ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
учебно-методическое пособие по теме

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ

             И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

                 МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

        Дети – прирожденные исследователи, неутомимые и старательные. Только нужно по-настоящему увлечь их предметом исследования. Его может предложить учитель, руководствуясь требованиями программы, и быть при этом уверенным, что «самостоятельно» добытые учениками знания усвоятся надежнее и прочнее. А можно предоставить ребятам возможность самим выбрать интересный предмет исследования, незаметно направив их изыскательский энтузиазм в нужное русло. В любом случае педагогу предстоит организовывать исследовательскою деятельность учащихся.

Для скачивания материала нажмите на ссылку:

 Скачать

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bolikh_e.n.rar256.86 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                  Болих Е. Н.  

      ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ

             И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

                 МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

                             Если каждый человек на кусочке своей земли  

                             сделал бы всё, что он может, как прекрасна была

                             бы земля наша!

                                                                                   А. П. Чехов.

 Каждая личность проходит в своем развитии тот же путь, что и все человечество в целом, но только в предельно сжатые строки. Человеку отпущено катастрофически мало времени для того, чтобы пройти собственный тернистый путь познания. А если учесть, что нужно постараться внести свой, пусть небольшой вклад в процесс эволюции (что останется после меня), то начинать заниматься исследовательской деятельностью следует с самого раннего возраста.

 Дети – прирожденные исследователи, неутомимые и старательные. Только нужно по-настоящему увлечь их предметом исследования. Его может предложить учитель, руководствуясь требованиями программы, и быть при этом уверенным, что «самостоятельно» добытые учениками знания усвоятся надежнее и прочнее. А можно предоставить ребятам возможность самим выбрать интересный предмет исследования, незаметно направив их изыскательский энтузиазм в нужное русло. В любом случае педагогу предстоит организовывать исследовательскою деятельность учащихся.

 Для осуществления целей и задач развивающего обучения нужны деятельностные, проблемные, практико-ориентированные, рефлексивные, групповые методы. В настоящее время широкую популярность приобрели проектные и исследовательские методы. Сейчас, когда в нашей стране возникла необходимость в качественно новых характеристиках образовательных систем, данные методы вновь стали востребованы. Проблема выбора необходимого метода работы возникла перед педагогом всегда. Но в новых условиях нам необходимы эти новые методы, позволяющие по-новому организовать процесс обучения, взаимоотношения между учителем и учеником. Ученики сегодня другие, и роль учителя должна быть другой.

 Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Родившись из идеи свободного воспитания, в данное время он становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования.

 Проектный метод обучения предполагает процесс разработки и создания проекта. В основе метода лежит развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление.

 Начальное обучение проектной деятельности направлено на формирование основополагающих умений учебного проектирования. Прежде всего, мы формируем и развиваем умение планировать. Сначала дети учатся планировать свою деятельность и осуществлять ее в соответствии с составленным планом. Затем составлять план как инструкцию уже не для себя, а для других, потом составлять инструкцию как способ решения проблемы и, наконец, учатся выполнять самостоятельно все этапы технологии проектирования: от рассмотрения проблемной ситуации до выстраивания последовательности действий, решающих проблему.

 При таком построении проектной деятельности учащиеся оказываются в различных жизненных ситуациях, сталкиваются с затруднениями, преодолевают их как интуитивно, так и посредством новых знаний, которые нужно добывать для достижения поставленной цели. Учителю, организующему проектную деятельность детей, надо знать, что проектная деятельность требует от него создания условий для расширения познавательных интересов детей, возможностей их самообразования в процессе практического применения знаний. Именно учитель стимулирует самостоятельную активность учащихся, их сообразительность и изобретательность, повышает мотивацию учащихся, поддерживая, поощряя и направляя их по пути достижения целей, организует доступ к информационным ресурсам, дает четкий анализ результатов выполненного проекта.

 Перед проведением работы по каждому из проектов руководителем должна быть четко выстроена логическая схема:

  - Задачи: создать, провести, обеспечить, привлечь, подготовить, выполнить…

  - Методы: виды деятельности.

  - Результат: проектная деятельность успешно сочетается с исследовательской.

 Исследовательский метод обучения предполагает организацию процесса выработки новых знаний. Принципиальное отличие исследования от проектирования состоит в том, что исследование не предполагает создания какого-либо заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа.

 Результат проекта известен заранее, а результат исследования может быть непредсказуем. Организуя учебно-исследовательскую деятельность младших школьников, необходимо следовать методологии. Поставленная проблема и обозначенная тема должны быть актуальными для ребенка, исследовательская работа должна выполнятся им добровольно и быть обеспечена необходимыми оборудованием, средствами и материалами.

