Опыт работы «Использование кейс – метода в проектной деятельности младших школьников»
статья

Малькова Ирина Игоревна

В статье представлен опыт работы педагога дополнительного образования по использованию кейс - метода в проектнгой деятельности технической направленности младших школьников. Для сопровождения отчета педагог подготовлена презентация.

https://cloud.mail.ru/public/2KDV/P9HSXEmRy

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_temu.docx28.79 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на тему

«Использование кейс – метода в проектной деятельности младших школьников»

 1 слайд

Уважаемые коллеги,  представляю опыт использования кейс – метода в проектной деятельности младших школьников.

2 слайд

Учебные проекты технической направленности помогают детям развивать инженерное мышление и практические навыки. Одним из эффективных методов в таких проектах является использование кейс-технологии. Кейсы позволяют моделировать реальные жизненные ситуации, решение которых не только способствует развитию навыков анализа и принятия решений, но также повышает осознанность и мотивацию учеников, демонстрирующих прикладную значимость тех знаний и навыков,  которые они получают , работая над проектами.

3 слайд

Одними из основных задач программы "Техностарт" является формирование у учащихся навыков проектной и исследовательской деятельности, а также развитие различных видов мышления .

Использование кейс-метода в рамках этой программы помогает эффективно достигать поставленных целей, обеспечивая интеграцию теории с практикой и стимулируя познавательную активность школьников, что также является одной из значимых задач ДООП «Техностарт».

4 слайд

Исходя из классификации кейсов, в работе с учащимися я использую прикладные кейсы. Они описывают проблемные конкретные жизненные ситуации. Их  цель -  поиск путей их решения этих ситуаций.

 Но в подходе к формулировке проблемы есть различие между кейс-технологией и проектной работой:

  • В кейс-технологии проблема задаётся педагогом в виде конкретного случая, и ученик анализирует её, предлагая решение, развивая аналитические навыки.
  • В проектной работе ученик сам выбирает и формулирует проблему, определяя цели и этапы работы, проявляя инициативу и творчество.

Ключевое различие — источник проблемы: в кейс-технологии её ставит педагог, а в проектной работе — сам ученик.

Общим между кейсом и проектной работой является наличие следующих этапов:

  1. Анализ и исследование: сбор и изучение информации для глубокого понимания ситуации.
  2. Генерация идей: разработка гипотез и предложений. Выбор главной идеи и  ее обоснование.
  3. Реализация: выполнение запланированных действий  по поставленым целям и задачам проекта.
  4. Представление и оценка: демонстрация результата и получение обратной связи.

Эти этапы характерны как для работы с кейсом, так и для выполнения проектной работы, хотя их содержание и акценты могут различаться в зависимости от типа задания.

5 слайд

Кейс-технологии позволяют моделировать разнообразные жизненные ситуации и формулировать проблемы в различных областях знания. Например, проекты естественно-научной направленности , которые выполнялись учащимися.

«Моя первая электронная поделка» Учащийся создал электрифицированную открытку. Проблему проекта -  изучение возможностей светодиодов и их применение в самодельных изделиях.

«Прибор для измерения высоты и расстояния (ИВиР)» в этой работе мальчик разработал простой и удобный измерительный прибор для детских нужд. Проблема заключалась в отсутствии подходящих устройств для измерения высоты деревьев и расстояний в образовательных и игровых целях. Целью стало создание безопасного прибора для выполнения таких измерений.

В работе «Мое будущее путешествие» учащийся выявил проблему нехватки знаний  о том, что помогает  речным судам безопасно двигаться. Для этого создается макет, демонстрирующий работу навигационных знаков на Волге. Макет поможет лучше понять принципы безопасной навигации и подготовиться к путешествию.

6 слайд

        Дети проявляют естественный интерес к окружающим их предметам и явлениям, однако не всегда понимают, как они устроены и почему работают именно так. Проблема заключается в желании узнать и понять, как всё это функционирует, и попробовать самостоятельно создать нечто подобное.

        Решение -  создание интерактивных моделей и игрушек, которые наглядно демонстрируют физические законы и механизмы, позволяя детям лучше понимать устройство мира вокруг них.

Рассмотрим  примеры несколько детских проектов.

«Узорные проекции». Проект был посвящен созданию модели калейдоскопа-проектора с использованием современных материалов. Идея возникла после изучения чертежа и описания конструкции в техническом журнале для юных техников.

Желание создать оригинальные технические игрушки с движением, используя фрикционный механизм, чтобы порадовать близких и развить свои навыки отражено в проектных работах «Новогодний подарок для мамы», «Подарок для мамы «Танцующая балерина».

7 слайд

В детских проектных работах этап исследования играет ключевую роль. Ребята обращаются к различным источникам информации:

  • изучение  познавательной литературы,
  • интернет-ресурсы,
  • консультации с взрослыми.

Познавательные книги помогают детям познакомиться с историей создания объектов, изучить их технические особенности и понять основные принципы функционирования.

Интернет предоставляет доступ к дополнительным материалам, расширяя границы поиска.

