Формирование мотивации к изучению информатики
статья по информатике и икт ( класс) на тему

Шевелева Марина Сергеевна

Современное общество старается всячески убедить школьника, как важно ему изучать информатику, например: «Человек, не знакомый с компьютером, может оказаться совершенно не приспособленным к жизни в наш век новых информационных технологий».

Чуть мягче, но, по существу, тоже самое: «Сегодня информатика и вычислительная техника, проникнув во многие сферы человеческой деятельности человека, постепенно становится неотъемлемой частью практически всех профессий, прочно входят в наш быт, образование, культуру. Именно поэтому знание информатики, умение использовать компьютер совершенно необходимы любому образованному человеку в современном обществе».

Задача повышения качества обучения методике преподавания информатики остаётся актуальной и может быть решена на основе использования межпредметных связей и новых информационных технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование мотивации к изучению информатики

Автор:

учитель информатики

МБОУ лицея №35 г. Ставрополя

Шевелева М.С.

Современное общество старается всячески убедить школьника, как важно ему изучать информатику, например: «Человек, не знакомый с компьютером, может оказаться совершенно не приспособленным к жизни в наш век новых информационных технологий».

Чуть мягче, но, по существу, тоже самое: «Сегодня информатика и вычислительная техника, проникнув во многие сферы человеческой деятельности человека, постепенно становится неотъемлемой частью практически всех профессий, прочно входят в наш быт, образование, культуру. Именно поэтому знание информатики, умение использовать компьютер совершенно необходимы любому образованному человеку в современном обществе».

Всё, что говорят авторы приведённых выше цитат, верно, как и то, что человек не может жить вне общества и должен подчиняться его требованиям. Но это является принудительной мотивацией, где нет обращения к внутренней, личной потребности изучать данный школьный предмет.

Однако, внутренняя мотивация у школьников к изучению информатики есть. И, по-видимому, мотивом к изучению этого предмета в первую очередь выступает интерес к компьютеру. Он завораживает детей тайной своей могущественности и демонстрацией всё новых возможностей.

Однако, такая мотивация невечна. И если не будет заявки на практическую направленность при изучении курса, а всё применение компьютера сведётся к вычислению суммы последовательности чисел и другим подобным задачам, то мотивационная ценность подобного курса будет весьма мала.

Создание у учащихся мотивации к изучению того или иного фрагмента учебного материала и курса в целом – краеугольный камень методики преподавания информатики, ведь здесь важно, чтобы мотивированными были изучение каждого понятия, овладение каждым умением и приобретение каждого навыка.

На сегодняшний день существуют конкретные приёмы и методы создания мотивации на уроке, такие как: апелляция к жизненному опыту учащихся, ссылка на то, что приобретаемое сегодня знание понадобится при изучении какого-то последующего материала, важность овладения которым сомнения не вызывает, создание проблемной ситуации, использование занимательного сюжета, ролевой подход, деловая игра.

При детальном изучении психологической характеристики подросткового возраста выясняется, что именно взаимоотношения становятся основой внутреннего интереса в отрочестве. Подросток, не игнорируя ученье, придает особое значение общению. В общении со сверстниками он расширяет границы своих знаний, развивается в умственном отношении, делясь своими знаниями и демонстрируя освоенные способы умственной деятельности.

В этом возрасте возникают новые мотивы учения, связанные с осознанием жизненной перспективы, своего места в будущем, профессиональных намерений, идеала.

У подростка появляется необходимость дифференцированного отношения к собеседникам. В связи с этим ускоряется формирование планирующей функции. Изменяется и содержание устных высказываний, все большее место в них занимает описание, растет число слов, словосочетаний и фраз оценочного характера. Повествования делаются более целенаправленными, последовательными и четкими в композиционном отношении; возрастает объем устных высказываний, их синтаксический строй становится все более разнообразным и развернутым. Заметно развивается экспрессивная функция, выражаемая не только описанием, но и интонацией.

