Информационная и сетевая культура преподавателя как необходимый компонент современного образования
статья по информатике и икт на тему
Современное общество характеризуется ускорением темпов развития техники, созданием новых интеллектуальных технологии, превращением информации в важнейший глобальный ресурс человечества. Наблюдается процесс перехода общества к качественно новой эпохе, названной учеными информационным обществом. Исследователями-социологами, философами, экономистами этот процесс стал называться информатизацией.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ИНФОРМАЦИОННАЯ И СЕТЕВАЯ КУЛЬТУРА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ КАК НЕОБХОДИМЫЙ КОМПОНЕНТ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
О.А.Шестопалова,
г. Нижневартовск, МСОШ №34
Современное общество характеризуется ускорением темпов развития техники, созданием новых интеллектуальных технологии, превращением информации в важнейший глобальный ресурс человечества. Наблюдается процесс перехода общества к качественно новой эпохе, названной учеными информационным обществом. Исследователями-социологами, философами, экономистами этот процесс стал называться информатизацией.
Благодаря быстрому развитию компьютерных технологий люди имеют доступ к самой разнообразной информации в любой точке планеты, обмениваются информацией, общаются в режиме реального времени. Для свободной ориентации в информационных потоках современный специалист любого профиля должен уметь получать, обрабатывать и использовать информацию с помощью компьютеров, телекоммуникаций и других средств связи. Но для этого необходимо знать правила навигации по огромному количеству доступной информации и обладать определенной информационной культурой.
Информационная культура - это новый тип общения, дающий возможность свободного выхода личности в информационное бытие; свобода выхода и доступ к информационному бытию на всех уровнях от глобального до локального, поскольку внутринациональный, внутригосударственный тип информационного бытия так же несостоятелен, как и национальная наука; новый тип мышления, формирующийся в результате освобождения человека от рутинной информационно-интеллектуальной работы, среди черт, определяющих его, уже сегодня ярко проявляется ориентация последнего на саморазвитие и самообучение.
Информационная культура – это новый тип общения, дающий возможность свободного выхода личности в информационное бытие:
свобода выхода и доступ к информационному бытию на всех уровнях от глобального до локального, поскольку внутринациональный, внутригосударственный тип информационного бытия так же несостоятелен, как и национальная наука;
новый тип мышления, формирующийся в результате освобождения человека от рутинной информационно-интеллектуальной работы, среды черт, определяющих его, уже сегодня ярко проявляется ориентация последнего на саморазвитие и самообучение.
Информационная культура включает грамотность и компетентность в понимания природы информационных процессов и отношений; гуманистически ориентированную информационную ценностно-смысловую сферу (стремления, интересы, мировоззрение, ценностные ориентации); развитую информационную рефлексию, а также творчество в информационном поведении и социально-информационной активности.
Один из важнейших элементов информационной культуры человека - знание информационных ресурсов (при возможности получить свободный доступ к ним). В нашей стране многие организации занимаются сбором, обработкой, хранением и распределением информации: библиотеки, статистические центры, информационные службы, СМИ.
Информационно-педагогическая компетентность преподавателя высшей школы - это компонент его общей педагогической культуры, важнейший показатель его профессионального мастерства и соответствия мировым стандартам в сфере высшего образования. Мировой опыт показывает, что именно те страны, прежде всего США, Германия, Япония, Франция, которые сделали подготовку своих интеллектуальных кадров задачей номер один, добились наибольшего успеха в оборонной, экономической, социальной и политической, правовой и культурной сферах.
Информационно-педагогическая компетентность, подразумевающая активное знание способов получения и передачи разнообразной информации, владение современными информационными технологиями в образовании, опирающаяся на сложную совокупность профессиональных, методологических и общекультурных знаний и практических умений, должна стать обязательным компонентом более широкого понятия - общей педагогической культуры современного преподавателя вуза независимо от содержания преподаваемой дисциплины. На наш взгляд, это - первое звено в цепочке передачи информационной грамотности от дипломированного специалиста высшего уровня к обучаемому в любой производственной или общественной сфере - учителя, инженера, менеджера, врача и пр.
