Урок- путешествие по океану информатики
план-конспект урока по информатике и икт (6 класс) на тему

Урок- обобщение в 6 классе

Цели:

  • повторить кодирование графической и текстовой информации, виды понятий, закономерности, правила техники безопасности; правила работы в графическом редакторе Paint;
  • развивать логическое мышление и познавательный интерес; формировать навыки работы за компьютером;
  • воспитывать самостоятельность при выполнении заданий.

Скачать:


Предварительный просмотр:


Цели:

  • повторить кодирование графической и текстовой информации, виды понятий, закономерности, правила техники безопасности; правила работы в графическом редакторе Paint;
  • развивать логическое мышление и познавательный интерес; формировать навыки работы за компьютером;
  • воспитывать самостоятельность при выполнении заданий.

Тип урока: урок закрепления знаний.

Оборудование: карточки с заданиями, карта путешествия, таблица результатов, презентация. 

Ход урока

I. Организационный момент урока

Подготовка учащихся класса к уроку.

Сообщение темы и цели урока.

Утром солнышко проснулось,
Всем ребятам улыбнулось.
Лучик теплый, золотой
На урок возьмем с собой.
Будет он нас согревать
И в учебе помогать.

– Здравствуйте! Садитесь! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь! Посмотрите на меня, улыбнитесь мне!

– Ребята, вы любите путешествовать?

Сегодня мы с вами «отправляемся в плавание по океану «Информатики».

На доске висит карта, на которой изображены Остров Информации, Остров Логики и Компьютерный остров. На карте указаны начало и конец Регаты, а также прерывистой линией указан путь прохождения Регаты. На карте выделены: Бухта Двоичных Кодов, Бухта Измерения Кодирования, Бухта Зашифрованных Слов, Бухта Закономерности, Бухта форм мышления, Бухта Графического редактора Paint.

Т.к. регата – это соревнования яхт, то участники игры будут «проплывать мимо островов» и «заплывать в указанные бухты».

Пусть вам откроется чудесная картина:
Набрав ветра в тугие паруса,
Плывет по курсу наша бригантина,
Чтобы находить на свете чудеса.
А за бортом плывут куда-то страны;
Все, что ты узнал, увидел, расскажи…
Был юнгой ты, а станешь капитаном!
Ты честью бригантины дорожи!

Регата проходит в несколько этапов. На каждом этапе предлагаются определенные задания. У каждого на столе изображение яхты, где указаны этапы, будут отмечаться результаты этапов. Учитель раздает карточки с заданиями.

II. Закрепление 

Остров Информации

Этап I. Бухта двоичных кодов

Задание 1.Нарисовать изображение, которому будет соответствовать указанные в таблице слева двоичные коды отдельных строк (закрасить клетки справа)

Двоичный код строки изображения

Рисунок

001000000

          

          

          

          

          

          

          

          

          

111000000

 

 

 

 

 

 

 

 

 

101000000

 

 

 

 

 

 

 

 

 

111000001

 

 

 

 

 

 

 

 

 

000111111

 

 

 

 

 

 

 

 

 

000111111

 

 

 

 

 

 

 

 

 

000100001

 

 

 

 

 

 

 

 

 

001100011

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Если есть желание, можно высказаться, рассказать, как выполняли задания.

Кроссворд для тех, кто быстро выполняет задания.

Задание 2. По двоичному коду определите десятичный код каждой точи. Отметьте и последовательно соедините на координатной плоскости  эти точки.

№ точки

Двоичный код

Десятичный код

25

1

(101, 101)

20

2

(101, 10100)

15

3

(10100, 10100)

10

4

(10100, 101)

5

5

(101, 101)

5

10

15

20

25

30

35

40

Ответ: Квадрат

Задание 3. Переведите число 897 из десятичной системы счисления в двоичную.

Ответ: 1110000001

Этап II. Бухта измерения величин

Задание 1 Скорость чтения ученика 6 класса составляет приблизительно 160 символов в минуту. Какой объем информации (Кбайт) получит ученик, если он будет непрерывно читать в течение 30 минут?

Ответ: 4, 7 Кбайт

Задание 2.Сколько битов и сколько байтов в слове «КОМПЬЮТЕР»?

Ответ: 9 байт, 72 бита

Задание 3 Какова наименьшая единица измерения информации? (бит)

Какова следующая за байтом единица? (Кбайт)

Этап III. Бухта Кодирования

Таблица кодов азбуки Морзе

А

    .–    

И

     ..     

Р

    .–.    

Ш

 – – – – 

Б

–…

Й

.– – –

С

Щ

– –.–

В

.– –

К

–.–

Т

Ъ

.– –.–.

Г

– – .

Л

.–..

У

..–

Ы

–.– –

Д

– ..

М

 – –

Ф

..–.

Ь

–..–

Е

.

Н

–.

Х

….

Э

..–..

Ж

…–

О

– – –

Ц

–.–.

Ю

..– –

З

– –..

П

.– –.

Ч

– – –.

Я

.–.–

Задание 1Расшифруйте следующие записи, зашифрованные с помощью азбуки Морзе: 

..

–.

..–.

– – –

.–.

– –

.–

..

–.–

.–

          

          

          

          

          

          

          

          

          

          

          

Информатика

–.–

– – –

– –

.– –.