Именно в отрочестве многие подростки испытывают потребность в профессиональном самоопределении, что связано с общей тенденцией этого возраста найти свое место в жизни. Подросток начинает с нарастающим интересом присматриваться к многообразию профессий. Осуществляя предварительный выбор, он оценивает разные виды деятельности с точки зрения своих интересов и склонностей, также с точки зрения общественных ценностных ориентаций.

Особое, приоритетное место в подростковом возрасте занимает восприятие музыки. Одна из способностей восприятия музыки - музыкально-ритмическое чувство, т.е. «способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его».

Для подростка все большее значение начинает приобретать теоретическое мышление, способность устанавливать максимальное количество смысловых связей в окружающем мире в системе исторически обусловленной реальности человеческого существования. В подростковом возрасте, с 11-12 лет, вырабатывается формальное мышление. Подросток уже может рассуждать, не связывая себя с конкретной ситуацией; он может, чувствуя себя легко, ориентироваться на одни лишь общие посылы независимо от воспринимаемой реальности. Иными словами, подросток может действовать в логике рассуждения.

Подросток может совершить гигантский по своему качеству скачок - он начинает ориентироваться на потенциально возможное, а не на обязательно очевидное. Благодаря своей новой ориентации он получает возможность вообразить все, что может случиться, - и очевидные, и недоступные восприятию события. Тем самым повышается вероятность того, что он разберется в действительно происходящем.

Современный период развития любого цивилизованного общества определяют как этап информатизации. Информатизация общества предполагает всестороннее и массовое внедрение методов и средств сбора, анализа, обработки, передачи, архивного хранения больших объемов информации на базе компьютерной техники, а также разнообразных устройств передачи данных, включая телекоммуникационные сети и спутниковую связь. В этой связи одним из главных звеньев совершенствования образовательной системы является комплексная информатизация школы.

    Реализуемая модель информационной среды действует в обычной образовательной школе, она построена на основе принципа открытой архитектуры. Эта среда позволяет педагогическому и ученическому коллективам участвовать в очных, заочных, дистанционных проектах различного уровня на различных школьных предметах в урочной и внеурочной деятельности. Одной из задач и функций школьной информационной среды является повышение мотивации школьников к освоению информационных технологий в рамках учебного предмета “Информатика”, мотивации педагогов к самообразованию по пользовательскому курсу информатики, освоению и наработке методик использования компьютерных технологий в преподавании учебных предметов. И все это в условиях конкурентности школ для привлечения учеников и конкурентности среди коллег внутри коллектива. Модель обеспечивает такую деятельность в условиях открытого образования, телекоммуникационных систем, средств Интернет.

В настоящее время накоплен значительный опыт использования  компьютерных классов в обучении не только информатике, но и другим предметным дисциплинам, в работе внеклассного периода - школьных студий.

Учащиеся школы  изучают  такие предметы, как   математику, физику, информатику, химию, английский язык и другие с применением мультимедийных презентаций или видеофильмов.  Чаще всего мультимедийное сопровождение урока выполняется самими школьниками. Нередко мультимедийные презентации используются во внеурочной деятельности учащихся,  педагогов, социальных работников.

Первоначально наблюдается неумение, нежелание узнать что-то новое, если оно связано с определенными трудностями, однако в последующем наступает резкое повышение мотивации школьника к освоению информационных технологий, самостоятельной и индивидуальной работе. И как следствие этого достигается успех в изучении других школьных дисциплин, который был обнаружен при анализе успеваемости. Этот вывод подтвержден путем опроса учителей, ведущих занятия в классах, в которых чаще всего на уроках применяются мультимедийные презентации, созданные учениками.

