Урок информатики по теме "Модели. Моделирование."
методическая разработка по информатике и икт (9 класс) на тему

Урок построен в формате ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_modeli.docx509.4 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «Моделирование как метод познания.  Классификация моделей».

 9 класс (информатика - базовый уровень).

Место урока в системе: 1 урок  в  разделе_6 «Моделирование и формализация»

Формы работы на уроке: фронтальная, парная, индивидуальная.

Используемые педагогические технологии: проблемно-диалогическое обучение.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Ресурсное обеспечение урока:

Методические ресурсы:

  • материал ФЦОР «Модели»,
  • учебник Н.Угринович «Информатика-9»
  • ПК учителя,
  • интерактивная доска,
  • рабочие листы SmartNotebook ,
  • ПК учащихся,
  • наушники,
  • рабочий лист обучающегося,
  • образцы  разных моделей,
  • конструктор электрических схем,
  • тест «Моделирование» (My Test),
  • карта самодиагностики учащегося.

Цели урока:

  • Формирование предметных УУД:
  • сформировать представление о моделях и их использовании, о процессе моделирования;
  • Классифицировать модели по признакам;
  • Формирование метапредметных УУД:
  • Регулятивные УУД:
  • Умение поставить цель урока на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.
  • Умение контролировать свою деятельность в форме сличения результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона
  • Умение корректировать свои результаты  внесением необходимых дополнений и корректив  и способ действия в случае расхождения с эталоном.
  • Умение выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения
  • Познавательные УУД:
  • Поиск и выделение необходимой информации:
  • Умение осознанно и произвольно строить высказывание в устной и письменной форме
  • Умение  «сканировать» текст, т.е. быстрый просмотр текста с целью поиска факта, слова.
  • Умение делать выводы
  • Коммуникативные УУД:
  • инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации
  • Оценка действий партнера
  • Формирование личностных УУД:
  • получить представление о  методе  современного  научного  познания через освоение понятия модели

Формы  и  методы  диагностики  формирования  основных  компетенций  в

рамках ФГОС:

  1. Тестирование.  
  2. Самооценка  результатов  учебной  деятельности  учащимися.
  3. Представление  карты  самодиагностики  и  карты  коммуникативной  активности  учащегося  по результатам обучения.

«Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, - я смогу запомнить. Позволь мне сделать самому, и это станет моим навсегда».

Ход урока:

  1. Организационный момент: приветствие, сосредоточение внимания ответом на вопрос «Оператор ввода » (Ответ хором «read»)
  2. Формулирование темы и целей урока:

Учитель: Сегодня на урок я принесла, в качестве наглядных пособий, вот такие занятные предметы (на столе лежат модели машин, корабля, самолета, дома, атома алмаза, глобус, таблица Менделеева, репродукция картины Шишкина). Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? Какое слово подойдет для названия любого из этих предметов? Процесс создания модели…?

Ученики: Модель. Моделирование.

Учитель: Запишем тему урока в Рабочий лист. (Постепенное открытие «шторы» на рабочем листе Notebook интерактивной доски).

Учитель: Мы знакомимся с новыми понятиями в информатике. А это значит, что мы должны дать  им…(что?)

Ученики: Определение.

Учитель: Первая цель поставлена (двигает «штору вниз»). Как вы думаете, много ли в мире существует моделей? Есть возможность изучить их всех на одном уроке? Как поступают в таких случаях с множеством объектов (Делят на классы). Наша вторая цель:…

Ученики: Классификация моделей.

Учитель: Ну и , наконец, ваш любимый вопрос на каждой новой теме…

Ученики: Зачем нам это нужно?

Учитель: Немного расширим вопрос: «Зачем человек создает модели? Каково их назначение?» И это  цель, которая, по-популярности, сразу вырывается на 1 место. Итак, цели поставлены, план действий определен.

  1. Актуализация знаний. Мотивация.

Учитель: Обратимся к нашим моделям, и вашему жизненному опыту. (Модель машинки – игрушка. Зачем детям дают игрушки? Для познания окр.мира.) Я показываю модель, а вас попрошу назвать саму модель; назвать оригинал, согласно которому ее создавали;  какое свойство оригинала учитывалось при создании модели; где вы ее уже видели; и для чего применяли.

Ученики:

  • Модель крист.решетки -  алмаз  - расположение атомов – химия – изучение строения кристаллической решетки алмаза;
  • Глобус – Земля – форма  – география – изучение материков, полюсов, океанов планеты, формы планеты;
  • Модель самолета – У-2 – в музее техники – (Демонстрация фото испытания модели самолета в аэродинамической трубе) Модели испытываются на прочность при взлете и важно геометрическое сходство. Например, конструкторы авиационной техники используют аэродинамическую трубу для воспроизведения на земле условий полета самолета. В такой трубе корпус самолета обдувается воздушным потоком. Создается модель полета самолета, т. е. условия, подобные тем, что происходят в реальном полете. На такой модели измеряются нагрузки на корпусе, исследуется прочность самолета.
  •  (Демонстрация фото испытания модели корабля в бассейне)

Учитель: Сделайте вывод:

  • Что такое модель? Сможет ли она полностью заменить объект?
  • Что такое моделирование?
  • С какой целью человек прибегает к созданию моделей?

Ученики: Отвечают

  • Подобие реального объекта, которое отражает лишь его некоторые свойства.
  • Моделирование -  процесс построения и исследования модели.
  • Изучение реального объекта, исследование его свойств (поведения) в различных условиях.

