Рабочая программа по учебной дисциплине "Вычислительная техника"
рабочая программа по информатике и икт на тему

Солопеева Светлана Станиславовна

Рабочая программа учебной дисциплины Вычислительная техника разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям среднего профессионального образования.

210414 «Техническое обслуживание и ремонт радиоэлектронной техники (техник)»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_vychislitelnaya_tehnika_radiomehaniki_.doc165 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент  образования и науки Брянской области

ГБОУ СПО «Брянский техникум энергомашиностроения и радиоэлектроники»

 ОДОБРЕНО

на заседании  МО преподавателей

естественного-математического цикла

руководитель_________  /Г. С. Гришина/

протокол №____ от «___» ________2014 г.

УТВЕРЖДАЮ

           Зам. директора по УПР  

     ГБОУ СПО  БТЭиР

               _________  /Кузин М.В./
            «___» __________ 2014 г.

Рабочая программа

дисциплины «Вычислительная техника»

по специальности

210414 «Техническое обслуживание и ремонт радиоэлектронной техники (техник)»

2014

Рабочая программа учебной дисциплины Вычислительная техника разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям среднего профессионального образования (далее – СПО)

210414 «Техническое обслуживание и ремонт радиоэлектронной техники (техник)»

Организация-разработчик: Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Брянский техникум энергомашиностроения и радиоэлектроники»

Разработчик:

Солопеева Светлана Станиславовна – преподаватель первой квалификационной категории


СОДЕРЖАНИЕ

стр.

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

17

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

20


1. ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Вычислительная техника

1.1. Область применения примерной программы

Программа учебной дисциплины является частью общепрофессиональной подготовки  в соответствии с ФГОС по специальности 210414 «Техническое обслуживание и ремонт радиоэлектронной техники (техник)»

 1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы.

Дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

- осуществлять выбор необходимых информационно-программных и аппаратных средств при формировании и модификации ЭВМ и вычислительных систем;

- осуществлять установку, адаптацию, сопровождение и эксплуатацию типового программного обеспечения компьютера;

- применять приемы и методы рациональной эксплуатации вычислительных систем;

- обеспечивать достоверность информации в процессе автоматизированной обработки;

- соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

- виды информации и способы представления ее в ЭВМ;

- классификацию и типовые узлы вычислительной техники;

- архитектуру и технические характеристики персональных компьютеров;

- типовые компоненты ЭВМ и принципы их разработки;

- блок-схему вычислительного устройства;

- принципы функционирования ЭВМ, приемы рационального построения и эксплуатации вычислительных систем.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 67 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 45 часов;

обязательной аудиторной лабораторной работы обучающегося 24 часов;

самостоятельной работы обучающегося 22 часов.


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

67

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

45

в том числе:

лабораторные занятия

24

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

22



2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Вычислительная техника

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

1

2

3

Раздел 1. Основные сведения об электронной вычислительной технике

Введение. Охрана труда и техника безопасности в кабинете информатики

1

Тема 1.1 Назначение вычислительной техники. Характеристики и классификация вычислительной техники

Содержание учебного материала

  1. История развития вычислительной техники.
  2.  Архитектура ЭВМ.

1

2

Практическая работа №1

2

Тема 1. 2. Принцип действия ЭВМ. Способы представления информации в ЭВМ

Содержание учебного материала

  1. Функциональная схема ЭВМ. Основные узлы ЭВМ
  2. Принцип открытой архитектуры. Понятие о программном обеспечении

2

2

Самостоятельная работа

Самостоятельное изучение тем:

 Поиск информации о вклдаде ученых в развитие информатики и вычислительной техники, подготовка сообщения

2

2

Практические работы №2-5

10

Раздел 2. Основы работы ЭВМ

Тема 2.1. Математические основы ЭВМ

Содержание учебного материала

  1. Системы счисления. Перевод чисел из одной системы счисления в другую.
  2. Правила недесятичной арифметики. Способы представления чисел в разрядной сетке ЭВМ

