Рабочая программа по информатике и ИКТ 6 класс
рабочая программа по информатике и икт (6 класс) на тему

Гладкова Анастасия Сергеевна

Рабочая программа для учебника Информатика и ИКТ (ФГОС) Босова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_6_klass.docx41.85 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

"Среднеапоченская средняя общеобразовательная школа"

"Рассмотрено"                  "Согласовано"                      "Утверждено"                                

Руководитель МО         Заместитель                              Директор МКОУ

___/__________/            директора  по УВР             "Среднеапоченская

          ФИО                      МКОУ                                      СОШ"

Протокол №__ от           "Среднеапоченская                ____/____________/

"__"______20_г.           СОШ"                                                      ФИО

                                         ____/____________/               Приказ № _____ от

                                                       ФИО                          "___"_______20_г.

                 "___"_______20_г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Гладковой Анастасии Сергеевны

по нформатике и ИКТ, 6 класс

2014 - 2015 учебный год


Пояснительная записка

Настоящая  рабочая  учебная программа  базового курса «Информатика и ИКТ» для 6 класса средней общеобразовательной школы составлена на основе авторской программы Л.Л. Босовой «Информатика и ИКТ» для 5-7 классов средней общеобразовательной школы, опубликованной в методическом пособии «Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2-11 классы», составитель М.Н.Бородин. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.

Задача современной школы - обеспечить вхождение учащихся в информационное общество, научить каждого школьника - обеспечить новыми массовыми ИКТ (текстовый редактор, графический редактор, электронные таблицы, электронная почта и др.). Формирование пользовательских навыков для введения компьютера в учебную деятельность должно подкрепляться самостоятельной творческой работой, личностно значимой для обучаемого. Это достигается за счет информационно-предметного практикума, сущность которого состоит в наполнении задач по информатике актуальным предметным содержанием. Только в этом случае в полной мере раскрывается индивидуальность, интеллектуальный потенциал обучаемого, проявляются полученные на занятиях знания, умения и навыки, закрепляются навыки самостоятельной работы.

Важнейшим приоритетом школьного образования в условиях становления глобального информационного общества становится формирование у школьников представлений об информационной деятельности человека и информационной этике как основах современного информационного общества.

Рабочая программа адаптирована к школьному компоненту, согласно которого информатика изучается  в 6 классе в объеме 35 часов в год, 1 час в неделю, как и рекомендовано по программе Л.Л. Босовой.

Изучение информатики и ИКТ в 6 классе направлено на достижение следующих целей:

- формирование общеучебных умений и способов интеллектуальной деятельности на основе методов информатики;

- формирование навыков информационно-учебной деятельности на базе средств ИКТ для решения познавательных задач и саморазвития;

-  пропедевтика понятий основного курса школьной информатики;

- формирование у обучающихся универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных), составляющих основу умения учиться;

- обеспечение доступности качественного образования.

Для достижения комплекса поставленных целей в процессе изучения информатики и ИКТ в 6 классе необходимо решить следующие задачи:

- показать учащимся роль информации и информационных процессов в их жизни и в окружающем мире;

- организовать работу в виртуальных лабораториях, направленную на овладение первичными навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;

- организовать компьютерный практикум, ориентированный на:  формирование умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом и графикой в среде соответствующих редакторов);  овладение способами и методами освоения новых инструментальных средств; формирование умений и навыков самостоятельной работы; стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;

- создать условия для  овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.

В ходе преподавания информатики в школе, работы над формированием у учащихся перечисленных в программе знаний и умений, следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:

- планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;

- решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;

- исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;

- ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;

- проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;

- поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.

В процессе обучения информатики и ИКТ в 6 классе предлагается использование следующих форм организации образовательного процесса:

- урок - практическая работа;

- урок – лекция;

- компьютерные уроки;

- интегрированные уроки.

Технологии, используемые в образовательном процессе:

•Технологии традиционного обучения для освоения минимума содержания образования в соответствии с требованиями стандартов, технологии, построенные на основе объяснительно иллюстрирующего способа обучения. В основе- информирование, просвещение обучающихся и организации их репродуктивных действий с целью выработки у школьников общеучебных умений и навыков.

•Технологии реализации межпредметных связей в образовательном процессе.

•Технологии дифференцированного обучения для освоения учебного материала обучающимися, различающимися по уровню обучаемости, повышения познавательного интереса. Осуществляется путем деления класса на подвижные и относительно гомогенные по составу группы для освоения программного материала в различных областях на различных уровнях: минимальном, базовом, вариативном.

•Технологии проблемного обучения с целью развития творческих способностей обучающихся, их интеллектуального потенциала, познавательных возможностей. Обучение ориентировано на

самостоятельный поиск результата, самостоятельное добывание учениками заданного предметного материала.