Учащиеся школы, изучают информатику с 5 по 9 класс на базовым уровне. С 8 по 11 класс поводится курс углубленного изучения информатики. Учащиеся 10,11 классах наиболее  подготовлены к использованию компьютерных технологий, и большинство из  их выбирает для поступления специальности, тесно связанные с компьютерными технологиями и с программированием.
        Провести комплекс мероприятий по включению школы в образовательные  проекты (учащихся, учителей, родителей) позволяют созданные условия комплексной информационной среды, а также наработанные методики использования компьютерных технологий в учебном процессе. Одним из направлений такой работы является построение школьного курса информатики с использованием новых методик преподавания. Именно на уроках информатики  учащиеся приобретают умения и навыки самостоятельной, творческой работы над конкретными полезными задачами с использованием информационных технологий, которые так необходимы для их успешного  будущего.

Созданная информационная школьная система предоставляет возможность ученикам стать участниками  образования через деятельность в  проектах. А это вынуждает ребят качественно осваивать школьный предмет “Информатика”, быть успешными в дополнительном образовании различного уровня организации.

       Обобщая накопленный школой опыт по реализации  информатизации, образовательного процесса, можно сделать следующие выводы:

    1. Информационная среда школы  существенно повышает мотивацию учеников к изучению предметных дисциплин.

    2. Информатизация обучения привлекательна для ученика в том, что снимается психологическое напряжение школьного общения путем перехода от субъективных отношений “учитель-ученик” к наиболее объективным отношениям “ученик-компьютер-учитель”, повышается эффективность ученического труда, увеличивается доля творческих работ, расширяется возможность в получении дополнительного образования по предмету в стенах школы, а в будущем осознается целенаправленный выбор вуза, престижной работы.

     3. Информатизация преподавания привлекательна для учителя тем, что позволяет повысить производительность его труда, повышает общую информационную культуру учителя.

Задача повышения качества обучения методике преподавания информатики остаётся актуальной и может быть решена на основе использования межпредметных связей и новых информационных технологий.

Наряду с традиционными в настоящее время не прекращаются попытки найти новые формы преподавания различных дисциплин. Методика преподавания информатики является неотъемлемой составляющей общего блока профессиональной подготовки учителя информатики наряду с предметом «Информационные системы».

Стандарт предмета «Информационные системы» предусматривает работу с информационными системами в области образования. В связи с этим, у преподавателя появляется возможность использовать в полной мере межпредметные связи для обучения и одному предмету, и другому.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа "Проблема снижения мотивации к изучению информатики и пути ее решения"

Мотивация изучения учащимися курса информатики.  Приемы формирования мотивации к изучению информатики.Презентация. Формы работы на уроке по повышению мотивации....

Интерактивное обучение, как средство формирования мотивации к изучению математики, физики и информатики

Концепция и технология интерактивного обучения основаны на явлении интеракции (от англ. interaction - взаимодействие, воздействие друг на друга). В процессе обучения происходит межличностное позн...

Повышение мотивации к изучению информатики и ИКТ через применение интернет-ресурсов на уроках

Методическая разработка "Повышение мотивации к изучению информатики и ИКТ через применение интернет-ресурсов на уроках» содержит теоретический блок, посвященный использованию интернет-сервисов на урок...

Проблемы мотивации к изучению информатики в школе

Темой  самообразования учителей информатики нашей школы является «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках информатики и ИКТ и во внеурочное время.  За время работы  н...

ТЕМА ПО САМООБРАЗОВАНИЮ: «Технология проблемного обучения как средство повышения мотивации при изучении информатики и математики». Учитель математики и информатики Буланчикова Евгения Михайловна

ТЕМА ПО САМООБРАЗОВАНИЮ: «Технология проблемного обучениякак средство повышения мотивации при изучении информатики и математики»....

Дидактические игры как один из способов мотивации к изучению информатики

Дидактические игры на уроках информатики. Примеры игр....

Мотивация при изучении информатики

Мотивом для изучения информатики, конечно, в первую очередь, выступает интерес к компьютеру. Он завораживает детей тайной своей могущественности и демонстрацией все новых возможностей....