Главные вкладки

    Технологическая карта урока по информатики "Кодирование информации" 5 класс
    план-конспект урока по информатике и икт (5 класс) на тему

    Харченко Ольга Викторовна

    На уроке дети расширяют и углубляют свои знания по теме «Кодирование информации». Знакомятся с различными способами кодирования информации. На основе анализа полученной информации решают   практические задания по кодированию и декодированию информации. В ходе анализа материала   учебника, учащиеся знакомятся с такими понятиями как код, кодирование информации и применение в различных жизненных ситуациях. 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

     

    Технологическая карта урока

    (разработчик Харченко Ольга Викторовна)

    Тема урока: Кодирование информации 

    Предмет. Информатика и ИКТ

    Класс   5

    Автор урока:  Харченко Ольга Викторовна

    Образовательное учреждение: МБОУ СОШ №4

    Страна : Россия

    Республика/край: ХМАО – Югра

    Город/поселение: Сургут

    Краткое описание: Урок разработан для учащихся 5 классов по учебнику Босовой Л.Л."Информатика и ИКТ». Цель данного урока   закрепить, обобщить и     систематизировать знания учащихся по теме «Кодирования информации»

    Тип урока урока: формирования новых знаний и умений с элементами исследования

    Цель урока: актуализировать имеющиеся у учащихся знания по теме: «Кодирование информации». Развивать познавательный интерес к изучаемой теме посредством самостоятельной работы учащихся по выполнению предложенных заданий.

    Задачи, решаемые на уроке 

    Образовательные:

          – закрепить, обобщить и     систематизировать знания учащихся по теме «Кодирования информации»;

          - развивать  умения анализировать, видеть и формулировать проблемы, предлагать пути их решения (формирование УУД),

           - решать практические  задачи по кодированию информации.

    Развивающие:

            - развивать логическое мышление, память,  творческие способности, интуицию,

             - повышать мотивацию учащихся  к дальнейшему изучению  предмета.

    Воспитательные:

        - воспитывать познавательную активность, желание выполнять задания с элементами исследования, умение работать сообща в парах, в группах;

        - воспитывать чувство ответственности, умение осуществлять самоконтроль.

    Здоровьесберегающая:

          - сохранять здоровье ребёнка через проведение физминуток,  создавать благоприятные психологические условия  обучения.

    Планируемый результат: (для учащихся) понять  и уметь применять на бытовом уровне понятие «код», приводить простые примеры кодирования в повседневной жизни и деятельности человека. Умение кодировать информацию с помощью различных кодов, придумать свой собственный код, рассмотреть связи со школьными дисциплинами использующими кодирование (н-р: математика, география, физическое воспитание, окружающий мир и т.д.).

    Краткое описание хода урока: На уроке дети расширяют и углубляют свои знания по теме «Кодирование информации». Знакомятся с различными способами кодирования информации. На основе анализа полученной информации решают   практические задания по кодированию и декодированию информации. В ходе анализа материала   учебника, учащиеся знакомятся с такими понятиями как код, кодирование информации и применение в различных жизненных ситуациях. 

    Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока. 
    Знать понятия: условный знак; код; кодирование;

    Уметь кодировать и декодировать и информацию разными способами и применять в жизненных ситуациях, обобщать и анализировать  изученный материал

    УУД:

    Личностные: уметь мотивировать свои действия, оценивать свои действия, считаться с мнением других.

    Регулятивные: уметь ставить цель;

    - удерживать её до получения результатов;

    - коррекция, общеучебные познавательные действия;

    - контролировать и оценивать уровень владения учебными действиями.

    Коммуникативные: уметь слушать и слышать учителя;

    - работать в парах, в группах;

    -уметь согласовывать свои действия с партнёрами

    Познавательные:

     - уметь  работать с источником информации;

    - уметь доносить информацию в доступной форме;

    - сравнивать, анализировать, обобщать, давать определения.

