Использование рефлексивных технологий в процессе обучения информатике
статья по информатике и икт на тему

Главным звеном на уроке должна быть рефлексия, побуждающая к осмыслению собственной деятельности, межличностных отношений и педагогического взаимодействия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon refleksiya_na_urokah_informatiki.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование рефлексивных технологий в процессе обучения информатике

Главным звеном на уроке должна быть рефлексия, побуждающая к осмыслению собственной деятельности, межличностных отношений и педагогического взаимодействия.

Процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка должна проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.

На уроке информатики в процессе учебной деятельности формируются умения, структурируемые по основанию «информационные процессы» [3], где конструирование «образа Я» посредством рефлексивных заданий рассматривается как одно из необходимых условий успешного перехода учащихся на более высокий уровень сформированности умений.

Формы образовательной рефлексии на уроках информатики различны - устное обсуждение, письменное анкетирование на бумаге и компьютере, графическое изображение происходящих изменений и т.д.

Рефлексия может проводиться как после урока, так и после изучения темы или раздела.

В качестве одного из приемов можно использовать рефлексивные задания. Эти задания должны создавать ситуации, для решения которых требуется рефлексивная активность учащихся.

Приведем несколько заданий по информатике, содержащих элементы рефлексии.

Задание 1. Напишите мини-сочинение – размышление на одну из тем:

1) Почему люди создают компьютерные вирусы?

2) Живое и виртуальное общение – плюсы и минусы.

3) Компьютеры мне интересны, потому что….

4) Я люблю информатику потому, что… и др.

Посчитайте количество информации, содержащейся в тексте, выразите его в байтах, битах, и Кбитах.

Задание 2: Постройте график функции у=2cosx одним из следующих цветов, которые, на ваш взгляд, соответствуют вашему настроению от проделанной вами работы: красный – отличное, зеленый – хорошее, синий – удовлетворительное.

При выполнении заданий с элементами рефлексии можно также использовать метод проектов и его отдельные элементы. Остановимся на некоторых его особенностях, которые положительно влияют на создание рефлексии:

  1. возможность при выполнении проекта коллективной работы, способствующей развитию навыков общения и рефлексии;
  2. комплексность выполняемой работы. Выполнение проекта позволяет формировать не только отдельное коммуникативное умение, но и целую группу, порой разнородных, коммуникативных умений, связанных, прежде всего, с широтой тем проектов и использованием огромного спектра инструментов для его выполнения;
  3. метод проектов позволяет возвращаться к действиям, которые ученики выполняли раньше, на более сложном уровне. Набор тем для выполнения проектов, инструментальная база, объем выполняемой работы и время, затраченное на это, зависят от особенностей конкретного класса. Широкое применение здесь могут иметь телекоммуникационные проекты, в которых школьники принимают коллективное участие.

Одним из методов активизации рефлексии на уроках информатики является проблемное обучение.

Средством развития рефлексии учащихся в проблемном обучении служат проблемные и информационные вопросы, которые указывают на существо учебной проблемы и на область поиска еще неизвестного учащемуся знания. Тем самым создаются условия для продуктивного мышления, развития личности учащегося и его социальных отношений.

Учитель, создавая учебные проблемные ситуации для учащихся, обеспечивает осознание ими проблемы, сочетание их самостоятельной деятельности с усвоением готовых выводов науки.

При решении задач ученики сталкиваются с проблемными ситуациями. В результате решения проблемы, учащиеся находят самостоятельно несколько способов, анализируют  их с точки зрения применимости к данной в задаче ситуации.

Проблемная ситуация повышает  интерес у учащихся к выполнению заданий, активизирует познавательную деятельность на всех этапах урока. Созданная проблемная ситуация на уроке заставляет находиться в постоянном логическом поиске, который, в свою очередь, развивает исследовательские способности учащихся, учит школьников мыслить, искать, анализировать и находить ответы на поставленные вопросы, добывать новые знания, опираясь на уже известные.

Немаловажная роль в формировании рефлексии на уроках информатики отводится  играм – современному и признанному методу обучения и воспитания, обладающему образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве.

Игра направлена на то, чтобы научить школьника осознавать мотивы своего учения, поведения в игре и в жизни, то есть формировать цели и программы самостоятельной деятельности и предвидеть ее ближайшие результаты. Игра позволяет организовать поэтапную отработку в процессе игрового взаимодействия новых способов ориентировки школьника в жизненных ситуациях. Это особое качество, благодаря которому учащиеся – участники игры «практически» включаются в сложнейшие отношения, анализируя различную информацию, ищут оптимальное из возможных, не всегда явных решений.

Использование игр на уроке не только способствует лучшему усвоению программного материала по информатике, но и развитию логического мышления, речи, развитию наблюдательности, внимания и интереса к информатике. Давая школьнику возможность участвовать в серии ролевых и деловых игр, учитель активизирует его, изменяет мотивацию ребенка на личностно значимую деятельность. Ведь на каждом этапе ученик подвергается самоанализу самокоррекции, самореализации. Игра позволяет участникам «делать ошибки» и на их анализе видеть причины и последствия таких действий.

