План урока по теме «Интернет. Поиск информации в компьютерных сетях»
план-конспект урока по информатике и икт (9 класс) по теме

Подзолкина Людмила Сергеевна

Открытый урок по теме  «Интернет. Поиск информации в компьютерных сетях» в 9 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл internet.pptx1.61 МБ
Файл plan_uroka_po_teme.docx31.84 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

1 Интернет Интернет - это глобальная компьютерная сеть, в которой локальные, региональные и корпоративные сети соединены между собой многочисленными каналами передачи информации с высокой пропускной способностью. Inter Net inter – «между» net, network – «сеть»

Слайд 2

История 1990-2000 гг. – Internet открывается для всех, включая коммерческие компании и частных граждан. 1969 г. – США, первая глобальная сеть – ARPANet . Объединяла в себе всего 4 удалённых компьютера . 1970-1980 гг. – США, объединяются между собой суперкомпьютеры университетов и компаний для обмена научной информацией. 1974 г. – первое употребление слова «интернет» (сокращение от internetworking – «межсетевые соединения»). 1976 г. – создание Ethernet – первой локальной сети. 1980-1990 гг. – создана академическая сеть, получившая название NSFNet . Она предназначена для обмена некоммерческой информацией .

Слайд 3

Интернет состоит из многих тысяч корпоративных , научных, правительственных и домашних компьютерных сетей. Компьютер пользователя с помощью линии связи подключается к компьютеру провайдера , который, в свою очередь подключен к другому компьютеру сети и т.д. Структура сети

Слайд 4

4 Например, российская региональная компьютерная сеть Рунет ( RU) соединяется многочисленными каналами передачи информации с северо - американской (US) , европейской ( EU) , японской (JP) и другими.

Слайд 6

Специальная программа (поисковый робот) непрерывно просматривает страницы "Всемирной паутины", выбирает ключевые слова и адреса документов, в которых эти слова обнаружены. Web - сервер принимает от пользователя запрос на поиск, преобразует его и передает специальной программе - поисковой машине. Поисковая машина просматривает базу данных индексов, составляет список страниц, удовлетворяющим условиям запроса (точнее список ссылок на эти страницы) и возвращает его Web – серверу. Web - сервер оформляет результаты выполнения запроса в удобном для пользователя виде и передает их на машину клиента. Принцип поиска информации в сети

Слайд 7

Поисковые системы Поисковая система — программно-аппаратный комплекс с веб-интерфейсом , предоставляющий возможность поиска информации в интернете. Под поисковой системой обычно подразумевается сайт, на котором размещён интерфейс ( фронт-энд ) системы. Программной частью поисковой системы является поисковая машина (поисковый движок) — комплекс программ, обеспечивающий функциональность поисковой системы и обычно являющийся коммерческой тайной компании-разработчика поисковой системы.

Слайд 8

Браузеры Браузер — компьютерная программа для просмотра веб-страниц . Существует довольно много браузеров. Самые популярные: Google Chrome, Internet Explorer, Mozilla Firefox, Safari и Opera .



Предварительный просмотр:

Подзолкина Людмила Сергеевна

ГБОУ ШИ «Олимпийский резерв» Санкт – Петербург

Учитель информатики

Конспект урока по теме «Интернет. Поиск информации в компьютерных сетях»

Учебник _ Информатика и информационно-коммуникационные технологии. Базовый курс: учебник для 9 класса / И.Г. Семакин. Л.А. Залогова. С.В. Русаков. Л.В. Шестакова. – 4-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. 2010. – 176 с: ил.

Класс: 9

Тема: «Интернет. Поиск информации в компьютерных сетях»

Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид урока: комбинированный.

Технология: личностно-ориентированная.

Время проведения: 7 и 8  урок по теме «Компьютерные сети и их типы»

Цель урока: изучить структуру глобальной сети Интернет и освоить основные методы поиска в сети;

Задачи:

Образовательная: познакомиться с понятием "Интернет”, изучить поисковые системы и освоить технологии поиска информации в глобальной сети;

Развивающая: формирование приёмов логического мышления, развитие интереса к предмету, информационной культуры, развивать способность анализировать и обобщать, делать выводы, расширение кругозора;

Воспитательная: воспитание аккуратности, точности, самостоятельности, привитие навыки групповой работы, сотрудничества;

Здоровьесберегающая: соблюдение санитарных норм при работе с компьютером, соблюдение правил техники безопасности, оптимальное сочетание форм и методов, применяемых на уроке;

Предварительная подготовка учащихся: подготовка материала о различных браузерах;

Дидактические основы урока:

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Тип урока: объяснение нового материала;

Формы учебной работы учащихся: групповая, индивидуальная работа.

Оборудование: 12 компьютеров,  индивидуальные карточки с вопросами, тетради.

Материально-техническая база:

  • Компьютерный класс с выходом в Интернет.
  • Наличие браузера IE (Opera, Mozila, и др.).

План сдвоенного урока:

Содержание этапа урока

Вид и формы работы

1. Организационный момент

Приветствие

2. Мотивационное начало урока.

