данная работа дает возможность глубоко освоить не только внешние стороны кейса в его использовании на уроке, но ...

Формы и методы организации внеклассной деятельности обучающихся. Презентация.

Применение разных форм внеурочной деятельности учеников....

Разработка внеклассного спортивного мероприятия с использованием кейс-метода

    В данном материале показана возможность применения кейс-метода в подготовке спортивного мероприятия "День здоровья" . Предполагается, что старшеклассники, проявив творчество, само...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЕЙС-МЕТОДА В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ КАДЕТ

Аннотация: статья посвящена проблематике использования проблемных педагогических технологий (кейс-метода) в условиях обучения в кадетском корпусе, выявлению наиболее подходящей и результативной педаго...

Кейс – метод как один из эффективных методов формирования навыков самоорганизации учебной деятельности в процессе изучения английского языка

целью работы мы определяем изучение особенностей использования кейс-метода на уроках английского языка как средства формирования навыков самоорганизации учебной деятельности....