Технологическая карта урока по информатики "Кодирование информации" 5 класс
план-конспект урока по информатике и икт (5 класс) на тему

Харченко Ольга Викторовна

На уроке дети расширяют и углубляют свои знания по теме «Кодирование информации». Знакомятся с различными способами кодирования информации. На основе анализа полученной информации решают   практические задания по кодированию и декодированию информации. В ходе анализа материала   учебника, учащиеся знакомятся с такими понятиями как код, кодирование информации и применение в различных жизненных ситуациях. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Технологическая карта урока

(разработчик Харченко Ольга Викторовна)

Тема урока: Кодирование информации 

Предмет. Информатика и ИКТ

Класс   5

Автор урока:  Харченко Ольга Викторовна

Образовательное учреждение: МБОУ СОШ №4

Страна : Россия

Республика/край: ХМАО – Югра

Город/поселение: Сургут

Краткое описание: Урок разработан для учащихся 5 классов по учебнику Босовой Л.Л."Информатика и ИКТ». Цель данного урока   закрепить, обобщить и     систематизировать знания учащихся по теме «Кодирования информации»

Тип урока урока: формирования новых знаний и умений с элементами исследования

Цель урока: актуализировать имеющиеся у учащихся знания по теме: «Кодирование информации». Развивать познавательный интерес к изучаемой теме посредством самостоятельной работы учащихся по выполнению предложенных заданий.

Задачи, решаемые на уроке 

Образовательные:

      – закрепить, обобщить и     систематизировать знания учащихся по теме «Кодирования информации»;

      - развивать  умения анализировать, видеть и формулировать проблемы, предлагать пути их решения (формирование УУД),

       - решать практические  задачи по кодированию информации.

Развивающие:

        - развивать логическое мышление, память,  творческие способности, интуицию,

         - повышать мотивацию учащихся  к дальнейшему изучению  предмета.

Воспитательные:

    - воспитывать познавательную активность, желание выполнять задания с элементами исследования, умение работать сообща в парах, в группах;

    - воспитывать чувство ответственности, умение осуществлять самоконтроль.

Здоровьесберегающая:

      - сохранять здоровье ребёнка через проведение физминуток,  создавать благоприятные психологические условия  обучения.

Планируемый результат: (для учащихся) понять  и уметь применять на бытовом уровне понятие «код», приводить простые примеры кодирования в повседневной жизни и деятельности человека. Умение кодировать информацию с помощью различных кодов, придумать свой собственный код, рассмотреть связи со школьными дисциплинами использующими кодирование (н-р: математика, география, физическое воспитание, окружающий мир и т.д.).

Краткое описание хода урока: На уроке дети расширяют и углубляют свои знания по теме «Кодирование информации». Знакомятся с различными способами кодирования информации. На основе анализа полученной информации решают   практические задания по кодированию и декодированию информации. В ходе анализа материала   учебника, учащиеся знакомятся с такими понятиями как код, кодирование информации и применение в различных жизненных ситуациях. 

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока. 
Знать понятия: условный знак; код; кодирование;

Уметь кодировать и декодировать и информацию разными способами и применять в жизненных ситуациях, обобщать и анализировать  изученный материал

УУД:

Личностные: уметь мотивировать свои действия, оценивать свои действия, считаться с мнением других.

Регулятивные: уметь ставить цель;

- удерживать её до получения результатов;

- коррекция, общеучебные познавательные действия;

- контролировать и оценивать уровень владения учебными действиями.

Коммуникативные: уметь слушать и слышать учителя;

- работать в парах, в группах;

-уметь согласовывать свои действия с партнёрами

Познавательные:

 - уметь  работать с источником информации;

- уметь доносить информацию в доступной форме;

- сравнивать, анализировать, обобщать, давать определения.

Методы обучения:

- словесный;

- наглядный;

- частично-поисковый;

- проблемный;

- репродуктивный.

Межпредметные связи: метапредметные УУД

Технологии, применяемые на уроке:

  • Технология «Обучение в сотрудничестве».
  • Здоровьесберегающие технологии.
  • Информационно–коммуникационные технологии.

Формы организации работы на уроке:

  • Фронтальная.
  • Групповая.
  • Работа в парах.
  • Самостоятельная
  • Компьютерный практикум

Ресурсы: учебник, материалы интернета

Оборудование:

Учебник и рабочая тетрадь для 5 класса «Информатика и ИКТ» Л.Л. Босовой, интерактивная доска, проектор, компьютер.