Рефлексия может проходить в форме защиты «Портфолио ученика» за круглым столом среди одноклассников, в присутствии родителей и учителей, демонстрируя свои успехи и недочёты, сравнивая их с одноклассниками, отвечая на вопросы и участвуя в дискуссии. В результате ученик может переопределить свои цели.

Одна из форм применения рефлексии - контрольно-оценочная деятельность при организации коллективно-учебной деятельности в группе - предполагает включение каждого учащегося в действие взаимоконтроля и взаимооценки. Для этого используются оценочные карты, цель которых – научить адекватно оценивать себя и других. Можно предложить учащимся сделать краткие записи – обоснования оценки в виде похвалы, одобрения, пожелания.

Обычно рефлексия проводится в конце урока при подведении его итогов, обсуждении того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Учащиеся по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске, например:

1. сегодня я узнал…                        

2. было интересно…

3. было трудно…                        

4. я выполнял задания…  

5. я понял, что …                        

6. теперь я могу…

7. я почувствовал, что…                

8. я приобрел…

9. я научился…                        

10. у меня получилось…

11.  я смог…                                  

12. я попробую…

13. меня удивило…                         

14. урок дал мне для жизни…

15. мне захотелось…

Также в конце урока можно дать ребятам небольшую анкету в электронном виде, которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку.

Учащихся можно попросить аргументировать свой ответ, например:

1. На уроке я работал (активно - пассивно).

2.Своей работой на уроке я (доволен - не доволен).

3.Урок для меня показался (коротким - длинным).

4.За урок я (не устал – устал).

5.Материал урока мне был (понятен - не понятен, полезен – бесполезен).

6.Домашнее задание мне кажется (легким – трудным).

Обсуждая результаты своих наблюдений, учащиеся смогут объективно оценить свою активность, качество работы.

Можно сказать, что четко просматривается прямая связь степени сформированности умений учащихся и степени овладения приемами рефлексии. Так, у школьников, находящихся на репродуктивном (низком) уровне сформированности умений, рефлексия практически отсутствует. У тех, кто находится на продуктивном (среднем) уровне сформированности умений, сформирован «образ Я» как субъекта учебной  деятельности, но, тем не менее, отсутствует потребность в дальнейшем развитии себя и своей деятельности. Школьники, достигшие в развитии способностей творческого (высокого) уровня, кроме того, что обладают сформированным «образом Я», ощущают потребность в дальнейшем развитии себя и своей деятельности, конструируют свою жизнедеятельность на основе «образа Я». Исследуя уровень сформированности умений учащихся на уроке информатики, можно судить и об уровне владения приемами рефлексии.

Технологии рефлексии

“ХИМС”

Каждый участник на карточках пишет: Х – что было хорошего; И – что было интересно; М – что мешало работе; С – что взял бы с собой.

Затем листочки вывешиваются на доску, либо участники приклеивают свои карточки к 4-м большим плакатам, лежащим на полу.

“ТЕЛЕГРАММА”

После завершения занятия каждому из обучающихся предлагается заполнить бланк телеграммы, получив при этом следующую инструкцию: “Что вы думаете о прошедшем занятии? Что было для вас важным? Чему вы научились? Что вам понравилось? Что осталось неясным? В каком направлении нам стоит продвигаться дальше? Напишите мне, пожалуйста, об этом короткое послание – телеграмму из 11 слов. Я хочу узнать ваше мнение для того, чтобы учитывать его в дальнейшей работе.”

На следующем занятии педагогу необходимо поделиться своими соображениями о полученных результатах и рассказать о том, как они будут учитывать в дальнейшем совместной работе.

“РЕФЛЕКСИВНЫЙ РИНГ”

Поочередно каждый из участников состоявшегося дела приглашается на рефлексивный ринг (в круг), рефлексируя итоги и ход дела по заданному алгоритму:

-эмоциональное состояние, мотивы деятельности, состояние знаний;
-причины состояния;
-оценка прошедшего дела и т.д.

После рассказа-рефлексии одного участника другие обращаются к нему с разнообразными вопросами, углубляя рефлексию.

Возможен и другой вариант реализации этого технологического приема, когда на рефлексивный ринг приглашается по паре участников. Сначала они обмениваются вопросами между собой, рефлексируя состоявшееся дело, затем к ним могут обратиться с вопросами другие участники взаимодействия.

“ОСТРОВА”

На большом листе бумаги рисуется карта с изображением эмоциональных “островов”: о.Радости, о.Грусти, о.Недоумения, о.Тревоги, о.Ожидания, о.Просветления, о.Воодушевления, о.Удовольствия, о.Наслаждения, Бермудский треугольник и др. Карта островов вывешивается на доске (стене) и каждому участнику взаимодействия предлагается выйти к карте и маркером нарисовать свой кораблик в соответствующем районе карты, который отражает душевное, эмоционально-чувственное состояние участника после состоявшегося взаимодействия.

Например: “Мое состояние после состоявшегося взаимодействия характеризуется удовлетворением, осознанием полезности дела, положительными эмоциями. Я нарисую свой кораблик, дрейфующим между островами Удовольствия, Радости и Просветления.”

