Проектная деятельность младших школьников
методическая разработка по теме

Булатова Вероника Валерьевна

Данная работа содержит методические рекомендации по организации проектной деятельности младших школьников

Рекомендации адресованы классным руководителям начальных классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektirovanie.doc103 КБ

Предварительный просмотр:

Социальное проектирование в воспитательной работе

В современной педагогике проектирование рассматривается как идеальное, осмысленное и практическое воплощение того, что возможно, и того, что должно быть.

В конце ХХ века проектирование стало одним из наиболее распространенных видов интеллектуальной деятельности во всех сферах жизни социума. Широкое распространение гуманитарных проектов позволило устранить сугубо техническое звучание этого понятия.

Психологической основой проектирования является проектное воображение, создающее проектные образы, являющиеся замыслом будущих состояний жизненных, социально значимых объектов, в которых забота о жизни общества считалась бы удовлетворенной.

Таким образом, проектная деятельность становится своеобразным стилем жизни современного общества.

По определению О.И. Генисоретского, проектирование – универсальный и автономный стиль деятельности, который является показательным для современной стадии научно-технического прогресса и общей интеллектуальной культуры.

Смысл технологичности проектирования заключается в воспроизводимости результатов технологизируемой деятельности, в возможности многократного повторения ее в разное время, в разных местах и разными исполнителями, при различных сочетаниях повторяемых и неповторяемых уникальных элементов.

Наличие кризисных явлений в сфере образования поставило перед педагогической общественностью задачу:

- самостоятельно ставить профессиональные цели и задачи;

- придумывать способы их осуществления;

- анализировать полученный результат.

Отсюда возникает насущная потребность обучения проектированию на всех уровнях образования: федеральном, региональном, муниципальном, школьном.

Школа нацелена на формирование активной, самостоятельной, самоорганизующейся личности, способной к сотрудничеству и осознающей ответственность за полученные результаты своей деятельности. Основой для формирования такой личности является социальное проектирование.

Социальное проектирование определяется как особая организационно-педагогическая сфера построения развивающей образовательной среды. Это проектирование общественной жизни школы по собственному замыслу учащихся через групповые или индивидуальные проекты.

В рамках социального проекта может быть не только заявлена, но и апробирована (социально одобрена или отвергнута) личностная позиция ученика.

С  психологической точки зрения работа над социальным проектом является для обучающихся практикой регулирования межличностных отношений, становления навыков делового общения, овладения основами перспективного планирования.

Проектирование в воспитательной деятельности представляет собой этапный, комплексный цикл, постоянно совершающийся и изменяющийся на основе творческой деятельности его участников.

Характеризуя этапы социального проектирования, можно выделить следующие особенности:

- этапность представляет собой последовательную сменяемость друг друга со структурным усложнением (диагностика, формулирование проблемы, целеполагание, поиск информации и т.д.);

- каждый этап проектной деятельности нацелен на результат и может подвергаться контролю и оценке;

- каждый этап отличается от предыдущего тем, что способствует обогащению (как в личностном, так и в коллективном развитии) всех участников проекта;

- расширение знаний, культуры общения всех участников проекта становится основополагающим для последующего этапа;

- каждый этап проектирования выходит из предыдущего, обогащая его на новом уровне;

- каждый предыдущий этап входит в последующий;

- несмотря на непрерывную смену этапов, общий цикл проектной деятельности остается неизменным;

- каждый цикл состоит из взаимообогащающих последовательных этапов, направленных на развитие обучающихся, воспитание коммуникативных качеств, самостоятельности, ответственности за полученные результаты.

Этапы работы над проектом:

1. Подготовительный

 ■ Диагностика и анализ объекта проектирования.

Определяется проблема, сильные и слабые стороны проектируемого объекта, выявляются проти воречия или несоответствия. Чем сложнее объект проектирования, тем шире требуется использование диагностических методик, их обобщение и анализ.

■   Формирование творческой группы.

Обсуждение принципов работы. По становка цели и задач, планирование работы в группе - структурирование информации, полученной по изучаемой проблеме: какие исследования теоретические обоснования, подходы, по каким направлениям требуется консультация по содержанию.

