План-конспект урока "Алфавитный подход к определению количества информации"
план-конспект урока по информатике и икт (8 класс) на тему

Харчев Владимир Алексеевич

План-конспект урока информатики  "Алфавитный подход к определению количества информации" в 8 классе с использованием ЭОР

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon alfavitnyy_podhod_k_opredeleniyu_kolichestva_informatsii.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

«Алфавитный подход к определению количества информации»

  1. ФИО (полностью): Харчев Владимир Алексеевич
  2. Место работы: МБОУ СОШ №3 г. Лысково
  3. Должность: Учитель информатики
  4. Предмет: информатика
  5. Класс: 8 класс
  6. Тема: «Информация и информационные процессы», номер урока в теме - 9
  7. Базовый учебник: «Информатика и ИКТ» для 8 класса, Угринович Н.Д.
  8. Цель урока: сформировать представление учащихся об алфавитном подходе к измерению количества информации.
  9. Задачи:

- обучающие: закрепить навыки вычисления количества информации, используя содержательный подход; формировать умения вычислять информационный объем сообщения, записанного с помощью алфавита какого-либо языка;

- развивающие: развивать логическое мышление, внимание, память;  развивать устойчивый познавательный интерес у учащихся; развивать психические качества учащихся: мышления (аналитического, синтезирующего, аналитико-синтезирующего, абстрактного), умений применять знания на практике;

- воспитательные: воспитывать информационную культуру учащихся, внимательность, аккуратность, дисциплинированность, усидчивость, самостоятельность; воспитывать познавательный интерес.

  1. Тип урока: введение нового материала с использованием ЭОР и самостоятельной деятельности учащихся
  2. Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная
  3. Необходимое техническое оборудование: экран, компьютер, мультимедийный проектор, (интерактивная доска)
  4. Структура и ход урока


Таблица 1

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР (с указанием  порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1

2

3

5

6

7

1

Организационный момент

Приветствует учащихся, настраивает на урок.

Приветствуют учителя. Готовятся к уроку.

2

2

Актуализация знаний

ЭОР №1 «Количество информации в сообщении»

Проводит фронтальный опрос по теме «Количество информации как мера уменьшения неопределенности знания»:

- Любое ли сообщение содержит информацию? Почему? Содержит ли информацию сообщение «2 * 2 = 4»?

Предлагает обучающимся на примере задач (ЭОР №1) объяснить, как можно определить количество информации, содержащейся в сообщении.

Отвечают на вопросы учителя.

Используя изображение на экране (ЭОР №1), объясняют суть содержательного подхода к измерению количества информации

5

3

Изучение нового материала

ЭОР №2

«Вычисление количества информации. Алфавитный подход»

ЭОР №3 «Количество информации в сообщении»

Демонстрирует видеофрагмент (ЭОР №2), формулирует определения понятий "алфавита", "мощности алфавита", "информационного веса символа" и способа измерения информации.

Предлагает учащимся провести сравнение содержательного и алфавитного подходов к измерению количества информации, используя схему (ЭОР №3).

Просматривают видеофрагмент. Слушают, записывают определения в тетрадь.

Вместе с учителем, используя изображение на экране, выявляют необходимость применения того или иного подхода в разных предлагаемых ситуациях.

13

4

Формулировка учителем заданий для выполнения учащимися

ЭОР №4 «Интерактивный задачник. Раздел «Измерение информации»»

Демонстрирует тест (ЭОР №4) на экране, объясняет правила работы с тестом.

Знакомятся с заданием, выведенным на экран, воспринимают информацию.

2

5

Выполнение заданий учащимися

ЭОР №4 «Интерактивный задачник. Раздел «Измерение информации»»

Предлагает одному из учащихся выполнить тренировочный тест (ЭОР №4) на доске, остальным – индивидуально за компьютерами. Дает необходимые пояснения по ходу решения задач

Один из учащихся выполняет тренировочный тест (ЭОР №4) на доске, остальные – индивидуально за компьютерами. Слушают пояснения учителя.

10

8

Выполнение учащимися контрольного тестирования

ЭОР №5 «Интерактивный задачник. Раздел «Измерение информации»»

Предлагает выполнить контрольное задание ЭОР №5. Фиксирует результаты

Индивидуально выполняют контрольные задания за компьютерами. Выполняют самооценку

10

9

Подведение итогов урока

ЭОР №6 «Домашнее задание №4»

Подводит итоги. Предлагает ответить на вопрос.

Почему в случаях передачи и хранения информации необходимо использовать алфавитный подход к измерению количества информации?

Формулирует домашнее задание.

Слушают, отвечают на вопрос, записывают домашнее задание.

3


Приложение к плану-конспекту урока

«Информация и знания»

Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Количество информации в сообщении

Информационный

Презентация

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/542b4200-5d51-4f7a-b39a-42946ba06214/9_117.pps

2

Вычисление количества информации. Алфавитный подход

Информационный

Видеофрагмент

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/6a493343-35e0-4574-a2b5-82bc452a7d36/%5BINF_026%5D_%5BAM_14%5D.swf

3

Количество информации в сообщении

Информационный

Презентация

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7ac07e90-3e0c-45ce-8cce-a55af586cb6c/9_35.pps

4

Интерактивный задачник. Раздел «Измерение информации»

Практический

Тест

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/a12b2b83-f353-4b69-88b8-b7eb29dfd642/9_36.swf

5

Интерактивный задачник. Раздел «Измерение информации»

Контрольный

Тест

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/a12b2b83-f353-4b69-88b8-b7eb29dfd642/9_36.swf

6

Домашнее задание №4

Практический

Текст

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b5e8b1f0-8b97-4e5d-988e-31c57f1720f2/9_37.rtf