Урок по теме :"Строки".
методическая разработка по информатике и икт (10 класс) по теме

Сикорская Татьяна Александровна

Урок по  вышеуказанной теме  включает в себя блок повторения основных функций и процедур обработки строковых величин на Паскале, блок закрепления изученного материала при решении упражнений с самопроверкой и блок решения задач по данной теме с применением полученных навыков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_teme_stroki.rar155.52 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-презентация

 по теме: «Строки».

Тип урока: урок с применением современных компьютерных технологий.

Вид: комбинированный урок.

Оборудование: комплекс, состоящий из демонстрационного экрана, проектора и компьютера с лицензированным программным обеспечением. На компьютере должна быть установлена операционная система Windows 9х или выше и пакет Microsoft Office, РМУ с установленной средой TurboPascal.

Время проведения: второй урок по теме «Строки».

Цели урока:

  • Ознакомление учащихся с основными типами задач по обработке строк с использованием соответствующих функций и процедур языка Паскаль.
  • Формирование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией.
  • Развитие у школьников теоретического, творческого, операционного  типа мышления, направленного на выбор оптимальных решений.

Задачи урока:

1.Воспитательная - развитие познавательного интереса, логического мышления.

2.Учебная – закрепление материала прошлого урока с использованием примеров  и упражнений.

3.Развивающая – развитие алгоритмического мышления, памяти, внимательности.

Подготовка к уроку: Для этого урока была разработана электронная презентация с помощью программы Microsoft Power Point. Слайды презентации демонстрируются учащимся на большой экран через проектор, сопряженный с компьютером. Материалы презентации были подобраны на образовательных сайтах в Интернете и в учебной литературе. Также был разработан тест для проверочной работы и таблицей  с правильными ответами для быстрой проверки.

План урока:

1.Организационный момент.

2.Фронтальный опрос с использованием материалов презентации. Контроль усвоения материала: тестовая проверочная работа по вариантам.

3.Разбор  и решение задач по теме урока с использованием изученных функций и процедур обработки строк.

4.Закрепление материала: решение задач на ПЭВМ с отладкой.

5.Домашнее задание.

Ход урока

1.Организационный момент. Вступительное слово учителя, объявление темы и плана урока.

2.Фронтальный опрос. Вопросы учителя выводятся на экран при помощи проектора по одному , ответы обсуждаются. Затем выполняются упражнения на закрепление изученных функций и процедур  , используемых для обработки  строковых величин. Далее учащимся предлагается тестовая работа по вариантам для контроля усвоения пройденного материала. (презентация представлена в электронном виде).Самопроверка теста учащимися.

3.Разбор  и решение задач по теме урока . Учащиеся записывают условие задачи и вместе с учителем обсуждают возможные варианты ее решения. Затем программа реализуется на ПЭВМ и проводится ее отладка.

Задача: Составить программу для определения  стоимости телеграммы. (допущение: слова в телеграмме разделены пробелом, «красной строки» нет, знаки препинания отсутствуют), вариант, когда в телеграмме нет ни одного слова не рассматривать+.

Один из вариантов решения:

Program Z1;

    Uses crt;

Var w:string;

      I,k:integer;

       t;real;

Begin   clrscr;

Writeln(‘Введите текст телеграммы’);

Readln(w);

Writeln(‘Введите тариф’);

Readln(t);

K:=0;

For i:=1 to length(w) do

If  copy(w,i,1)=’ ‘ then k:=k+1;

Writeln(‘Стоимость телеграммы = ’, (k+1)*t);

Readln;

End.

Обсудить с учащимися возможность более сложного варианта условия задачи(без допущений) и способы реализации задачи в этом случае. Предложить учащимся дома задать усложненное условие данной задачи и разработать свой способ ее решения.

4. Закрепление материала: решение задач на ПЭВМ с отладкой.

 Решить следующее задачи: Учащиеся записывают условия задач в тетрадь.

                                                   1) Дано предложение. Определить порядковый номер первой встреченной буквы 'к'. Если такой буквы нет, сообщить об этом.
                                                  2
) Найти количество слов в введенном предложении, начинающихся на букву «к».(слова разделены пробелами)

                                                   3) Найти процент слов в предложении, начинающихся на букву «а». (слова разделены пробелами, можно усложнить по желанию)

                                                   4) Найти количество предлогов «за»  и приставок «за-» в заданном тексте.

                                                   5) Определить количество вхождений в строку заданного слова. (слова разделены пробелами)

                                                   6*)Задана строка, состоящая из строчных букв латинского алфавита(26). Составить программу для подсчета частоты вхождения в нее каждой буквы в процентах.

