статья:Обучение старшеклассников социальной информатике1.
статья по информатике и икт (11 класс) на тему

Ильина Елена Анатольевна

Становление информационного общества ведет к неизбежному изменению условий существования как всего человечества в целом, так и каждой личности, что в частности, позволяет говорить о новом информационном образе жизни2, где каждая из ее сторон в значительной степени пронизывается информационной деятельностью, опирающейся на современные информационные и коммуникационные технологии, которая сегодня понимается как процесс, в ходе которого личность преобразует и познает информационную среду, делая тем самым себя деятельным субъектом, а осваиваемые объекты, процессы, явления информационной среды – объектом своей деятельности, наиболее полно, творчески реализуя свои способности, потребности и стремления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon статья по информатике94.5 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение старшеклассников социальной информатике1.

Становление информационного общества ведет к неизбежному изменению условий существования как всего человечества в целом, так и каждой личности, что в частности, позволяет говорить о новом информационном образе жизни2, где каждая из ее сторон в значительной степени пронизывается информационной деятельностью, опирающейся на современные информационные и коммуникационные технологии, которая сегодня понимается как процесс, в ходе которого личность преобразует и познает информационную среду, делая тем самым себя деятельным субъектом, а осваиваемые объекты, процессы, явления информационной среды – объектом своей деятельности, наиболее полно, творчески реализуя свои способности, потребности и стремления.

Сама природа формирующегося информационного общества порождает необходимость целостной и системной информатизации образования, главной целью которой становится формирование готовности личности к жизнедеятельности на информационной основе, успешной адаптации человека в постоянно меняющейся, все более взаимосвязной инфосреде, что согласуется с задачами модернизации российского образования.

Концепция подчеркивает необходимость “ориентации образования не только на усвоение школьниками определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей.

В Концепции обращают внимание на такие  важнейшие задачи воспитания, как формирование у школьников гражданской ответственности за свою информационную деятельность,их информационной культуры. В условиях информатизации образования возрастает потенциал информатики в решении этих задач, что обуславливает появление в 2004 году в государственном образовательном стандарте по информатике и ИКТ содержательной линии «Основы социальной информатики». Социальная информатики как наука о закономерностях и формах движения информации в обществе, возникла на стыке нескольких научных дисциплин: информатики, социологии, психологии и философии, а ее появление обусловлено необходимостью изучения процессов информатизации общества и их влияния на роль и условия существования человека.

Введение основ социальной информатики в школьный курс  обеспечивает усвоение учащимися не только необходимых знаний о новой среде обитания людей в информационном обществе, но также содействовать формированию у них информационной культуры и информационного мировоззрения, которое должно быть основано на понимании определяющей роли информации и информационных процессов в природных явлениях, человеческом обществе, а также в обеспечении жизни и деятельности самого человека.

_______________________________________________________

1. Социальная информатика – наука, изучающая информационные процессы в обществе и их влияние на общество и личность (Данильчук Е. В.)

2.  Под образом жизни нами понимается система видов жизнедеятельности общества в целом, социальных групп, личности, определяемых социально-экономическими условиями.

Однако, недостаточное количество учебного время, отводимого на изучения социальной информатики, не позволяет это реализовать, в связи с этим возникает предложение, которое заключается в том, что есть необходимость в разработке   элективного курса «Основы социальной информатики» для старшеклассников средних общеобразовательных учреждений,  который поможет в формировании информационного мировоззрение, информационной культуры старшеклассников, что является приоритетной задачей социальной информатики.

Опираясь на работы Данильчук Е.В., Колина К.К., Федосова А.Ю., Гулякина Д.В. и др. были сформулированы следующие цели элективного курса «Основы социальной информатики» для старшеклассников:

Цели курса.

 Образовательные цели.

Формирование представлений учащихся о роли и месте социальной информатики в современной системе научных знаний, основных понятиях, ее проблемах и основных направлениях дальнейшего развития.

Формирование знаний учащихся об основных особенностях информационного общества, а также проблемах и тенденциях его становления.