    Методы обучения:

    - словесный;

    - наглядный;

    - частично-поисковый;

    - проблемный;

    - репродуктивный.

    Межпредметные связи: метапредметные УУД

    Технологии, применяемые на уроке:

    • Технология «Обучение в сотрудничестве».
    • Здоровьесберегающие технологии.
    • Информационно–коммуникационные технологии.

    Формы организации работы на уроке:

    • Фронтальная.
    • Групповая.
    • Работа в парах.
    • Самостоятельная
    • Компьютерный практикум

    Ресурсы: учебник, материалы интернета

    Оборудование:

    Учебник и рабочая тетрадь для 5 класса «Информатика и ИКТ» Л.Л. Босовой, интерактивная доска, проектор, компьютер.

    Дидактические материалы: карточки с заданиями для работы в парах.

    Этапы урока

    Цель этапа

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    УУД на этапах урока

    1

    Организационный момент

    2 мин

    Организовать

    рабочее место;

    мотивировать к

    учебной

    деятельности на

    уроке.

    Возьмитесь за руки и пожелайте друг другу внимания, быстрой реакции, сообразительности, удачи. Чтобы в конце урока все смогли сказать: ЗНАЮ!   УМЕЮ!    МОГУ! 

    Дети рассаживаются по местам. Проверяют наличие принадлежностей.

    Личностные УУД:

    -  формирование навыков самоорганизации

    2

    Проверка домашнего задания

    5 мин

    Повторить

    умение применять ранее полученные

    знания

    - А теперь давайте вспомним, что изучали на прошлом уроке?

    Ведь повторение – мать учения!

    Дети читают вопросы и отвечают на них, рассказывают, как выполнили письменное задание;

    Познавательные  УУД:

    -поиск и выделение необходимой

    информации;

    -применение методов информационного поиска

    Личностные УУД:

    - развитие грамотной речи

    3

    Формулирование  темы  и целей

    10 мин

    Обеспечить включение учащихся в

    совместную

    деятельность по

    определению

    целей учебного

    занятия;

    подготовить к

    активной

    познавательной

    деятельности;

    тренировать

    мыслительные

    операции: анализ, синтез.

    - Какой информационный процесс мы разбирали на прошлом  уроке?

    - Назовите участников этого процесса?

    - Как называются средства передачи информации?

    - Посмотрите видеоролик, обсудите в парах личный опыт и обоснуйте ответ на вопрос: «Согласны ли вы с данными видеоролика?  

    - Вспомните, какие еще действия человек может совершать с информацией?

    - Как человек хранит информацию?

    -Назовите  виды сигналов, с помощью которых может поступать информация от источника к приемнику;

    - Догадайся, что означает представленный сигнал для человека?

    -Преобразуй звуковой сигнал  в числовую  и текстовую  формы.

    -Догадайся, что означает представленный сигнал для человека?

    -Преобразуй сигнал в текстовую форму;

    -Подумай, какое действие с информацией ты выполнил, преобразовав её?

    Вывод:

    Просмотр мультфильма  «Зима в Простоквашино»

     -Как вы думаете, что хотели нам сказать Матроскин и Шарик?

    -  значит, тема нашего   урока  будет связана с чем?

     - А что вам подсказало, что говорить мы сегодня будем о шифрах.

     (нажать на 3 вывод)

    Догадайтесь, как прочитать слово и узнаем тему урока.

    -Тема урока: «Кодирование информации»

    - Попробуйте сформулировать цели нашего урока: Сформировать представления о кодировании информации. Ввести понятия код, кодирование/декодирование, условный знак. Сформировать правила кодирования/декодировать информации.

    -Какие задачи на этот урок вы для себя поставите? Почему?

    1.Дети отвечают на поставленные в презентации вопросы, обосновывая свои ответы, что такое

    - звуковой сигнал, зрительный сигнал, световой сигнал и другие.

