Интегрированный урок "История письменности" по истории и информатике для 5-го класса.
план-конспект урока по информатике и икт (5 класс) на тему

Россинская Виктория Викторовна

Интегрированный урок "История письменности" по истории и информатике для 5-го класса. Программа Босовой Л.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon технологическая карта урока51 КБ
Office presentation icon игра743 КБ

Предварительный просмотр:

Системно-деятельностный подход. Технологическая карта урока.          

Тема урока:   История письменности

Цель  урока:  обобщить, систематизировать и расширить знания по теме «История письменности», научить учащихся представлять свои работы на обсуждение и оценивать

Задачи:
Обучающие: углубить у учащихся представление о хранении информации и древних носителях информации (на примере истории  стран Древнего Востока и Древней Греции).

  •      Развивающие: развитие познавательного интереса, умения создавать, применять и преобразовывать знаки и символы 
  •      для решения учебных и познавательных задач,

Воспитательные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками; формирование умений и навыков защиты проектов, публичных выступлений

Тип урока: Урок общеметодологической направленности

Формы работы учащихся:   индивидуальная, групповая

  • Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, ПК. 

  • Структура и ход урока

Этап урока

Название

ис-мых

ЭОР

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

Время

Мотивация (само-определение к деятельности) к учебной деятельности. «Надо – Хочу - Могу»

Орг момент.  

презентации

Задание: Решите ребус

И 100 ‘3 Я письменности

Назначение ребуса в названии темы – прогнозирование названия  темы урока, мобилизация внимания детей, создание эмоционального настроя, располагающего к работе.

 Учитель: Разгадайте ребус. («История письменности».)

Учитель: О чём же пойдет речь на уроке?

 Дети: О возникновении и истории письменности

Личностные: чувство сопричастности к общему делу.

Регулятивные: целеполагание

Познавательные: готовность к принятию и решению учебных и познавательных задач;

Логические:

Коммуникативные: планирование сотрудничества с учителем и сверстниками

2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Учитель вопрос:

1. Что такое информация?

  2.Как человек хранит

 информацию?

Воп  3. Чем отличается память человека от памяти человечества?  

Давайте отправимся в

путешествие по истории человечества, которое

 подготовили вы сами.

  Учащиеся:  

Информация – это знания об окружающем нас мире.

Запоминает или записывает

Память человечества хранит все знания, накопленные людьми за время своего существования)..

Личностные: Развитие познавательных интересов, учебной мотивации;

Регулятивные: установка на улучшение результатов своей деятельности; учебное сотрудничество учителя с учеником на основе признания индивидуальности каждого ребенка.

Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков

Логические: анализ, синтез, сравнение, сериация, классификация, выход на следствие, причинно- – следственные связи,

Коммуникативные : планирование учебного сотрудничества с Учителем и сверстниками

3.  Этап закрепления с проговариванием во внешней речи

Создается проблемная ситуация

Учитель даёт задания

 группам

Подготовить представление и ответить  на вопросы,  используя презентацию.  

.

Исходя из предложенных затруднений, уч-ся ставят перед собой цели и задачи на урок.

Учащиеся в группах    готовят сообщения о причинах, по которым стало необходимо сохранять информацию, способах сохранения информации и носителях информации, характерных для  их стран.  

Личностные:  прогнозирование  

Регулятивные:  целеполагание

Познавательные: постановка учебной цели, работа с информацией

Логические

Коммуникативные: обсуждение, отношение к поставленной проблеме,

4.  Этап включения изученного в систему знаний

презентации

Подводит учащихся к способу деятельности, построению алгоритма, модели

Учитель приглашает представителей групп  Сейчас выступят

“представители” людей разных стран Древнего Мира. Они смогут рассказать много необычного о том, каким образом сохраняли информацию раньше

Проведение игры

Учащиеся в группах    готовят сообщения о причинах, по которым стало необходимо сохранять информацию, способах сохранения информации и носителях информации, характерных

для  их стран.

Каждой группе задаются

 вопросы на которые они отвечают,

 используя информацию в презентациях.

Каждая группа выполняет практическое задание.

Личностные

Регулятивные: планировать и  прогнозировать уровень усвоения, результата, необходимого времени

Познавательные: моделирование, структурирование

Логические: анализ, синтез, сравнение, сериация, классификация, выход на следствие, причинно- – следственные связи, логическая цепь, доказательство, гипотеза, обоснование; постановка и решение проблемы, творческое действие

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации и способах действия

7.  

Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Поводит итог урока, даёт оценку успешности достижения целей урока

Ученик соотносит «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления.

Ученик формулирует, над чем еще нужно ему поработать.

 Заполняют оценочные листы

Личностные:  смыслообразование, осознание новых знаний

Регулятивные:

Познавательные: рефлексия

Логические

Коммуникативные: обеспечивают социальную компетентность, учет мнения др. людей, умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблем, четко выражать свои мысли, аргументировать свои высказывания, коррекция поведения.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Номер вопроса 1 2 3 4 5 Загадочные знаки ? ? ? ? ? Понятие ? ? ? ? ? Страна ? ? ? ? ? Носитель информации ? ? ? ? ? Современные носители информации ? ? ? ? ? «Мы знаем что, где, когда»

Слайд 2

загадочные знаки 5 Как называются загадочные знаки, покрывающие стены египетских храмов, гробниц и саркофагов? иероглифы

Слайд 3

загадочные знаки 10 Передавались ли у египтян гласные звуки? Гласные звуки у египтян иероглифами не передавались

Слайд 4

загадочные знаки 15 Как называется письмо из клинообразных значков? Письмо Двуречья, состоящее из клинообразных значков, называется клинописью.

