Универсальные учебные действия в свете ФГОС
статья по информатике и икт на тему

Краснова Светлана Викторовна

В ФГОС ООО в разделе Требования к результатам освоения ООП ООО прописано:

Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися ООП ООО: личностным, метапредметным, предметным.

Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл universalnye_uchebnye_deystviya_v_svete_fgos.docx26.88 КБ
Файл uud_krasnova_sv.pptx300.27 КБ

Предварительный просмотр:

«Универсальные учебные действия в свете ФГОС»

Краснова С.В., учитель информатики МОУ «Алгатуйская СОШ»

В ФГОС ООО в разделе Требования к результатам освоения ООП ООО прописано:

Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися ООП ООО: личностным, метапредметным, предметным.

Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия.

В фундаментальном ядре содержания общего образования дается понятие УУД:

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

В более узком значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний.

В соответствии ФГОС ООО выделяются три группы универсальных учебных действий: регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Каждая группа УУД представляет собой пречень умений необходимых для присвоения того или иного УУД

Регулятивные УУД

  1. Умение самостоятельно определять цели и задачи обучения, планировать пути достижения целей.
  2. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности.
  3. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
  4. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. 

Познавательные УУД:

- общеучебные УУД в их числе знаково-символические

- логические УУД

- постановка и решение проблемы

Присвоение выше указанных УУД предполагает овладение обучающимися следующими умениями

  1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.  
  2. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. 
  3. Формирование и развитие логического мышления.
  4. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.  

Коммуникативные УУД представляют собой перечень следующих умений:

  1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.
  2. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей для выражения своих чувств, мыслей; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

Для того чтобы обучающиеся овладели указанными УУД в структуре ООП НОО в содержательном разделе разрабатывается «Программа формирования УУД»,  а в ООП ООО «Программа развития УУД».

Цель программы: создать комплекс организационно-управленческих,

методических, педагогических условий, способствующих достижению учащимися  метапредметных образовательных результатов, обеспечивающих способность к сотрудничеству и коммуникации, готовность самостоятельно пополнять, переносить и интегрировать знания, способность к самосовершенствованию и саморазвитию.

            В ПООП ООО под редакцией Савинова, на основании которой разработана наша ООП в целевом разделе представлены  планируемые результаты личностные, предметные и метапредметные. Все представленные результаты имеют уровневый характер. Базовый уровень отражен в разделе «Выпускник научится», а повышенный уровень в разделе  «Выпускник получит возможность научиться».  

В ПООП (новой), одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол  от 8 апреля 2015 г. № 1/15) метапредметные результаты не имеют уровневого характера, а даётся детализация каждого УУД.  

 Прежде чем создавать определенные условия для формирования УУД (НОО), а затем для развития УУД на уровне ООО необходимо эти УУД присвоить самому педагогу

Практическая работа: Составить классификацию УУД.

(Раздаточный материал на 4 группы)

В структуре Программы развития УУД на уровне ООО, кроме     информации о целях, понятиях и характеристиках УУД, планируемых результатах развития компетентности обучающихся, а также описания особенностей реализации направления учебно-исследовательской и проектной деятельности  содержится описание содержания и форм организации учебной деятельности по развитию ИКТ-компетентности. 

Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:

  • целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
  • выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;
  • выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;
  • использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
  • использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
  • создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.

Перечень и описание основных элементов ИКТ-компетенции

и инструментов их использования

Обращение с устройствами ИКТ. Соединение устройств ИКТ (блоки компьютера, устройства сетей, принтер, проектор, сканер, измерительные устройства и т. д.) с использованием проводных и беспроводных технологий; включение и выключение устройств ИКТ; получение информации о характеристиках компьютера; осуществление информационного подключения к локальной сети и глобальной сети Интернет, и т.д.

Фиксация и обработка изображений и звуков. Выбор технических средств ИКТ для фиксации изображений и звуков в соответствии с поставленной целью; осуществление фиксации изображений и звуков в ходе процесса обсуждения, проведения эксперимента, природного процесса, фиксации хода и результатов проектной деятельности; создание презентаций.

Поиск и организация хранения информации. Использование приемов поиска информации на персональном компьютере, в информационной среде организации и в образовательном пространстве; использование различных приемов поиска информации в сети Интернет.

Создание письменных сообщений. Создание текстовых документов на русском, родном и иностранном языках посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов; осуществление редактирования и структурирования текста в соответствии с его смыслом средствами текстового редактора.

Создание графических объектов. Создание и редактирование изображений с помощью инструментов графического редактора.

Создание музыкальных и звуковых объектов. Использование звуковых и музыкальных редакторов.

Восприятие, использование и создание гипертекстовых и мультимедийных информационных объектов. «Чтение» таблиц, графиков, диаграмм, схем и т. д., самостоятельное перекодирование информации из одной знаковой системы в другую.

Анализ информации, математическая обработка данных в исследовании. Проведение естественнонаучных и социальных измерений, ввод результатов измерений и других цифровых данных и их обработка, в том числе статистически и с помощью визуализации; проведение экспериментов и исследований в виртуальных лабораториях по естественным наукам, математике и информатике; анализ результатов своей деятельности и затрачиваемых ресурсов.

