Информационная и сетевая культура преподавателя как необходимый компонент современного образования
статья по информатике и икт на тему

Шестопалова Ольга Александровна

Современное общество характеризуется ускорением темпов развития техники, созданием новых интеллектуальных технологии, превращением информации в важнейший глобальный ресурс человечества. Наблюдается процесс перехода общества к качественно новой эпохе, названной учеными информационным обществом. Исследователями-социологами, философами, экономистами этот процесс стал называться информатизацией.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИНФОРМАЦИОННАЯ И СЕТЕВАЯ КУЛЬТУРА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ КАК НЕОБХОДИМЫЙ КОМПОНЕНТ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

О.А.Шестопалова,

г. Нижневартовск, МСОШ №34

Современное общество характеризуется ускорением темпов развития техники, созданием новых интеллектуальных технологии, превращением информации в важнейший глобальный ресурс человечества. Наблюдается процесс перехода общества к качественно новой эпохе, названной учеными информационным обществом. Исследователями-социологами, философами, экономистами этот процесс стал называться информатизацией.

Благодаря быстрому развитию компьютерных технологий люди имеют доступ к самой разнообразной информации в любой точке планеты, обмениваются информацией, общаются в режиме реального времени. Для свободной ориентации в информационных потоках современный специалист любого профиля должен уметь получать, обрабатывать и использовать информацию с помощью компьютеров, телекоммуникаций и других средств связи. Но для этого необходимо знать правила навигации по огромному количеству доступной информации и обладать определенной информационной культурой.

Информационная культура - это новый тип общения, дающий возможность свободного выхода личности в информационное бытие; свобода выхода и доступ к информационному бытию на всех уровнях от глобального до локального, поскольку внутринациональный, внутригосударственный тип информационного бытия так же несостоятелен, как и национальная наука; новый тип мышления, формирующийся в результате освобождения человека от рутинной информационно-интеллектуальной работы, среди черт, определяющих его, уже сегодня ярко проявляется ориентация последнего на саморазвитие и самообучение.

Информационная культура – это новый тип общения, дающий возможность свободного выхода личности в информационное бытие:

свобода выхода и доступ к информационному бытию на всех уровнях от глобального до локального, поскольку внутринациональный, внутригосударственный тип информационного бытия так же несостоятелен, как и национальная наука;

новый тип мышления, формирующийся в результате освобождения человека от рутинной информационно-интеллектуальной работы, среды черт, определяющих его, уже сегодня ярко проявляется ориентация последнего на саморазвитие и самообучение.

Информационная культура включает грамотность и компетентность в понимания природы информационных процессов и отношений; гуманистически ориентированную информационную ценностно-смысловую сферу (стремления, интересы, мировоззрение, ценностные ориентации); развитую информационную рефлексию, а также творчество в информационном поведении и социально-информационной активности.

Один из важнейших элементов информационной культуры человека - знание информационных ресурсов (при возможности получить свободный доступ к ним). В нашей стране многие организации занимаются сбором, обработкой, хранением и распределением информации: библиотеки, статистические центры, информационные службы, СМИ.

Информационно-педагогическая компетентность преподавателя высшей школы - это компонент его общей педагогической культуры, важнейший показатель его профессионального мастерства и соответствия мировым стандартам в сфере высшего образования. Мировой опыт показывает, что именно те страны, прежде всего США, Германия, Япония, Франция, которые сделали подготовку своих интеллектуальных кадров задачей номер один, добились наибольшего успеха в оборонной, экономической, социальной и политической, правовой и культурной сферах.

Информационно-педагогическая компетентность, подразумевающая активное знание способов получения и передачи разнообразной информации, владение современными информационными технологиями в образовании, опирающаяся на сложную совокупность профессиональных, методологических и общекультурных знаний и практических умений, должна стать обязательным компонентом более широкого понятия - общей педагогической культуры современного преподавателя вуза независимо от содержания преподаваемой дисциплины. На наш взгляд, это - первое звено в цепочке передачи информационной грамотности от дипломированного специалиста высшего уровня к обучаемому в любой производственной или общественной сфере - учителя, инженера, менеджера, врача и пр.