2

2

Самостоятельная работа

Изучение тем:

Представление информации в ЭВМ. Прямой код

Алгебраическое сложение/вычитание в прямом коде

Обратный код и выполнение алгебраического сложения в нем

Дополнительный код и арифметические операции в нем

Алгоритмы алгебраического сложения в обратном и дополнительном коде

Алгоритмы умножения. Алгоритмы деления

Арифметические операции с числами, представленными в формате с плавающей запятой

Арифметические операции над десятичными числами

Машинная арифметика в остаточных классах

6

2

Практическая работа №6

2

Тема 2.2 Логические основы работы ЭВМ

Содержание учебного материала

1.Элементарные логические функции. Формы представления логических функций.

2. Законы алгебры логики.

3. Основной базис алгебры логики. Минимизация логических функций.

3

Самостоятельная работа

Изучение тем:

Геометрическая (кубическая) форма представления логических функций

2

2

Практические работы №7-8

4

Раздел 3. Элементы и устройства вычислительной техники

Тема 3.1. Типовые элементы вычислительной техники. Основы микропроцессорных систем

Содержание учебного материала

  1. Назначение типовых элементов. Основные логические элементы.
  2. Триггеры. Регистры. Счетчики. Сумматоры.
  3. Назначение процессоров и микропроцессоров.
  4. Архитектура и структура микропроцессора.

4

Самостоятельная работа

Кодирующие и декодирующие устройства.

Компараторы

Типы коммутаторов. Мультипексоры и демутиплексоры.

3

2

Тема 3.2. Арифметико-логические устройства процессора. Управление процессом обработки информации. Работа процессора.

Содержание учебного материала

  1. Назначение и состав АЛУ.
  2. Работа микропроцессора.

2

Самостоятельная работа

Изучение тем:

Комбинационные схемы.

Конечные автоматы

Работа АЛУ.

Аппаратное управление.

Программное управление.

Алгоритм управления.

Система прерывания.

Понятие о состояние процессора.

Микроконтроллеры.

2

2

Тема 3.3. Запоминающие устройства.

Содержание учебного материала

  1. Виды и характеристики ЗУ.
  2. ОЗУ, гибкие диски, жесткие диски, магнитооптические и оптические диски.

1

Самостоятельная работа

Изучение тем:

Защищенный режим и организация памяти. Мультизадачность

Прерывания и особые случаи

Средства отладки. Увеличение быстродействия процессора

2

2

Тема 3.4. Организация интерфейсов в ВТ.

  1. Назначение и характеристики интерфейса.

1

Самостоятельная работа

Изучение тем:

Параллельный интерфейс.

Последовательный интерфейс.

Интерфейсы современных ПК.

1

Тема 3.5. Периферийные устройства.

  1. Основные типы устройств ввода-вывода.
  2. Печатающие устройства. Устройства отображения информации.

1

Самостоятельная работа

Изучение тем:

Аналоговые вычислительные машины.

1

Раздел 4. Программные средства.

Тема 4.1. Операционные системы. Программное обеспечение

  1. Назначение ОС.
  2. Назначение и виды ПО

1

Практические работы №9-10

2

Самостоятельная работа

Изучение тем:

Операционная система MS-DOS.

Многопользовательская ОС UNIX.

1

Тема 4.2. Основы программирования

  1. Принципы программирования.

1

Самостоятельная работа

Изучение тем:

Программирование на языках высокого уровня.

1

Тема 4.3. Основы построения компьютерных сетей. Работа на ПК.

  1. Локальные сети. Сеть Интернет. Информационные технологии.

1

Практические работы №11-13

4  

Самостоятельная работа

Изучение тем:

Предпосылки к созданию сетей.

1

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2 –репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)




  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ  ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета: Информатики и ИКТ.

  1. Оборудование кабинета информатики и информационных систем: 

- посадочные места студентов;

- рабочее место преподавателя;

- классная доска;

- наглядные пособия (учебники, терминологические словари разных типов, опорные конспекты-плакаты, стенды, карточки, раздаточный материал, комплекты лабораторных работ).