–..–

..– –

.

.–.

          

          

          

          

          

          

          

          

          

Компьютер

 

.– –.

.

.–.

.

–..

.–

– – –.

.–

 

          

          

          

          

          

          

          

          

          

          

..

–.

..–.

– – –

.–.

– –

.–

–.–.

..

..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Передача информации

–.–

– – –

–..

..

.–.

– – –

.– –

.–

–.

..

.

          

          

          

          

          

          

          

          

          

          

          

Кодирование

– –..

.–

– – – –

..

..–.

.–.

– – –

– –

.–

–.

–.

.–

.–.–

          

          

          

          

          

          

          

          

          

          

          

          

          

 

..

–.

..–.

– – –

.–.

– –

.–

–.–.

..

.–.–

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Зашифрованная информация

Задание2.В перечисленных словах необходимо заменить одну букву и получить слово, связанное с информатикой и компьютерами:

  • БАНТ – БАЙТ
  • ВАЗА – БАЗА
  • ВЫВОЗ – ВЫВОД
  • ИНТЕРНАТ – ИНТЕРНЕТ
  • КАНАТ – КАНАЛ
  • КИТ – БИТ
  • ПИСК – ПУСК
  • РИСК – ДИСК
  • ПРОБЕГ – ПРОБЕЛ
  • ПРОФЕССОР – ПРОЦЕССОР
  • ШАПКА – ПАПКА

А сейчас штиль, ветра нет. Послушаем шум прибоя. Релаксация.

Остров Логики

Этап IV. Бухта Закономерности

  1. Из лагеря вышли 5 туристов. Вася, Галя, Толя, Лена, Миша. Толя идет позади Миши, Лена позади Васи, но впереди Миши, Галя впереди Васи. В каком порядке идут ребята? (Галя, Вася, Лена, Миша, Толя)
  2. Определить закономерность в каждой последовательности чисел и продолжить их, вписав в каждую ещё 3 очередных числа:

а) 3 4 6 9 13 18 24 31 39 48 58
б) 16, 12, 15, 11, 14, 10
 13 9 12

в) 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13 21 34 55

Этап V. Бухта Форм Мышления

Задание 1. Подсчитать общее число треугольников в двух фигурах

http://festival.1september.ru/articles/600189/1.gif

16 треугольников 28 треугольников

Задание 2. Выделить попарно общие и единичные понятия: число, ученый, Репин, Байкал, художник, озеро, пять, Ньютон, Карпаты, Пушкин, горы, поэт

 

Общие понятия

Единичные понятия

1.

Число

пять

2.

Ученый

Ньютон

3.

художник

Репин

4.

озеро

Байкал

5.

горы

Карпаты

6.

поэт

Пушкин

Компьютерный остров 

Этап VI. Бухта графического редактора Paint

Повторение правил ТБ при работе с компьютером.

Нарисовать рисунок в графическом редакторе (яхта)

 Задача «Секрет пароля» 4 минуты (5 баллов)

Один любопытный мальчик хотел попасть в некоторое секретное учреждение, вход в которое тщательно охранялся. Он притаился недалеко от входа и начал наблюдать за действиями охранника.
Охранник спросил первого подошедшего: «Двадцать два?»
– Одиннадцать, – ответил тот, и был немедленно впущен вовнутрь.
Второй посетитель получил от привратника другой вопрос: «Двадцать восемь?»
– Четырнадцать, – сказал он, проходя в здание.
«Всего и делов–то!»–подумал любопытный мальчик, смело рванув к двери и на вопрос «Сорок два?» – немедленно ответил: «Двадцать один».
Вместо того чтобы пропустить гостя, охранник нажал на кнопку тревожной сигнализации.
А какое число нужно было назвать в качестве отзыва?

III. Подведение итогов, выставление отметок

IV. Домашнее задание

Кроссворд, составить ребусы, кроссворд по информатике.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по математике "Путешествие по океану знаний"

Обобщающий урок математики по теме "Координатная плоскость". Проходит в форме игры - путешествия....

Урок-путешествие в страну "Информатика"

Внеклассное мероприятие для учащихся 5-7 классов.Позволяет вызвать интерес детей к информатике, развивать творческие способности, логическое мышление, воспитывать любовь к информатике....

Конспект вводного занятия - путешествия "Путешествие по океану "Друзья природы"

Конспект занятия для воспитанников первого года обучения (младшего школьного возраста) по программе "Друзья природы".  Цель занятия - познакомить воспитанников с главными темами учебной программы...

Урок « Путешествие по океану МиФ (океану математики и фантазии).Признаки делимости чисел на 2, на5, на10, на 3, на 9, на 7.

Формировать умения и навыки использования признаков делимости чисел на 2, на 5, на 10, на 3, на 9 при решении примеров и задач. Сформулировать признак делимости на 7. Совершенствовать вычис...

Урок - путешествие: Хрящевые морей и океанов

Данная презентация показывает разнообразие хрящевых рыб и  места их обитания....

Урок-путешествие по природоведению в 5 классе по теме: «Жизнь в Мировом океане»

Материал представлен в виде технологической карты...

Фрагмент урока по географии 7 класс"Кругосветное путешествие по океанам"

Фрагмент урока  направлен на закрепление у учащихся знаний по изученной теме "Океаны"....