Рабочая программа по информатике и ИКТ для 8 класса
методическая разработка по информатике и икт (8 класс) по теме

Сорокин Андрей Борисович

Рабочая программа по информатике и ИКТ для 8 класса составлена на основе Программы основного общего образования по информатике, Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.

34 часа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poyasnitelnaya_zapiska.doc85 КБ
Microsoft Office document icon ponyatie_ob_informatsii.doc404 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ГИМНАЗИЯ  №157   САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ИМЕНИ  ПРИНЦЕССЫ  Е.М. ОЛЬДЕНБУРГСКОЙ

РАССМОТРЕНА                                                   ПРИНЯТА                                                 УТВЕРЖДЕНА

на заседании Методического Совета              на педагогическом совете                         приказом директора

ГБОУ гимназии  №157                                    ГБОУ гимназии №157                               ГБОУ гимназии №157

Протокол №_________                                    Протокол №___________                          №___________   от

от «___»__________  2013 г.                          от «___»___________2013 г.                     «___»____________2013г.    

Председатель МС                                                                                                                  Директор гимназии

__________С.И.Кочергина                                                                                                   __________Е.П.Сидоров

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

по предмету: «Информатика и ИКТ»

Классы:    8 «А» и 8 «Б»

2013 – 2014  учебный год                                                                                 Ф.И.О. учителя: Сорокин А. Б.

                                                                                                                                                                                                                       

                                                                                                                            Категория:          Без категории


Пояснительная записка

        

Рабочая программа по информатике и ИКТ для 8 класса составлена на основе Программы основного общего образования по информатике, Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.

Обучение ведётся по учебнику Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса/ И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

Предлагаемый курс должен обеспечить умение обучающихся оперативно и качественно работать с информацией, развить способность к всестороннему анализу информации и результатов ее обработки.

Цель курса – формирование у обучающихся системы базовых знаний по техническому обеспечению информационной технологии; освоение базовой информационной технологии работы в системной среде Windows, в графическом редакторе, в текстовом процессоре, в табличном процессоре, в системе управления базой данных.

Задачи:

  • формировать у учащегося системы базовых знаний по информатике;
  • обеспечить условия для освоения базовой информационной технологии работы в системной среде Windows, в графическом редакторе, в текстовом процессоре, в табличном процессоре, в системе управления базой данных;
  • обеспечить условия для освоения коммуникационной технологии в глобальной сети Интернет;
  • формировать знания по техническому обеспечению информационной технологии;
  • обеспечить условия для приобретения знаний и умений целенаправленной работы с информацией на основе системного подхода к анализу структуры объектов, создания и исследования информационных моделей;
  • обеспечить условия для освоения информационной технологии моделирования в среде графического редактора, в текстовом процессоре;
  • ознакомить с основами алгоритмизации и программирования;
  • ознакомить с основами алгебры логики и логическими основами построения компьютера;
  • сформировать понимание необходимости соблюдения этических и правовых норм информационной деятельности.

Данные задачи могут быть успешно решены, если на занятиях и в самостоятельной работе обучающихся сочетаются теоретическая работа с достаточным количеством практических работ.

Программа построена таким образом, что на основе концентрического подхода введенные ранее понятия закрепляются при изучении технологии работы в систем


ной среде и в табличном процессоре. Продолжается освоение объектно-ориентированного подхода к разработке программ в среде ЛОГО. Изучается технология работы в Интернете, с электронной почтой, основами языка HTML. Продолжается изучение аппаратной части компьютера и основ кодирования.

Содержание программы

  1. Передача информации в компьютерных сетях 7 ч

Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования, технические устройства. Скорость передачи данных.

Информационные услуги компьютерных сетей: электронная почта,  телеконференции, файловые архивы пр.  Интернет. WWW – "Всемирная паутина". Поисковые системы Интернет. Архивирование и разархивирование файлов.

Практика на компьютере:

  1. Работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами;  работа в Интернете (или в учебной имитирующей системе) с почтовой программой, с браузером WWW, с поисковыми программами.
  2. Работа с архиваторами.
  3. Знакомство с энциклопедиями и справочниками учебного содержания в Интернете (используя  отечественные учебные порталы). Копирование информационных объектов из Интернета (файлов, документов).
  4. Создание простой Web-страницы с помощью текстового процессора.