Информационная педагогика создает теоретико-методологический базис. Основы информационной культуры преподавателя включают и самостоятельную работу с информацией. Так работа с источниками информации предполагает:

  1. поиск необходимой информации (ориентация в информационных потоках и коммуникациях, умение пользоваться справочным аппаратом электронных библиотек, проведение первичного и вторичного отбора информации и т.д.);
  2. знание основ библиографии в электронных библиотеках (умение пользоваться источниками библиографической информации – каталогами, картотеками, знание системы научно-вспомогательной и рекомендательной, отраслевой и межотраслевой, текущей, ретроспективной и перспективной библиографии: навыки библиографического описания документов, составления библиографических списков и т.д.);
  3. умение работать с источником информации (владение различными методиками чтения, а также методиками конспектного, тезисного, реферативного изложения материала и т.д.);
  4. работа с различными видами и типами литературы (справочной, учебной, методической, научной, научно-популярной, художественной, книгами, периодикой);
  5. использование технических средств (в частности, компьютеров) в учебных, научных и практических целях.

В содержание информационной культуры входит:

  1. анализ и синтез полученной информации;
  2. умение выделять главное из множества второстепенного:
  3. переработка (осмысление) информации;
  4. запоминание информационных единиц;
  5. дальнейшее восстановление в памяти;
  6. превращение полученной информации в собственное знание;
  7. процесс создания новой информации и нового знания (эвристика) и т.д.

Формирование информационной культуры преподавателя имеет свои особенности:

  • инициативность, умение самим находить решение своих проблем;
  • способность после минимальной адаптации на производстве выполнять все обязанности на любом участке библиотечной работы;
  • интеллектуальная, технологическая, экономическая, экологическая, нравственная, политическая, социально-психологическая, эстетистематическое, организованное чтение, организаторские качества;
  • умение самостоятельного анализа информационной ситуации;
  • ориентация в информационном потоке, умение организации оптимального хранения и использования документов;
  • операторские навыки, умение моделировать процессы, психологическая адаптация;
  • знание сведений о новых достижениях в области педагогических наук;
  • способность решать проблемы, умение руководить, склонность к научно-исследовательской работе;
  • инициативность, творческий подход, интеллектуальный потенциал, высокие психомоторные качества, нравственное начало, эрудиция, способность к творческим озарениям, не уступающая строгому анализу;
  • психологическая адаптивность, стрессоустойчивость, навыки самопознания, самоорганизации, саморегуляции и самокоррекции.

Исходя из разнообразия взглядов по поводу отдельных сторон информационной культуры преподавателя, можно сделать вывод, что две позиции наиболее четко просматриваются в большинстве точек зрения:

  1. в качестве предмета при анализе информационной культуры все авторы исследуют знания, которыми должен владеть специалист;
  2. информационная культура обозначается как качественная характеристика личности.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Ершов А. П. Информатизация: от компьютерной грамотности учащихся к информационной культуре общества // Коммунист, 1988 № 2, с. 82 – 92.
  2. Медведева Е. А. Основы информационной культуры (программа курса для вузов) // Социс, 1994, № 11, с. 59.
  3. Михайловский В. Н. Формирование научной картины мира и информатизация. С.-Петербург, 1994, с. 54, 56.
  4. Холодная М.А. Психология интеллекта. Томск-Москва, 1997

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационных технологий - необходимый компонент преподавания географии

Использование в образовательной деятельности интернет-технологий заметно стимулирует обучение школьников и действительно помогает более продуктивно внедрять в педагогическую практику современные педаг...

УМЕНИЕ РАБОТАТЬ С ИНФОРМАЦИЕЙ КАК НЕОБХОДИМЫЙ КОМПОНЕНТ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ.

В этой работе рассматриваются основные приемы работы с информацией, используемые на уроках информатики и ИКТ....

Психолого-педагогическое сопровождение на уроках математики как обязательный компонент современного образования презентация

•Учебно-воспитательные технологии включают программы по обучению грамотной заботе о своём здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупрежде...

педагогическая икт компетентность учителя-необходимое условие современного образования

Под информационной компетентностью понимается качество действий работника, обеспечивающих:„ эффективный поиск, структурирование информации её адаптацию к особенностям педагогического процесса и дидакт...

Информационно-коммуникационная компетентность учителя географии как необходимое условие эффективной работы в современной школе

Информационно-коммуникационная компетентность учителя географии как необходимое условие эффективной работы в современной школе...

Формирование у учащихся, необходимых компонентов: ( информационного, операционного и мотивационного – деятельностного) через «Здоровый образ жизни» во внеурочной деятельности.

В соответствие с общей целевой установкой развития отечественной системы образования, содержания учебного предмета « Физическая культура» формируется на формирование  разносторонне фи...

Межпредметная интеграция как необходимое условие современного образования

Межпредметная интеграция как необходимое условие современного образования...