урок по информатике "Простые таблицы" (7 класс)
учебно-методический материал по информатике и икт (7 класс) на тему

Открытый урок по информатике "Простые таблицы" (7 класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_prostye_tablitsy.doc251 КБ
Office presentation icon otkrytyy_urok_informatika_prostye_tablitsy1.ppt2.25 МБ
Файл gerby.rar161.36 КБ
Файл test2.rar655.53 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «Простые таблицы»  7 класс (УМК Л.Л. Босовой)

Цели урока:

  • систематизировать и обобщить сведения, полученные учащимися на предыдущем уроке;
  • расширить  представления  учащихся  о  знаковых  информационных моделях;  
  • расширить  представления  учащихся  о  табличных  информационных моделях, закрепить навыки создания таблиц.

Задачи:

Образовательные:

  • закрепить представления учащихся о моделях и моделировании, видах информационных моделей, математических моделях, табличных информационных моделях;
  • систематизация полученных знаний.

Развивающие:

  • развитие аналитико-синтезирующего мышления, формирование умений наблюдать, делать выводы, развитие находчивости, умения преодолевать трудности для достижения намеченной цели.

Воспитательные:

  • воспитание положительного отношения к знаниям, привитие интереса к Информатике, формирование навыков самоорганизации и самоконтроля.

Вид урока: урок закрепления изучаемого материала и выработки практических умений ​и навыков.

Тип урока: комбинированный.

Формы работы на уроке: самостоятельная, индивидуальная работа.

Методы: словесный (рассказ), наглядно-иллюстративный, практический.

Оборудование:  

  • Ноутбуки;
  • Комплекс мультимедиа (ПК, проектор, интерактивная доска);
  • Презентация «Простые таблицы».
  • Карта урока
  • Флажки синего и красного цвета
  • таблицы

Основные понятия:

  • модель,
  • информационная модель,
  • знаковая информационная модель,
  • табличная информационная модель,
  • простая таблица.

Ход урока

  1. Актуализация  и проверка усвоения изученного материала

- Сегодня на уроке я предлагаю вам совершить путешествие по южной части Воронежской области. Для того, чтобы отправиться в путешествие надо взять с собой багаж, который вы собирали на предыдущих уроках. Давайте проверим,  с каким багажом знаний мы отправимся в дорогу.

Игра «Верно – неверно»

(У детей на столах флажки синего и красного цветов, одновременно с детьми учитель показывает флажок нужного цвета)

  1. Любое ли словесное описание можно заменить таблицей? (Нет)
  2. Представляемая в таблицах информация наглядна, компактна и легко обозрима.(Да)
  3. Является ли табличной информационной моделью расписание уроков (Да)
  4. Бывают простые и сложные таблицы (Да)
  5. В таблице не должны быть указаны единицы измерения.(нет)
  6. Заголовки граф и строк должны быть краткими. (да)
  7. Знак   в ячейке таблице означает – данные невозможны; (нет)

  • Любое ли словесное описание можно заменить таблицей? (Нет. Описываемые объекты должны обладать одинаковыми наборами свойств. Нельзя заменить словесное описание природного явления, например грозы, таблицей)
  • Приведите примеры табличных информационных моделей, с которыми вы сталкивались на уроках в школе. (История: хронологическая таблица. Математика: таблица умножения).

Объект – это то, о чем идет речь.

Класс объектов – множество объектов, объединенных какими- то общими свойствами.

Свойства – характеристики, признаки объекта.

- Ребята у кого нет ни одной ошибки поднимите руки..

 

2) Объяснение нового материала:

(Сопровождается показом презентации «Простые таблицы»)

- Ребята, как мы оформили результат (в виде таблицы)

- У нас получилась заполненная таблица

-  Удобна ли такая форма ответов?

-  Почему? (Удобна, наглядна, мы сразу можем видеть результат)

- Как вы думаете какова тема нашего урока ? (Таблицы)

Сегодня на уроке мы с вами продолжаем знакомиться с табличными моделями, тема нашего урока «Простые таблицы»

- Багаж собран, мы можем отправиться в наше путешествие  (карта) 

На карте мы видим маршрут, путь начинаем из Ольховатки, что мы знаем о нашем районном центре (Ольховатка)

- Продолжаем путешествие, мы подъезжаем к г. Россошь, чем же он интересен? (Россошь)

- А теперь наш маршрут лежит в поселок городского типа в Кантемировку

- Свое небольшое путешествие мы завершаем в городе Богучар

- Итак, какие населенные пункты мы посетили?

- Информация о них находится у вас на парте

- Можете ли вы сразу сказать,  где самая большая численность населения?

- А самая маленькая?

- Легко ли вам было быстро найти необходимую информацию в тексте?