Информационная педагогика создает теоретико-методологический базис. Основы информационной культуры преподавателя включают и самостоятельную работу с информацией. Так работа с источниками информации предполагает:
- поиск необходимой информации (ориентация в информационных потоках и коммуникациях, умение пользоваться справочным аппаратом электронных библиотек, проведение первичного и вторичного отбора информации и т.д.);
- знание основ библиографии в электронных библиотеках (умение пользоваться источниками библиографической информации – каталогами, картотеками, знание системы научно-вспомогательной и рекомендательной, отраслевой и межотраслевой, текущей, ретроспективной и перспективной библиографии: навыки библиографического описания документов, составления библиографических списков и т.д.);
- умение работать с источником информации (владение различными методиками чтения, а также методиками конспектного, тезисного, реферативного изложения материала и т.д.);
- работа с различными видами и типами литературы (справочной, учебной, методической, научной, научно-популярной, художественной, книгами, периодикой);
- использование технических средств (в частности, компьютеров) в учебных, научных и практических целях.
В содержание информационной культуры входит:
- анализ и синтез полученной информации;
- умение выделять главное из множества второстепенного:
- переработка (осмысление) информации;
- запоминание информационных единиц;
- дальнейшее восстановление в памяти;
- превращение полученной информации в собственное знание;
- процесс создания новой информации и нового знания (эвристика) и т.д.
Формирование информационной культуры преподавателя имеет свои особенности:
- инициативность, умение самим находить решение своих проблем;
- способность после минимальной адаптации на производстве выполнять все обязанности на любом участке библиотечной работы;
- интеллектуальная, технологическая, экономическая, экологическая, нравственная, политическая, социально-психологическая, эстетистематическое, организованное чтение, организаторские качества;
- умение самостоятельного анализа информационной ситуации;
- ориентация в информационном потоке, умение организации оптимального хранения и использования документов;
- операторские навыки, умение моделировать процессы, психологическая адаптация;
- знание сведений о новых достижениях в области педагогических наук;
- способность решать проблемы, умение руководить, склонность к научно-исследовательской работе;
- инициативность, творческий подход, интеллектуальный потенциал, высокие психомоторные качества, нравственное начало, эрудиция, способность к творческим озарениям, не уступающая строгому анализу;
- психологическая адаптивность, стрессоустойчивость, навыки самопознания, самоорганизации, саморегуляции и самокоррекции.
Исходя из разнообразия взглядов по поводу отдельных сторон информационной культуры преподавателя, можно сделать вывод, что две позиции наиболее четко просматриваются в большинстве точек зрения:
- в качестве предмета при анализе информационной культуры все авторы исследуют знания, которыми должен владеть специалист;
- информационная культура обозначается как качественная характеристика личности.
ЛИТЕРАТУРА:
- Ершов А. П. Информатизация: от компьютерной грамотности учащихся к информационной культуре общества // Коммунист, 1988 № 2, с. 82 – 92.
- Медведева Е. А. Основы информационной культуры (программа курса для вузов) // Социс, 1994, № 11, с. 59.
- Михайловский В. Н. Формирование научной картины мира и информатизация. С.-Петербург, 1994, с. 54, 56.
- Холодная М.А. Психология интеллекта. Томск-Москва, 1997
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование информационных технологий - необходимый компонент преподавания географии
Использование в образовательной деятельности интернет-технологий заметно стимулирует обучение школьников и действительно помогает более продуктивно внедрять в педагогическую практику современные педаг...
УМЕНИЕ РАБОТАТЬ С ИНФОРМАЦИЕЙ КАК НЕОБХОДИМЫЙ КОМПОНЕНТ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ.
В этой работе рассматриваются основные приемы работы с информацией, используемые на уроках информатики и ИКТ....
Психолого-педагогическое сопровождение на уроках математики как обязательный компонент современного образования презентация
•Учебно-воспитательные технологии включают программы по обучению грамотной заботе о своём здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупрежде...
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/17/picture-281103-1376765843.jpg)
педагогическая икт компетентность учителя-необходимое условие современного образования
Под информационной компетентностью понимается качество действий работника, обеспечивающих: эффективный поиск, структурирование информации её адаптацию к особенностям педагогического процесса и дидакт...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/22/picture-713718-1448185108.jpg)
Информационно-коммуникационная компетентность учителя географии как необходимое условие эффективной работы в современной школе
Информационно-коммуникационная компетентность учителя географии как необходимое условие эффективной работы в современной школе...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/18/picture-1013258-1518958167.jpg)
Формирование у учащихся, необходимых компонентов: ( информационного, операционного и мотивационного – деятельностного) через «Здоровый образ жизни» во внеурочной деятельности.
В соответствие с общей целевой установкой развития отечественной системы образования, содержания учебного предмета « Физическая культура» формируется на формирование разносторонне фи...
Межпредметная интеграция как необходимое условие современного образования
Межпредметная интеграция как необходимое условие современного образования...