Формирование знаний учащихся об основных видах информационных ресурсов общества, их роли в социально-экономическом, научно-техническом и духовном развитии общества.

Формирование у учащихся понятия "информационная культура",  общества и обоснование основных факторов ее развития.

Развивающие цели.

Формирование основ научного мировоззрения, основанного на понимании приоритета информации и информационных технологий., информационной картины мира.

Развитие у учащихся интересов и способностей, а также интеллектуальной, волевой, эмоциональной, мотивационной сфер личности, умений учебно-познавательной деятельности (организация учебного труда, работа с книгой и другими источниками информации, развитие культуры речи).

Воспитательные цели.

Формирование информационной культуры, этических и правовых норм деятельности человека в информационной среде.

Воспитание ответственности за свою информационную деятельность.

Анализ работ по методике обучения школьников социальной информатике позволил нам сконструировать тематический план элективного курса.

Таблица 1.

Тематический план курса

Тема

Всего

Лекции

Практ.

  1. 1

Социальная информатика как наука. Социальная информатика в разных предметных областях.

2

1

-

Информология — общая теория информации.

1

1

-

  1. 2

Информатизация и компьютеризация общества – глобальные процессы современности.

1

1

-

Философские и социологические основы теории становления информационного общества.

1

1

-

  1. 4

Специфика современной социокультурной ситуации. Информационный образ жизни: общество и личность в условиях информатизации.

1

1

-

Информационные ресурсы и информационная среда общества.

2

1

1

Информатизация общества: проблемы информационной экологии.

2

1

1

Компьютеры и здоровье человека.

2

1

1

Информационная безопасность личности, общества, государства.

3

1

2

Хакеры: проблемы компьютерной преступности. Законодательство РФ в информационной сфере.

3

1

2

Игровая компьютерная наркомания.

3

1

2

Интернет-зависимость личности.

3

1

2

Коммуникация в информационном обществе. Сетевая культура (виртуальные сетевые сообщества). Свобода и Интернет.

3

1

2

Интернет и проблемы межличностного общения (сетевой этикет). Тенденции трансформации устной и письменной речи человека в сети.

3

1

2

Проблема сосуществования человека и искусственного интеллекта. Роботы в жизни человека.

3

1

2

Виртуальная реальность.

Информационные войны.

2

1

1

Информационная культура личности и общества.

1

1

-

Всего

35

17

18

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Тема 1. Социальная имформатика  как наука. Социальная информатика в разных предметных областях.

Социальная информатика как часть науки информатики. Социальная информатика как наука: определение, предметное поле исследований, методологическая и мировоззренческая роль. Социальная информатика: предмет, объект, теоретические и практические задачи курса. Категориально-понятийный аппарат социальной информатики.

Тема 2. Информология — общая теория информации.

Информология — общая теория информации*. Различные понятия информации. Краткая характеристика теоретических концепций и подходов к изучению закономерностей информационного обмена: теория информации К. Шеннона, кибернетический подход Н. Винера, логико-семантический подход, прагматическая концепция, бихевиористская модель информации, логико-прагматическая модель коммуникации.

Основные теоретические концепции и подходы к изучению закономерностей информационного обмена. Формализация и классификация знаний: методы и приемы, их эффективность, сравнительный анализ. Материя, вещество, знание, энергия, информация; информация, данные, знания - соотношение понятий.  Закон экспоненциального роста объема знаний. Традиционные и новые информационные технологии. Искусственный интеллект в предметном поле социальной информатики. Проблематика исследований искусственного интеллекта.

Тема 3. Информатизация и компьютеризация общества – глобальные процессы современности.

Технические, коммуникационные революции и эволюция социальных систем*. История развития вычислительной техники. Поколения вычислительной техники. Современные характеристики вычислительной техники. Закон Мура. Тенденции развития информационных технологий. Технический аспект социальных предпосылок информатизации.