Проектные метод

Исследовательский метод

- Процесс создания какого-либо заранее запланированного объекта;

- решение определенной, ясно осознаваемой задачи

- Процесс поиска неизвестного, новых знаний;

- бескорыстный поиск истины

Рассмотрим этапы данных методов:

               Проект

   Исследование

                    1

                   2

  1. Выбор темы проекта.
  2. Постановка целей и задач.
  3. Планирование проектной деятельности.
  4. Реализация проекта.
  5. Оценка и самооценка проекта.
  6. Презентация.
  1. Выбор темы исследования.
  2. Постановка целей и задач.
  3. Выдвижение гипотезы.
  4. Организация исследования: -исследования, гипотезы путем наблюдения, эксперимента, теоретического анализа;       - разрешение вопроса и проверка.
  5. Фиксирование результатов исследований в форме записи, рисунка, коллекции
  6. Презентация.

Планирование проектной деятельности предполагает:

- определение источников информации;

- определение способов сбора и анализа информации;

- итоговый продукт (формы представления результата);

- выработку критериев оценки результатов работы;

- распределение обязанностей среди членов команды.

В организацию исследования входят следующие действия обучающихся:

● подумать самостоятельно о том, что об этом известно, какие суждения можно высказать по этому поводу, какие выводы можно сделать из того, что уже известно о предмете исследования;

● посмотреть книги по теме и записать важную информацию;

● спросить у взрослых и записать интересную информацию;

● посмотреть телематериалы и записать то, что ты узнал из фильмов;

● используя Интернет, записать сведения, полученные с помощью компьютера;

● понаблюдать и записать необычные факты и парадоксы, полученные с помощью наблюдений;

● провести эксперимент и записать план и результаты.

 В проектной и исследовательской деятельности детей развиваются важнейшие общеучебные, познавательные умения и навыки (перечислим некоторые).

Проектная деятельность:

 1. Рефлексивные умения: осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний; отвечать на вопрос «Чему нужно научиться для решения поставленной задачи?».

 2. Поисковые (исследовательские) умения: самостоятельно находить недостающую информацию; запрашивать недостающую информацию у эксперта ( учителя, консультанта, специалиста); находить несколько вариантов решения проблемы; выдвигать гипотезы; устанавливать причинно-следственные связи.

 3. Оценочные умения.

 4. Умения и навыки работы в сотрудничестве: коллективного планирования, взаимодействия с любым партнером, взаимопомощи в группе в решении общих задач, делового партнерского общения.

 5. Менеджерские умения и навыки: проектировать процесс, принимать решения и прогнозировать их последствия, анализировать собственную деятельность ( ее ход и промежуточные результаты).

 6. Коммуникативные умения: вступать в диалог, задавать вопросы; вести дискуссию; отстаивать свою точку зрения, проводить устный опрос.

 7. Презентационные умения и навыки: навыки монологической речи, артистические умения, использование различных средств наглядности при выступлении, умение отвечать на незапланированные вопросы.

Исследовательская деятельность:

 1. Умение видеть проблемы.

  ( Проблема – это затруднение, сложный вопрос, задача, требующие разрешения, то есть действий, направленных в первую очередь на исследование всего, что связано с данной проблемной ситуацией.

 Умение видеть проблемы – интегральное свойство мышления. Для того чтобы научиться выявлять проблемы, необходимо время, необходимо овладеть способностью изменять собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон.)

 2. Выдвигать гипотезы.

  ( Гипотеза – это предложение, суждение о закономерной связи явлений. Множество интересных гипотез рождается в результате поиска ответов на собственные вопросы. Изначально гипотеза не истинна и не ложна – она просто не определена. Стоит ее подтвердить, как она становится теорией, если опровергнуть – превращается в ложное предложение. Построение гипотез – основа исследовательского, творческого мышления. Гипотезы позволяют увидеть проблему в ином свете, посмотреть на ситуацию с другой стороны. Делая предположения, обычно используют слова: может быть, предположим, допустим, возможно, наверное.)

 3. Задавать вопросы.

 ( В процессе исследования, как и любого познания, вопрос играет одну из ключевых ролей и обычно рассматривается как форма выражения проблемы. По сравнению с вопросом проблема имеет более сложную структуру – образно говоря, она имеет больше «пустот», которые нужно заполнить. Вопрос направляет мышление ребенка на поиск ответа, пробуждая потребность в познании, приобщая его к умственному труду.