Моделирование, проектирование и управление. Построение с помощью компьютерных инструментов разнообразных информационных структур для описания объектов; построение математических моделей изучаемых объектов и процессов; разработка алгоритмов по управлению учебным исполнителем; конструирование и моделирование.

Коммуникация и социальное взаимодействие. Осуществление образовательного взаимодействия в информационном пространстве образовательной организации.

Информационная безопасность. Осуществление защиты информации от компьютерных вирусов с помощью антивирусных программ; соблюдение правил безопасного поведения в Интернете; использование полезных ресурсов Интернета и отказ от использования ресурсов, содержание которых несовместимо с задачами воспитания и образования или нежелательно.

Планируемые результаты формирования и развития компетентности обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий

Представленные планируемые результаты развития компетентности обучающихся в области использования ИКТ учитывают существующие знания и компетенции, полученные обучающимися вне образовательной организации.

Используемая литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт, М: Просвещение, 2011.
  2. Под редакцией В.В. Козлова, А.М. Кондакова. Фундаментальное ядро содержания общего образования, М: Просвещение, 2011.
  3. Е.С. Савинов. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения (основная школа), М: Просвещение, 2011.

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Универсальные учебные действия (ФГОС ООО ) Краснова С.В., учитель информатики МОУ « Алгатуйская СОШ»

Слайд 2

ФГОС устанавливает требования к результатам освоения обучающимися ООП ООО: личностным, метапредметным , предметным. В фундаментальном ядре содержания общего образования дается понятие УУД: «универсальные учебные действия» означает умение учиться, способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию. Универсальные учебные действия

Слайд 3

Группы универсальных учебных действий:

Слайд 4

Регулятивные целеполагание как постановка учебной задачи планирование — определение последовательности промежуточных целей прогнозирование — предвосхищение результата контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном коррекция — внесение необходимых дополнений и коррективов в план оценка — оценка результатов работы саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии

Слайд 5

Познавательные общеучебные УУД в их числе знаково-символические самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; смысловое чтение постановка и формулирование проблемы, знаково-символические действия: моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель; преобразование модели с целью выявления общих законов логические УУД анализ объектов с целью выделения признаков; синтез — составление целого из частей; выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей, выдвижение гипотез и их обоснование. постановка и решение проблемы формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Слайд 6

Коммуникативные планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации разрешение конфликтов — выявление, проблемы, поиск способов разрешения конфликта умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Слайд 7

Цель программы : создать комплекс организационно-управленческих, методических, педагогических условий, способствующих достижению учащимися метапредметных образовательных результатов, обеспечивающих способность к сотрудничеству и коммуникации, готовность самостоятельно пополнять, переносить и интегрировать знания, способность к самосовершенствованию и саморазвитию. В Примерной ООП ООО в целевом разделе представлены Планируемые результаты личностные, предметные и метапредметные . Все представленные результаты имеют уровневый характер. Базовый уровень отражен в разделе «Выпускник научится», повышенный уровень в разделе «Выпускник получит возможность научиться» .

Слайд 8

Практическая работа Составить классификацию УУД

Слайд 9

Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, выбирать, строить и использовать информационную модель для передачи своих мыслей выделять информационный аспект задачи, оперировать данными; использовать компьютерные технологии; использовать информацию с учетом этических и правовых норм; создавать информационные ресурсы; соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности

Слайд 10

Перечень и описание основных элементов ИКТ-компетенции и инструментов их использования


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности формирования универсальных учебных действий по экономике в свете требования ФГОС основного общего образования

Доклад на ГМО учителей  экономики на тему : Осоенности формирования универсальных учебных действий по экономике в свете требований ФГОС основного общего образования...

Методическая разработка мастер-класса по теме "Формирование универсальных учебных действий учащихся через создание электронного проекта в свете перехода на ФГОС"

Разработка включает в себя план мастер-калсса, приложения, презентацию для объяснения материала и шаблон презентации для работы, а также дополнительный материал, по которому разработывается мини проек...

Доклад на тему: «Формирование универсальных умений и универсальных учебных действий учащихся в свете требований ФГОС на уроках биологии ».   

«Универсальные учебные действия» (УУД):Øв широком значении означает способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыт...

Мастер – класс: «Универсальные учебные действия на основе ФГОС»

Мастер – класс: «Универсальные учебные действия на    основе ФГОС»...

"Развитие универсальных учебных действий (УУД) на уроках химии в свете идей ФГОС"

В статье представлены основные требования общества к современной системе образования, нормативные документы, в которых эти требования закреплены. Дано определение универсальных учебных действий (УУД),...

Формирование универсальных учебных действий в свете требований федерального государственного образовательного стандарта на уроках иностранного языка

Государство ставит перед школой задачу -максимально раскрыть способности каждого ученика, а задача учителя – помочь ему стать самостоятельным, творческим и уверенным в себе человеком...