Определение понятий информатизация и компьютеризация общества. Информатизация как единство процессов компьютеризации, гипермедиатизации и интеллектуализации. Основные теоретико-методологические подходы к информатизации.  Компьютеризация и информатизация общества: условия, предпосылки, современное состояние, взаимосвязь и взаимообусловленность*. Информатизация экономической, политической, культурно-духовной и социальной сфер общества. Информатизация и эколого-безопасное, устойчивое развитие общества*. Социальные последствия информатизации. Таблица К. Хессига. Информатизация и экологобезопасное, устойчивое развитие общества.

Информатизация общества и социальное неравенство. Неравномерность процесса информатизации общества в мире: север и юг*. Критический анализ западных технократических концепций информатизации общества. Исходные условия и альтернативные варианты развития процесса информатизации в России. Концепция информатизации Российской Федерации. Исходные условия и альтернативные варианты развития процесса информатизации в России.*.

Тема 4. Философские и социологические основы теории становления информационного общества

Теории развития общества Д. Белла, М. Кастельса, А. Тоффлера и др.: аграрное, индустриальное, постиндустриальное (информационное) общество. Концепции современного этапа развития общества (постиндустриальное, техногенное, информационное). Критерии вступления общества в постиндустриальный, информационный период развития*. Закон экспоненциального роста объема знаний. Эволюция социальных систем (диаграмма Порета).

Сущностные черты информационного общества. Тенденции в изменении параметров, соотношения и типов взаимосвязи социальных групп при переходе к постиндустриальному, информационному обществу. Основные стимулы и специфика трудовой деятельности в индустриальном, постиндустриальном и информационном обществе. Проблема общества потребления. *.

Тема 5. Специфика современной социокультурной ситуации. Информационный образ жизни: общество и личность в условиях информатизации

Расширение поля культуры в информационном обществе*. Проявление информационных черт традиционных культур (новая коммуникация, поликультурность, от монолога к диалогу и полилогу). Возникновение новых культур (культура электронных СМИ, массовая, экранная, сетевая Культура).

Информационные технологии (мультимедиа, гипертекст, компьютерная коммуникация, виртуальная реальность) и трансформация культуры* - Основные тенденции развития культуры в информационном обществе*. Информатика как элемент культуры; эстетика, эргономика и творчество в информатике; взаимосвязь информатики и искусства.

Учет физического, психического и социального начал личности в процессе информатизации. Адаптация лиц с ограниченными физическими возможностями в современной информационной среде. Социально-психологические аспекты информатизации. Социальные проблемы информатизации. Информационный образ жизни: изменения в общественно-политической, трудовой, досуговой, учебной, бытовой деятельности. Проблемы социальной адаптации личности в условиях информационного общества.

Понятие “информационный комфорт личности”, значение его социологической разработки и измерения в условиях информатизации. Факторы, определяющие информационный комфорт личности. Информационная комфортабельность как мера информационного комфорта. Способы повышения информационного комфорта личности. Основные проблемы социологического измерения информационного комфорта личности.

Тема 6. Информационные ресурсы и информационная среда общества

Информационные ресурсы общества. Информационный кризис начала 70-х годов ХХ в.: предпосылки, содержание, симптомы в социальной практике, последствия. Определение понятия информационный ресурс Мировые информационные ресурсы*. Основные проблемы исследований в области информационных ресурсов общества. Знания как национальное богатство. Проблема утечки мозгов из России. Формы материализации информационных ресурсов общества. Проблема «электронизации» информационных фондов России. Автоматизированные информационные ресурсы России. Фактографические базы социальных данных.

Информационная среда, информационное пространство. Принципы формирования информационной среды общества. Информационная среда как диалектическое единство средств информатики и системы социальной информации. Понятие информационного потенциала общества*. Состав информационной техносферы как основы информационной среды общества. Социальные структуры и институты, способствующие активизации информационного ресурса общества. Интеграция информационного пространства России в мировое информационное пространство*.

Тема 7. Информатизация общества: проблемы информационной экологии.

Биосфера, ноосфера и инфоноосфера. Экология и информационная экология. Проблемы информационной экологии*. Информационная безопасность личности и общества.

