Адаптированная программа для 8-го класса
рабочая программа по информатике и икт (8 класс) на тему

Адаптированная программа для 8-го класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Марининская средняя общеобразовательная школа №16

Согласовано:                                                                 Утверждаю:

Ф.И.О. родителя                                                           Директор МБОУ

                                                                    Марининской СОШ № 16:

____________________                                                _____________________________

     Чиркова А.А.                                                                         А.А. Вострецова    

____________________  

Зубарева Н.Э.

____________________  

        Шлюндт Л.А.

Адаптированная  программа

по информатике и ИКТ

для учащихся, обучающихся по адаптированным общеобразовательным программам

для детей с лёгкой степенью умственной отсталости

8 класс

2015-2016 учебный год

Разработчик:

Старовойтов В.И.

учитель Информатика и ИКТ

Рассмотрена:

на ПМПК

Протокол №_____

от «___»____________20___г

2015 год


Пояснительная записка

Общие сведения

Ф.И.О. Детей

Адаптированная программа учебного курса по информатике и ИКТ для 8 класса составлена на основе следующих нормативно правовых документов:

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании»
  2. Федерального компонента государственного стандарта среднего(полного) общего образования по информатике и ИКТ, утверждённого приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. №.108.
  3. Адаптированной программы основного общего образования по информатике и ИКТ для обучающихся по адаптированным программам 8-9 классы.
  4. Учебного плана МБОУ Марининской СОШ № 16 на 2015-2016 учебный год
  5. Календарного учебного графика  МБОУ Марининской СОШ № 16.

Данная программа реализуется в 8-9 классах по 1 часу в неделю в общем объеме 34 часа.

Практические задания, предусмотренные программой, носят игровой, занимательный характер, не превышают доступный возрасту уровень сложности и формализации. Задания удовлетворяют возрастным интеллектуальным потребностям детей с отклонениями в умственном развитии и развивают их способности. В работе на компьютере соблюдаются санитарно-гигиенические нормы и правила. Используется мультимедийный способ подачи информации. Повторение учебного материала по изучаемой теме или ранее пройденного материала должно быть элементом каждого занятия.

Цели введения предмета «Информатика и ИКТ»:

  • формирование представления об основных понятиях информатики;
  • развитие творческих способностей и познавательного интереса учащихся с ограниченными возможностями;
  • освоение начальной технологии работы в системной среде Windows;
  • освоение технологий работы в среде текстового редактора «Блокнот», текстового процессора Word  и графического редактора «Paint»;
  • пропедевтика понятий и технологии моделирования в среде текстового и графического редактора.

Задачи:

  1. Ознакомить учащихся с правилами работы на персональном компьютере и требованиями техники безопасности;
  2. Обучить учащихся элементарным знаниям в области информатики;
  3. Создать условия для приобретения и развития умений ввода текста посредством клавиатурных тренажеров;
  4. Использовать на занятиях игровые программы с целью развития моторики пальцев;
  5. Обучить элементарным навыкам работы на компьютере в системной среде Windows, текстовом редакторе Блокнот, текстовом процессоре Word  и графическом редакторе Paint.

Адаптированная программа конкретизирует содержание предметных тем, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения разделов информатики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей. Компьютерная поддержка осуществляется электронными средствами учебного назначения сообразно планированию.

Использование компьютеров для занятий с детьми с ограниченными возможностями здоровья, обучающимися по адаптированным программам, только начинается, и компьютер все чаще применяется как наиболее адаптируемое к индивидуальным особенностям средство обучения. Ребенку становятся доступны неведомые раньше знания, умения, формы общения, что дает ему веру в свои силы. Основанием введения курса информатики и ИКТ для учащихся с ограниченными возможностями здоровья является принцип равноправного доступа к образованию.