- Как удобнее представить данную информацию (в виде таблицы)

- Почему?  (Для описания ряда объектов, обладающих одинаковыми наборами свойств, наиболее часто используются таблицы, состоящие из столбцов и строк. Представленная в таблице информация наглядна, компактна и легко обозрима.)

- Условно все множество таблиц можно разделить на простые и сложные. Простые таблицы в свою очередь можно разделить на два типа: «Объект – свойство» (ОС)  и «Объект – объект – один» (ООО)

Таблица ОС – это таблица, в которой рассматриваются объекты, принадлежащие одному классу.

Общий вид таблиц типа ОС (объекты-свойства):

Имя класса объектов

Имя свойства 1

Имя свойства 2

Имя объекта 1

Имя объекта 2

Значение свойства объекта

Таблица  Необычные вещи

  1. Объект – изделие
  2. Свойства – год основания, страна, длина.

- Нашу  информацию о путешествии мы поместим в таблицу вида Объект- свойство (ОС)

Объекты – это населенные пункты

Свойства   -  год основания, достопримечательность, промышленность

Порядок построения таблиц ОС:

  1. Выделить объекты и свойства.
  2. Назвать класс объектов.
  3. Вписать названия объектов и их свойств.
  4. Вписать значения свойств.

Количество строк в таблице зависит от количества имеющихся объектов, а количество граф – от количества рассматриваемых свойств.

3. Самостоятельная работа в парах (учащиеся составляют таблицу о населенных пунктах Воронежской области

- У вас на партах в файлах имеется материал для выполнения практической работы. Это сетка таблицы типа ОС и сведения для её заполнения. Вклейте нужную информацию в соответствующие ячейки таблицы. Во время работы ориентируйтесь на текстовую информацию о населенных пунктах юга Воронежской области.

- проверим, что у нас получилось (на доске таблица)

Населенные пункты юга Воронежской области

Населенный пункт

Год основания

Достопримечательность

Промышленность

Ольховатка

1702

Здание сахарного завода

Производство сахара

Россошь

1721

Колокольня Александра Невского

Производство минеральных удобрений

Кантемировка

1742

Танк

 «Т-34-85»

Производство машин и оборудования

Богучар

?

Церковь Иоанна-воина

Производство растительного масла

- Всю ли информацию мы использовали ( но у вас некоторая информация осталась)

-  какие свойства объектов у вас остались?

- куда мы можем ее поместить?  (в таблицу),

- удобна ли она будет для восприятия (нет)

- давайте подумаем как по-другому можно расположить данные в таблице?

Если в таблице типа ОС свойств больше, чем объектов, то ее можно «повернуть набок» - строки превратить в графы, а графы – в строки:

Населенный пункт

Ольховатка

Россошь

Кантемировка

Богучар

Год основания

1702

1721

1742

?

Достопримечательность

Здание сахарного завода

Колокольня Александра Невского

Танк

 «Т-34-85»

Церковь Иоанна-воина

Промышленность

Производство сахара

Производство минеральных удобрений

Производство машин и оборудования

Производство растительного масла

Численность населения

(ч)

4552

62507

11236

11281

Районная газета

«Ольховатский вестник»

«За изобилие»

«Кантемировский вестник»

«Сельская новь»

- Молодцы, мы научились стоить простые таблицы типа ОС

- В нашем заочном путешествии мы преодолели большое расстояние

- Чтобы сосчитать протяженность нашего маршрута, мы должны знать расстояние между населенным пунктами

- Данную информацию удобно представить в виде таблиц ООО

Таблицы типа ООО: «объекты – объекты – один»

- Таблица ООО – это таблица, которая описывает пары объектов и только одно свойство.

В этой таблице заголовок имеет сложную (двухъярусную) структуру.

Общий вид таблиц типа ООО «объекты –объекты - один»:

Имя первого класса объектов

Имя второго класса объектов

Имя 1-го объекта второго класса

Имя 2-го объекта второго класса

 …

Имя 1-го объекта первого класса

 

Имя 2-го объекта первого класса

Значение свойства пары объектов

 

Таблица «Годовые оценки»

ФАМИЛИЯ

ПРЕДМЕТ

Русский язык

Литература

Математика

Иванов Петя

4

5

4

Петров Андрей

4

4

3

Сидоров Иван

5

5

4

  1. Класс первых объектов – ученики (фамилии).
  2. Класс вторых объектов – предмет.
  3. Первые объекты – Иванов Петя, Петров Андрей, Сидоров Ваня, Андреев Коля.
  4. Вторые объекты – русский язык, литература, математика.
  5. Свойства – оценки.