  1. Технические средства обучения: 

- мультимедийный проектор;

- проекционный экран;

- принтер черно-белый лазерный;

- компьютерная техника для обучающихся с наличием лицензионного программного обеспечения;

- сервер;

- блок питания;

- источник бесперебойного питания;

- наушники с микрофоном;

- цифровой фотоаппарат;

 - видеокамера;

- сканер;

- колонки.

  1. Действующая нормативно-техническая и технологическая документация:
  • правила техники безопасности  и производственной санитарии;
  • инструкции по эксплуатации компьютерной техники.
  1. Программное обеспечение:
  • текстовый редактор-конвертор Hieroglyph для перевода текстов из одной кодировки кириллицы в другую;
  • текстовый редактор StarOffice Writer;
  • программы для тестирования параметров соединения с Интернетом AnalogX HyperTrace, VitalAgent, Modemgph;
  • интегрированные приложения для работы в Интернете Microsoft Internet Explorer, Сибкон Коммутатор, NeoPlanet, Opera, Интернет-утилита NetSonic, ускоряющая загрузку Web-страниц;
  • менеджеры загрузки файлов Go!Zilla и Regent, FTP-клиенты AceFTP и CuteFTP, off-line браузеры WebDowloader и WebZip;
  • программа русификации приложений ICQ, мультимедиа-проигрователи  RealPlayer, Windows Media Player, WinAmp, MusicMatch Jukebox;
  • звуковой редактор Cool Edit 2000;
  • растровый графический редактор StarOffice Image;
  • векторный графический редактор StarOffice Player;
  • мульмедийных презентаций StarOffice Impress;
  • проигрователь презентаций StarOffice Player;
  • программы перевода единиц измерения Versaverter и Advanced Converter;
  • калькуляторы Wise Calculator, NumLock Calculator (для произведения вычислений в различных системах счисления);
  • система управления базами данных StarOffice Base.

3.4. Информационное обеспечение обучения

3.4.1. Литература основная:

Келим В. Ю. Вычислительная техника. М.: Академия, 2013

3.4.2. Литература дополнительная:

  1. Акушский И.Я., Юдтцкий Д.И. Машинная арифметика в остаточных классах. – М.: Сов.радио, 1968
  2. Информационные системы / Петров В.Н. - СПб.: Питер, 2002. - 688 с.: ил.
  3. Информатика: Базовый курс/ С.В. Симонович и др. - СПб.: Питер, 2001. - 640 с.
  4. Информатика: Учебник/ Под ред.проф. Н.В. Макаровой - М.: Финансы и статистика, 2001. - 768 с.: ил.

3.4.3. Интернет-ресурсы:

  1. http://www.edu.ru/index.php?page_id=6 Федеральный портал Российское образование
  2. edu - "Российское образование" Федеральный портал
  3. edu.ru - ресурсы портала для общего образования
  4. school.edu - "Российский общеобразовательный портал"
  5. ege.edu - "Портал информационной поддержки Единого Государственного экзамена"
  6. fepo - "Федеральный Интернет-экзамен в сфере профессионального образования"
  7. allbest -   "Союз образовательных сайтов" 
  8. fipi  ФИПИ - федеральный институт педагогических измерений
  9. ed.gov - "Федеральное агентство по образованию РФ".
  10. obrnadzor.gov - "Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки"
  11. mon.gov - Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации
  12. rost.ru/projects - Национальный проект "Образование". 
  13. edunews - "Все для поступающих"
  14. window.edu.ru - Единое окно доступа к образовательным ресурсам
  15. Портал "ВСЕОБУЧ" 
  16. newseducation.ru - "Большая перемена"  
  17. vipschool.ru   СУНЦ МГУ - Специализированный учебно-научный центр - школа имени А.Н. Колмогорова.
  18. rgsu.net  - Российский Государственный Социальный Университет.
  19. orenport.ru - "Региональный образовательный портал Оренбуржья"

 


4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения аудиторных  занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных и групповых заданий, лабораторных работ, контрольных и самостоятельных проверочных работ.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:

Осуществление выбора необходимых информационно-программных и аппаратных средств при формировании и модификации ЭВМ и вычислительных систем;

.