Учащиеся выбирают задачи из списка и решают их в любом порядке, консультируясь с учителем. Если учащийся решил задачу самостоятельно, работа оценивается учителем соответственно.

5.Домашнее задание. 1) Составить и решить усложненную задачу(см. п.3        ).

                                       2) Каждый учащийся дома дорабатывает те задачи, которые не успел решить в классе(задачи 1-5).

                                       3) Задача 6*) – по желанию на дополнительную оценку.

Некоторые варианты решения предложенных задач:

1) 

Program z1;

Var  x:byte;
     a:string;
begin clrscr;
  write('Введите предложение');
  readln(a);
  x:=pos('к',a);
  if x=0 then writeln(' Такой буквы нет') else writeln(x);
  readln ;
end.

2) Program Z1;

    Uses crt;

Var w:string;

      I,k:integer;

       Begin   clrscr;

Writeln(‘Введите предложение’);

Readln(w);

k:=0;

If  pos(‘к’,w)=1 then k:=k+1;

For i:=2 to length(w) do

If  copy(w,i,2)=’ к‘ then k:=k+1;

Writeln(‘Количество слов на букву «к»= ’, k);

Readln;

End.

3) Program Z1;

    Uses crt;

Var w:string;

      I,k,p:integer;

       Begin   clrscr;

Writeln(‘Введите предложение’);

Readln(w);

k:=0; p:=1;

If  pos(‘а’,w)=1 then k:=k+1;

For i:=2 to length(w) do

If  copy(w,i,2)=’ а‘ then k:=k+1;

Writeln(‘Количество слов на букву «а»= ’, k);

For i:=1 to length(w) do

If  copy(w,i,1)=’ ‘ then p:=p+1;

Writeln(‘Процент слов , начинающихся на букву «а » равен ’,k/p*100,’%’);

Readln;

End.

4)Program Z1;

    Uses crt;

Var w:string;

      I,k,k1:integer;

begin   clrscr;

Writeln(‘Введите текст ‘);

Readln(w);

k:=0;k1:=0;

For i:=1 to length(w)-2 do

begin

If  copy(w,i,4)=’ за ‘ then k:=k+1;

If  copy(w,i,3)=’ за‘ then k1:=k1+1;

end;

Writeln(‘количество предлогов «за» = ’, k);

Writeln(‘количество приставок «за-» = ’, k1);

Readln;

End.

5)Program Z1;

    Uses crt;

Var w,s:string;

      I,k:integer;

Begin   clrscr;

Writeln(‘Введите текст ’);

Readln(w);

Writeln(‘Введите слово’);

Readln(s);

K:=0;

For i:=1 to length(w)-(length(s)-1) do

If  copy(w,i,length(s))=s then k:=k+1;

Writeln(‘Количество вхождений в строку слова ’,s,’равно ’, k);

Readln;

End.

___________________________________________________________________

6*) Program z6;

          uses crt;

var mas:array[‘a’..’z’] of integer;

      st:string; i:integer; k:char;

begin clrscr;

For k:=’a’ to ‘z’ do

mas[i]:=0;

Writeln(‘Введите строку ’);

Readln(st);

For i:=1 to length(st) do

Mas[st[i]]:=mas[st[i]]+1;

For k:=’a’ to ‘z’ do

If mas[k]>0 then writeln(‘частота буквы  ‘,k,’ равна ‘,(mas[k])/length(st))*100):6:2,’ %’);

End.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме " Строка, оборванная пулей"

Презентация в помощь к проведению мероприятий, литературных гостиных по теме " Поэты, погибшие на войне..."...

Урок русской литературы "Строки,опаленные войной!"

Разработка урока в 11 классе на тему"Строки, опаленные войной"    Надеюсь, что данный материал поможет провести урок, на котором будут звучать стихотворения поэтов-фронтовиков....

Конспект урока по теме "Составление слов из слогов, деление слов на слоги. Перенос слов с одной строки на другую"

Конспект урока для учащихся 2 классов с НВОНР, нарушением чтения и письма....

Решение задач по теме «Строки»

В статье представлены задачи разного уровня сложности по теме «Строки», а также предложены их решения на языке программирования PascalABC. Материал поможет освоить процедуры и функции для работы с тип...

Урок развития речи на тему: "Строки, опаленные войной" (проведение урока письма)

Методическая разработка проведения урока письма. Цель урока:развитие интереса учащихся к эпистолярному жанру, привитие культуры письма, воспитание бережного отношения к своему языку и языкам друг...

Технологическая карта урока на тему "Четыре строки, но целая жизнь. Частушка" 6 класс

Данная технологическая карта поможет учителю в введении новго материала по теме "Частушка". Подходит для учащихся 6 класса....

Тема: Строки, опаленные войной.

Тема: Строки, опаленные войной....