    2.Слушают звуки будильника, обсуждают

    и делают вывод о значении сигнала – пора вставать.

    3. Смотрят видео и делают вывод о значении сигнала – «Я пришел, откройте дверь».

    4.Смотрят отрывок из мультфильма «Зима в простоквашино, делают вывод: возможно, Матроскин и Шарик общались друг с другом при помощи шифров

     - Он передал Матроскину зашифрованное письмо, нарисовал на печке вигвам.

    - что такое код и как кодировать информацию;

    Дети  смотрят видео и делают вывод о шифрах

    выдвигают предположения:

    «Кодирование информации»;

    выдвигают предположения, чему они должны научиться

    Регулятивные УУД:

    -  самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

      структурирование знаний;

    Познавательные  УУД:

    -актуализация сведений из личного опыта;

    -формирования навыков преобразования информации;

    -формирование понятий «код», «кодирование», «двоичное кодирование», «декодирование»;

     Личностные УУД:

    -  умение структурировать знания;

    - применять навыки кодирования на практике

    Коммуникативные УУД:

    - формирование умения общения со сверстниками, уважительного отношения к одноклассникам;

    Личностные УУД:

    - снятие физического напряжения

    Личностные УУД:

    -развитие логического мышления

    Коммуникативные УУД:

    - умение работать в парах,

    - развитие диалогической речи

    4

    Изучение  нового материала + одновременное закрепление

    10 мин

    Отработать полученные умения и использовать их в работе.

    Снять психическую, статическую, динамическую нагрузки на отдельные органы и системы и на весь организм в целом, а также локального утомления и общего воздействия

    Вспомните свой жизненный опыт, обсудите с товарищем по парте следующие понятия:

    Кодирование

    Код

    Сформулируйте их определения

    - Найдите в учебнике эти  определения, с. 25.

    Знакомство с различными видами кодирования информации (презентация)

    Физкультминутка

    Работа в группах(задание)

    -У вас на партах лежат задания, вам нужно закодировать информацию. ( См. приложение)

    -Каким способом  кодирования информации закодировала каждая группа?

    ( вывешивается задание на доску)

    .

    -Как читают слепые люди?

    -Как кодируется информация в компьютере? Запомни! В памяти компьютера информация представлена в двоичном коде.

    -Существует огромное количество кодов. Что же главное при кодировании/декодировании информации?

    - Запомни! Для кодирования и декодирования информации нужна кодировочная таблица.

    Учащиеся обсуждают и формируют понятийный аппарат.

    Учащиеся

    - высказывают свои определения,

    - анализируют их

    -читают определение, пересказывают;

    - рассматривают картинки и  делятся жизненным опытом.

    - Существует три основных способа кодирования информации:

    -графический, числовой, символьный

    - с помощью азбуки Брайля;

    - смотрят видеоролик, запоминают

    -Запоминают правила,

    необходимость кодировочной  таблицы;

    - работают с кодировочной таблицей и текстом и узнают способы кодирования – числовой, текстовый, графический.

    5

    Закрепление

    15 мин

    Отработать полученные умения

    -Давайте теперь попробуем применить полученные знания на практике. Выполните задание, закодировав  предложенную информацию по определенному правилу.

    Работа в группах

    У вас на столах лежат карточки, которые помогут вам выполнить предложенные задания

    Что у вас получилось и почему?

    Компьютерный практикум

    Кодируют информацию:

    ОТТОПОТАКОПЫТ

    ПЫЛЬПОПОЛЮЛЕТИТ

    Я изучаю информатику

    Выполнение практического задания

    Личностные УУД:

    -развитие логического мышления

    Коммуникативные УУД:

    - умение работать в парах,

    - развитие диалогической речи

    Регулятивные УУД:

    - развитие навыков работы с ПК

    6

    Запись домашнего задания.