  1. Информационное моделирование  4 ч

Понятие модели; модели натурные и информационные. Назначение и свойства моделей.

Виды информационных моделей: вербальные, графические, математические, имитационные.  Табличная организация информации. Области применения компьютерного информационного моделирования.

Практика на компьютере:

  1. Работа с демонстрационными примерами компьютерных информационных моделей.
  1. Хранение и обработка информации в базах данных 10 ч

Понятие базы данных (БД), информационной системы.  Основные понятия БД: запись, поле,  типы полей, первичный ключ. Системы управления БД и принципы работы с ними. Просмотр и редактирование БД.

  Проектирование и создание однотабличной БД.

Условия поиска информации, простые и сложные логические выражения. Логические операции. Поиск, удаление и сортировка записей.

Практика на компьютере:

  1. работа с готовой базой данных: открытие, просмотр, простейшие приемы поиска и сортировки;
  2. формирование запросов на поиск с простыми условиями поиска; логические величины, операции, выражения; формирование запросов на поиск с составными условиями поиска;
  3. сортировка таблицы по одному и нескольким  ключам;
  4. создание однотабличной базы данных; ввод, удаление и добавление записей.
  5. Знакомство с одной из доступных геоинформационных систем (например, картой города в Интернете).
  1. Табличные вычисления на компьютере 13 ч

Двоичная система счисления. Представление чисел в памяти компьютера.

Табличные расчеты и электронные таблицы. Структура электронной таблицы, типы данных: тексты, числа, формулы. Адресация относительная и абсолютная. Встроенные функции.  Методы работы с электронными таблицами.

Построение графиков и диаграмм с помощью электронных таблиц.

Математическое моделирование и решение задач с помощью электронных таблиц.

Практика на компьютере:

  1. Работа с готовой электронной таблицей: просмотр, ввод исходных данных, изменение формул; создание электронной таблицы для решения расчетной задачи;
  2. решение задач с использованием условной и логических функций;
  3. манипулирование фрагментами ЭТ (удаление и вставка строк, сортировка строк).
  4. Использование встроенных графических средств.
  5. Численный эксперимент с данной информационной моделью в среде электронной таблицы.

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен:

знать/понимать

  • что такое компьютерная сеть; в чем различие между локальными и глобальными сетями;
  • назначение основных технических и программных средств функционирования сетей: каналов связи, модемов, серверов, клиентов, протоколов;
  • назначение основных видов услуг глобальных сетей: электронной почты, телеконференций, файловых архивов и др;
  • что такое Интернет;  какие возможности предоставляет пользователю «Всемирная паутина»  — WWW;
  • что такое модель; в чем разница между натурной и информационной моделями;
  • какие существуют формы представления информационных моделей (графические, табличные, вербальные, математические);
  • что такое база данных, СУБД,  информационная система;
  • что такое реляционная база данных, ее элементы (записи, поля, ключи);  типы и форматы полей;
  • структуру команд поиска и сортировки информации в базах данных;
  • что такое логическая величина, логическое выражение;
  • что такое логические операции, как они выполняются;

уметь

  • осуществлять обмен информацией с файл-сервером локальной сети или с рабочими станциями одноранговой сети;
  • осуществлять прием/передачу электронной почты с помощью почтовой клиент-программы;
  • осуществлять просмотр Web-страниц с помощью браузера;
  • осуществлять поиск информации в Интернете, используя поисковые системы;
  • работать с одной из программ-архиваторов;
  • приводить примеры натурных и информационных моделей;
  • ориентироваться в таблично организованной информации;
  • описывать объект (процесс) в табличной форме для простых случаев;
  • открывать готовую БД в одной из СУБД реляционного типа;
  • организовывать поиск информации в БД;
  • редактировать содержимое полей БД;
  • сортировать записи в БД по ключу;
  • добавлять и удалять записи в БД;
  • создавать и заполнять однотабличную БД в среде СУБД;
  • открывать готовую электронную таблицу в одном из табличных процессоров;
  • редактировать содержимое ячеек; осуществлять расчеты по готовой электронной таблице;
  • выполнять основные операции манипулирования с фрагментами ЭТ: копирование, удаление, вставка, сортировка;
  • получать диаграммы с помощью графических средств табличного процессора;
  • создавать электронную таблицу для несложных  расчетов.

