Адаптированная программа для 9-го класса
рабочая программа по информатике и икт (9 класс) на тему

Адаптированная программа для 9-го класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptirovannaya_programma_dlya_9-go_klassa.docx37.89 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Марининская средняя общеобразовательная школа №16

Согласовано:                                                                 Утверждаю:

Ф.И.О. родителя                                                           Директор МБОУ

                                                                    Марининской СОШ № 16:

____________________                                                _____________________________

     Т.Г.Бефорт                                                                         А.А. Вострецова    

Адаптированная  программа

по информатике и ИКТ

для учащихся, обучающихся по адаптированным общеобразовательным программам

для детей с лёгкой степенью умственной отсталости

9 класс

2015-2016 учебный год

Разработчик:

Старовойтов В.И.

учитель Информатика и ИКТ

Рассмотрена:

на ПМПК

Протокол №_____

от «___»____________20___г

2015 год


Пояснительная записка

Общие сведения

Ф.И.О. Детей

Адаптированная программа учебного курса по информатике и ИКТ для 8 класса составлена на основе следующих нормативно правовых документов:

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании»
  2. Федерального компонента государственного стандарта среднего(полного) общего образования по информатике и ИКТ, утверждённого приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. №.108.
  3. Адаптированной программы основного общего образования по информатике и ИКТ для обучающихся по адаптированным программам 8-9 классы.
  4. Учебного плана МБОУ Марининской СОШ № 16 на 2015-2016 учебный год
  5. Календарного учебного графика  МБОУ Марининской СОШ № 16.

Данная программа реализуется в 8-9 классах по 1 часу в неделю в общем объеме 34 часа.

Практические задания, предусмотренные программой, носят игровой, занимательный характер, не превышают доступный возрасту уровень сложности и формализации. Задания удовлетворяют возрастным интеллектуальным потребностям детей с отклонениями в умственном развитии и развивают их способности. В работе на компьютере соблюдаются санитарно-гигиенические нормы и правила. Используется мультимедийный способ подачи информации. Повторение учебного материала по изучаемой теме или ранее пройденного материала должно быть элементом каждого занятия.

Цели введения предмета «Информатика и ИКТ»:

  • формирование представления об основных понятиях информатики;
  • развитие творческих способностей и познавательного интереса учащихся с ограниченными возможностями;
  • освоение начальной технологии работы в системной среде Windows;
  • освоение технологий работы в среде текстового редактора «Блокнот», текстового процессора Word  и графического редактора «Paint»;
  • пропедевтика понятий и технологии моделирования в среде текстового и графического редактора.

Задачи:

  1. Ознакомить учащихся с правилами работы на персональном компьютере и требованиями техники безопасности;
  2. Обучить учащихся элементарным знаниям в области информатики;
  3. Создать условия для приобретения и развития умений ввода текста посредством клавиатурных тренажеров;
  4. Использовать на занятиях игровые программы с целью развития моторики пальцев;
  5. Обучить элементарным навыкам работы на компьютере в системной среде Windows, текстовом редакторе Блокнот, текстовом процессоре Word  и графическом редакторе Paint.

Адаптированная программа конкретизирует содержание предметных тем, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения разделов информатики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей. Компьютерная поддержка осуществляется электронными средствами учебного назначения сообразно планированию.

Использование компьютеров для занятий с детьми с ограниченными возможностями здоровья, обучающимися по адаптированным программам, только начинается, и компьютер все чаще применяется как наиболее адаптируемое к индивидуальным особенностям средство обучения. Ребенку становятся доступны неведомые раньше знания, умения, формы общения, что дает ему веру в свои силы. Основанием введения курса информатики и ИКТ для учащихся с ограниченными возможностями здоровья является принцип равноправного доступа к образованию.