Постановка цели урока.

3. Изучение нового материала

Использование слайдов, работа в тетради.

4. Этап закрепления полученных знаний

Выполнение упражнений на формирование запроса

5. Этап формирования умений и навыков

Выполнение практической работы «Поиск информации»

6. Подведение итогов, домашнее задание.

Работа в тетради.

Ход урока.

1. Мотивационное начало урока.

Учитель. Много лет назад один великий слепец Хорхе Луис Борхес в рассказе «Вавилонская библиотека» (1941 г) описал немыслимый кошмар: безграничную Вавилонскую библиотеку, которая хранит в себе все книги, которые когда-либо были и будут написаны на всех языках мира. Все возможные сочетания букв алфавитов. Среди бесконечного множества томов можно найти все что угодно. Но в том-то все и дело, что найти нельзя ничего – каталог библиотеки, конечно, существует, но он затерян в бесконечной книжной массе…Как вы думаете, на что похожа эта Вавилонская библиотека?

Борхес и не подозревал, что его рассказ столь точно предугадает судьбу тогда еще не существовавшей сети Интернет…Как известно, Интернет называют Глобальной Информационной Системой. Однако куда чаще со страниц компьютерной прессы слышится куда менее почетное определение – Глобальная  Информационная Свалка.    И в чем-то скептики правы.  Ведь собрать информацию, накопить ее – это даже не полдела. Скорее – десятая часть. А главная задача – структурировать ее, обеспечить быстрые возможности поиска и доступа к любым нужным сведениям. Этот принцип лежит в основе любой базы данных, любого собрания информации. Но только не в основе Интернет.

Свобода Сети, доступность и простота размещения информации,  полная независимость серверов друг от друга помогла Интернет стать явлением всемирного масштаба. Но, она же и превратила Сеть в хаос… Конечно, существует некая структура – серверы, странички… Но, на одном и том же сервере можно найти каталог магазина, методику вычисления сопротивления стали марки и каноническое жизнеописание какого-нибудь Темы Лебедева… И еще миллион других вещей, о которых часто не осведомлен даже хозяин этого сервера.

На предыдущих уроках мы познакомились с понятием локальная компьютерная сеть, как они могут быть организованы, виды сетей, их возможности,   какие сервисы предоставляют пользователям,

Целью сегодняшнего занятия будет знакомство с  ГИС , различными поисковыми серверами и механизмами поиска  требуемой информации, формирование  умений выстраивать стратегию поиска, грамотно использовать синтаксис при построении запроса   и оценивать результаты поиска сформированному запросу. Занятие будет состоять из двух частей: лекции-презентации и практической работы по поиску информации.

3. Содержание лекции.  

Презентация

Обзор поисковых инструментов.

 В мире существует огромное количество WWW-серверов самого разного назначения.  Проблему поиска в огромном мире информации решают поисковые серверы. Они хранят огромное количество ссылок на разные темы  и производят поиск нужных документов по запросам пользователя. Поиск можно производить при помощи каталогов web-серверов, или через поисковые системы. Эти системы  позволяют  попасть на страничку, текст которой содержит данный набор слов. Каждая поисковая система обладает  своими специфическими возможностями, достоинствами и недостатками, но приемы работы с поисковыми системами практически одинаковы.

А сейчас ребята расскажут о различных поисковых системах, их достоинствах и недостатках

Стратегия поиска через запрос.

На первом шаге определяем, с помощью какого инструмента (каталога или поисковой машины) будем искать информацию.

Далее подбираем термины, которые будут включены в поисковый запрос. Если в  вопросе не ориентируетесь, то подбирайте самые общие  термины. Получив ссылки на документы, просмотрев их, можно  конкретизировать дальнейший поиск.. На любом поисковом сервере можно ознакомиться с правилами запроса через Помощь.

Рекомендации по построению запроса.

  1. Количество слов в запросе не должно быть большим (4-6 – это разумный максимум).
  2. Если ищете фразу, то лучше взять ее в кавычки.
  3. При простом поиске все слова  лучше употреблять  в единственном числе и именительном падеже.
  4. Используя расширенный поиск, можно задавать расстояние межу словами:

Подряд

Слова будут идти в том же порядке как в запросе

В одном предложении

Слова запроса встречаются в одном предложении

Не очень далеко

На расстоянии в несколько предложений

На одной странице

Слов запроса должны встретиться в одном документе

  1. Можно также указать в каких частях страницы нужно вести поиск слов запроса (в теле, в заголовке, в ссылках).
  2. Можно использовать в запросе логические операторы OR, AND, NEAR, NOT, математические и др. символы:

AND,  пробел, &

Ищутся вхождения всех слов из запроса в разных комбинациях в пределах одного абзаца или документа

OR, ИЛИ, |

Ищутся хождения хотя бы одного из слов в комбинации

+слово

Обязательное включение слова

()

Группировка слов

-слово или ~~слово или NOTслово

Исключение данного слова из поиска

Слово1 NEAR слово2

Поиск слов в том же порядке как в запросе

/ число

Расстояние в словах

  1. В общем случае регистр букв в словах значения не имеет, но если для поиска это важно, то ставьте перед слово знак !, например !Котов. Но для нескольких слов с большой буквы этого делать не надо, например Александр Сергеевич Пушкин.