Комбинированный: лабораторные практикумы, поиск информации в сети Интернет, сохранение и преобразование информации.

Индивидуальный: проектная (исследовательская работа).

Осуществление установки, адаптации, сопровождения и эксплуатации типового программного обеспечения компьютера

Комбинированный: лабораторные практикумы, поиск информации в сети Интернет, сохранение и преобразование информации

Применение приемов и методов рациональной эксплуатации вычислительных систем

Комбинированный: лабораторные практикумы, поиск информации в сети Интернет, сохранение и преобразование информации.

Индивидуальный: проектная (исследовательская работа).

Групповая: заслушивание рефератов.

Обеспечение достоверности информации в процессе автоматизированной обработки

Комбинированный: лабораторные практикумы, поиск информации в сети Интернет, сохранение и преобразование информации.

Индивидуальный: проектная (исследовательская работа).

Соблюдение правил техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ

Индивидуальный: инструктаж по ТБ

Знания:

Виды информации и способы представления ее в ЭВМ

Комбинированный: тестирование, устный опрос, составление ОЛК (опорно-логического конспекта), составление ОЛС (опорно-логических схем).

Индивидуальный: проектная (исследовательская работа).

Классификация и типовые узлы вычислительной техники

Комбинированный: тестирование, устный опрос, составление ОЛК (опорно-логического конспекта), составление ОЛС (опорно-логических схем).

Групповой: заслушивание рефератов.

Архитектура и технические характеристики персональных компьютеров

Комбинированный: тестирование, устный опрос, составление ОЛК (опорно-логического конспекта), составление ОЛС (опорно-логических схем).

Групповой: заслушивание рефератов.

Индивидуальный: проектная (исследовательская работа).

Типовые компоненты ЭВМ и принципы их разработки

Комбинированный: тестирование, устный опрос, составление ОЛК (опорно-логического конспекта), составление ОЛС (опорно-логических схем)

Блок-схемы вычислительного устройства

Комбинированный: тестирование, устный опрос, составление ОЛК (опорно-логического конспекта), составление ОЛС (опорно-логических схем)

Принципы функционирования ЭВМ, приемы рационального построения и эксплуатации вычислительных систем

Комбинированный: тестирование, устный опрос, составление ОЛК (опорно-логического конспекта), составление ОЛС (опорно-логических схем).

Групповой: заслушивание рефератов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Физика» 7 класс Базовый уровень Программа Гутник Е.М., Перышкин А.В. на 2016-2017 учебный год

Рабочая программа по учебному курсу "Физика" 7 класс разработана по новому учебнику Физики для 7-ого класса под редакцией  Перышкина А.В., 2016 года издания. В новом учебнике добавлены новые пара...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Физика» 8 класс Базовый уровень Программа Гутник Е.М., Перышкин А.В. на 2015-2016 учебный год

Рабочая программа по учебному курсу "Физика" 8 класса учебник под редакцией Перышкина А.В. реализуется с 2010 года, претерпела изменения, добавлены "Критерии оценок по физике", "Критерии оценивания пр...

Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для 5-7 классов срок реализации программы: 2021-2022 учебный год

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-7-х классов составлена в соответствии с нормативными документами. Рабочая программа предназначена для обучения учащихся 5-7-х классов, 1 час ...

Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для 5-7 классов срок реализации программы: 2020-2021 учебный год

Рабочая программа разработана, на основании следующих нормативных правовых документов: Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. Федеральный ко...

Рабочая программа общеобразовательного учебного предмета БД.07 «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» , Рабочая программа учебной дисциплины ОП.04 «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

I. Рабочая программа общеобразовательного учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» разработана на основе:1) Федерального государственного образовательного стандарта средне...