■   Теоретическое обеспечение проектирования.

Это поиск информации:

а)  о теоретических и эмпирических исследованиях проектирования пе дагогических систем и процессов;

б)  об опыте подобной деятельности;

в)  об опыте проектирования подобных объектов.

■   Методическое обеспечение проектирования.

Включает создание инстру ментария проектирования (изготовление схем, образцов документов и т.д.).

■   Выбор формы проектирования.

Зависит от количества его этапов, при этом любая форма проектирования должна быть целесообразной, соот ветствующей особенностям учащихся и педагога, их возможностям.

■   Пространственно-временное обеспечение проектирования.  

Пространст венное обеспечение обозначает определение оптимального места моде ли, проекта или конструктора для реализации. Временное обеспечение -это соотнесение проекта со временем деятельности, темпом реализации ритмом, последовательностью, скоростью и т.д.

■   Материально-техническое обеспечение.

Представляет собой педагогиче скую технику осуществления самой деятельности по конструированию и проектированию с помощью тех или иных средств.

2.  Проектировочный

■  Выбор системообразующего фактора, который необходим для создания целостного проекта во взаимосвязи всех его составных частей.

■   Установление связей и зависимостей компонентов проекта (генетические структурные, логические).

■   Разработка содержания проекта проводится с учетом соответствующего общепринятого алгоритма, т.е.  перечня обязательных разделов и их структурного построения.

■   Определяются механизмы управления в реализации проекта.

■   Характеристика форм организации воспитательного процесса в разраба тываемом проекте.

3.  Проверка качества проекта

■   Самостоятельность работы над проектом. Актуальность, значимость про екта, организационность решения.

   Апробация проекта самими разработчиками, специалистами, преподава телями, учащимися.

■   Оценка проекта консультантом и экспертной группой.

■   Корректировка проекта. (Совершается после экспериментирования и экс пертной оценки).

■   Учтены ли субъекты воспитательной деятельности: воспитанники, педаго ги, родители, жизнедеятельность школьной среды.

■   Принятие решения об использовании проекта. Завершающее действие проектирования, после чего начинается его широкое применение на прак тике и подготовка к презентации.

4. Презентация и защита проекта

■   Защита проекта требует от участников артистизма, выразительного вы ступления.

■   Логичность, яркость раскрытия содержания проекта.

■   Использование разнообразных форм наглядности, технических средств.

■   Умение отвечать на непредвиденные вопросы.

■   Презентация проектов требует особого полета фантазии с учетом инди видуальных интересов и способностей учителей.

■   В процессе презентации учителя должны показать артистические, худо жественные, конструктивные, организаторские навыки.

5. Пакет, портфель методической документации

■   Выбор видов проекта зависит от личностных и профессиональных ка честв учителей.

■   Виды проектных работ: проекты уроков с воспитательной направленно стью содержания, творческий исследовательский проект; проект ВСШ,  информационные проекты в виде научных докла дов, публикаций, размещение в сети Интернет или локальных сетях, те леконференции; практико-ориентированные, предполагающие практиче ский выход; проекты клубов, центров, студий, самоуправления, програм мы досуговые, театрализованных спектаклей, макеты школьных газет, журналов, видеофильмы и т.д.

6. Реализация проекта

■   Использование проектов уроков, программ, воспитательных дел.

■   Использование методического материала, накопленного в процессе обу чения, как методической копилки.

7. Рефлексия, анализ проектно-организаторской деятельности

■   Совпал ли полученный результат с поставленной целью.

■   Анализ каждого этапа проектно-организаторской деятельности.

■   Анализ организационных форм в соответствии с индивидуальными и воз растными особенностями.

■   Анализ причин успеха и неудач в процессе проектной деятельности.

