Представление педагогического опыта
статья по информатике и икт на тему

Воеводина Светлана Викторовна

Описание опыта работы учителя информатики высшей категории по проблеме" Межпредметные связи как методическая основа совершенствования процесса обучения информатике в общеобразовательном учреждении"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon межпредметные связи176 КБ

Предварительный просмотр:

Представление педагогического опыта.

Фамилия, имя, отчество: Воеводина Светлана Викторовна

Должность: учитель информатики

Стаж работы в должности:  25 лет

Преподаваемый предмет: информатика

Стаж преподавания:  25 лет

Специальность по диплому: учитель математики

Образовательное учреждение: Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №40» г.о. Саранск

Ведущая педагогическая идея.

В наши дни общество требует развития творческих способностей молодого поколения и умения постоянно учиться и совершенствоваться. Поэтому учителю для решения этой задачи отводится особая роль. В своей учебно–воспитательной работе использую личностно–ориентированный подход. Всегда помню, что надо развивать ребенка, а не развлекать его, не опускаться до уровня ребенка, а поднимать его до своего уровня. Всегда уважительно отношусь к личности ребенка. Мне, как учителю информатики в современной школе, приходится постоянно углублять и расширять свои знания.

Проблема над которой я работаю:

Межпредметные связи как методическая основа совершенствования процесса обучения информатике в общеобразовательном учреждении

Ведущей педагогической идеей опыта является формирование ключевых компетенций у учащихся в процессе преподавания информатики при реализации межпредметных связей различных образовательных областей учебного плана.

Актуальность и перспективность опыта.

Актуальность и перспективность опыта связана с одним из приоритетных направлений модернизации образования внедрение ИКТ в учебный процесс. В России, в настоящее время, идёт становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Происходят существенные изменения в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Перспективность и практическая значимость опыта заключается в том, что учитель информатики развивает способности учащихся, учит приобретать новые знания и умения, оперировать информацией, творчески  оперировать ею в различных условиях.

          Еще одним из приоритетных направлений развития системы образования в России является достижение качества современного образования, отвечающего актуальным потребностям личности, общества и государства. Актуальность и перспективность опыта проявляются в том, что анализ межпредметных связей, различных предметов учебного плана позволяет выявить условия, способствующие повышению интереса учащихся, стимулировать познавательную и творческую деятельность.

Долгое время содержание школьного образования главным образом нацеливалось на усвоение знаний, умений и навыков, а не на развитие личности. Г.В.Дорофеев отмечает, что «основной задачей перестройки школьного образования на современном этапе развития общества представляется переориентация методической системы обучения на приоритет развивающей функции обучения по отношению к его образовательной, информационной». Реализация на практике высказанного положения будет означать оправданный перенос акцента с «обучения информатике в школе» на «развитие с помощью информатики», что позволит более эффективно решать проблему формирования личности учащегося, его нравственного и интеллектуального потенциала, подготовку творчески мыслящего и социально активного человека.

Теоретическая  база  опыта

Теоретическую основу опыта составляют педагогические идеи концепций М.И. Махмутова, М.Н. Скаткина, И.Я. Лернера и др., обоснованно доказавших доминирование развивающего обучения, обеспечивающего развитие целостной личности как индивидуальности.

Были проанализированы и обобщены:

  • общие педагогические проблемы дидактики (Ю.В. Бабанский);
  • общие методические проблемы (В.П. Максаковский, В.В.Сиротин);
  • проблемы общего развития учащихся (Д.Б. Эльконин, В.В.Давыдов, П.Я.Гальперин, И.Я. Лернер);
  • проблемы познавательной деятельности и познавательного интереса
    (Г.П. Щукина, И.Я. Лернер, Н.Ф. Талызина);
  • проблемы проблемного обучения (И.Я. Лернер);

- проблемы реализации межпредметных связей (В.А. Далингер).

Знания – фундамент развития личности в целом; широкая образованность есть гарант личной свободы человека.

Под знаниями в педагогике понимают не любую информацию, а лишь ту, которая обретает качество системности, устанавливающее содержательные и структурные связи между различными элементами знаний. Поскольку все в реальном мире системно, взаимообусловлено и взаимосвязано, то и знания, описывающие многообразие форм этого мира, должны быть системными.

