Мастер-класс "Проектная деятельность младших школьников на уроках информатики"
методическая разработка (информатика и икт) по теме

Мещерякова Екатерина Владимировна

Мастер-класс для педагогов "Проектная деятельность младших школьников на уроках информатики". Проводила в рамках конкурса "Учитель года"

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАСТЕР-КЛАСС

«ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ» (СЛАЙД 1)

Целевая аудитория: педагоги

Продолжительность: 20 минут

Цель:  показать возможные пути использования метода проектов на учебном занятии (СЛАЙД 2).

Велением времени стало применение учебного проектирования на всех этапах обучения в дошкольных и школьных учреждениях.

Это и интеграция, и погружение в тему, и детализация её составляющих, и, что немало важно (!), деятельность ученика, направленная на познание. Деятельность, предполагающая определённую свободу: выбора подтемы, ролевого участия.

Большая роль здесь принадлежит учителю, как умелому и тактичному организатору деятельности каждого ребёнка.

Чтобы деятельность была удачной, тема проекта должна быть личностно значима для ребёнка.

Все мы помним этапы работы методом проектов (СЛАЙД 3)

  1. погружение в проект (деятельность по определению проблемы, целеполаганию, постановке задач предстоящей деятельности);
  2. организация деятельности (разбивка на группы, распределение ролей, выбор формы и способа презентации);
  3. осуществление деятельности (поиск материала, консультации, контроль и помощь со стороны учителя, подготовка презентации);
  4. презентация (предъявление результата, рефлексия деятельности, оценка результативности).

Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею. В этот период закладывается ряд ценностных установок, которые влияют как на сформированность волевой сферы, так и на сформированность значимости деятельности, направленной на самообучение и саморазвитие.

Почему еще я выбираю проектную деятельность на уроках информатики?

На этот вопрос отвечу словами автора учебно-методического комплекса по информатике в начальной школе Н.В. Матвеевой «Умение работать с информацией на интуитивном уровне – это природный дар, присущий каждому человеку. Другая важная сторона нашей жизни – умение осознанно работать с информацией: целенаправленно осуществлять ее поиск, представление на носителе, хранение, преобразование, передачу. Важным является и умение использовать полученную информацию, чтобы осознанно управлять собой – своей жизнью, учебной и производственной деятельностью».

Проектная технология является одним из приоритетных направлений в современном образовании. Но при ее применении учителя сталкиваются с рядом проблем, затруднений. В своем мастер-классе я хочу показать, как можно преодолеть некоторые из этих проблем.

Определение темы проекта (СЛАЙД 4)

Первая трудность, с которой сталкивается педагог это выбор темы.  Например, если взять изучение нового материала, то может получиться так, что учащиеся будут разбираться только в той области, которую они исследовали. Опыт работы над проектами показал, что лучше выбирать темы, на которых возможна интеграция с другими областями знаний и в то же время, работая над которыми можно познакомиться с новым или закрепить пройденный учебный материал (как теоретический, так и практический).

В начальной школе дети не всегда могут выбрать самостоятельно тему, поэтому я как учитель могу предложить детям несколько тем. Ежегодно в сентябре в школе проходят выставки фотографий: «Я и моя Семья», «Мое лето в Бердске», «Мое хобби», «Бердск в разное время года», «Моя малая Родина», выставки прикладного творчества «Строю город своими руками», выставки рисунков «Мой город».  

Вопрос: Какая тема объединяет все эти выставки?

Ответ: Город Бердск.

Вопрос: А почему именно в сентябре?

Ответ: День города.

Вопрос: Представьте себе, что сегодня вам предстоит провести экскурсию по родному городу. Что бы вы хотели показать туристам?

Ответы: …

Вопросы: А все ли эти достопримечательности города вы знаете? И насколько хорошо?.. А знаете ли вы историю появления этих достопримечательностей?.. А хотели бы узнать?.. Так давайте узнаем об этом вместе! Тогда нам будет, что рассказать гостям нашего города.

Вопросы: Можем ли мы назвать эти достопримечательности чудесами города Бердска? А когда мы все эти чудеса рассмотрим, изучим каким-то образом, лучшие чудеса выбирать будем? А сколько их будет? И почему?

Итог: рассматриваем, изучаем достопримечательности города Бердска, а затем выбираем 7 лучших, тех, которые мы можем назвать чудесами нашего города. Значит,  как мы можем назвать наш проект?

Ответ: «Семь чудес города Бердска».

Ввод проекта на учебном занятии (СЛАЙД 5 )

Вторая трудность: как сделать так, чтобы учащиеся захотели работать над проектом. Понятно, что необходим какой-то яркий момент. Это может видеоролик, презентация.

Ко мне каждое лето в гости приезжает сестра с города Омска. И всегда говорит, что ее город лучше, больше, интереснее. Что больше, я не спорю, а что лучше и интереснее, могу поспорить. Я собрала все фотографии, которые дети приносили на конкурсы, отсканировала и сделала небольшой видеоролик о городе Бердске.