Важнейшим условием развития проектно-организаторской компетентно сти  является наличие мотивации к воспитательной деятельности. Ве дущими характеристиками личности должны стать рефлективность, самостоя тельность, активность, коммуникативность, организованность. Познавательная самостоятельность - рассматривается как поисковая исследовательская дея тельность, как творческое свойство личности, проявляющееся в способности своими силами овладеть знаниями и способами деятельности

Проектная деятельность младших школьников

Для того чтобы педагог был способен к методической работе по проектированию, он должен понимать, что ребенок по каким-либо причинам может быть неуспешным в освоении учебной деятельности либо осваивать ее медленнее сверстников. В связи с этим у педагога должно быть дополнительное образовательное пространство, в котором можно было бы формировать основные компоненты (действия) в структуре деятельности. Поэтому возникает вопрос организации в начальной школе единого деятельностного пространства в урочной и внеурочной деятельности.

Для решения этой проблемы необходимо выстроить внеурочную жизнь ребенка в соответствии с общей структурой деятельности, т.е. реализовывать внеурочную деятельность через проекты.

В младшем школьном возрасте еще рано вести речь о самостоятельном проектировании, так как это очень сложный вид деятельности, а младшие школьники находятся пока только на начальном этапе овладения всеми деятельностными компонентами. Поэтому в период начального обучения можно говорить лишь об интегрированных компонентах, реализуемых с большой долей участия педагогов и в наиболее освоенной детьми социальной сфере.  

Положительные факторы проектной деятельности:

Во-первых, проектная деятельность имеет ту же структуру, что и учебная деятельность (целеполагание > моделирование > контроль > оценка). Поэтому она выступает логическим продолжением в формировании всех компонентов, закладываемых в учебной деятельности.

Во-вторых, учебная и внеурочная социальная деятельность станет влиять друг на друга. И учебная деятельность будет формироваться и осознаваться быстрее, если у ребенка расширено поле для отработки и применения освоенных способов действия в соответствии с общей структурой деятельности.

В-третьих, если у ребенка учебная деятельность в силу разных причин формируется медленно, то участие детей во внеурочной социальной деятельности может сделать ее либо корректирующей, либо компенсаторной.

В-четвертых, ребенку младшего школьного возраста, тем более с проблемами в учебной деятельности, гораздо легче раскрыть свои возможности, открыть новое в себе, повысить самооценку именно во внеурочной деятельности. Все это может стать дополнительной мотивацией к учебной деятельности.

Младшему школьнику  проще овладеть действиями моделирования, контроля и оценки во внеурочной деятельности на этапе начального обучения, чем в учебной деятельности, так как на этом этапе проектная деятельность еще не является собственно проектной и носит упрощенный характер. Поэтому этот вид деятельности ни в коем случае не должен выпадать из поля зрения педагога.

Если учитель сможет грамотно поэтапно выстраивать внеурочную деятельность в социальной сфере, то это будет большим плюсом в освоении им методических основ построения учебной деятельности, потому что:

  1. учебная деятельность и проектная в начальной школе имеют сходную структуру. Следовательно, в едином образовательном пространстве, на единых структурных основаниях (целеполагание > моделирование > контроль > оценка) педагог получит возможность глубже осмыслить, а ребенок – легче освоить структуру деятельности в целом;
  2. в начальной школе доля участия педагога на всех этапах внеучебной деятельности достаточно велика, а значит, ему самому придется вставать в позицию проектировщика;
  3. внеурочная социальная деятельность станет для педагога дополнительным диагностическим средством по формированию структуры учебной деятельности, так как можно отслеживать причины неудач на разных этапах внеурочной деятельности и переносить их на учебную деятельность;
  4. корректировать ошибки в формировании структуры деятельности, а значит, способствовать становлению волевой сферы, компонента «творческая воля», что иногда бывает легче именно в сфере социальной, т. е. в описываемой нами сфере развивающего образовательного пространства.

Социальный проект «Открой дверь в сказку»

Паспорт проекта

Название проекта – «Открой дверь в сказку»

Организация–исполнитель – МОУ «Раздольнинская средняя общеобразовательная школа», п. Раздольный, ул. Фурманова,2, т. 8 (384 63) 5 20 90

Руководители проекта – Булатова Вероника Валерьевна, учитель начальных классов МОУ «Раздольнинская средняя общеобразовательная школа», п. Раздольный, ул. Центральная, 3-9, т. 8 905 077 22 83

Проектная группа – обучающиеся 4 класса МОУ «Раздольнинская средняя общеобразовательная школа»

География – Раздольнинская сельская территория (п. Раздольный, д. Шанда,          п. Лесной)

Сроки выполнения

1 этап – Планирование – ноябрь – декабрь 2007 год;

2 этап – Подготовка – январь – март 2008 год;

3 этап – Реализация – Апрель – июнь 2008 год.