Консультации с взрослыми, включая педагогов, родителей и специалистов в соответствующих областях, помогают детям получить квалифицированные советы, уточнить детали и разобраться в сложных вопросах.

Эксперименты, проводимые детьми в рамках проектов, позволяют закрепить теоретические знания на практике и глубже понять суть исследуемого вопроса. Все эти действия способствуют формированию целостного представления о теме проекта и достижению поставленных целей

8 слайд

В рамках проектной работы «Моя первая электронная игрушка» учащийся провел анализ и исследования по следующим темам:

  1. Области применения светодиодного свечения: изучение различных сфер, где используются светодиоды (например, освещение, индикаторы, рекламные вывески).
  2. Принцип работы светодиода и сборка электрической цепи: исследование устройства светодиодов, их физических характеристик и практическое освоение принципов сборки простых электрических цепей.
  3. Разнообразие видов открыток: обзор существующих типов поздравительных открыток, их дизайна и функциональных особенностей.

Экспериментальная часть проекта была направлена на изучение особенностей последовательного и параллельного соединения электрических цепей, а также на исследование понятия полярности.

9 слайд

В проектной работе «Покоритель льдов» учащийся изучил информацию по следующим темам:

  1. История создания атомных ледоколов конструкции типа «Арктика». Исследование этапов разработки и строительства атомных ледоколов серии «Арктика», начиная от первых проектов до современных судов.
  2. Почему ледокол называется атомным?Анализ принципа работы атомных реакторов и их роли в обеспечении энергетической независимости ледоколов, используя детскую познавательную литературу.
  3. Особенности конструкции атомного ледокола «Арктика». Подробный разбор технических решений, применяемых в конструкции ледокола, обеспечивающих его высокую проходимость и устойчивость в экстремальных условиях Арктики.

Экспериментальная деятельность включала проведение сравнительного анализа основных характеристик двух моделей атомных ледоколов разных поколений, чтобы выявить эволюцию конструктивных решений и технологических достижений

10 слайд

В контексте детских проектных работ с применением кейс-технологии ключевое значение имеют этапы генерации идей и выбора решения.

На этапе генерации дети предлагают разнообразные варианты решения проблемы. Затем происходит тщательный анализ идей, включая оценку их реализуемости, что учит детей принимать обоснованные решения.

Например, в проекте «Детская площадка» учащаяся рассмотрела несколько вариантов материалов для макета. После анализа были выбраны детали конструктора LEGO как удобные, прочные и функциональные, позволяющие легко вносить изменения.

11 слайд

 В проектной работе «Макет – конструктор «Дом с участком для моей семьи» для создания макета рассматривалось несколько идей, но была выбрана та, которая позволяла смоделировать различные варианты зон приусадебного участка с жилым домом.

Макет получился красивым и функциональным — все объекты можно было перемещать, чтобы создать желаемую планировку. Каждый член семьи разработал собственный вариант оформления участка. В будущем планируется дополнить макет новыми объектами, такими как другая модель дома, качели и элементы озеленения.

12  слайд

Реализация и представление детских проектов в рамках кейс-технологии позволяют развивать у учащихся важные навыки самостоятельного мышления и творческого подхода. Дети активно вовлекаются в процесс реализации задуманных идей.

Через практическое применение знаний в конкретных ситуациях ребята учатся оценивать эффективность своего выбора. Кроме того, кейс-технология стимулирует развитие коммуникативных способностей, ответственности и умения работать в команде — дети, выполняя свой проект, готовы помогать другим ребятам и принимать советы от окружающих.

Представляя свои проекты, дети испытывают волнение, удовлетворение и гордость за то, что смогли вложить свои знания, умения и труд.

13 слайд

Таким образом, кейс-метод последовательно применяется на каждом этапе работы над проектом, обеспечивая эффективное решение практических задач и развитие детских компетенций. 

Он может эффективно дополнять процесс работы над проектом в начальной школе, помогая детям лучше понимать проблематику, развивать исследовательские навыки, генерировать идеи, преодолевать трудности и презентовать результаты.

Главное — адаптировать кейсы под возрастные особенности детей, делая их доступными и интересными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность младших школьников

Данная работа содержит методические рекомендации по организации проектной деятельности младших школьниковРекомендации адресованы классным руководителям начальных классов....

Мастер-класс "Проектная деятельность младших школьников на уроках информатики"

Мастер-класс для педагогов "Проектная деятельность младших школьников на уроках информатики". Проводила в рамках конкурса "Учитель года"...

Организация проектной деятельности младших школьников средствами УМК "Перспективная начальная школа"

Статья о том, как организовать проектную деятельность младших школьников....

Презентация Организация проектной деятельности младших школьников средствами УМК "ПНШ"

Презентация к статье "Организация проектной деятельности младших школьников средствами УМК "ПНШ"...

организация проектной деятельности младших школьников

Организация проектной деятельности учащихся становится все более популярной в современной образовательной практике. Ее возрождение связано с реформированием школьного образования, поиском продуктивных...

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ             И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...

Проектная деятельность младших школьников

Материал будет полезен всем педагогам, интересующимся проектной деятельностью...