Применение информационных технологий в работе с учащимся с ограпиченными возможностями здоровья направлено на познавательную деятельность и формирование личностных качеств. Компьютер может помочь школьнику с нарушенным интеллектом усвоить такой круг образовательных и профессиональных знаний, умений навыков, которые он сможет применить к условиям социальной среды, т.е. социально адаптироваться. А рациональное сочетание слова, наглядности и действия при работе за компьютером поможет усвоить программный материал. Поэтому коррекционная деятельность при работе с этими детьми преследует вовлечение как можно большего числа сенсорных механизмов, развитие артикуляционной моторики, зрительного восприятия и узнавания, зрительной памяти и внимания, слухового внимания и памяти, наглядно-образного, словесно-логического мышления и т.п. Использование мультимедийных технологий обостряет и развивает имеющиеся возможности детей и дает положительный результат при введении ИКТ в различные части урока.

Сегодня компьютерные технологии используются в различных сферах жизни человека, и их освоение необходимо рассматривать как часть общего образования наряду с овладением такими навыками, как чтение, письмо, счет и др. Овладение элементарными пользовательскими умениями и навыками, будет способствовать социальному развитию, становлению и более успешной интеграции в жизнь современного общества.

Программа по информатике ориентирована на формирование у учащихся с ограниченными возможностями здоровья умения работать с компьютером, знакомство с его возможностями и сферой применения. Программа определяет тот минимум знаний и умений, который позволит учащимся на конечном этапе обучения самостоятельно выполнять определенные операции и использовать простые компьютерные программы.

Обучение пользованию компьютером предполагает и усвоение определенных теоретических сведений, специальных понятий и терминов, как правило, на английском языке, что является для учащихся с ограниченными возможностями здоровья достаточно трудным. Поэтому программой предусматриваются в большей степени практические занятия, а в ряде случаев и занятия тренировочного характера, направленные на изучение и отработку последовательности тех или иных действий (порядок включения и выключения компьютера, использование манипулятора мышь и др.).

На начальных этапах обучения пользованию компьютером в качестве практических заданий использоваться простые обучающие компьютерные игры, что будет способствовать повышению мотивации учащихся к овладению новыми знаниями и умениями. Вместе с тем необходимо тщательно отбирать компьютерные игры, исключив из них те, в которых содержатся признаки агрессии, жестокости, насилия и т.д. Положительная нравственная направленность компьютерных игр и их соответствие психическим и физиологическим особенностям учащихся является обязательным условием их использования в учебном процессе.

По мере овладения учащимися пользовательскими умениями и навыками рекомендуется использование компьютера не только на уроках по предмету «Информатика и ИКТ», но и по другим общеобразовательным предметам. Проведение таких интегрированных занятий будет способствовать автоматизации навыков владения компьютером и получению учащимися дополнительных знаний по предметам, способствующих их социализации, развитию творческих данных, активизации учебного процесса.

Основной формой организации учебного процесса является классно- урочная система. В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса используется система консультативной поддержки, индивидуальных занятий.

    Для изучения курса «Информатики и ИКТ» применяются классические типы уроков:

  • вводный,
  • комбинированный,
  • урок изучения нового материала,
  • контроля и оценки знаний,
  • повторительно-обобщающий,
  • уроки с элементами проблемного обучения.

     

Для реализации программы применяются следующие методы обучения: наблюдение, беседа; проведение практических работ; работа с учебником; игра; используются компьютерные технологии. Повторение учебного материала по изучаемой теме или ранее пройденного материала является элементом каждого занятия.

Формы обучения:

  • индивидуальная  (консультации);
  • групповая (учащиеся работают в группах, создаваемых на различных основах): по темпу усвоения (при изучении нового материала);
  • по уровню учебных достижений (на обобщающих по теме  уроках);
  • фронтальная (работа учителя сразу со всем классом в едином темпе с общими задачами);

Для контроля уровня достижений учащихся используются такие виды  контроля как текущий, тематический, итоговый.

Формы контроля: практическая работа, тестирование, текущий.

Система оценки достижения учащихся          

Учащийся должен иметь оценки: за устный ответ, самостоятельную или контрольную работу, выступление с сообщением,  за  созданную им презентацию, фронтальный опрос, практические работы.