Овладение определенной системой знаний и адекватными ей видами деятельности являются и средством, и целью по отношению к развитию личности ученика. Достаточно полный и систематизированный запас знаний об окружающем мире является важнейшим показателем развития личности школьника. Зачастую знания учеников не достигают определенной степени системности, наблюдается незнание основных положений курса, неумение отделить главное от второстепенного, обнаруживается формализм в знаниях учащихся, они зачастую не осознают эквивалентность различных способов выражения одной и той же информации, не умеют сравнивать, обобщать, классифицировать и т.д. Перечисленные недостатки обусловлены тем, что отсутствует целенаправленная  и систематическая работа по реализации межпредметных связей в учебном процессе. Это приводит к тому, что учениками не осознается общность понятий, изучаемых в различных предметных областях, общность методов, которые можно использовать при изучении различных явлений окружающего мира.

Роль межпредметных связей в учебном процессе велика, они непосредственно влияют на достижение обучающей, развивающей и воспитывающей целей обучения. Они являются основой для формирования у учащихся научного мировоззрения, помогают видеть мир в движении и развитии, способствуют установлению логических связей между понятиями, тем самым развивают логическое мышление учащихся, выступают средством предупреждения и ликвидации формализма в знаниях школьников, позволяют сформировать такую системы знаний, которая предстает перед учащимися не как застывшая, а как динамичная, качественно изменяющаяся. Привить учащимся умение устанавливать  взаимосвязи между различными явлениями, процессами, понятиями, методами – это значит вооружить их надежным средством по использованию имеющихся знаний, умений и навыков в процессе познания.

В педагогической литературе (А.М. Пышкало) важнейшими компонентами методической системы указываются цели, содержание, формы, методы и средства обучения. Связи и отношения между ними образуют структуру методической системы, которая интерпретируется в процессе обучения в виде следующих дидактических отношений: между содержанием обучения; между содержанием обучения и учеником; между учителем и учеником.

Особое место в этой системе отводится содержанию. Оно занимает ведущее положение по отношению ко всем другим компонентам, так как служит основным средством управления процессом обучения информатике и является связующим звеном между преподаванием и учением. Определяющими межпредметными связями должны стать те, которые заложены в самом учебном материале. Эти связи являются фундаментом межпредметных ассоциаций, которыми овладевает ученик в процессе обучения. Межпредметные связи можно реализовать не только через содержание, но и через виды деятельности, то есть через взаимодействие навыков и умений.

Схема 2

Целевой компонент

Образовательный

Развивающий

Воспитательный

Содержательный компонент

Связь информатики с различными предметными областями

Цель:

- обучающая: дать каждому школьнику начальные фундаментальные знания основ науки информатики, раскрыть учащимся значение информационных процессов в формировании современной научной картины мира; обучать школьника работе на компьютере и использованию средств новых информационных технологий, дать учащимся знания о различных приложениях изучаемых в школе наук, опирающимися на использование ЭВМ.

- развивающая: формирование системных знаний, создавать условия для общего умственного развития учеников, их мышления и творческих способностей.

- воспитательная: способствовать формированию научного мировоззрения, культуры умственного труда, умения планировать свою работу, рационально ее выполнять.

Функции межпредметных связей в обучении информатике:

- функция расширения и углубления знаний;

- функция «наращивания» способов деятельности, сущность которой состоит в увеличении числа способов применения приобретенных знаний в стандартных и нестандартных ситуациях;

- обобщающая функция межпредметных связей направлена на формирование умения обобщать учебный материал, на развитие способности подводить конкретное знание под обобщенное, показывать конкретное как проявление обобщенного;

- систематизирующая функция направлена на формирование систематичности и системности.

Эффективность межпредметных связей определяется рядом принципов:

  1. Принцип целенаправленности предполагает четкое выделение целей межпредметных связей как образовательных, так развивающих и воспитательных.
  2. Принцип сознательности, активности и самостоятельности подразумевает направленность деятельности учащихся при рассмотрении межпредметных связей на сознательную, активную и самостоятельную работу с материалом.
  3. Принцип регулярности и систематичности предполагает равномерное распределение межпредметных связей в течение всего учебного года.
  4. Принцип проблемности. В соответствии с уровнем мыслительной деятельности учащихся включение межпредметных связей необходимо строить сообразно процесса исследования в информатике и других наук.
  5. Принцип прочности и системности предполагает осуществление систематизации знаний, умений, навыков учащихся в процессе реализации межпредметных связей.
  6. Принцип доступности. Согласно этому принципу учитель ставит перед учащимися посильные для них задачи.
  7. Принцип дифференциации и индивидуализации. Развитие умственных способностей и знаний учащихся достигается в процессе индивидуальной работы

Содержание: определяется программой учебного предмета «Информатика» и программами других учебных дисциплин. При отборе материала мы следуем следующим рекомендациям:

- составить перечень всех понятий и их свойств, изученных в рамках одной темы;

- выделить из них основные, т.е. такие знания и умения, которые имеют наибольшую важность для дальнейшего изучения программного материала по различным предметам.