Дидактические материалы: карточки с заданиями для работы в парах.

Этапы урока

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД на этапах урока

1

Организационный момент

2 мин

Организовать

рабочее место;

мотивировать к

учебной

деятельности на

уроке.

Возьмитесь за руки и пожелайте друг другу внимания, быстрой реакции, сообразительности, удачи. Чтобы в конце урока все смогли сказать: ЗНАЮ!   УМЕЮ!    МОГУ! 

Дети рассаживаются по местам. Проверяют наличие принадлежностей.

Личностные УУД:

-  формирование навыков самоорганизации

2

Проверка домашнего задания

5 мин

Повторить

умение применять ранее полученные

знания

- А теперь давайте вспомним, что изучали на прошлом уроке?

Ведь повторение – мать учения!

Дети читают вопросы и отвечают на них, рассказывают, как выполнили письменное задание;

Познавательные  УУД:

-поиск и выделение необходимой

информации;

-применение методов информационного поиска

Личностные УУД:

- развитие грамотной речи

3

Формулирование  темы  и целей

10 мин

Обеспечить включение учащихся в

совместную

деятельность по

определению

целей учебного

занятия;

подготовить к

активной

познавательной

деятельности;

тренировать

мыслительные

операции: анализ, синтез.

- Какой информационный процесс мы разбирали на прошлом  уроке?

- Назовите участников этого процесса?

- Как называются средства передачи информации?

- Посмотрите видеоролик, обсудите в парах личный опыт и обоснуйте ответ на вопрос: «Согласны ли вы с данными видеоролика?  

- Вспомните, какие еще действия человек может совершать с информацией?

- Как человек хранит информацию?

-Назовите  виды сигналов, с помощью которых может поступать информация от источника к приемнику;

- Догадайся, что означает представленный сигнал для человека?

-Преобразуй звуковой сигнал  в числовую  и текстовую  формы.

-Догадайся, что означает представленный сигнал для человека?

-Преобразуй сигнал в текстовую форму;

-Подумай, какое действие с информацией ты выполнил, преобразовав её?

Вывод:

Просмотр мультфильма  «Зима в Простоквашино»

 -Как вы думаете, что хотели нам сказать Матроскин и Шарик?

-  значит, тема нашего   урока  будет связана с чем?

 - А что вам подсказало, что говорить мы сегодня будем о шифрах.

 (нажать на 3 вывод)

Догадайтесь, как прочитать слово и узнаем тему урока.

-Тема урока: «Кодирование информации»

- Попробуйте сформулировать цели нашего урока: Сформировать представления о кодировании информации. Ввести понятия код, кодирование/декодирование, условный знак. Сформировать правила кодирования/декодировать информации.

-Какие задачи на этот урок вы для себя поставите? Почему?

1.Дети отвечают на поставленные в презентации вопросы, обосновывая свои ответы, что такое

- звуковой сигнал, зрительный сигнал, световой сигнал и другие.

2.Слушают звуки будильника, обсуждают

и делают вывод о значении сигнала – пора вставать.

3. Смотрят видео и делают вывод о значении сигнала – «Я пришел, откройте дверь».

4.Смотрят отрывок из мультфильма «Зима в простоквашино, делают вывод: возможно, Матроскин и Шарик общались друг с другом при помощи шифров

 - Он передал Матроскину зашифрованное письмо, нарисовал на печке вигвам.

- что такое код и как кодировать информацию;

Дети  смотрят видео и делают вывод о шифрах

выдвигают предположения:

«Кодирование информации»;

выдвигают предположения, чему они должны научиться

Регулятивные УУД:

-  самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

  структурирование знаний;

Познавательные  УУД:

-актуализация сведений из личного опыта;

-формирования навыков преобразования информации;

-формирование понятий «код», «кодирование», «двоичное кодирование», «декодирование»;

 Личностные УУД:

-  умение структурировать знания;

- применять навыки кодирования на практике

Коммуникативные УУД:

- формирование умения общения со сверстниками, уважительного отношения к одноклассникам;

Личностные УУД:

- снятие физического напряжения

Личностные УУД:

-развитие логического мышления

Коммуникативные УУД:

- умение работать в парах,

- развитие диалогической речи

4

Изучение  нового материала + одновременное закрепление

10 мин

Отработать полученные умения и использовать их в работе.