Аттестация по итогам обучения за  четверть (тестирование, проверочные работы). Итоговая оценка за четверть выставляется как  среднеарифметическое всех  перечисленных оценок. Годовая итоговая оценка выставляется по четвертным.

Требования к знаниям и умениям учащихся по информатике и ИКТ за курс 9 класса

Учащиеся должны знать:

  • последовательность действий при сохранении файлов;
  • правила пользования электронными носителями(Flash-память, компакт-диск и др.)
  • основные приемы работы с текстом;
  • порядок действий при создании таблиц;
  • порядок печати документов;
  • порядок выхода в Internet;
  • порядок работы с электронной почтой;
  • правила информационной безопасности;
  • правила пользования банковской картой;
  • виды современных мобильных и стационарных устройств

Учащиеся должны уметь:

  • выполнять действия с файлами и папками (копирование, перемещение, сохранение, переименование и др.);
  • устанавливать время и дату;
  • сохранять файлы и папки на внешних носителях;
  • выполнять чтение, копирование и удаление файлов и папок, находящихся на внешних носителях;
  • выполнять поиск файлов на персональном компьютере;
  • набирать, редактировать и форматировать текст в процессоре Microsoft Word;
  • пользоваться вкладками Главная, Вставка, Вид, Разметка страницы;
  • создавать таблицы, добавлять таблицы в документ;
  • вставлять готовую картинку в документ;
  • запускать программу Internet Explorer;
  • находить нужную информацию в сети Internet;
  • создавать почтовый ящик;
  • выполнять действия с электронной почтой (отправка сообщений, прием и чтение сообщений, сохранение);
  • регистрироваться  на официальных сайтах;
  • оплачивать мобильную связь и различные услуги через терминалы и прочие устройства;
  • получать наличные средства с банковской карты.

Структура курса информатики и ИКТ

Тема

Кол-во часов

1

Операционная система Windows

2 часа

2

Файловая структура Windows

2 часа

3

Текстовый процессор Microsoft Word  

8 часов

4

Глобальная сеть Internet

4 часа

5

Электронная почта

8 часов

6

Работа с современными платежными системами и мобильными устройствами

8 часов

7

Закрепление пройденного материла

2 часа

Содержание курса

  1. Операционная система Windows (2 часа)
  1. Рабочий стол Windows, приемы работы с манипулятором мышь. Клавиатура. Перемещение по меню Пуск, запуск программ из меню Пуск (1 час). Практикум «Меню Пуск. Все программы» Установка и запуск программ (игр)».
  2. Основные элементы «окон» Windows, разворачивание и восстановление «окна», сворачивание, закрытие, изменение размера и прокрутка окна (1 час). Практикум «Настройка часов и календаря».
  1. Файловая структура Windows (2 часа)
  1. Использование значка Мой компьютер для просмотра содержимого жесткого диска. Поиск, переименование и удаление файлов и папок. Работа с Корзиной. (1 часа). Практикум «Просмотр содержимого жесткого диска».
  2. Правила пользования электронными носителями (Flash-память, компакт-диск и др.). Чтение и удаление файлов и папок, находящихся на электронных носителях. Перемещнеие файлов и папок с внешних носителей на жесткий диск (1 час).  Практикум «Поиск файлов на ПК».
  1. Текстовый процессор Microsoft Word  (8 часов)
  1. Запуск программы Microsoft Word. Повторение правил набора текста (1 час). Практикум «Набор текста по образцу».
  2. Вкладка меню (Главная, Вставка, Вид, Разметка страницы) (1 час). Практикум «Вкладки».
  3. Редактирование текста. Копирование и перемещение текста (1 час). Практикум «Редактирование текста».
  4. Форматирование текста и сохранение документа. (2 часа). Практикум «Форматирование текста».
  5. Параметры страницы. Разметка страницы (ориентация). Печать документа (1 час). Практикум «Параметры страницы».
  6. Создание таблиц. Добавление таблицы в документ, форматирование таблицы (1 час). Практикум «Создание и форматирование таблиц».
  7. Размещение графики в документах: добавление готовой картинки в документ (1 час). Практикум «Графика в документах».
  1. Глобальная сеть Internet (4 часа)
  1. Понятие о глобальной сети Internet. Браузеры. Поисковые системы и поиск информации (2 часа). Практикум «Поиск информации в Internet».
  2. Сохранение  Web-страницы, просмотр сохраненной Web-страницы. Создание закладок (1 час). Практикум «Сохранение текстовой и графической информации Web-страницы».
  3. Понятие о компьютерных вирусах. Антивирусные программы. Нравственные аспекты использования сети Internet. Безопасность в Internet. (1 час). Практикум «Загрузка файлов из Internet».
  1. Электронная почта (8 часов)
  1. Создание почтового ящика на почтовом сервер. Создание аккаунта. Понятие Логина и пароля (1 час). Практикум «Создание аккаунта».
  2. Создание и отправка сообщений. Вложенные файлы (2 часа). Практикум «Работа с электронной почтой. Отправка сообщений».
  3. Получение сообщений по электронной почте, ответ на сообщение (2 часа).  Практикум «Работа с электронной почтой. Обмен сообщениями».
  4. Регистрация на официальных сайтах. Создание аккаунта. Понятие Логина и пароля (2 часа). Практикум «Регистрация на официальных сайтах – УФМС Красноярского края».
  5. Просмотр вложенного файла в письмо и его сохранение (1 час).
  1. Работа с современными платежными системами и мобильными устройствами (8 часов)
  1. Виды терминалов (1 час).
  2. Принцип работы с меню терминалов. Перечень услуг терминала (3 часа). Практикум «Оплата услуг через терминал»
  3. On-line платежи и интернет магазины (2 часа). Практикум «Покупка электронного билета».
  4. Мобильные устройства. Информационная безопасность (2 часа). Практикум «Меню мобильного телефона».
  1. Закрепление пройденного материла (2 часа)