- рассмотреть приложения данного учебного материала в различных областях.

Таблица 1.

Тема по информатике

Связь с предметом

Тема

История развития информатики

история

развитие орудий труда

Передача информации

Физика

Средства связи, каналы связи

Принципы радиосвязи

Программирование

Траектория

Программирование, поиск данных

Исследование влияния закона всемирного тяготения на физические процессы

Электронная почта

Английский язык

Письмо

Текстовый процессор

“My Family”, “Seasons and the Weather”,

Блокнот

“Introduce yourself” (“Представь себя”),

Линейное программирование

экономика

Решение задачи

Использование условного оператора при составлении тестов, Стандартные функции TPascal *

математика

"Показательная функция" *

экономика

Программирование

математика

Построение графиков функций

Технология обработки числовой информации

Вычисление площадей

Обобщение понятия степени

Преобразование графиков y = sinx + b , y =2 sinx , y = sin ( x - a ) , y = sinkx

Изучение свойств логарифмической функции

Работа с формулами в MS Exsel

Многочлены

САПР- КОМПАС - график

Задачи на построение

Выполнения действий с графическими и текстовыми объектами в графическом редакторе:

Математика 2 кл

Свойства сложения

Моделирование и формализация

история

Модели мировоззрения

Знание файловых опреаций

"Обобщающий урок: Русь во времена монголо-татарского нашествия".

Работа с чертежником

черчение

Выполнение чертежей

систематизации данных и организации их в таблицу

география

Тип хордовые делятся на классы: млекопитающие и птицы

PAINT

МХК

Цвет основа языка живописи

Информационные процессы

литература

Творчество А.С.Пушкина

Текстовый редактор

Русский язык

Написание слов с проверяемыми согласными на конце слова

Поиск и сохранение информации с помощью Internet Explorer;

Локальные и глобальные сети.

экология

Экологические программы России, заповедные места

Объекты вокруг нас.

Объекты компьютерного мира (кнопки, окна).

Действие как характеристика объекта.

Среда обитания объекта.

3 класс

Русский язык

При работе с параметрами объекта учащиеся, используя части речи (имя существительное, глагол, имя прилагательное), закрепляют понятие объекта и повторяют материал, изученный на уроках русского языка.

Математика

При работе со свойствами объекта ученики осуществляют поиск лишнего свойства, устанавливают закономерности, рассматривают геометрические фигуры как объекты. Это дает возможность использовать знания, полученные на уроке математики, в задачах, возникающих в повседневной жизни.

Чтение

Для более точного определения характеристик объекта учащиеся составляют рассказ о наблюдении окружающего мира, что позволяет им в дальнейшем более свободно выражать свои мысли.

Окружающий мир

При рассмотрении среды обитания объекта младшие школьники используют знания, полученные ими на уроках природоведения и окружающего мира. Это дает возможность видеть с иной стороны известные им факты о живой и неживой природе.

Концептуальность (своеобразие и новизна опыта, обоснование выдвигаемых принципов и приемов)

Новизна опыта заключается в изменении подходов к организации  учебно-воспитательного процесса: творческое взаимодействие  учителя информатики, учителей предметников и учащихся, исходя из принципов сотрудничества и сотворчества с опорой на индивидуальные особенности учащихся и межпредметные связи.

Новизна предусматривает:

  • изменение подходов к преподаванию информатики в рамках образовательного учреждения;
  • изменение условий обучения учащихся в рамках предпрофильной и профильной школы;
  • ориентацию учителя  на индивидуальные потребности учащихся;
  • ориентацию учителя  на стандарт как на конечный ориентир обучения, путь к которому индивидуален;
  • контроль, тестирование предполагают помощь учащимся в выявлении интересов и склонностей учащегося в дальнейшем обучении;
  • максимальное включение ребенка во все формы активности, расширение его реального опыта по выбранному предмету.

Оптимальность и эффективность средств.