Постановка проблемы

МОУ «Раздольнинская средняя общеобразовательная школа» находится на Раздольнинской сельской территории. Поселок Раздольный, деревня Шанда, поселок Лесной – территории со слабо развитой социально-культурной инфраструктурой. Отдаленность от областного центра, нехватка профессиональных кадров, безынициативность родителей и рабочих организаций – все это обусловило культурную бедность села.

Если для младшего школьного возраста существуют некоторый выбор возможностей проведения досуга, то для старшеклассников, рабочей молодежи, родителей, пенсионеров  такого выбора нет.

У сельских жителей нет возможности культурно проводить свободное время: посещать музеи, художественные галереи, выставки, театры, кино. Это приводит к бескультурью в семьях, где закладываются воспитательные основы, формируется личность ребенка.

Занятия в кружках и объединениях РДДТ, СДК, ДЮКФП, школы, школьные традиционные мероприятия и КТД, праздничные концерты СДК, музыкальной школы – вот все возможности для жителей провести свой досуг весело и с пользой, за исключением редких представлений передвижного цирка или театра, качество исполнения которых оставляют желать лучшего.

Городской ребенок имеет больше возможностей в плане выбора занятия по душе, сельскому же ребенку приходится выбирать  из того, что есть. А это мешает раскрытию творческого потенциала некоторых детей.

В связи с этим нам пришла замечательная идея создать социальный проект самодеятельного детского кукольного театра, где все, от подбора репертуара и изготовления кукол до выступлений в спектаклях, будут делать сами дети.

В ходе деятельности по реализации проекта для участников будут созданы условия для:

- развития творческих и коммуникативных способностей;

- проявления индивидуальности;

- расширения кругозора;

- активизации познавательных способностей;

- развития и коррекции межличностных отношений.

Для общества наш проект – это культурный досуг.

Таким образом,  считаем , что социальный проект создания самодеятельного детского кукольного театра является эффективным и рациональным решением одной из актуальных проблем жизни села.

Цель проекта

Создание самодеятельного детского кукольного театра, способного обогатить культурную жизнь сельской территории.

Задачи проекта:

  1. Подготовить репертуарный план;
  2. Изготовить  реквизит: куклы, ширма, декорации;
  3. Подобрать музыкальное оформление для спектаклей.

Управление и кадры

Управляет процессом проектирования, направляет, координирует и вносит коррективы в деятельность обучающихся классный руководитель.

 Всю работу по планированию, подготовке и реализации данного проекта осуществляют обучающиеся.

На этапе подготовки все обучающиеся  делятся на три творческие группы: репертуарная группа, музыкально-оранжировочная группа,  реквизитная группа.

К концу второго этапа обучающиеся делятся по ролям и должностям: актеры, музыкальный редактор, суфлеры, костюмеры, кукловоды, рабочие сцены и т.д.

Классный руководитель

Класс

репертуарная группа

реквизитная группа

музыкально-оранжировочная группа

роли и должности

 

   

                      Содержание и механизм реализации

1 этап. Планирование:

  1. Актуализация проблемы;
  2. Поиск способов решения;
  3. Выбор оптимального решения проблемы  (суть проекта);
  4. Цели и задачи проекта;
  5. Этапы реализации;
  6. Необходимая материально-техническая база.

2 этап. Подготовка:

  1. Распределение класса на творческие группы:

- группа по работе над репертуарным планом (репертуарная группа);

- группа по изготовлению необходимого реквизита для выступлений (реквизитная группа);

- группа по подбору и обработке музыкального материала (музыкально-оранжировочная группа);

     2. Отчет каждой творческой группы о проделанной работе;

     3. Распределение ролей и должностей;

     4. Репетиции представлений.

