Проектная деятельность младших школьников. Интегрированный проект
методическая разработка по музыке на тему

Корнийчук Елена Георгиевна

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektnaya_deyatelnost_mladshih_shkolnikov.doc65.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Котова Екатерина Анатольевна, учитель начальных классов,

Корнийчук Елена Георгиевна, учитель музыки

ГБОУ лицей № 384 СПб;

Методика работы над проектом в начальной школе

Проектная деятельность младших школьников как способ организации образовательного пространства

                                                                                 Покажи мне, и я увижу;

расскажи мне, и я услышу;

                                                                                вовлеки меня, и  научусь.

                                                                                                              восточная мудрость

Мы живем в эпоху перемен. Меняется жизнь – меняется школа, чем быстрее меняется школа, тем скорее и основательнее изменения в жизни. Вызов времени требует инноваций. От школы ждут не “нашпигованных” знаниями выпускников, а людей, способных на протяжении всей жизни добывать и применять новые знания, следовательно, быть социально мобильными.

Сегодня учителя и родители хотят видеть своих детей предприимчивыми, социально адаптированными, интеллектуально-развитыми, материально независимыми, то есть современная школа должна не только давать знания и воспитывать, она должна учить жизни. Для того, чтобы получить какие-либо результаты в данном направлении, необходимо внедрить в деятельность учителя новые педагогические технологии.

В создавшихся условиях естественным стало появление личностно-ориентированных технологий.

Под влиянием растущего объема информации непрерывно пополняется содержание школьного образования. Когда-то, в средние века, все содержание даже университетского образования концентрировалось всего лишь в нескольких книгах. Теперь их десятки и сотни по каждому предмету. Чтобы успевать за нарастанием научно-практической информации, школа увеличивала сроки обязательного обучения. Но этот процесс не может быть бесконечным. Общество не может задерживать вступление подрастающего поколения в активную деятельную жизнь.  

Другая тенденция в гонке системы образования за убегающей вперед наукой и производственной технологией проявлялась в непрерывном увеличении числа учебных предметов. Но ведь многопредметность усложняет учебный процесс, разрывает научные связи, ведет к дублированию материала, не способствует созданию у учащихся целостной картины мира. Вот почему дальше идти таким путем нельзя. Жизнь требует искать пути рациональной интеграции уже имеющихся учебных предметов. Наиболее успешным для решения данной цели среди множества инновационных технологий нам представляется метод проектной деятельности учащихся.

Одна из основных трудностей усвоения знаний в школе состоит в том, что ребенок не может найти им применения на практике. Кроме того, младших школьников не удовлетворяет далекая перспектива обучения: заниматься в школе, чтобы применять свои знания во взрослой жизни. Они хотят получить практический результат сейчас, а не через годы. Проектная деятельность предоставляет детям возможность увидеть и прочувствовать практическое применение добытых ими знаний.

Статистикой подтверждается, что учащиеся удерживают в памяти:

10 % от того, что они читают, 26 % от того, что они слышат, 30 % от того, что они видят, 50 % от того, что они видят и слышат, 70 % от того, что они обсуждают с другими, 80 % от того, что основано на личном опыте, 90 % от того, что они говорят (проговаривают) в то время, когда делают, 95 % от того, чему они обучают сами (Felder, 1988).

Данные исследования впечатляют. Ведь именно в проектной деятельности ребенок приобретает ценнейший опыт – опыт "обучения" других людей. Погружаясь в тематику своего проекта, ребёнок осваивает новые для себя позиции. Он учится самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развивает критическое и творческое мышление. Ребенок  может выступать, во-первых, в качестве специалиста изучаемого вопроса, во-вторых – эксперта, а в-третьих – наставника.

Другими словами, проект – это метод педагогически организованного освоения ребенком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей.

Проект (от лат. projectus – брошенный вперед) – план, замысел, в результате которого автор должен получить что-то новое: продукт, программу, отношение, модель, книгу, фильм, сценарий, web-сайт, выставку, газету, журнал, игру, коллекцию, костюм, макет, пакет рекомендаций, прогноз, публикацию, справочник, статью, чертеж, экскурсию, учебное пособие и т. д.

Проект – одна из форм исследовательской работы. Поэтому, если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая завершится практическим результатом.

Работа по методу проектов предполагает не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, что включает четкое планирование действий, наличие замысла или гипотезы решения этой проблемы, четкое распределение (если имеется в виду групповая работа) ролей, т.е. заданий для каждого участника при условии тесного взаимодействия.

Метод проектов используется в том случае, когда в учебном процессе возникает какая-либо исследовательская, творческая задача, для решения которой требуются интегрированные знания из различных областей, а также применение исследовательских методик.