Литература для учителя

  1. Бородин М. Н. Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2-11 классы : методическое пособие [Текст] / М. Н. Бородин. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012 г.;
  2. Информатика-базовый курс, 8 класс, Семакина И., Залоговой Л., Русакова С., Шестаковой Л. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс] / http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/a21edc9a-abe4-49a6-ae55-25488285cfe0/?interface=pupil&class[]=50&subject[]=19;
  3. Информатика-базовый курс, 9 класс, Семакина И., Залоговой Л., Русакова С., Шестаковой Л. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс] / http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/a30a9550-6a62-11da-8cd6-0800200c9a66/?interface=pupil&class[]=51&subject[]=19;
  4. Методическое пособие для учителя; Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс] / http://school-collection.edu.ru/catalog/res/7166bb7e-e091-40fe-b557-536e72197b8b/view/;
  5. Овчинникова Г.Н., Перескокова О.И., Ромашкина Т.В., Семакин И.Г. Сборник дидактических материалов для текущего контроля результатов обучения по информатике и ИКТ в основной школе.
  6. Семакин И.Г. и др. Информатика и ИКТ. Задачник-практикум. Ч. 1 [Текст] / под ред. И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009 г.;
  7. Семакин И.Г. и др. Информатика и ИКТ. Задачник-практикум. Ч. 2 [Текст] / под ред. И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009 г.;
  8. Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса [Текст] / И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012 г.;
  9. Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Программы основного общего образования по информатике [Текст] / И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В Л.В. Шестакова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009 г.;
  10. Семакин И.Г., Шеина Т.Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе: методическое пособие [Текст] / И.Г. Семакин, Т.Ю. Шеина. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007 г.;

Литература для обучающихся

  1. Информатика-базовый курс, 8 класс, Семакина И., Залоговой Л., Русакова С., Шестаковой Л. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс] / http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/a21edc9a-abe4-49a6-ae55-25488285cfe0/?interface=pupil&class[]=50&subject[]=19;
  2. Информатика-базовый курс, 9 класс, Семакина И., Залоговой Л., Русакова С., Шестаковой Л. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс] / http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/a30a9550-6a62-11da-8cd6-0800200c9a66/?interface=pupil&class[]=51&subject[]=19;
  3. Семакин И.Г. и др. Информатика и ИКТ. Задачник-практикум. Ч. 1 [Текст] / под ред. И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009 г.;
  4. Семакин И.Г. и др. Информатика и ИКТ. Задачник-практикум. Ч. 2 [Текст] / под ред. И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009 г.;
  5. Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса [Текст] / И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012 г.;



Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия № 157

г. Санкт-Петербурга имени принцессы Е.М. Ольденбургской.

Конспект урока по информатике

Тема: Понятие об информации

Класс: 8

Учитель: Сорокин А. Б.

Цель и задачи:

Обучающая помочь учащимся усвоить понятие «информация», свойства информации, дать первые основные понятия, необходимые для начала работы на компьютере, дать понятия мышки, указателя, кнопки, главного меню, первичное понятие окна, научить пользоваться мышью и визуальными средствами управления, освоить три основных действия мышкой – щелчок, двойной щелчок, взять и растянуть.

Развивающая  развитие познавательных интересов, навыков работы с мышью и клавиатурой, самоконтроля, умения конспектировать.

Воспитывающая воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости.

Тип урока: Комбинированный

Оборудование: доска, компьютер.

Технология: Работа в парах, здоровье сберегающая.  

Ход урока:

I. Орг. момент.

Приветствие, проверка присутствующих. Объяснение хода урока.

II. Актуализация знаний.

На прошлом уроке мы говорили о появлении термина «информатика». Давайте вспомним, откуда происходит «информатика», что это за наука, что она изучает и что такое компьютер.

  1. Каково назначение науки «Информатика»?

Информатика – одна из самых молодых научных дисциплин.

  1. Что изучает наука «Информатика»?

Информатика – это техническая наука, определяющая сферу деятельности, связанную с процессами хранения, преобразования и передачи информации с помощью компьютера.

  1. Каково назначение понятия «Компьютер»?

Компьютер – универсальный прибор для обработки информации.

То есть мы учимся работать с информацией с помощью компьютера. Поэтому сегодня мы поговорим о том, что такое информация.

III. Теоретическая часть.

1. Теория.