3 этап. Реализация:

  1. Премьера представления в детском саду «Кораблик» п. Раздольный;
  2. Выступление для обучающихся МОУ «Раздольнинская средняя общеобразовательная школа» п. Раздольный;
  3. Выступление в СДК д. Шанда;
  4. Выступление в СДК п. Лесной;
  5. Выступление в СДК п. Раздольный.

Планирование

Этап

Сроки

Ресурсы

Результат

Начало

Конец

1 этап.

Планирование

Ноябрь

2007 г.

Декабрь

2007 г.

Литература по проблеме

Оформление проекта, план действий по реализации проекта

2 этап.

Подготовка

Январь

2008 г.

Март

2008 г.

Музыкальный центр, микрофоны, фонотека, обивочная ткань, деревянный брус и рейки, мебельные гвозди, материал, нитки, бросовый материал, канцелярия, литература для подготовки сценариев.

Музыкальная подборка для представлений, ширма, куклы, сценарии спектаклей, декорации, афиши.

3 этап.

Реализация

Апрель

2008 г.

Июнь 2008 г.

Музыкальная аппаратура, музыкальное оформление, ширма, декорации, куклы, афиши, автобус для поездок в д. Шанда и п. Лесной

Выступление театра, книга отзывов и предложений

Оценка результативности

Критерии

Да

Скорее да

Скорее нет

Нет

Проект отвечает концепции воспитания школы

Проект новаторский, уникальный для сельской местности

Осуществление проекта изменит ситуацию к лучшему, принесет пользу обществу

Четко показано, кем и как будет осуществляться проект

Исполнители достаточно подготовлены для реализации проекта

Бюджет проекта реален, хорошо обоснован, нет завышенных требований

Запрашиваемое оборудование в указанном количестве действительно необходимо

Планируемые поездки действительно необходимы для осуществления проекта

Проект может развиваться дальше самостоятельно

Проект не носит политического или коммерческого характера, не направлен на извлечение прибыли

В соответствии с предлагаемыми критериями данный проект должен быть поддержан

Предполагаемые результаты

Самодеятельный детский кукольный театр, функционирующий на территории п. Раздольный, д. Шанда, п. Лесной, дающий 15-20 минутные бесплатные представления по мотивам популярных детских произведений, пользующийся успехом у публики.

Жизнеспособность проекта (перспектива)

В будущем планируется:

- увеличить время представлений;

- расширить репертуарный план;

- ставить спектакли по авторским пьесам обучающихся;

- расширить географию проекта;

- увеличить число участников проекта.

Финансовое обоснование проекта

Имеющиеся средства

Запрашиваемые средства

- деревянный брус и рейки,

- обивочная ткань,

- канцелярия,

- бросовый материал,

- ткань, нитки,

- фонотека,

- литература для подготовки сценариев

- музыкальный центр с функцией МР4,

- микрофоны (2 штуки)

- аренда автобуса.

Список использованной литературы

  1. Беспалова, Г.М. Социальное проектирование подростка. Как изменить отношения в школе [Текст] / Г.М. Беспалова, Н.М. Виноградова. – М.: Издательский дом «Новый учебник», 2003. – 48 с.
  2. Беспалова, Г.М. Шаги социального проекта [Текст]: рабочая тетрадь / Г.М. Беспалова, Н.М. Виноградова. – М.: Издательский дом «Новый учебник», 2003. – 23 с.
  3. Болуж, Е.В. Общественно – активная школа: опыт построения социально-партнерских отношений [Текст] / Е.В. Болуж, И.В. Валюшевская. – Красноярск, 2005. – 108 с.
  4. Насонова, Е.В. Демократизация школы [Текст] / Е.В. Насонова. – Красноярск, 2005. – 144 с.
  5. Паташник, М.М. Как подготовить проект на получение грантов [Текст]: методическое пособие / М.М. Паташник. М.: Педагогическое общество России, 2005. – 192 с.
  6. Сергеев, И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся Беспалова, Г.М. Социальное проектирование подростка [Текст]: практическое пособие для работников образовательного учреждения / И.С. Сергеев. – М.: АРКТИ, 2003. – 80 с.