Применение информационных технологий в работе с учащимся с ограпиченными возможностями здоровья направлено на познавательную деятельность и формирование личностных качеств. Компьютер может помочь школьнику с нарушенным интеллектом усвоить такой круг образовательных и профессиональных знаний, умений навыков, которые он сможет применить к условиям социальной среды, т.е. социально адаптироваться. А рациональное сочетание слова, наглядности и действия при работе за компьютером поможет усвоить программный материал. Поэтому коррекционная деятельность при работе с этими детьми преследует вовлечение как можно большего числа сенсорных механизмов, развитие артикуляционной моторики, зрительного восприятия и узнавания, зрительной памяти и внимания, слухового внимания и памяти, наглядно-образного, словесно-логического мышления и т.п. Использование мультимедийных технологий обостряет и развивает имеющиеся возможности детей и дает положительный результат при введении ИКТ в различные части урока.

Сегодня компьютерные технологии используются в различных сферах жизни человека, и их освоение необходимо рассматривать как часть общего образования наряду с овладением такими навыками, как чтение, письмо, счет и др. Овладение элементарными пользовательскими умениями и навыками, будет способствовать социальному развитию, становлению и более успешной интеграции в жизнь современного общества.

Программа по информатике ориентирована на формирование у учащихся с ограниченными возможностями здоровья умения работать с компьютером, знакомство с его возможностями и сферой применения. Программа определяет тот минимум знаний и умений, который позволит учащимся на конечном этапе обучения самостоятельно выполнять определенные операции и использовать простые компьютерные программы.

Обучение пользованию компьютером предполагает и усвоение определенных теоретических сведений, специальных понятий и терминов, как правило, на английском языке, что является для учащихся с ограниченными возможностями здоровья достаточно трудным. Поэтому программой предусматриваются в большей степени практические занятия, а в ряде случаев и занятия тренировочного характера, направленные на изучение и отработку последовательности тех или иных действий (порядок включения и выключения компьютера, использование манипулятора мышь и др.).

На начальных этапах обучения пользованию компьютером в качестве практических заданий использоваться простые обучающие компьютерные игры, что будет способствовать повышению мотивации учащихся к овладению новыми знаниями и умениями. Вместе с тем необходимо тщательно отбирать компьютерные игры, исключив из них те, в которых содержатся признаки агрессии, жестокости, насилия и т.д. Положительная нравственная направленность компьютерных игр и их соответствие психическим и физиологическим особенностям учащихся является обязательным условием их использования в учебном процессе.

По мере овладения учащимися пользовательскими умениями и навыками рекомендуется использование компьютера не только на уроках по предмету «Информатика и ИКТ», но и по другим общеобразовательным предметам. Проведение таких интегрированных занятий будет способствовать автоматизации навыков владения компьютером и получению учащимися дополнительных знаний по предметам, способствующих их социализации, развитию творческих данных, активизации учебного процесса.

Основной формой организации учебного процесса является классно- урочная система. В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса используется система консультативной поддержки, индивидуальных занятий.

    Для изучения курса «Информатики и ИКТ» применяются классические типы уроков:

  • вводный,
  • комбинированный,
  • урок изучения нового материала,
  • контроля и оценки знаний,
  • повторительно-обобщающий,
  • уроки с элементами проблемного обучения.

     

Для реализации программы применяются следующие методы обучения: наблюдение, беседа; проведение практических работ; работа с учебником; игра; используются компьютерные технологии. Повторение учебного материала по изучаемой теме или ранее пройденного материала является элементом каждого занятия.

Формы обучения:

  • индивидуальная  (консультации);
  • групповая (учащиеся работают в группах, создаваемых на различных основах): по темпу усвоения (при изучении нового материала);
  • по уровню учебных достижений (на обобщающих по теме  уроках);
  • фронтальная (работа учителя сразу со всем классом в едином темпе с общими задачами);

Для контроля уровня достижений учащихся используются такие виды  контроля как текущий, тематический, итоговый.

Формы контроля: практическая работа, тестирование, текущий.

Система оценки достижения учащихся          

Учащийся должен иметь оценки: за устный ответ, самостоятельную или контрольную работу, выступление с сообщением,  за  созданную им презентацию, фронтальный опрос, практические работы.