Познавая окружающий мир, каждый из нас формирует свое представление о нем. Ежедневно мы узнаем что-то новое – получаем информацию. Термин «информация» в переводе с латинского означает «разъяснение, изложение, набор сведений». Информация – это очень емкое и глубокое понятие, которому не просто дать четкое определение.

Информацию вы получаете из разных источников: когда читаете, слушаете, смотрите телепередачу или разглядываете картину, дотрагиваетесь до предмета или пробуете какую-нибудь еду. Существует информация для узкого круга людей, специализирующихся в определенной научной области: химии, биологии, математике, физике, информатике, литературе и пр. Такую информацию называют научной.

Информация, которую вы получаете при знакомстве с произведением искусства (картины, музыкальные произведения, танцы, киноискусство), вызывает разнообразныечувства, эмоции, настроение. Такуюинформацию называют эстетической.

Для человека важную роль также играют сведения, распространяемые средствами массовой информации: радио, телевидением, газетами и журналами. Это и общественно-политическая, и научно-популярная, и культурологическая информация, которая позволяет человеку узнавать о событиях в мире, науке и искусстве.

Есть еще информация, предназначенная только для одного человека — совершенно секретная или очень личная. Например, готовя подарок ко дню рождения своего друга, вы постараетесь сохранить эту информацию в тайне.

Информация несет человеку знания об окружающем мире. В наши дни человечество накопило огромное количество информации! От умения человека правильно воспринимать и обрабатывать информацию зависит во многом его способность к познанию окружающего мира.

Мир вокруг нас полон всевозможных образов, звуков, запахов, и всю эту информацию доносят до сознания человека его органы чувств: зрение, слух, обоняние, вкус и осязание. С их помощью человек формирует свое первое представление о любом предмете, живом существе, произведении искусства, явлении и пр.

Глазами люди воспринимают зрительную информацию. Например, текст книги, картина в музее, географическая карта, дорожный знак.

Органы слуха доставляют информацию в виде звуков (аудиальную); Например, речь, звонки телефона, пение птиц, музыку, шум.

Органы обоняния позволяют ощущать запахи;

Органы вкуса несут информацию о вкусе еды;

Органы осязания позволяют получить тактильную информацию.

Виды информации, которые человек получает с помощью органов чувств, называют органолептической информацией. Практически 90% информации человек получает при помощи органов зрения, примерно 9% — посредством органов слуха и только 1% — при помощи остальных органов чувств. Также информацию может воспринимать не только человек, но и животные и растения.

Люди, обмениваясь между собой информацией, постоянно должны задавать себе вопросы: понятна, актуальна и полезна ли она для окружающих, достоверны ли полученные сведения. Это позволит лучше понять друг друга, найти правильное решение в любой ситуации. Вы постоянно анализируете свойства информации, часто не придавая этому значения. В повседневной жизни от свойств информации часто зависят жизнь и здоровье людей, экономическое развитие общества.

Запишем в тетрадь определения свойств информации.

Полезная -  обеспечивает решение поставленной задачи, нужна для того принимать правильные решения.

Достоверная - отражает истинное положение дел.

Понятная -  выражена на языке, доступном получателю.

Актуальная -  важна и существенна для настоящего времени.

Полная -  достаточна для понимания задачи  принятия решения.

  1. Физминутка.

Комплекс упражнений «Танцуйте сидя»

Упражнение 1:
Руки на пояс поставьте вначале
Влево и вправо качайте плечами.
Выполнить по 5 наклонов в каждую сторону.

Упражнение 2:
Вы дотянитесь мизинцем до пятки,
Если достали – все в полном порядке.
Выполнить по три раза.



2. Работа в тетрадях. Заполнение таблицы.

Приведем примеры и запишем в виде таблицы, специальную информацию с которой мы встречаемся на уроках.

Школьный предмет

Полезная

Достоверная

Понятная

Актуальная

Полная

Русский язык

алфавит, звуки, правописания, построение предложения и т.д.

33 буквы, есть гласные и согласные буквы и т.д.

Правила и т.д.

Чтобы выполнить упражнение, надо знать правила.

Правила, написание гласных, жи,ши,ча,ща и т.д.

Информатика

Алгоритм, измерение информации, хранение, обработка и т.д.

1 бит, 1байт=8 бит.

Определения, формулы, язык программирования и т.д.

На рабочем столе время и дата, в интернете новости в реальном времени, и т.д.

Инструкция к эксплуатации ПК, формулы, единицы измерения объема информации и т.д.

