Урок по информатике: Сумматор
план-конспект урока по информатике и икт (9 класс) на тему

Иванова Юлия Михайловна

Урок по информатике

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_informatike.doc113.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по информатике: Сумматор

Цели: познакомить учащихся с сумматором.

Задачи:

  1. Показать учащимся назначение и принцип работы сумматора;
  2. Способствовать формированию логического мышления, интереса к изучаемому материалу.

Ожидаемые результаты:

Учащиеся должны знать:

  • что такое сумматор, его назначение и устройство.

Учащиеся должны уметь:

  • строить логическую схему сумматора и объяснять принцип его работы.

Ход урока

I. Оргмомент.

II. Проверка домашнего задания.

III. Изложение нового материала.

В целях максимального упрощения работы компьютера все многообразие математических операций в процессе сводится к сложению двоичных чисел. Поэтому главной частью процессора являются сумматоры, которые как раз и обеспечивают такое сложение.

Полусумматор. Вспомним, что при сложении двоичных чисел в каждом разряде образуется сумма и при этом возможен перенос в старший разряд. Введем обозначения слагаемых (А, В), переноса (Р) и суммы (S). Таблица сложения одноразрядных двоичных чисел с учетом переноса в старший разряд выглядит следующим образом:

Слагаемые

Перенос

Сумма

А

В

Р

S

0

0

0

0

0

1

0

1

1

0

0

1

1

1

1

0

Из этой таблицы сразу видно, что перенос можно реализовать с помощью операции логического умножения: .

Получим теперь формулу для вычисления суммы. Значения суммы близки к результатам операции логического сложения (кроме случая, когда на входы подаются две единицы, а на выходе должен получиться нуль).

Нужный результат достигается, если результат логического сложения умножить на инвертированный перенос. Таким образом, для определения суммы можно применить следующее логическое выражение:

Построим таблицу истинности для данного логического выражения и убедимся в правильности нашего предположения.

Таблица истинности логической функции

А

В

0

0

0

0

1

0

0

1

1

0

1

1

1

0

1

0

1

1

1

1

1

1

0

0

Теперь на основе полученных логических выражений можно построить из базовых логических элементов схему сложения одноразрядных двоичных чисел.

По логической формуле переноса легко определить, что для получения переноса необходимо использовать логический элемент «И».

Анализ логической формулы для суммы показывает, что на выходе должен стоять элемент логического умножения «И», который имеет два входа. На один из входов надо подать результат логического сложения исходных величин А и В, то есть на него должен подаваться сигнал с элемента логического сложения «ИЛИ».

На второй вход требуется подать результат инвертированного логического умножения исходных сигналов , то есть на второй вход должен подаваться сигнал с элемента «НЕ», на в ход которого должен поступать сигнал с элемента логического умножения «И» (рис. 1).

Рис. 1. Полусумматор двоичных чисел

Данная схема называется полусумматором, так как реализует суммирование одноразрядных двоичных чисел без учета переноса из младшего разряда.

Полный одноразрядный сумматор. Полный одноразрядный сумматор должен иметь три входа: А, В – слагаемые и  - перенос из младшего разряда и два выхода: сумму S и перенос Р. Таблица сложения в этом случае будет иметь следующий вид:

Слагаемые

Перенос из младшего разряда

Перенос

Сумма

А

В

Р

S

0

0

0

0

0

0

1

0

0

1

1

0

0

0

1

1

1

0

1

0

0

0

1

0

1

0

1

1

1

0

1

0

1

1

0

1

1

1

1

1

 Идея построения полного сумматора точно такая же, как и полусумматора. Из таблицы сложения видно, что перенос (логическая переменная Р) принимает значение 1 тогда, когда хотя бы две входные логические переменные одновременно принимают значение 1. Таким образом, перенос реализуется путем логического сложения результатов попарного логического умножения входных переменных (А, В, ). Формула переноса получает следующий вид:

Для получения значения суммы (логическая переменная S) необходимо результат логического сложения входных переменных (А, В, ) умножить на инвертированный перенос : .

Данное логическое выражение дает правильные значения суммы во всех случаях, кроме одного, когда на все входные логические переменные поступает значение 1. Действительно:

Для получения правильного значения суммы (для данного случая переменная S должна принимать значение 1) необходимо сложить полученное выше выражение для суммы с результатом логического умножения входных переменных (А, В, ). В результате логическое выражение для вычисления суммы в полном сумматоре принимает следующий вид:

IV. Закрепление изученного материала.

Контрольные вопросы.

  1. Что такое сумматор?
  2. Чем отличается одноразрядный сумматор от полусумматора?
  3. Как можно построить сумматор с помощью двух полусумматоров?
  4. Объясните, как работает многоразрядный сумматор?

Задания для самостоятельного выполнения

Карточка № 1

Фамилия, имя ученика:___________________________________________

Задание 1. Постройте переключательные схемы с заданными функциями проводимости: .

Задание 2. Найдите функцию проводимости переключательной схемы:

Задание 3. Постройте логическую схему для следующего выражения:

.

Карточка № 2

Фамилия, имя ученика:___________________________________________

Задание 1. Постройте переключательные схемы с заданными функциями проводимости:

.

Задание 2. Найдите функцию проводимости переключательной схемы:

Задание 3. Постройте логическую схему для следующего выражения:

.

V. Итог урока.

Обобщить пройденный материал, оценить работу активных учеников.

VI. Домашнее задание.

Задача. Построить таблицы истинности для логических формул, по которым определяется перенос и сумма полного одноразрядного сумматора.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Структура информатики". Информатика и ИКТ.10 класс. По учебнику И.Г. Семакина

Презентация к уроку "Структура информатики". Информатика и ИКТ.10 класс. По учебнику И.Г. Семакина...

Конспект урока по информатике в 5 классе и презентация "Информация. Информатика. Компьютер.Техника безопасности и организация рабочего места".

Цель данного урока:1.познакомить учащихся с техникой безопасности и правильной организации рабочего места;2. дать представление о понятии "информация",её видах,  о предмете "Информатика"....

Урок - соревнование "Информатика? Информатика!..."

Урок рекомендуется для подведения итогов за год, определения степени и уровня освоения учащимися изученных тем и понятий, овладения навыками использования полученных знаний и терминологией по темам "К...

Урок по информатике 6 класс "Путешествие в страну Информатику"

Урок по информатике 6 класс "Путешествие в страну Информатику"...

Презентация к уроку по информатике 6 класс "Путешествие в страну Информатику"

Презентация к уроку по информатике 6 класс "Путешествие в страну Информатику"...