Аттестация по итогам обучения за  четверть (тестирование, проверочные работы). Итоговая оценка за четверть выставляется как  среднеарифметическое всех  перечисленных оценок. Годовая итоговая оценка выставляется по четвертным.

Требования к знаниям и умениям учащихся по информатике и ИКТ за курс 8 класса

Учащиеся должны знать:

  • требования техники безопасности при работе с персональных компьютером и правила поведения в компьютерном классе;
  • название и назначение основных устройств компьютера;
  • последовательность включения и выключения компьютера;
  • основные элементы окон Windows;
  • назначение групп клавиш клавиатуры, назначение клавиш Enter, Shift, Delete, Backspace;
  • порядок запуска стандартных приложений Калькулятор, Блокнот, Paint и пр.;
  • правила набора и редактирование текста;
  • способы сохранения документов.

Учащиеся должны уметь:

  • включать и выключать компьютер;
  • выполнять действия с помощью манипулятора мышь;
  • выделять и перемещать объекты на рабочем столе;
  • создавать, сохранять, переименовывать, удалять файлы и папки;
  • настраивать вид папки;
  • сохранять файлы и папки на внешних носителях;
  • разворачивать, сворачивать, закрывать окна и изменять размер окон;
  • запускать программы из меню Пуск;
  • выполнять арифметические действия с помощью приложения Калькулятор;
  • набирать, редактировать текст в редакторе Блокнот;
  • создавать изображения в редакторе Paint;
  • выводить на печать текстовые и графические файлы;
  • перемещаться по тексту с помощью манипулятора мышь, клавиатуры, полосы прокрутки.

 Структура курса информатики и ИКТ

Тема

Кол-во часов

1

Понятие об информации и ее источниках

2 часа

2

Знакомство с персональным компьютером и его компонентами

2 часа

3

Рабочий стол Windows, манипулятор мышь, приемы работы с манипулятором мышь

4 часа

4

Меню Пуск. Стандартные приложения Windows

4 часа

5

Клавиатура. Назначение групп клавиш

2 часа

6

Файловая структура Windows

5 часов

7

Текстовый редактор «Блокнот»

10 часов

8

Графический редактор «Paint»