Биология

Знания о животном мире и т.д.

Строение животного организма, человека, растения.

Теория Дарвина, основанынаучных теориях и доказательствами разныхученых и т.д.

Знания о живых организмов, помогают в реальном мире.

Строение организма, функции организма, взаимоотношение организмов со средой.

V. Практическая часть.

Практическая работа «Восприятие информации человеком»

На этом занятии мы будем работать в парах с программой «Звукозапись». В папке Стандартные находится приложение Звукозапись. Она играет роль цифрового магнитофона и позволяет записывать звук и сохранять в файлах в формате *.wav. эта программа позволяет редактировать звуковые файлы, накладывать их друг на друга, а так же воспроизводить звуковые файлы.

  1. Запустите программу Звукозапись.

«Пуск>Все программы>Стандартные>Развлечение>Звукозапись».

2.  Объяснить интерфейс программы, назначение кнопок.

3.  Учащиеся записывают звук с помощью микрофона, применяя различные эффекты (увеличить/уменьшить скорость, увеличить/уменьшить громкость, добавить эхо, обратить).

4.  Перезапись. Для перезаписи звука необходимо передвинуть бегунок и включить запись.

5. Удаление. Для удаления воспользуйтесь меню «Правка».

6.  Учащиеся продолжают самостоятельно знакомятся с программой, пробуют сохранить и микшировать файлы.

VI. Зарядка для глаз.

Комплекс упражнений для глаз.

Исходное положение для всех упражнений: позвоночник прямой, глаза открыты, взгляд устремлен прямо.

Упражнение 1:

Взгляд направлять последовательно влево-вправо, вправо-прямо, вверх-прямо, вниз-прямо без задержек в отведенном положении. (Повторить 10 раз.)

Упражнение 2:

Взгляд смещать по диагонали: влево-вниз-прямо, вправо-вверх-прямо, вправо-вниз-прямо, влево-вверх-прямо и постепенно увеличивать задержки в отведенном положении.

Упражнение 3:

Круговые движения глаз: до 10 кругов влево, а затем вправо. Выполнять упражнение вначале быстро, а затем как можно медленнее.

Упражнение 4:

Изменение фокусного расстояния: посмотреть на кончик носа, а затем вдаль. Упражнение повторить несколько раз.

VII. Домашнее задание.

  1. Читать: тема 1, стр. 8 – 14.
  2. Письменно:вопрос 15, стр.12

Знать, что такое информация, свойства информации.

  1. Итог урока.
  1. Рефлексия.

Какой смайлик больше всего соответствует вашему настроению?

  1. Выставление оценок.
  2. На уроке мы узнали, что же такое информация, обсудили свойства и формы представления информации, познакомились с двоичным кодом и узнали в каких единицах измеряется информация. Так же мы научись с помощью программы «Звукозапись» записывать и редактировать звуки.

Приложение

Школьный предмет

Полезная

Достоверная

Понятная

Актуальная

Полная

Русский язык

Информатика

Биология


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по информатике для 3-4 классов (Горячев)

Рабочая программа составлена на основе авторской программы Горячева А. В. (Сборник программ «Образовательная система «Школа 2100» / под ред. А. А. Леонтьева. - М.: Баласс, 2004). Содержит разделы: поя...

Рабочая программа по информатике и ИКТ 8 класс к учебнику Босовой Л.Л.

Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе примерной программы по информатике и информационным технологиям федерального компонента государственного стандарта основного общего образова...

Рабочая программа по информатике и ИКТ 11 класс к УМК Н.Д. Угриновича (профильный уровень)

Рабочая программа учебного курса информатики и ИКТ для 11 класса физико–математического профиля (далее – рабочая программа) составлена на основе авторской программы профильного курса «Информатик...

Рабочая программа по информатике и ИКТ, 8 класс

Календарно-тематическое планирование по информатике и ИКТ в 8 классе к УМК Макаровой Н.В....

Рабочая программа по информатике и ИКТ, 9 класс

к УМК Макаровой Н.В., 2 часа в неделю...

Рабочая программа по информатике и ИКТ, 10 класс

к УМК Макаровой Н. В. 1 и 2 часа в неделю (два календарно-тематических планирования)...

Рабочая программа по информатике и ИКТ, 11 класс

к УМК Макаровой Н. В., 2 часа в неделю...