 •Информационно - коммуникационные технологии.

Виды и формы контроля

Формы контроля

  • Индивидуальный
  • Групповой
  • Фронтальный

Виды контроля

  • Предварительный
  • Текущий
  • Тематический
  • Итоговый

Учебно-тематический план


№ п/п

Разделы и тема

Количество часов

1

Компьютер и информация

10

2

Моделирование

7

3

Графики и диаграммы

5

4

Алгоритм

13

Всего

  1. 35

Содержание тем учебного курса

  1. Компьютер и информация (10 ч)

Объекты окружающего мира.

Отношения объектов и их множеств.

Разновидности объектов и их классификация.

Системы объектов.

Персональный компьютер как система.

Как мы познаем окружающий мир.

Понятие как форма мышления.

2. Моделирование (7 ч)

Информация и знания.

Чувственное познание окружающего мира.

Мышление и его формы. Понятие как форма мышления. Как образуются понятия. Содержание и объём понятия. Отношения между понятиями (тождество, перекрещивание, подчинение, соподчинение, противоположность, противоречие). Определения понятий. Суждения. Умозаключения.

3. Графики и диаграммы(5 ч)

Что такое алгоритм. О происхождении слова алгоритм.

Исполнители вокруг нас.

Формы записи алгоритмов.

Графические исполнители в среде программирования Qbasic.Исполнитель DRAW. Исполнитель LINE. Исполнитель CIRCLE.

Типы алгоритмов. Линейные алгоритмы. Алгоритмы с ветвлениями. Алгоритмы с повторениями.

Ханойская башня.

4. Алгоритм(13 ч)

Выполнение и представление индивидуальных творческих работ (текст, рисунок, комбинированный документ, презентация, анимация).

Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе.

В результате обучения информатике обучаемые должны:

знать и понимать:

  • требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ;
  • требования к организации компьютерного рабочего места;
  • виды прикладных программ, основные операции с файлами;
  • виды систем счисления;
  • виды объектов текстовой информации;
  • алгоритм перевода целых чисел из десятичной системы счисления в двоичную и наоборот;
  • связь между единицами измерения информации;
  • достоинства и недостатки представления информации в виде текста;
  • способы познания человеком мира через органы чувств;
  • логическиеприемы оперирования с понятием;
  • отличия текстового редактора и процессора;
  • основныеэтапы подготовки текстового документа, содержащего графические объекты; правила ввода текста, приемы работы с текстовым документом;
  • возможностиграфического редактора Paint;
  • виды определений, требования кпостроению родовидового определения;
  • требования кклассификации, признаки классификации;
  • виды суждений;
  • правила получения умозаключений;
  • пошаговоеисполнение алгоритма;
  • способы описания алгоритмов;
  • понятие  блок-схемы, обозначения блоков;
  • правила записилинейного алгоритма; обозначения блоков;
  • правила записиразветвленного алгоритма;
  • понятие цикла, его разновидности.

Уметь:

  • различать виды информации по способам ее восприятия;
  • приводитьпримеры обработки информации на компьютере;
  • определять устройства компьютера, моделирующие основные компоненты информационных функций человека;
  • создавать, открывать и закрывать папки, упорядочивать содержание папки, определять назначение файла по его расширению;
  • запускать программу, вводить, изменять текст, проверять правописание,
  • сохранять документы;
  • приводитьпримеры позиционных и непозиционныхсистем счисления;
  • выполнять базовыеоперации форматирования абзаца ишрифта в текстовомпроцессоре Word;
  • переводитьцелые числа из десятичной системысчисления в двоичную и, наоборот, сиспользованиемкалькулятора;
  • редактировать и форматироватьтекст, используяформат абзац итекст; создавать надписи;
  • создавать документ в текстовомпроцессоре, сохранять его, редактировать и форматировать текст по образцу;
  • создавать нумерованные списки;
  • переводить из больших единиц измерения информации в меньшие;
  • создавать таблицы, редактировать информацию в ячейках;
  • создавать таблицы в текстовом процессоре, удалять и добавлять ячейки, строки, столбцы;
  • получать информацию из таблиц, схем и диаграмм; изменять местоположение и размещение в тексте графических объектов;
  • создавать диаграммы разных типов, используя табличное представление информации;
  • применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования любых текстов;
  • различать общие и единичные понятия; приводить примеры существенных признаков и множества объектов, которым они присущи; редактировать диаграммы;
  • устанавливать логические отношения;
  • делать рисунки, используя основные инструменты и палитру;
  •  классифицировать понятия по определенному признаку;
  • создавать рисунки, используявозможности встроенного в текстовыйпроцессор графического редактора;
  • встраивать втекст  графическиеобъекты из коллекции;
  • записывать алгоритм известными способами;
  • составлять линейные алгоритмы;
  • записывать алгоритмы различными способами;
  • разрабатывать алгоритм и в соответствии с ним создавать графический объект;
  • использовать при создании графического объекта циклический алгоритм;
  • составлять алгоритмы с разветвлениями и записыватьих различными способами;
  • создавать презентации, используяразветвленные алгоритмы;
  • составлять циклические алгоритмы; выполнять циклические алгоритмы;
  • выполнять основные операции с файлами и папками.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни:

  • определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способность;
  • конкретного субъекта к его восприятию;
  • уметь применять текстовый процессор для набора, редактирования и форматирования текстов, создания списков и таблиц;
  • понимать смысл терминов «понятие», «суждение», «умозаключение»;
  • приводить примеры единичных и общих понятий, отношений между понятиями;
  • различать необходимые и достаточные условия;
  • уметь пользоваться стандартным графическим интерфейсом компьютера;
  • уметь применять инструменты простейших графических редакторов для создания и редактирования рисунков.

 Учебно-методическое  обеспечение:

  • Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика и ИКТ : учебник для 6 класса: – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

Список литературы (для учителя и учащихся)

  • Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика и ИКТ : учебник для 6 класса: – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

Календарно-тематическое планирование

        

по Информатике и ИКТ

Класс 6

Учитель Гладкова Анастасия Сергеевна

Количество часов

Всего 35 часов; в неделю 1 час.

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Дата проведения

Примечание

план

факт

Компьютер и информация

10

1.

Техника безопасности и организация рабочего места.

Объекты окружающего мира.

2.

Компьютерные объекты. Практическая работа №1 «Работаем с файлами и папками».

3.

Отношения объектов и их множеств.

4.

Разновидности объектов и их классификация.

5.

Контрольная работа №1 «Компьютер и информация».

6-7.

Системы объектов.

8.

Персональный компьютер как система.

9.

Как мы познаем окружающий мир.

10.

Понятие как форма мышления.

Моделирование

7

11.

Информационное моделирование.

12.

Практическая работа №2 «Создаем компьютерные документы».

13.

Знаковые информационные модели.

14-16.

Табличные информационные модели.

17.

Контрольная работа №2 «Моделирование».

Графики и диаграммы

5

18-19.

Графики и диаграммы.

20-21.

Схемы.

22.

Практическая работа №3«Создаем графические модели».

23.

Практическая работа №4 «Создаем многоуровневые списки».

Алгоритм

13

24-25.

Что такое алгоритм

26.

Исполнители вокруг нас.

27-28.

Формы записи алгоритмов.

29-30.

Типы алгоритмов.

31.

Самостоятельная работа «Алгоритм».

32-33.

Управление исполнителем Чертежник.

34.

Итоговая контрольная работа.

35.

Итоговый урок.

Всего

35



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по информатике 5-11 класс

В этом разделе входят рабочие программы 5-11 класс. 5 класс - Босова Л. Л. 6 класс - Босова Л. Л. 7 класс - Босова Л. Л. 8 класс - Семакин И.Г. 9 класс - Семакин И.Г. 10 класс - Угринович Н.Д. ...

рабочая программа по информатике 3 - 4 классы

Рабочая программа по информатике 3 - 4 классы на 2011 - 2012гг....

Рабочая программа по информатике для 9 класса по информатике

Рабочая программа по информатике для 9 класса по учебнику Н.Д.Угриновича. Рабочая программа состоит из пояснительной записки, требований к умениям и навыкам обучающимся 9 класса, развернутого тематиче...

Рабочая программа по информатике для 8 класса (программа Л.Л. Босовой)

Представлена рабочая программа по информатике для учащихся 8 класса, обучающихся по программе Босовой Л.Л. (не ФГОС). Программа включает в себя пояснительную записку и развернутое календарно-тематичес...

Рабочая программа по информатике 5-6 класс по программе Босовой

Рабочая программа по информатике 5-6 класс к учебнику Босовой. Составлена в соответствии с требованиями ФГОС....

Рабочая программа по информатике в 5 классе к учебнику Босовой «Информатика» по ФГОС 2017

Рабочая программа для 5-го класса по информатике и ИКТ составлена в соответствии:  с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования - ФГОС ООО,...

Рабочая программа по информатике 5 - 9 классы. Учебник 5 - 9 класс Босова Л. Л.

Рабочая программа по информатике 5 - 9 классы. Учебник 5 - 9 класс Босова Л. Л. Организация учебно-воспитательного процесса в современной информационно- образовательной среде является необходимым усло...