Мотивация при изучении информатики
методическая разработка

Вершинина Людмила Александровна

Мотивом для изучения информатики, конечно, в первую очередь, выступает интерес к компьютеру. Он завораживает детей тайной своей могущественности и демонстрацией все новых возможностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл motivatsii_pri_izuchenii_informatiki_v_shkole.docx17.63 КБ

Предварительный просмотр:

МОТИВАЦИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНФОРМАТИКИ В ШКОЛЕ

Практически, при изучении любой школьной дисциплины можно применять слова ,типа «В  современном обществе нельзя прожить без знаний (физики, информатики, биологии , истории и т.д._-сюда можно подставить любой школьный предмет) , а в действительности дети видят, что многие малообразованные люди живут куда лучше школьных учителей и преподавателей ВУЗов. Так что такой прием создания мотивации малоэффективен. Но у учащихся есть внутренняя мотивация к изучению информатики, Хоть изредка, но от учеников иногда можно слышать фразу : «Зачет мне информатика?- я не собираюсь быть программистом,» Обычно это происходит при необходимости им изучать математические аспекты информатики ( теорию алгоритмов, логику ,различные способы вычислений и т.п., т.е. то, что вызывает трудности в понимании).

        Мотивом для изучения информатики, конечно, в первую очередь, выступает интерес к компьютеру. Он завораживает детей тайной своей могущественности и демонстрацией все новых возможностей. Он готов быть другом и помощником, он способен развлечь ,связать со всем миром. Однако, с каждым днем для большинства детей компьютер становится фактически бытовым прибором и теряет свой таинственный ореол, а вместе с ни и мотивационную силу.

        Вы наверное часто замечали, что, несмотря на декларации некоторых учеников «Я не буду это учить, потому что это никогда не понадобится», звучит гораздо чаще, чем «Я  не буду учить, потому что это неинтересно».

Что же, на мой взгляд, способствует формированию положительного отношения к учебе на уроках информатики, усилению мотивации:

        Во-первых, познавательный процесс ( т.е. дополнение учебного материала интересными фактами, неизвестными, как правило, учащимся. Например :Первая  женщина- программист, Как выглядел первый  отечественный компьютер, Компьютер умеет читать мысли… и т.д.

Во-вторых,  интерес к предмету повышается таким методом, как ЗАНИМАТЕЛЬНОСТЬ. Даже  у самых слабых учеников  можно вызвать интерес к предмету, используя занимательный материал (Например. При изучении темы «Системы счисления»  использовать  рассказ «Занимательная автобиография, где все даты приведены в различных системах счисления; конкурсы «Ищи ответы в приведенном тексте», тест «Крылатые слова», составление и отгадывание ребусов, составление самими учащимися ребусов по пройденным темам, стихи об устройствах компьютера в стихах)

        В- третьих, применимость получаемых знаний в практической деятельности .Это, пожалуй, один из главных приемов  мотивации. В наш век бурного развития и использования информационных технологий практические  навыки, полученные на уроках информатики ,очень пригодятся им в профессиональной деятельности

        Предмет информатика нацелен прежде всего на формирование у учащихся умений применять знания, полученные на уроках информатики на других предметах с использованием ИКТ. На уроках учащиеся знакомятся со способами обработки информации, с текстовым, графическим редактором, электронными таблицами.  При работе с текстовым редактором у учащихся формируются навыки  по выделению, перемещению, копированию, вставки фрагментов, рисунков в текст, закрепляются навыки работы с инструментами  в текстовом редакторе. Учащиеся выполняют такие задания: набрать текст по образцу, исправить ошибки в готовых текстовых файлах, вставить пропущенные даты( связь с историей), найти ответы к загадкам (логика), отгадать по готовым рисункам героев сказок , оформить исторические даты  в виде таблиц, оформить визитную карточку , представив себя главой фирмы). При обучению письму  с помощью клавиатуры у учащихся по-другому формируется грамотность. Компьютер, в отличие от учителя «может ловить ученика за руку» при каждой попытке совершить ошибку.(выделяет неверно набранное  слово красным цветом).Произведение написанное учеником в тетради, как правило, бывает прочитано только учителем и остается в единственном экземпляре. Совсем другое дело, когда мы используем в качестве инструмента клавиатуру, память компьютера в качестве хранилища созданного произведения( текста, стиха, рисунка) Такое представление информации легко распечатать в любом количестве экземпляров, отредактировать, дополнить, использовать как  часть в  работе.

        При работе с графической информацией учащиеся знакомятся с элементами графического редактора, умением его грамотно использовать. Еще один вид работы с графической информацией- это умение работать с координатной плоскостью , что также не только полезно, но и  вызывает  интерес  у учащихся.

  Работа в электронных таблицах : Например, при изучении темы «База данных»  учащимся было предложено  приобретение какого-либо  товара. В качестве товара предложено было учащимся выбрать монитор или мобильный телефон .(т.е. ситуация была жизненной и интересной). Учащиеся должны были выбрать технические характеристики ( незаметно для учащихся повторили тему Аппаратное обеспечение ПК). Далее рассмотрели характеристики, предложенные детьми (поиск фирмы-изготовителя, стоимость, оплат за мобильную связь, дизайн  и т.п.)  Оформили в виде  расчетов( перевод у.е. в рубли, таблиц и диаграмм).   Учащиеся наглядно увидели применимость получаемых ими знаний в практической деятельности.

        Навыки работы с текстовой, графической информацией учат в дальнейшем учащихся использовать при оформлении рефератов, докладов, оказывать помощь в оформлении стендов в кабинетах, при написании небольших сообщений . Учащиеся  могут самостоятельно оформить доклад, распечатать его , создать самостоятельно небольшую презентацию , визитную карточку,  и это благодаря навыкам, полученным на уроках информатики

И, конечно, важен такой фактор формирования положительной мотивации, о котором нельзя не сказать, это ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНЫЙ НАСТРОЙ УРОКА. Для этого нужно уделять внимание каждому ученику, хвалить за каждый новый, пусть даже незначительный результат, но полученный им самим результат. Все это вместе  и дает положительные шаги формирования положительной мотивации учения..

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа "Проблема снижения мотивации к изучению информатики и пути ее решения"

Мотивация изучения учащимися курса информатики.  Приемы формирования мотивации к изучению информатики.Презентация. Формы работы на уроке по повышению мотивации....

Повышение мотивации к изучению информатики и ИКТ через применение интернет-ресурсов на уроках

Методическая разработка "Повышение мотивации к изучению информатики и ИКТ через применение интернет-ресурсов на уроках» содержит теоретический блок, посвященный использованию интернет-сервисов на урок...

Проблемы мотивации к изучению информатики в школе

Темой  самообразования учителей информатики нашей школы является «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках информатики и ИКТ и во внеурочное время.  За время работы  н...

ТЕМА ПО САМООБРАЗОВАНИЮ: «Технология проблемного обучения как средство повышения мотивации при изучении информатики и математики». Учитель математики и информатики Буланчикова Евгения Михайловна

ТЕМА ПО САМООБРАЗОВАНИЮ: «Технология проблемного обучениякак средство повышения мотивации при изучении информатики и математики»....

Формирование мотивации к изучению информатики

Современное общество старается всячески убедить школьника, как важно ему изучать информатику, например: «Человек, не знакомый с компьютером, может оказаться совершенно не приспособленным к жизни в наш...

Дидактические игры как один из способов мотивации к изучению информатики

Дидактические игры на уроках информатики. Примеры игр....

«Использование новых информационных технологий как средство повышения мотивации к изучению информатики»

laquo;Использование новых информационных технологий как средство повышения мотивации к изучению информатики»...