Слайд 5

загадочные знаки 20 Чему соответствовал каждый значок финикийского письма? Каждый значок финикийского письма соответствовал звуку и был буквой

Слайд 6

загадочные знаки 25 На чью письменность – египетскую, вавилонскую или финикийскую – больше всего похожа письменность Китая? Письменность Китая похожа на египетскую письменность.

Слайд 7

понятие 5 Каково происхождение слова «Алфавит»? Слово «алфавит» происходит от названия двух первых финикийских (греческие) букв: «алеф» («альфа») и «бет» («бета»).

Слайд 8

понятие 10 Что такое клинопись? В Двуречье письменные знаки выдавливались палочкой на глине, они были похожие на клинья, поэтому такое письмо называлось клинописью.

Слайд 9

понятие 15 Что такое пиктографическое письмо? Древнеегипетская письменность в виде рисунка.

Слайд 10

понятие 20 Что обозначало слово «иероглифы» у древних египтян? Знаки, покрывающие стены египетских храмов, гробниц, саркофагов – это «священные письма»

Слайд 11

понятие 25 Что такое стиль? Стиль – металлическая палочка с заостренным концом. Ею в Древней Греции ученики выцарапывали буквы на воске. Другой конец стиля был тупой; им стирали написанное.

Слайд 12

страна 5 Назови страну, где в долине реки рос высокий тростник? Египет

Слайд 13

страна 10 Назови страну, где записи делали на табличках из мягкой глины. Двуречье

Слайд 14

страна 15 Назови страну, где записи делали на узких полосках пальмовых листьев и писали чернилами из сажи с соком сахарного тростника. Древняя Индия

Слайд 15

страна 20 Назови страну, где шёлк использовался не только для шитья одежды, но и для письма. Древний Китай

Слайд 16

страна 25 Назови страну, где был изобретен самый распространенный носитель информации. Назови это изобретение. В Древний Китае была изобретена бумага.

Слайд 17

носитель информации 5 Что было основным носителем информации в Египте? В долине реки Нил рос высокий тростник – папирус. Стебель его разрезали на полоски, складывали в определенном направлении, высушивали, а затем на них писали.

Слайд 18

носитель информации 10 Что было основным носителем информации в Финикии? В долине реки Нил рос высокий тростник – папирус. Стебель его разрезали на полоски, складывали в определенном направлении эти полоски, высушивали, а затем на них писали. Финикийские купцы закупали папирус.

Слайд 19

носитель информации 15 Что было основным носителем информации в Китае? В поднебесной использовали в качестве носителя бамбук, кости, бумагу, шёлк.

Слайд 20

носитель информации 20 Что было основным носителем информации при Первобытном строе? В древности первобытный человек мог оставлять информацию на стенах пещеры.

Слайд 21

носитель информации 25 Что было основным носителем информации в Древней Греции? В IX-VIII вв. до н.э. греки писали на пальмовых листьях, липовом лубе, льняных тканях и даже на свинцовых свитках. Позднее стали применять деревянные таблички, покрытые воском. Если тексты были длинными и располагались на несколько табличках, их соединяли в связку, которую называли кодексом.

Слайд 22

1 – самый «объемный» электронный носитель информации Жесткий диск

Слайд 23

2 – Энергонезависимая память Флеш-карта

Слайд 24

3 – Что это? Лазерный диск

Слайд 25

4 – «Вышедший из моды» носитель информации Дискета

Слайд 26

5 – носители информации, используемые в разных электронных устройствах: телефонах, камерах и др. Карты памяти


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по истории и информатике в 10 А кл на примере темы «Александр Невский и Золотая Орда»

Данный конспект раскрывает подробный ход интегрированного урока по истории и информатике по теме "Александр Невский и Золотая Орда". На уроке используются разные познавательные задания по информатике ...

Интегрированный урок по истории, экономике и праву в 10 классе по теме "Внутренняя политика Николая 1"

Данный интегрированный урок имеет цель: Охарактеризовать внутреннюю политику Николая 1, рассказать о его личности и роли в истории; - углубить представления о теории официальной народности, познакомит...

Интегрированный урок(История-Обществознание-Информатика-МХК) для 6 класса Учитель:Ковалёва Н.В. Тема:Государственная символика.Моя Родина-Владимирская земля.

В каждом учебном заведении,в каждом классе есть школьный уголок,где помещены основные символы РФ-герб,флаг и текст гимна.Но не всегда учащиеся задумываются о том,что обозначают те или иные символическ...

Интегрированный урок английского языка и информатики в 8- Б классе по теме "Экология сегодня" ("Ecology Today")

Интегрированный уроканглийского языка и информатикив 8- Б классе по теме"Экология сегодня" ("Ecology Today")...

Интегрированный урок по математике и информатике: «Статистические исследования». 6 класс

Чтение диаграмм различных видов ( ЕГЭ –В2);Исследования учеников.Обработка и анализ данных, полученных учениками в ходе опроса. Формулировка выводов.Изучение нового материала: полигон,гистограмма,точе...

Интегрированный проект по истории и информатике с ИКТ-ресурсами для 5 класса «История письменности»

Раздел программыистория: «Обобщающий урок» 5 класс;информатика и ИКТ: «Коллективная работа над проектом «История письменности» 5 класс.Цели и задачи учебного задания:сформировать навыки сотрудничества...