    Итоги урока, рефлексия

    3 мин

    Зафиксировать

    полученные знания и умения;

    затруднения,

    которые остались,

    и способы их

    преодоления;

    оценить

    собственную

    деятельность на

    уроке;

    дать качественную

    оценку всего

    класса.

    §1.6, 1.7 с. 25

     РТ: №87, 88,84 с.61

    Рефлексия

    -А теперь давайте вспомним, на какие  три вопроса  мы с вами должны были ответить в конце урока?

    В начале урока перед вами была поставлена цель: закончить

    ответ на три вопроса:

    Я ЗНАЮ…

    Я УМЕЮ…

    Я МОГУ…

    Попробуйте сформулировать свои ответы.

    Теперь оцените себя, нарисовав координатную плоскость,  отметьте на каком уровне вы находитесь  в конце урока

    Работа с дневниками

    Знаю! Умею! Могу! (ответы детей, их комментарии)

    Личностные УУД:

    -рефлексия способов  и условий действия,

    -контроль и оценка процесса и результатов деятельности

    Дополнительная информация

    Каким образом данный урок будет содействовать реализации новых ФГОС:

    На данном уроке формируются все виды УУД, создаётся проблемная ситуация, помогающая   анализировать , синтезировать и обобщать учебный материал

    Ресурсы, оборудование и материалы

    Проектор, интерактивная доска, компьютер, презентация  к уроку выполненная в MsOffice  2003 Power Point, заранее заготовленные карточки с заданиями.

    Список учебной и дополнительной литературы

    1. Информатика и ИКТ : учебник для 5 класса/ Л. Л. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний,  2009. - 192 с.:ил.- ISBN : 978-5-94774-835-2.
    2. Информатика: Рабочая тетрадь для 5 класса. / Л.Л. Босова. - 5-е изд.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. - 87 с.: ил.
    3. Уроки информатики в 5-6 классах: Методическое пособие / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. - 320 с.: ил.

    Ссылки на использованные интернет-ресурсы

    http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/umk.php

    http://onlainfilm.ucoz.ua/load/troe_iz_prostokvashino_smotret_onlajn/14-1-0-9357

    Используемые педагогические технологии,  методы и приемы

    1. Технология «Обучение в сотрудничестве».
    2. Здоровьесберегающие технологии.
    3. Информационно–коммуникационные технологии


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    технологическая карта урока литературы в 7 классе по теме "Нравственные проблемы в повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель."Урок внеклассного чтения.

    данный материал поможет составить технологическую карту урока.Урок проведен с использованием элементов ФГОС,что будет интересно педагогам,работающим по новым стандартам....

    Технологическая карта урока обществознания в 5 классе. Вводный урок.

    Технологическая карта урока обществознания в 5 классе.Вводный урок с целью создания условий для определения  значимости изучения предмета обществознания, через формирование суждений о возможности...

    Технологическая карта урока для учащихся 7 класса. «Баскетбол. Правила поведения на уроках баскетбола. Терминология элементов баскетбола. Основная стойка игрока»

    Цель урока: Обучающая: Обучение техники выполнения стойки игрока в баскетболе;                     Развивающая: Дать представление о занятия...

    Формирование ИКТ компетенций на уроках биологии, технологическая карта урока биологии в 7 классе по теме: "Класс Птицы".

    Урок разработан с целью формирования у учащихся ИКТ-компетентности. Результатом урока будет презентация -учебный продукт, созданный детьми на уроке....

    Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

    Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

    Технологическая карта урока алгебры в 7 классе по теме "Раскрытие скобок", презентация к уроку алгебры в 7 классе по теме "Раскрытие скобок"

    «Раскрытие скобок». Этот материал является подготовительным для решения уравнений новым способом, по программе на его усвоение отводится три часа. Данный урок первый. Нужно изучить и научиться примен...

    Технологическая карта урока географии в 5 классе на тему "Глобус и карта"

    Технологическая карта урока географии в 5 классе на тему "Глобус и карта"...