  1. Изучение нового материала:

4.1 Моделирование как метод познания

Учитель: Запишем выводы в рабочий лист. Обратимся к учебнику, проверим себя. Подкорректируем наши определения модели и моделирования:

  • слово «некоторые» заменим на «существенные для цели моделирования»;  к слову «объект» добавим «процесс, явление»

Учитель : Моделировать можно не только  объект, но и  явление.  Убедимся в этом. Недавно по физике вы изучали видимый нами белый свет является сложным и состоит из световых волн разных  цветов:  свет красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего, фиолетового цветов. Если этот спектр заставить вращаться с соответстующей частотой получим ли мы белый свет? (Демонстрация явления)

  • добавим -  «моделирование – процесс познания».
  •  Учитель:  А вот цели моделирования, которые выделяют авторы учебников информатики: научиться управлять оригиналом, оказывая на него воздействия; выбор наилучшего решения в заданных условиях.  Согласитесь, что для развития науки и техники эти цели самые важные.

Учитель: Может ли один объект иметь несколько моделей? (Задание на инт.доске: объект – человек, его модели должны написать сами)

Учитель: Для описания разных объектов может использоваться одна модель?

 

Учитель: Когда люди прибегают к моделированию?

(Картинки объектов и моделей ( Лист_4_ SmartNotebook )– выдвижение гипотез детьми)

Контроль знаний 1:  Индивидуально выполняют задания на рабочем листе. Потом взаимо проверка в парах, параллельно проверке  на интерактивной доске. Оценивание по критериям.

  1. Вставить слова в предложения. Дописать определение по первым слогам из слов.
  2.  Определить назначение моделей.

  1.  Информационная модель. Классификация информационных моделей.

Учитель: До сих пор мы говорили о моделях вполне натуральных, осязаемых, материальных. А нет ли каких-нибудь других? Разве информация собранная о человеке не может быть его моделью?

Пример (Узнаете ли оригинал?):

Острижен по последней моде,
Как 
dandy2 лондонский одет — 
И наконец увидел свет.
Он по-французски совершенно
Мог изъясняться и писал;

Легко мазурку танцевал
И кланялся непринужденно;
Чего ж вам больше? Свет решил,
Что он умен и очень мил.
 (словесное описание Онегина)

                Да вся наша художественная литература – это моделирование человеческой жизни, отношений.

Информацию об объекте моделирования можно назвать моделью …? (Информационной).

А как известно, информация может быть представлена в разной форме, поэтому существуют различные типы информационных моделей.

(Знакомятся с Материалом ФЦОР о информационных моделях 5 пункт. (Обратить внимание на анимации – будут полезны для классификации).

Достраивают вниз  схему классификаций инф.моделей из раб.листа)

Контроль знаний №2 (фронтальный  по вопросам):

  • Классификация инф.моделей: образная, знаковая, вербальная.
  • Знаковые ( табличные, графические, схемы, графы (иерархические), математические, специальные)

Задание на определение вида модели (картина, таблица Менделеева,

  • Построение  схемы классификации информационных моделей на интерактивной доске по заготовкам названий

4.3 Классификация всех моделей

Знакомятся с Материалом ФЦОР- пункт 2. Достраивают вверх схему классификации.

 Контроль знаний №3 (фронтальный):

  1. Критерии классификация :
  • По временному фактору (например таб.Менделеева, крист.решетка – статические, процесс роста дерева - динамическая)
  • По способу представления (таб.Менделеева – инф.модель, машинка - материальная)
  • По областям знаний
  1. Продолжение (вверх) схемы классификации моделей по способу представления на интерактивной доске по заготовкам названий.

  1. Контроль знаний №4 (индивидуальный): тест.

Просмотр результатов, пометка в рабочем листе, на что обратить внимание.

Оценка в рабочий лист.        

  1. Подведение итогов. Рефлексия.

Обратимся к поставленным в начале урока целям. Выставление оценок как среднее арифметическое.

Карта  рефлексии  и  самооценки  ученика  на уроке:

Отметьте  «+»  или  «-»  то  выражение, которое соответствует вашему состоянию.

1.Своей работой на уроке в целом я доволен  

2. За урок я устал  

3.Мое настроение улучшилось  

4.Материал урока мне был интересен  

5.Материал урока мне был полезен  

6.Сегодня на уроке мне было комфортно

7. Оценка за урок____

 

  1. Д.з. Прочитать параграфы 2.2.1, 2.2.2.

Задание (одно) на выбор:

  • составить кроссворд по понятиям п.2.2.1
  • любое из заданий после п.2.2.2.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Моделирование на уроках информатики."

Содержит материал по теме "Этапы разработки и исследование моделей на уроках информатики"....

Методическая разработка урока информатики в 9 классе "Моделирование составных документов в среде текстового редактора MS Word"

Материал к уроку информатики в 9 классе по теме "Моделирование составных документов в среде текстового редактора MS Word" состоит из подробного конспекта урока, презентации, выполненной в среде MS Pow...

Урок информатики – практическая работа "Моделирование биологических процессов"

Урок проводится в 9 классе , УМК Угриновича Н.Д.. Тема-Моделирование биологических процессов на примере иоделирования "Жертва-хищник"...

Урок информатики по теме "Моделирование геометрических объектов в программе QCAD" (9 класс)

Урок информатики в 9 классе по теме "Моделирование". Учащиеся учатся создавать геометрические модели в программе компьютерного черчения QCAD (операционная система Линукс). При необходимост может быть ...

Разработка урока информатики по теме «Моделирование информационных процессов. Корреляционные зависимости»

Папка содержит модель урока по теме  «Моделирование информационных процессов. Корреляционные зависимости», рассчитанного на два часа, презентацию и приложения к уроку....

Урок информатики 9 класс "Моделирование"

Моделирование, кроссворд, ЭОР, тест....

Технологическая карта урока информатики по теме Моделирование. Теория игр.

Технологическая карта урока информатики по теме Моделирование. Теория игр....