Закрепление основных умений использования компьютера, выполнение самостоятельных заданий(на выбор учителя) (2 часа).


Календарно-тематическое планирование – 9 класс

п/п

Тема урока

Кол-во часов 

Дата

Примечание

По плану

По факту

Операционная система Windows (2 часа)

1

Рабочий стол Windows, приемы работы с манипулятором мышь. Клавиатура. Перемещение по меню Пуск, запуск программ из меню Пуск.

Практикум «Меню Пуск. Все программы» Установка и запуск программ (игр)».

1

 

2

Основные элементы «окон» Windows, разворачивание и восстановление «окна», сворачивание, закрытие, изменение размера и прокрутка окна.

Практикум «Настройка часов и календаря».

1

 

Файловая структура Windows (2 часа)

3

Использование значка Мой компьютер для просмотра содержимого жесткого диска. Поиск, переименование и удаление файлов и папок. Работа с Корзиной.

Практикум «Просмотр содержимого жесткого диска».

1

 

4

Правила пользования электронными носителями (Flash-память, компакт-диск и др.). Чтение и удаление файлов и папок, находящихся на электронных носителях. Перемещение файлов и папок с внешних носителей на жесткий диск.  

Практикум «Поиск файлов на ПК».

1

 

Текстовый процессор Microsoft Word  (4 часа)

5

Запуск программы Microsoft Word. Повторение правил набора текста.

Практикум «Набор текста по образцу».

1

 

6

Вкладка меню (Главная, Вставка, Вид, Разметка страницы).

Практикум «Вкладки».

1

7

Редактирование текста. Копирование и перемещение текста.

 Практикум «Редактирование текста».

1

8

9

Форматирование текста и сохранение документа. Практикум «Форматирование текста».

2

10

Параметры страницы. Разметка страницы (ориентация). Печать документа. 

Практикум «Параметры страницы».

1

11

Создание таблиц. Добавление таблицы в документ, форматирование таблицы.

Практикум «Создание и форматирование таблиц».

1

12

Размещение графики в документах: добавление готовой картинки в документ.

Практикум «Графика в документах».

1

 

Глобальная сеть Internet (4 часа)

13

14

Понятие о глобальной сети Internet. Браузеры. Поисковые системы и поиск информации.