4 часа

9

Закрепление пройденного материла

1 час

Содержание курса

  1. Понятие об информации и ее источниках (2 часа)
  1. Понятие информации и информационные процессы Виды информации в современном мире (1 час). Практикум «Воспроизведение видеофайлов».
  2. Источники информации. Персональный компьютер как средство получения, передачи, переработки и хранения текстовой, числовой, графической, звуковой, видеоинформации (1 час). Практикум «Воспроизведение аудиофайлов».
  1. Знакомство с персональным компьютером и его компонентами (2 часа)
  1. Техника безопасности при работе с персональным компьютером. Правила поведения в компьютерном классе. Основные устройства персонального компьютер. Назначение каждого из устройств. (1 час). Практикум «Подключение внешних устройств (мышь, Flash-память, клавиатура, монитор)».
  2. Дополнительные устройства персонального компьютера: манипулятор мышь, принтер, звуковые колонки. Их назначение (1 час). Игра «Собери компьютер».
  1. Рабочий стол Windows, манипулятор мышь, приемы работы с манипулятором мышь (4 часа)
  1. Вид рабочего стола, знакомство с элементами рабочего стола Windows (2 часа). Практикум «Клавиатурный тренажер ‘BabyType 2000’».
  2. Основные приемы работы с манипулятором мышь: перемещение, выделение, выполнение действий с помощью нажатия левой и правой кнопки мыши (2 часа). Практикум «Использование контекстного меню мыши».
  1. Меню Пуск. Стандартные приложения Windows (4 часа)
  1. Структура меню Пуск, перемещение по меню, запуск программы из меню Пуск (Калькулятор, блокнот, Paint), изучения приемов работы со стандартным приложением «Калькулятор», закрытие меню (2 часа). Практикум «Меню Пуск. Запуск Приложений. Приложения Калькулятор, Блокнот, Paint».
  2. Знакомство с окнами Windows (на примере папки «Мой компьютер»), основные элементы окна: сворачивание, разворачивание, закрытие, изменение размера, прокрутка (2 часа). Практикум «Работа с окнами».
  1. Клавиатура. Назначение групп клавиш (2 часа)
  1. Группы клавиш клавиатуры. Алфавитные и цифровые клавиши, их расположение (1 час). Практикум «Клавиатурный тренажер ‘BabyType 2000’».
  2. Клавиши управления курсором. Клавиши «Enter», «Shift», «Delete», «Backspace».Малая цифровая клавиатура (1 час). Практикум «Клавиатурный тренажер ‘BabyType 2000’».
  1. Файловая структура Windows (5 часов)
  1. Файлы и папки (1 час). Практикум «Настройка вида папки»
  2. Имена файлов и папок (1 час). Практикум «Организация папок»
  3. Создание новых файлов и папок (1 час). Практикум «Сохранение на внешних носителях файлов и папок».
  4. Копирование и удаление файлов и папок. (2 часа). Практикум «Создание, именование, сохранение, перенос и удаление папок и файлов».
  1. Текстовый редактор «Блокнот» (10 часов)
  1. Запуск программы Блокнот. Знакомство с элементами окна Блокнот: заголовок, панель инструментов (стандартная), рабочее поле, полоса прокрутки (2 часа). Практикум «Запуск редактора Блокнот. Создание текста».
  2. Операции с текстом: правила набора текста (прописная буква, знаки препинания, пробел между словами, удаление символа) (2 часа). Практикум «Работа с элементами окна редактора Блокнот»
  3. Редактирование текста: выбор языка, перемещение по тексту, выделение слова, фрагментов текста, копирование, вставка (3 часа). Практикум «Операции с текстом».
  4. Форматирование текста: размер и начертание шрифта. Перенос по словам (2 часа). Практикум «Редактирование текста». Практикум «Форматирование текста».
  5. Сохранение документа, способы сохранения документа. Печать документа (1 час). Практикум «Сохранение текстового файла», «Печать текстового файла».
  1. Графический редактор «Paint» (4 часа)
  1. Запуск программы «Paint». Знакомство с элементами окна программы. Набор инструментов рисования (1 час) Практикум «Использование графических примитивов».
  2. Атрибуты рисунка (1 час). Практикум «Изменение атрибутов рисунка»
  3. Создание изображения. Сохранение и печать графического файла (2 часа).

Закрепление пройденного материла (1 час)

Закрепление основных умений использования компьютера, выполнение самостоятельных заданий(на выбор учителя) (1 час).


Календарно-тематическое планирование – 8 класс

п/п

Тема урока

Кол-во часов 

Дата

Примечание

По плану

По факту

Понятие об информации и ее источниках (2 часа)

1

Понятие информации и информационные процессы Виды информации в современном мире.

Практикум «Воспроизведение видеофайлов».

1

 

2

Источники информации. Персональный компьютер как средство получения, передачи, переработки и хранения текстовой, числовой, графической, звуковой, видеоинформации.

Практикум «Воспроизведение аудиофайлов».

1

 

Знакомство с персональным компьютером и его компонентами (2 часа)

3

Техника безопасности при работе с персональным компьютером. Правила поведения в компьютерном классе. Основные устройства персонального компьютер. Назначение каждого из устройств.

1

 

4

Дополнительные устройства персонального компьютера: манипулятор мышь, принтер, звуковые колонки. Их назначение. Игра «Собери компьютер».

1

 

Рабочий стол Windows, манипулятор мышь, приемы работы с манипулятором мышь (4 часа)

5

6

Вид рабочего стола, знакомство с элементами рабочего стола Windows. Практикум «Клавиатурный тренажер ‘BabyType 2000’».

2

 

7

8

Основные приемы работы с манипулятором мышь: перемещение, выделение, выполнение действий с помощью нажатия левой и правой кнопки мыши. 

Практикум «Использование контекстного меню мыши».