Таблица типа ООО может быть «повернута на бок» - строки превращены в графы, а графы – в строки:        

«Годовые оценки»

ПРЕДМЕТ

ФАМИЛИЯ

Иванов Петя

Петров Андрей

Сидоров Иван

Русский язык

4

4

5

Литература

5

4

5

Математика

4

3

4

- Давайте возвратимся к  нашему путешествию  и рассмотрим таблицу расстояния между населенными пунктами

Расстояние между районными центрами (км)

Районный центр

Ольховатка

Россошь

Кантемировка

Богучар

Ольховатка

0

27

92

126

Россошь

27

0

73

99

Кантемировка

92

73

0

62

Богучар

126

99

62

0

- Давайте посчитаем сколько км мы проехали? хорошо в нашей группе неплохие математики

4) Физкультминутка.

5) Практическая работа.

Населенные пункты юга Воронежской области

Населенный пункт

Год основания

Достопримечательность

Промышленность

Герб

Ольховатка

1702

Здание сахарного завода

Производство сахара

Россошь

1721

Колокольня Александра Невского

Производство минеральных удобрений

Кантемировка

1742

Танк

 «Т-34-85»

Производство машин и оборудования

Богучар

?

Церковь Иоанна-воина

Производство растительного масла

В  практической  части  урока  ученики  закрепляют  навыки  построения  таблиц.  При выполнении  задания   Таблица типа ОС. «Путешествие по Ворнежской области»  они  вынуждены  искать  необходимую  информацию  в нескольких имеющихся таблицах.

6) Тестирование

  1. выберите для описания каких объектов наиболее часто используют табличное представление информации
  • - для однотипной информации
  • - для объектов с одинаковыми наборами свойств
  • - для представления структуры объектов

2. на рисунке изображена структура таблицы, под какой цифрой изображен верхний заголовок

1

  1. если имеются общие для всей таблицы единицы измерения, то куда их обычно записывают?
  • в общем заголовке
  • в заголовках граф и строк
  • в каждой ячейке

4. поставь в соответствие название и общий вид простой таблицы

таблица «Объект – свойство»

таблица ««объекты –объекты - один»

Общий вид таблиц типа ОС (объекты-свойства):

Имя класса объектов

Имя свойства 1

Имя свойства 2

Имя объекта 1

Имя объекта 2

Значение свойства объекта

Общий вид таблиц типа ООО «объекты –объекты - один»:

Имя первого класса объектов

Имя второго класса объектов

Имя 1-го объекта второго класса

Имя 2-го объекта второго класса

 …

Имя 1-го объекта первого класса

 

Имя 2-го объекта первого класса

Значение свойства пары объектов

 

  1. Что можно отнести к табличным моделям

Таблица Менделеева

Расписание поездов

Описание портрета

формула

7) Рефлексия

- Наш урок подошел к завершению. У вас на партах лежат макеты сотовых телефонов. Напишите друг другу СМС сообщения о том, как прошел сегодняшний урок, что вам понравилось, а что нет, что было легко, а в чем вы испытали затруднения.

,,,,,,,,,,,,,,

- Поделитесь с нами своими сообщениями, кому и что вы написали.

,,,,,,,,,,,

- А я написала СМС всем вам. «Благодарю вас за активную работу на уроке, за ваши горящие глаза и светлые головы».

8)  Домашнее задание

§ 2.5 (стр. 60 - 64);

Литература

  1. Информатика и ИКТ : учебник для 7 класса/ Л. Л. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний,  2009. - 229 с.:ил.- ISBN : 978-5-9963-0092-1..
  2. Уроки информатики в 5-7 классах: Методическое пособие / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. - 320 с.: ил.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока математики в 4 классе по теме "Таблица умножения числа 9."

Подробный конспект урока математики в 4 классе коррекционной школы VIII вида. Цели: совершенствовать навыки устных вычислений таблицы умножения числа 9, использовать изученные случаи умножения и делен...

презентация к уроку математики в 4 классе по теме "Таблица умножения числа 9"

Презентация к уроку математики в 4 классе коррекционной школы VIII вида по теме "Таблица умножения числа 9". Материал содержит задания для индивидуальной и дифференцированной работы на уроке....

Урок-КВН в 4 классе на тему: «Повторение сложения и вычитания в пределах 100 и таблицы умножения»

Урок-КВН в 4 классе на тему: «Повторение сложения и вычитания в пределах 100 и таблицы умножения»...

Интегрированный урок Музыка в таблице умножения и деления (3 класс)

Музыка в таблице умножения и деления (Интегрированный урок по предметам математика и музыка в 3 классе)Авторы:Нурфига  Камилевна  Хасанова - учитель начальных классов, первой квалификац...

Схемы и таблицы к урокам для 8-9 классов

Папка содержит схемы и таблицы, которые могут быть использованы как учителем, так и учениками при изучении курса обществознания в 8-9 классах...

Конспект урока математики в 9 классе для детей с нарушением интеллекта по теме "Таблица классов и разрядов"

Урок математики по теме "Таблица классов и разрядов" разработан для детей с нарушением интеллекта - учащихся 9 класса.Цель: закрепление знаний у учащихся о таблице классов и разрядов, отработка навыко...