Практикум «Поиск информации в Internet».

2

15

Сохранение  Web-страницы, просмотр сохраненной Web-страницы. Создание закладок.

Практикум «Сохранение текстовой и графической информации Web-страницы».

1

16

Понятие о компьютерных вирусах. Антивирусные программы. Нравственные аспекты использования сети Internet. Безопасность в Internet.

Практикум «Загрузка файлов из Internet».

1

Электронная почта  (8 часов)

17

Создание почтового ящика на почтовом сервер. Создание аккаунта. Понятие Логина и пароля.

Практикум «Создание аккаунта».

1

18

19

Создание и отправка сообщений. Вложенные файлы.

Практикум «Работа с электронной почтой. Отправка сообщений».

2

20

21

Получение сообщений по электронной почте, ответ на сообщение.  Практикум «Работа с электронной почтой. Обмен сообщениями».

2

22

23

Регистрация на официальных сайтах. Создание аккаунта. Понятие Логина и пароля.

Практикум «Регистрация на официальных сайтах – УФМС Красноярского края».

2

24

Просмотр вложенного файла в письмо и его сохранение.

1

Работа с современными платежными системами и мобильными устройствами (8 часов)

25

Виды терминалов.

1

26

27

28

Принцип работы с меню терминалов. Перечень услуг терминала. Практикум «Оплата услуг через терминал»

3

29

30

On-line платежи и интернет магазины.

Практикум «Покупка электронного билета».

2

31

32

Мобильные устройства. Информационная безопасность.

Практикум «Меню мобильного телефона».

2

Закрепление пройденного материла (2 часа)

Запуск программы Блокнот. Знакомство с элементами окна Блокнот: заголовок, панель инструментов (стандартная), рабочее поле, полоса прокрутки.

Практикум «Запуск редактора Блокнот. Создание текста».

2

22

23

Операции с текстом: правила набора текста (прописная буква, знаки препинания, пробел между словами, удаление символа).

Практикум «Работа с элементами окна редактора Блокнот»

2

24

25

26

Редактирование текста: выбор языка, перемещение по тексту, выделение слова, фрагментов текста, копирование, вставка.

Практикум «Операции с текстом».

3

27

28

Форматирование текста: размер и начертание шрифта. Перенос по словам. Практикум «Редактирование текста». 

Практикум «Форматирование текста».

2

29

Сохранение документа, способы сохранения документа. Печать документа. Практикум «Сохранение текстового файла», «Печать текстового файла».

1

Графический редактор «Paint» (4 часа)

30

Запуск программы «Paint». Знакомство с элементами окна программы. Набор инструментов рисования.

Практикум «Использование графических примитивов».

1

31

Атрибуты рисунка. Практикум «Изменение атрибутов рисунка»

1

32

33

Создание изображения. Сохранение и печать графического файла.

2

Закрепление пройденного материла  (2 часа)

34

Закрепление основных умений использования компьютера, выполнение самостоятельных заданий(на выбор учителя).

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная программа курса "Кулинария 10 класс"специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида №7 для детей с лёгкой степенью нарушения интеллекта (профессионально-трудовое обучение).

Школа, призвана не только  передавать необходимые  знания, но и подготовить детей к самостоятельной жизни, способствовать их правильной  социализации. Особого внимани...

Адаптированная программа курса "Кулинария 10 класс"специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида №7 для детей со сложной структурой дефекта интеллектуального развития (ремесло).

Данная программа нацелена на обучение детей с тяжелыми и множественными нарушениями (интеллекта, моторики, зрения, слуха, эмоционально-волевой сферы). Контингент вспомогательных (коррекционных) школ ч...

Адаптированная программа по литературе.(9 класс)

Программа предназначена для детей с ОВЗ....

Адаптированная программа по математике 7 класс

Данная программа по математике разработанна для детей с ЗПР (7 вид)...

Адаптированная программа по математике 8 класс

Данная программа по математике разработанна для детей с ЗПР (7 вид)...

Адаптированная программа для 8-го класса

Адаптированная программа для 8-го класса...