Основываясь на этом, можно выделить несколько групп умений, на которые проектная деятельность оказывает наибольшее влияние:

а) исследовательские (наблюдение, проведение эксперимента, анкетирование, обработка статистических данных);

б) социального взаимодействия (сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять её в нужное русло);

в) оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других);

г) информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений недостаёт);

д) презентационные (выступать перед аудиторией, отвечать на незапланированные вопросы, использовать различные средства наглядности, демонстрировать артистические возможности);

е) рефлексивные (отвечать на вопросы: "чему я научился?", "чему мне необходимо научиться?"; адекватно выбирать свою роль в коллективном деле);

ж) менеджерские (проектировать процесс; планировать деятельность – время, ресурсы; принимать решение; распределять обязанности при выполнении коллективного дела).

Типы проектов:

  • По виду деятельности (исследовательские, творческие, приключенческо-игровые, практикоориентированные, информационные)
  • По предметно-содержательной области (монопредметные, межпредметные)
  • По характеру контактов (внутришкольные, региональные, международные)
  • По количеству участников (индивидуальные, парные, групповые)
  • По продолжительности (краткосрочные, средней продолжительности, долгосрочные)

ПРОЕКТ – это шесть "П":

1.        Подготовка

2.        Проблема

3.        Проектирование (планирование)

4.        Поиск информации

5.        Продукт

6.        Презентация

Как это выглядит на практике, рассмотрим на примере межпредметного долгосрочного внутришкольного группового проекта-исследования "Россия – наш общий дом". Этот проект был рассчитан на 2 года и реализовывался как серия интегрированных уроков по литературному чтению, музыке и предмету "Я и мой мир". Многонациональный состав коллектива класса продиктовал необходимость работы по воспитанию толерантности (воспитанию потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения), воспитанию у детей миролюбия, принятия и понимания других людей, умения позитивно с ними взаимодействовать.

1. Подготовительная работа к серии уроков по теме "Одна страна – одна семья" заключалась в следующем:

  • Литературное чтение – прочтение сказок народов России, создание иллюстраций к этим сказкам;
  • Музыка – знакомство с народными музыкальными инструментами (балалайка, гусли, жалейка, ложки, трещотка, гармонь, алтайский топшур, варган, барабан, шаманский бубен, татарский курай, зурна, рылей), их звучанием и способом звукоизвлечения; прослушивание музыкальных отрывков с примерами звучания народных инструментов, народного пения, в том числе и горлового пения КАЙ; разучивание песни "Моя Россия" (музыка Г. Струве, слова Н. Соловьевой);
  • "Я и мой мир" – анкетирование семей по теме "Я родом из…"; посещение Этнографического музея; знакомство с национальной одеждой разных народов; рисование элементов народного костюма.

2. Проблемой, побуждающей к работе над проектом, стал поиск ответа на вопрос "Что было бы, если бы в мире было всё одинаковым?"

3. На этапе планирования между рабочими группами были распределены задания, обговорены сроки их выполнения и представления результатов работы.

4. Поиск информации осуществлялся в энциклопедиях, электронных энциклопедиях, в сети Интернет.

5. Результатом исследовательской работы стали:

  • Литературное чтение – заполненная сравнительная таблица

Место действия

Герои сказок

Одежда героев

Какие качества ценятся, какие осуждаются

О чем люди мечтают

В ходе своей  исследовательской работы –  анализа литературных произведений (сказок разных народов) пришли к следующему выводу: действие сказок разных народов России происходит в различных климатических условиях, героями сказок  являются разные животные, населяющие места проживания народа, герои сказок одеты в свои национальные костюмы. Но, несмотря на различия во внешнем облике, одежде и национальной культуре, все люди ценят такие качества, как самоотверженность, доброта, жизнерадостность, щедрость, юмор и т. п. А значит,  все эти различия несущественны, и мы можем представить народы России одной дружной семьей.

  • Музыка – в ходе исследовательской работы (прослушивание подобранных рабочей группой записей звучания народных инструментов, сравнение материалов, из которых они изготовлены) пришли к выводу, что свои народные инструменты люди изготавливали из подручных материалов (дерево, кость, тростник, жилы животных), и звуки, издаваемые этими инструментами, имитировали звуки природы (вой ветра, шум волн, крики животных, шум листвы); встречаются у разных народов инструменты, схожие по внешнему виду и звучанию.
  • "Я и мой мир" – флажки, выставленные на карте РФ, определили 4 направления исследовательской работы (республика Саха (Якутия), республика Татарстан, республика Дагестан, Алтайский край); на примере народов, населяющих эти республики, проанализировали народные костюмы, занятия населения, народные праздники.

Общий вывод по всем направлениям проделанной работы: "Мы все разные, но именно этим интересны друг другу".

        6. Материалы, подготовленные участниками проекта, были представлены в виде презентации Power Point и служат учебным пособием в работе учителей начальных классов лицея.