Рекомендации  по оценке полученных ссылок в результате поискового запроса:

  1. Для каждого поискового сервера надо знать, по какому критерию идет рейтинг ссылок. Ссылки выстраиваются или по посещаемости (по обращению к конкретной странице) или по релевантности (степени соответствия  искомого и найденного), последнее предпочтительнее.
  2. Предпочтение при выборе информации следует отдавать официальным сайтам. Большего доверия заслуживают сайты правительственных организаций (.org, .edu).
  3. При подготовке докладов, статей, рефератов не приято ссылаться  на электронные энциклопедии типа Википедия (www.ru.wikipedia.org – общедоступная, свободно распространяемая энциклопедия, издаваемая на многих языках мира и создаваемая коллективным трудом добровольных писателей).

4. Первоначальное закрепление полученных знаний.

Задания.

1) В таблице приведены запросы к поисковому серверу. Расположите обозначения запросов в порядке возрастания количества страниц, которые найдет поисковый сервер по каждому  запросу.

А

волейбол | баскетбол | подача

Б

волейбол | баскетбол | подача | блок

В

волейбол | баскетбол

Г

волейбол & баскетбол & подача

Верный ответ: ГВАБ

2) В таблице приведены запросы к поисковому серверу. Расположите обозначения запросов в порядке возрастания количества страниц, которые найдет поисковый сервер по каждому  запросу.

А

(принтеры & сканеры) | продажа

Б

Принтеры  & сканеры &продажа &сервис

В

принтеры &продажа

Г

cервис | принтеры | сканеры

Верный ответ: БВАГ

3) Требуется найти текст поэмы Пушкина «Цыганы». Какой запрос будет наиболее эффективным?

А

+«Цыганы» +Пушкин +поэма

Б

(Поэма «Цыганы» ) +Пушкин

В

«Цыганы шумною толпою по Бессарабии кочуют»

Г

«Цыганы шумною толпою по Бессарабии кочуют» +Пушкин

Верный ответ: Г, эффективность убывает в порядке ГВБА. Таким образом, чтобы найти текст произведения, эффективнее всего указать небольшую цитату  в кавычках и обязательно автора, если текст неизвестен, то подойдет  набор ключевых слов из названия, автора.

5. Практическая работа.  «Поиск информации по каталогам»

Цель работы: формирование компетентности «доступ», т.е. формирование действий выстраивать стратегию поиска, грамотно использовать синтаксис при построении запроса   и оценивать результаты поиска сформированному запросу.

Задание выполняется в виде практической работы в компьютерном классе. Каждый учащийся получает лист с заданием и лист рекомендацию по выполнению задания.

Лист задание.

Вопрос

Какой поисковый инструмент планируется использовать?

Вид первоначального запроса

Ответ

Адрес страницы, на которой найден ответ

Репертуар театра им. Акимова г СПб) на текущую неделю

Рецепт приготовления плова

Долгосрочный прогноз погоды в СПб (не менее чем на 10 дней)

Примерная стоимость мультимедийного компьютера (прайс)

Советы по уходу за велосипедом

Гитарные аккорды песни В Цоя «Мы ждем перемен»

Фотография исполнителя современных песен Стаса Пьехи

Когда на Руси стали отмечать наступление нового года 1 января?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки уроков по теме "Способы поиска информации в сети Интернет"

Представленный матерал содержит разработку урока по теме "Способы поиска информации в сети Интернет"и Практическую работу "Путешествуем по WWW"...

Коммуникативный анализ урока по информатике по теме «Глобальная компьютерная сеть Интернет. Поиск информации в Интернете.» (по системе Н. Фландерса).

Цель: перенос имеющихся знаний на процесс реального педагогического взаимодействия с учащимися.Анализ урока по системе Н. ФландерсаУрок может быть проанализирован с разных точек зрения. В мировой лите...

Методическая разработка урока по информатике и ИКТ :"Поиск информации в компьютерных сетях"

Методическая разработка урока по информатике и ИКТ :"Поиск информации в компьютерных сетях"...

Урок по информатике по теме: «Глобальная сеть Интернет. Поиск информации в Интернете».

Цель урока: познакомиться с понятием «Интернет», изучить поисковые системы и освоить технологии поиска информации в глобальной сети...

Конспект урока «Глобальная сеть Интернет. Поиск информации в Интернете»

Цель урока: изучить структуру глобальной сети Интернет и освоить основные методы   поиска в сети;Задачи: Образовательная: познакомиться с понятием «Интернет», изучить поисковые системы...

урок на тему: «Способы поиска информации в сети Интернет»

Интернет быстро меняющаяся и очень подвижная информационно-технологическая  среда.Целью урока является объяснить это ученикам и  рассказать о наиболее оптимальных способах поиска информации,...