Этот видеоролик я показываю детям (ДЕМОНСТРАЦИЯ ВИДЕОРОЛИКА по гиперссылке на слайде).

Вопрос: А вы хотите научиться делать презентации о своем городе, чтобы показывать их гостям?

Ответ: да.

Итог: На данном этапе мы с ребятами утвердили свое желание участвовать в проектной деятельности.

Выбор форм и способов осуществления деятельности (СЛАЙД 6)

На следующем этапе – следующая трудность. Необходимо определить в какой форме мы будем представлять результаты изучения достопримечательностей города.

Давайте с вами подумаем и составим список вариантов, а потом составим некий план нашей деятельности.

Учителя говорят, а я пишу на доске все предложенные варианты.

Итог: А у нас с ребятами получился следующий план реализации нашего проекта (СЛАЙД 7):

  1. Написание сочинения об одном из чудес города Бердска на тему «Почему я считаю эту достопримечательность чудом города Бердска?». Выставка сочинений.
  2. Сбор информации о своем чуде (работа с разными источниками информации): история появления, назначение, фотографии современные и прошлых лет, социологический опрос жителей города. Лучшие фотографии оформляются на выставку.
  3. Оформление собранной информации – выпуск информационной газеты.
  4. Подготовка презентаций. Публичная защита (представление) своего чуда.
  5. Голосование.

Определение конкретных тем исследований учащихся (СЛАЙД 8)

Следующая трудность может возникнуть при определении учащимися конкретных тем. Но так, как первый этап проекта предполагает индивидуальную деятельность, то учащиеся самостоятельно (по личному желанию) или совместно с родителями определяются с темой исследования – выбирают достопримечательность города. А я предлагаю вам сейчас взять любую карточку на столе и подумать, почему вы лично считаете эту достопримечательность чудом города Бердска (30 секунд).

Теперь подумайте, какими источниками информации вы можете воспользоваться, чтобы найти достоверную информацию? Перечисляем…

А ребята пользовались следующими источниками информации (СЛАЙД 9)

Вот, что получилось, когда ребята оформили найденную информацию в информационные газеты (СЛАЙД 10-16). 

На этапе подготовки презентаций можно объединиться в группы по темам.

Объединяются педагоги по темам в группы.

Сейчас вы в своей группе готовите мини-выступление на 30 секунд. В это время на экране будут демонстрироваться презентации, подготовленные участниками проекта, для защиты своего чуда города Бердска.

Защита…

(Используются детские презентации при защите)

Заключительным этапом нашего проекта является голосование (СЛАЙД 17). Каждый из вас получает бланк для голосования, в котором вы можете отметить только семь чудес города Бердска, которые, по-вашему мнению, заслуживают этого звания. Если в бланке не указан объект, который вы считаете чудом города, впишите его и отметьте.

Голосование…

По результатам голосования среди учащихся и педагогов начальной школы №8 в список «Семи чудес города Бердска» вошли… (СЛАЙД 18).

        

        Завершением проекта стал выпуск сборника «Семь чудес города Бердска» (СЛАЙД 19), который является практическим пособием для педагогов (ПОКАЗЫВАЮ) с приложением на электронном носите (диске).

        

Данный проект получил свое продолжение в рамках долгосрочного проекта «Город, где Я!», посвященный юбилею со дня рождения города и краткосрочного проекта в 7-8 классах «Виртуальная экскурсия по городу Бердску».

Мы с вами в рамках мастер-класса проработали основные этапы реализации проектов на учебном занятии. В начале занятия я говорила о том, что проектная деятельность помогает мне изучать и закреплять с детьми учебный материал. Я составила таблицу (Приложение 1), которая позволяет увидеть, какую информационную деятельность выполняет ребенок на каждом этапе проектной деятельности, и какой теме, согласно тематическому планированию, эта деятельность соответствует.  

Если у вас есть вопросы, я постараюсь на них ответить.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оптимизация познавательной деятельности младших школьников на уроках иностранного языка

Сообщение на МО учителей иностранного языка ( из опыта работы)...

Рефлексивный компонент деятельности младшего школьника на уроках английского языка в рамках ФГОС

В данной статье рассматривается рефлексивная деятельность младших школьников на уроке английского языка как этап современного  урока. Приведены приемы рефлексивной деятельности как учащихся, так ...

Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках иностранного языка

Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках иностранного языка...

Программа внеурочной деятельности младших школьников кружок"Занимательная информатика"

Изучение информатики и информационных технологий в начальной школе является неотъемлемой частью современного общего образования. У учащихся, работающих с компьютером, формируется более высокий уровень...

Развитие познавательного интереса у младших школьников на уроках информатики

Статья по представленной теме содержит описание некоторых приемов и методов развития познавательного интереса у младших школьников на уроках информатики....