Снять психическую, статическую, динамическую нагрузки на отдельные органы и системы и на весь организм в целом, а также локального утомления и общего воздействия

Вспомните свой жизненный опыт, обсудите с товарищем по парте следующие понятия:

Кодирование

Код

Сформулируйте их определения

- Найдите в учебнике эти  определения, с. 25.

Знакомство с различными видами кодирования информации (презентация)

Физкультминутка

Работа в группах(задание)

-У вас на партах лежат задания, вам нужно закодировать информацию. ( См. приложение)

-Каким способом  кодирования информации закодировала каждая группа?

( вывешивается задание на доску)

.

-Как читают слепые люди?

-Как кодируется информация в компьютере? Запомни! В памяти компьютера информация представлена в двоичном коде.

-Существует огромное количество кодов. Что же главное при кодировании/декодировании информации?

- Запомни! Для кодирования и декодирования информации нужна кодировочная таблица.

Учащиеся обсуждают и формируют понятийный аппарат.

Учащиеся

- высказывают свои определения,

- анализируют их

-читают определение, пересказывают;

- рассматривают картинки и  делятся жизненным опытом.

- Существует три основных способа кодирования информации:

-графический, числовой, символьный

- с помощью азбуки Брайля;

- смотрят видеоролик, запоминают

-Запоминают правила,

необходимость кодировочной  таблицы;

- работают с кодировочной таблицей и текстом и узнают способы кодирования – числовой, текстовый, графический.

5

Закрепление

15 мин

Отработать полученные умения

-Давайте теперь попробуем применить полученные знания на практике. Выполните задание, закодировав  предложенную информацию по определенному правилу.

Работа в группах

У вас на столах лежат карточки, которые помогут вам выполнить предложенные задания

Что у вас получилось и почему?

Компьютерный практикум

Кодируют информацию:

ОТТОПОТАКОПЫТ

ПЫЛЬПОПОЛЮЛЕТИТ

Я изучаю информатику

Выполнение практического задания

Личностные УУД:

-развитие логического мышления

Коммуникативные УУД:

- умение работать в парах,

- развитие диалогической речи

Регулятивные УУД:

- развитие навыков работы с ПК

6

Запись домашнего задания.

Итоги урока, рефлексия

3 мин

Зафиксировать

полученные знания и умения;

затруднения,

которые остались,

и способы их

преодоления;

оценить

собственную

деятельность на

уроке;

дать качественную

оценку всего

класса.

§1.6, 1.7 с. 25

 РТ: №87, 88,84 с.61

Рефлексия

-А теперь давайте вспомним, на какие  три вопроса  мы с вами должны были ответить в конце урока?

В начале урока перед вами была поставлена цель: закончить

ответ на три вопроса:

Я ЗНАЮ…

Я УМЕЮ…

Я МОГУ…

Попробуйте сформулировать свои ответы.

Теперь оцените себя, нарисовав координатную плоскость,  отметьте на каком уровне вы находитесь  в конце урока

Работа с дневниками

Знаю! Умею! Могу! (ответы детей, их комментарии)

Личностные УУД:

-рефлексия способов  и условий действия,

-контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Дополнительная информация

Каким образом данный урок будет содействовать реализации новых ФГОС:

На данном уроке формируются все виды УУД, создаётся проблемная ситуация, помогающая   анализировать , синтезировать и обобщать учебный материал

Ресурсы, оборудование и материалы

Проектор, интерактивная доска, компьютер, презентация  к уроку выполненная в MsOffice  2003 Power Point, заранее заготовленные карточки с заданиями.

Список учебной и дополнительной литературы

  1. Информатика и ИКТ : учебник для 5 класса/ Л. Л. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний,  2009. - 192 с.:ил.- ISBN : 978-5-94774-835-2.
  2. Информатика: Рабочая тетрадь для 5 класса. / Л.Л. Босова. - 5-е изд.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. - 87 с.: ил.
  3. Уроки информатики в 5-6 классах: Методическое пособие / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. - 320 с.: ил.

Ссылки на использованные интернет-ресурсы

http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/umk.php

http://onlainfilm.ucoz.ua/load/troe_iz_prostokvashino_smotret_onlajn/14-1-0-9357

Используемые педагогические технологии,  методы и приемы

  1. Технология «Обучение в сотрудничестве».
  2. Здоровьесберегающие технологии.
  3. Информационно–коммуникационные технологии