Критерии успеха работы:

1.        Достигнут конечный результат

2.        Создана активная команда участников проекта, способная продолжить работу в будущем

3.        Результат проекта (продукт) может быть использован другими коллективами

4.        Информация о проекте распространена и доступна

5.        Получено удовольствие от своей деятельности.

        Следующий проект – это межпредметный практикоориентированный внутришкольный групповой средней продолжительности социальный проект-размышление "Честное слово", направленный на формирование модели поведения и гражданской позиции. Главным проблемным вопросом проекта стал вопрос "Какой поступок можно назвать подвигом?" Ответ на этот вопрос искали, обсуждая рассказ Пантелеева "Честное слово" и текст "Песенки о маленьком трубаче" Никитина. Особо остановились на представлении одного и того же героя разными видами искусства. Например, как композитор обозначил профессию военного. А познакомившись с текстом "Песенки о маленьком трубаче", моделировали музыкальное сопровождение (маршевость, пунктирный ритм, тревожный, призывный  характер и т. д.). 

        В ходе работы над проектом один проблемный вопрос неожиданно сменился другим: ответственность перед товарищами по игре, перед собой, своей совестью и перед родителями. Что выбрать? Как выбрать?

Итогом (продуктом) работы над проектом стало создание личного Кодекса чести.

Другим примером межпредметного исследовательско-информационного средней продолжительности группового проекта для учащихся 1 класса (литературное чтение + "Ознакомление с окружающим миром" + музыка) служит проект "Полеты во сне и наяву", посвященный 50-летию первого полета человека в космос. В поиске ответа на проблемный вопрос "Как человек смог подняться в воздух, а затем и покорить космическое пространство?" учащиеся на уроках литературного чтения, анализируя тексты волшебных сказок,  пришли к выводу, что люди с давних пор мечтали путешествовать по воздуху (подтверждением этому служат летающие сказочные герои и волшебные средства передвижения по воздуху). Изучая на уроках окружающего мира свойства воздуха и проделав ряд физических опытов, пришли к выводу, что теплый воздух поднимается вверх, а сжатый воздух при определенных условиях может быть движущей силой. Используя различные источники информации, создали подборку материалов по истории воздухоплавания "От аэростата до космического корабля". На уроках музыки слушали музыкальные произведения русских композиторов П. И. Чайковского и А. К. Лядова "Баба-Яга". Затем сравнивали эти музыкальные миниатюры с целью аргументированного подбора к каждой из них иллюстрации (дети рисовали героев волшебных сказок). Сравнение выполнялось по способу исполнения (инструментальное, оркестровое), характеру, темпу, динамике, тембровой окраске. Обсуждение "космической музыки" как символа неизведанного, таинственного, опасного, притягательного, музыки, созданной электронными инструментами, привело к созданию интересного продукта музыкального направления данного проекта – "космическая" музыка (на синтезаторе на записанный учителем гармонический шаблон-заготовку дети подбирали подходящий тембр, сочиняли мелодию и записывали получившуюся музыку). Обсуждая эмоции, переполнявшие людей, узнавших о подвиге Юрия Гагарина, пришли к выводу, что маршевая музыка как нельзя более точно передает восторг, радость, гордость за свой народ и стремление подражать герою. Общим продуктом проекта стал журнал "Полеты во сне и наяву" и презентация Power Point как учебное пособие.

Проектная деятельность позволяет педагогам нашего лицея  организовать работу с различными группами учащихся, что в определенной степени обозначает пути продвижения каждого ученика от более низкого к более высокому уровню обучения – от репродуктивного к творческому. Проектирование позволяет формировать личностные качества учащихся, в первую очередь, умение работать в коллективе, брать на себя и разделять ответственность за выбор, решение вопросов, анализ результатов деятельности.

Цель данной работы – научить детей самостоятельно добывать знания, уметь творчески применять их на практике, но самое главное - развивать духовное начало личности в соответствии с народными нормами морали, традициями, прививать любовь к духовному наследию предков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность младших школьников

Данная работа содержит методические рекомендации по организации проектной деятельности младших школьниковРекомендации адресованы классным руководителям начальных классов....

Мастер-класс "Проектная деятельность младших школьников на уроках информатики"

Мастер-класс для педагогов "Проектная деятельность младших школьников на уроках информатики". Проводила в рамках конкурса "Учитель года"...

Организация проектной деятельности младших школьников средствами УМК "Перспективная начальная школа"

Статья о том, как организовать проектную деятельность младших школьников....

Презентация Организация проектной деятельности младших школьников средствами УМК "ПНШ"

Презентация к статье "Организация проектной деятельности младших школьников средствами УМК "ПНШ"...

организация проектной деятельности младших школьников

Организация проектной деятельности учащихся становится все более популярной в современной образовательной практике. Ее возрождение связано с реформированием школьного образования, поиском продуктивных...

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ             И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...

Проектная деятельность младших школьников

Материал будет полезен всем педагогам, интересующимся проектной деятельностью...