 Вопросы можно разделить на две группы:

 - уточняющие ( верно ли, что…; надо ли создавать …, должен ли …);

 - восполняющие ( включают в свой состав слова: где, когда, почему, какие …).

 Например: Кто, когда и где может построить этот дом?

 Его без труда можно разделить на три простых вопроса.)

 4. Давать определение понятиям.

 5. Проводить наблюдения и эксперименты.

 ( Эксперимент – важнейший из методов исследования и самый главный метод познания. Эксперимент предполагает, что мы активно воздействуем на то, что исследуем. Любой эксперимент предполагает проведение каких-либо практических действий с целью проверки и сравнения. Эксперименты бывают: мысленные, в ходе которых исследователь представляет себе каждый шаг своего воображаемого действия с объектом и яснее может увидеть результаты этих действий; эксперименты с реальными объектами.)

 6. Делать выводы и умозаключения.

 7. Классифицировать и структурировать материал.

 8. Работать с текстом.

 9. Доказывать и защищать свои идеи.

 Различают виды проектов и исследований:

Проект

  Исследование

▪Исследовательский

▪творческий

▪ролевой, игровой

▪информационный

▪Теоретическое

▪экспериментальное

▪изобретательное

▪фантастическое

 Оба метода всегда ориентированы на самостоятельную деятельность обучающихся ( индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в отведенное для этой работы время ( от нескольких минут до нескольких недель или месяцев). Проект может выполнятся индивидуально или группой. Наилучший результат получается в групповых проектах, комплексных коллективных работах, направленных на решение конкретных проблем с максимальной степенью участия школьников на всех этапах.

 Результат зависит от состава и организации работы. Особое внимание следует обратить на следующие моменты:

 ▪ баланс ролей;

 ▪ четкость целей;

 ▪ согласованность задач, поставленных перед каждым членом;

 ▪ выработка единой системы ценностей;

 ▪ формирование умение выходить из конфликтной ситуации;

 ▪ воспитание поддержки и взаимного доверия;

 ▪ разработка подходящей методики работы;

 ▪ обеспечение успешного руководства со стороны учителя;

 ▪ регулярный отчет о проделанной работе;

 ▪ ориентация на индивидуальное развитие каждого ребенка;

 ▪ развитие навыков общения.

                  Оценивание работы учащихся.

 Итог проектной и исследовательской деятельности.

              Проект

  Исследование

                     1

            2

При групповой форме деятельности оценивается работа группы в целом, при парной и индивидуальной – соответственно действия пары или конкретного ребенка.

Критерии отбора наилучших работ просты: для положительной отметки необходимо, прежде всего, сделать правильный план и аккуратно отметить выполненные операции в ходе работы. Работа должна соответствовать требования задания.

Виды презентационных проектов: деловая игра; защита на ученом совете; игра с залом; пресс-конференция; научный доклад; реклама; спектакль; отчет исследовательской экспедиции; экскурсия…

Недостаток фундаментальных знаний не позволяет детям правильно оценить результат своего исследования, особенно если результат получился отрицательный. Деликатная помощь учителя здесь необходима для того, чтобы убедить ребенка не разочаровываться и продолжать исследование.

Итогом исследовательской работы и, пожалуй, главным этапом обучения юного исследователя может быть выступление на детской конференции. В отличие от «взрослой» конференции здесь необходимо создать «ситуацию успеха» для каждого школьника. Каждую работу независимо от ее качества необходимо похвалить, чтобы у ребенка возникло желание продолжить исследовательскую деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика организации проектной деятельности школьников в процессе обучения предмету «Технология» на примере творческого проекта «Футляр для спиц «Виктория»»

В докладе дается характеристика различных видов проектов и методика организации проектной деятельности на примере практико-ориентированного проекта....

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ ПО ЭКОЛОГИИ

В данной статье описан опыт работы по организации проектной и исследовательской деятельности по экологии. Приведены темы исследовательских проектов, выполненных учащимися, а так же выделены цели и зад...

Технология организации проектной деятельности школьников. Часть 1 (теория)

ФГОС второго поколения предполагает активное использование  проектной деятельности школьников в учебном процессе. Презентация  содержит теоретический материал по проектной технологии (...

Технология организации проектной деятельности школьников. Часть 2 (практика)

Вторая часть презентации содержит примеры конкретных учебных проектов для урока или внеклассного мероприятия по литературе...

Организация исследовательской и проектной деятельности школьников

Важным принципом развивающего образования в школе является демонстрация учащимся конструктивных путей решения актуальных проблем современного общества.Одним из способов реализации данного принципа мож...