2

 

Меню Пуск. Стандартные приложения Windows (4 часа)

9

10

Структура меню Пуск, перемещение по меню, запуск программы из меню Пуск (Калькулятор, блокнот, Paint), изучения приемов работы со стандартным приложением «Калькулятор», закрытие меню. Практикум «Меню Пуск. Запуск Приложений. Приложения Калькулятор, Блокнот, Paint».

2

10

11

Знакомство с окнами Windows (на примере папки «Мой компьютер»), основные элементы окна: сворачивание, разворачивание, закрытие, изменение размера, прокрутка. Практикум «Работа с окнами».

2

Клавиатура. Назначение групп клавиш  (2 часа)

13

Группы клавиш клавиатуры. Алфавитные и цифровые клавиши, их расположение.

Практикум «Клавиатурный тренажер ‘BabyType 2000’».

1

14

Клавиши управления курсором. Клавиши «Enter», «Shift», «Delete», «Backspace».Малая цифровая клавиатура.

Практикум «Клавиатурный тренажер ‘BabyType 2000’».

1

Файловая структура Windows  (5 часов)

15

Файлы и папки. Практикум «Настройка вида папки»

1

16

Имена файлов и папок. Практикум «Организация папок»

1

17

Создание новых файлов и папок.

Практикум «Сохранение на внешних носителях файлов и папок».

1

18

19

Копирование и удаление файлов и папок.

 Практикум «Создание, именование, сохранение, перенос и удаление папок и файлов».

2

Текстовый редактор «Блокнот» (10 часов)

20

21

Запуск программы Блокнот. Знакомство с элементами окна Блокнот: заголовок, панель инструментов (стандартная), рабочее поле, полоса прокрутки.

Практикум «Запуск редактора Блокнот. Создание текста».

2

22

23

Операции с текстом: правила набора текста (прописная буква, знаки препинания, пробел между словами, удаление символа).

Практикум «Работа с элементами окна редактора Блокнот»

2

24

25

26

Редактирование текста: выбор языка, перемещение по тексту, выделение слова, фрагментов текста, копирование, вставка.

Практикум «Операции с текстом».

3

27

28

Форматирование текста: размер и начертание шрифта. Перенос по словам. Практикум «Редактирование текста». 

Практикум «Форматирование текста».

2

29

Сохранение документа, способы сохранения документа. Печать документа. Практикум «Сохранение текстового файла», «Печать текстового файла».

1

Графический редактор «Paint» (4 часа)

30

Запуск программы «Paint». Знакомство с элементами окна программы. Набор инструментов рисования.

Практикум «Использование графических примитивов».

1

31

Атрибуты рисунка. Практикум «Изменение атрибутов рисунка»

1

32

33

Создание изображения. Сохранение и печать графического файла.

2

Закрепление пройденного материла  (1 час)

34

Закрепление основных умений использования компьютера, выполнение самостоятельных заданий(на выбор учителя)

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная программа курса "Кулинария 10 класс"специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида №7 для детей с лёгкой степенью нарушения интеллекта (профессионально-трудовое обучение).

Школа, призвана не только  передавать необходимые  знания, но и подготовить детей к самостоятельной жизни, способствовать их правильной  социализации. Особого внимани...

Адаптированная программа курса "Кулинария 10 класс"специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида №7 для детей со сложной структурой дефекта интеллектуального развития (ремесло).

Данная программа нацелена на обучение детей с тяжелыми и множественными нарушениями (интеллекта, моторики, зрения, слуха, эмоционально-волевой сферы). Контингент вспомогательных (коррекционных) школ ч...

Адаптированная программа по литературе.(9 класс)

Программа предназначена для детей с ОВЗ....

Адаптированная программа по математике 7 класс

Данная программа по математике разработанна для детей с ЗПР (7 вид)...

Адаптированная программа по математике 8 класс

Данная программа по математике разработанна для детей с ЗПР (7 вид)...

Адаптированная программа для 9-го класса

Адаптированная программа для 9-го класса...