Каждый из участников имеет право нарисовать на карте и какой-либо новый остров со своим названием, если его не совсем устраивают уже имеющиеся. После заполнения карта вывешивается на всеобщее обозрение, педагог может предложить проанализировать его.

Эта технология может быть использована педагогом в конце каждого учебного дня на протяжении определенного периода времени. Карты каждого дня модно вывешивать в классе и в конце недели сравнивать их, выясняя, как изменилось состояние учащихся.

“КЛЮЧЕВОЕ СЛОВО”

Участникам педагогического взаимодействия (студентам, педагогам и т.д.) предлагается на маленьких листочках бумаги, которые заранее педагог может подготовить и раздать каждому, написать одно слово, с которым у них ассоциируется содержание состоявшегося дела, взаимодействия, дела в целом, результаты взаимодействия.

Для выполнения этой работы дается 2-3 минуты. По истечении времени педагог собирает листочки с записанными на них ключевыми словами.

После этого преподаватель проводит краткий анализ полученных результатов или предлагает это сделать студентам. Этот технологический прием можно реализовать и устно: каждый из участников через 2-3 минуты по цепочке называет вслух свое слово.

“ЗАРЯДКА”

Участникам педагогического взаимодействия, вставшим в круг, педагог предлагает через выполнение определенных движений дать оценку отдельным компонентам этого взаимодействия (содержанию, отдельным технологиям, деятельности некоторых творческих групп, учащегося, педагога, отдельным играм и т.д.), а также выразить свое отношение к этим компонентам.

Могут быть предложены следующие движения:

-присесть на корточки – очень низкая оценка, негативное отношение;
-присесть, немного согнув ноги в коленях, – невысокая оценка, безразличное отношение;
-обычная поза стоя, руки по швам – удовлетворительная оценка, спокойное отношение;
-поднять руки в локтях – хорошая оценка, позитивное отношение;
-поднять руки вверх, хлопая в ладоши, подняться на цыпочки – очень высокая оценка, восторженное отношение.

В начале реализации этой технологии педагог знакомит участников со всеми движениями и их значением. Каждый участник, после того как педагог называет тот или иной компонент состоявшегося взаимодействия, по своему усмотрению производит какое-либо движение.

“ЧЕМОДАН, КОРЗИНА, МЯСОРУБКА”

Предлагается три больших листа, на одном из которых нарисован огромный чемодан, на втором – мусорная корзина и на третьем – мясорубка. На желтом листочке, который приклеивался затем к плакату с изображением чемодана, необходимо нарисовать тот важный момент, который он вынес от работы (в группе, на занятии), готов забирать с собой и использовать в своей деятельности.

На синем листочке – то, что оказалось ненужным, бесполезным и что можно отправить в “мусорную корзину”, т.е. прикрепить ко второму плакату.

Серый листок – это то, что оказалось интересным, но пока не готовым к употреблению в своей работе. Таким образом, то, что нужно еще додумать, доработать, “докрутить” отправлялось в лист “мясорубка”.

Листочки пишутся анонимно и по мере готовности приклеиваются участниками самостоятельно.

Таким образом, технологии рефлексивного обучения, на уроках информатики, направлены на улучшение качества образования учащихся, на совершенствование учебно-образовательного процесса, на самосовершенствование ученика в учебной деятельности.

Литература

  1. Коджаспирова Г.М. Педагогическая антропология. – М.: Гардарики, 2005.
  2. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. – М., 2005.
  3. Левченко А.В. Здоровый образ жизни как рефлексивная  проблема сущности человека и типа личности: Материалы V-ой региональной межвуз.конф. – Челябинск: ЧГПУ, 2005.
  4. Личностно–ориентированный подход: теория и практика / Под ред. Л.П. Качаловой. – Шадринск, 2004.
  5. Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития. – М.: Академия, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения биологии в условиях школы-интерната.

                                   Традиционная организация образовательного процесса (в том числе урок...

Использование информационных технологий в процессе обучения татарскому языку

Новые технологии, оборудования и технические средства стремительно ворвались в нашу жизнь, и перед нами встала задача использования современных информационных технологий в качестве своих помощников в ...

Возможности использования информационных технологий в процессе обучения химии

Статья об использовании ИКТ - технологий и компьютера на уроках химии...

«Использование компьютерных технологий в процессе обучения английской лексики на средней ступени обучения».

Компьютерные технологии являются неотъемлемой частью жизни современного общества. Именно поэтому их использование в обучении не только желательно, но и необходимо. Как уже было изложено выше, использо...

Использование игровых технологий в процессе обучения на уроках профессионально-трудового обучения в коррекционной школе VIII вида.

Участие учащихся в дидактических играх способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху. В играх совершенствуется мышление, речь, ученик приобретает навыки планирования и ...

Использование ЭОР "ЯКласс" в процессе обучения информатики

laquo;ЯКласс» — это платформа электронного образования для школ, а также обучающая онлайн-площадка для школьников и их родителей.ЯКласс – это не просто сайт. Это главный помощник в ...