Выбор методических приемов обусловлен целями и особенностями учебного материала. Главными критериями при выборе методических приемов организации межпредметных связей являются:

- обеспечение достаточно высокого уровня сознательности, активности и самостоятельности учащихся;

- максимальное приближение деятельности учащихся к процессу исследования в информатике и других науках;

- соответствие возрастным особенностям и возможностям учащихся;

- обеспечение своевременной взаимосвязи изучаемого материала в различных предметах;

- возможность осуществления дифференциации и индивидуализации в работе учащихся.

Методы: сравнение, аналогии, обобщение, конкретизация, анализ, синтез и т.д.

Средства: система задач, индивидуальные домашние задания, творческие задания, интегрированные уроки.

В работе используются следующие формы:

индивидуальные (индивидуальные задания: домашние, самостоятельные работы на уроке), групповые (домашние задания, творческие задания), фронтальные (домашние задания, творческие задания),  - урочная (интегрированные уроки, творческие занятия; созданы тесты в электронной оболочке по основным темам базового курса), внеурочная (внеклассные мероприятия, домашние задания).

Анализ результативности опыта

Педагогический мониторинг используется как инструмент управления учебно-воспитательным процессом.

Чтобы оценить результаты деятельности, я провела   мониторинг успеваемости, могу сказать, что сохраняется стабильная тенденция успеваемости, с учетом трудностей, вызванных разным уровнем школьной подготовки, это неплохой результат.

Средний показатель качества знаний и уровня обученности за межаттестационный период.

В настоящий момент идёт работа над развитием всех обучающихся, включая слабых. На занятиях доброжелательная и спокойная установка. Проводится индивидуальная работа, как на уроках, так и во внеурочное время.  

        Применяю ИКТ при проведении занятий лекционного характера, так и на лабораторно-практических уроках.

Результативность работы рассматривается еще и как рост познавательных интересов учащихся. Ежегодно учащиеся принимают участие не только в школьных олимпиадах и конкурсах, но и в мероприятиях различного уровня.(Приложение 1)

        С целью изучения динамики мотивации к предмету учащиеся  9 - х

классов, всего 100 человек, были диагностированы с помощью  методики «Изучение мотивации школьников (метод экспертных оценок)». В ходе исследования получены следующие результаты

Динамика мотивации к предмету у учащихся 9-х классов

В ходе изучения динамики мотивации к предмету выявлено, что с отрицательным, негативным отношением к изучению предмета – 1 учащийся. Большинство учащихся (50%) имеют положительное, познавательное отношение к изучению предмета.

Трудности и проблемы при использовании данного опыта

        Большой проблемой считаю недостаточное количество литературы по данному направлению, в которой бы нашли свое отражение междисциплинарные связи.

        Следующей проблемой, и, наверное, самой важной проблемой, считаю, разный уровень подготовки обучающихся. Это «тормозит» проведение урока, т.к. необходимо работать с двумя слоями: «слабыми» и «сильными».

Адресные рекомендации по использованию опыта

Документы портфолио размещены на собственном мини-сайте по адресу http://www.nsportal.ru/voevodina-svetlana-viktorovna 

выступления и опыт работы представлен в авторских публикациях, в выступлениях на научных конференциях и семинарах различного уровня.

Наглядное приложение – конспект открытого урока

Конспект открытого урока


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представление педагогического опыта

"Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках музыки"....

Публичное представление педагогического опыта учителя русского языка Ковальчук Оксаны Васильевны

Публичное представление педагогического опыта учителя русского языка и литературы Ковальчук Оксаны Васильевны...

Представление педагогического опыта работы через мастер-класс

Конкурсы ПНПО способствуют выявлению, обобщению, прогнозированию и распространению собственного педагогического опыта. Одной из эффективных форм представления его является мастер-класс....

презентация "Представление педагогического опыта"

самопредставление и защита педопыта учителя английского языка...

Представление педагогического опыта учителя математики Внуковой Е.Г.

Общие сведения о педагогическом опыте учителя математики Внуковой Е.Г....

Представление педагогического опыта "Формирование и обогащение опыта творческой деятельности учащихся в процессе обучения музыке".

Представление является обобщением собственного педагогического опыта с теоретическим обоснованием. Среди стратегических задач развития системы образования выдвигается и задача формирования конкур...

Представление педагогического опыта педагогического работника. Формирование ключевых компетенций на уроках истории и обществознания через интерактивные формы работы.

        Актуальность продиктована глобальными изменениями в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества, требующих корректировки...