Тема 8. Компьютеры и здоровье человека.

Влияние информационных и компьютерных технологий на психическое, физическое здоровье человека.

Тема 9. Информационная безопасность личности, общества, государства.

Проблема информационной безопасности государств в условиях глобальной информатизации, российская специфика. Социальные аспекты информационной безопасности. Система социальных показателей информационной безопасности общества. Понятие “информационная угроза”, ее разновидности. Основные направления достижения информационной безопасности личности, общества, государства.

Тема 10. Хакеры: проблемы компьютерной преступности. Законодательство РФ в информационной сфере.

Компьютерная преступность. Виды компьютерной девиации. Компьютерные вирусы.

Тема 11.  Игровая компьютерная наркомания.

Компьютеромания и компьютерофобия. Проблема компьютерной наркомании и организация детского досуга.

Тема 12. Интернет-зависимость личности.

Интернет-зависимость. Основные виды Интернет-аддикции. Симптомы компьютерной игровой наркомании и Интернет-аддикции. Зарубежный опыт И. Голдберга и К. Янг по выявлению и преодолению Интернет-аддикции.

Тема 13. Коммуникация в информационном обществе. Сетевая культура (виртуальные сетевые сообщества). Свобода и Интернет.

Ресурсная и социокультурная концепции информационной среды как пространства социальных коммуникаций. Типы обменов в обществе. Материально-энергетический и информационный обмены. Фазы информационных обменов в обществе. Устная, письменная, книжная и компьютерная фазы информационного обмена.

Модели социальной коммуникации. Сущностные характеристики компьютерной коммуникации в информационном обществе*.

Тема 14. Интернет и проблемы межличностного общения (сетевой этикет). Тенденции трансформации устной и письменной речи человека в сети.

Глобальная сеть Интернет: социальные предпосылки и условия создания, общая характеристика предоставляемых ею возможностей, статистическая и социологическая оценка развития сети. Особенности создания и развития Интернет в России: социологическое измерение. Основные российские проблемы и перспективы развития сети.

Специфика компьютерной коммуникации: виртуализация межличностного общения, проблема компьютерного сленга, коммуникационные барьеры, проблема Интернет-зависимости и др.

Тема 15. Проблема сосуществования человека и искусственного интеллекта. Роботы в жизни человека.

Проблемы человеко-машинного взаимодействия. Искусственный  и естественный интеллект.

Тема 16. Виртуальная реальность. Информационные войны.

Виртуальная реальность. Создание глобальных баз данных и его последствия. Информационные войны.

Тема 17. Информационная культура личности и общества.

Специфика культурного развития личности на книжной и компьютерной фазах информационного обмена. Проблема обеспечения диалектического единства книжной (индивидуально-абстрактной) и компьютерной (визуально-образной) культуры в эпоху информатизации.

Понятие информационной культуры общества и личности.  Генезис понятия «Информационная культура личности». Соотношение понятий “компьютерная грамотность”, “информационная культура”, “информационная компетентность”. Проблемы формирования информационной культуры личности в образовании*.

Понятие “культурный модус личности”, его основные типы. Значение анализа трансформации культурных модусов в условиях информатизации общества.

Процессуальный компонент – в качестве средств основной формы проведения элективного курса нами разработаны лекции с элементами диалога по каждому из разделов тематического плана. При конструировании уроков-лекций  использовались ситуации мировоззренческой ориентировки в инфосреде, направленные на становление информационной картины мира учащихся, информационной культуры, их научного мировоззрения.

Ожидаемый результат. 

Предполагается, что в результате изучения этого курса учащиеся получат следующие знания:

о роли и месте социальной информатики в современной системе научного знания, изучаемых ею проблемах и основных направлениях дальнейшего развития этой новой научной дисциплины;

об основных понятиях социальной информатики, общих закономерностях  протекания информационных процессов в системах разной природы; нормах информационной этики и права, информационной безопасности, принципах обеспечения информационной безопасности;

об информационных аспектах современного этапа процесса развития цивилизации и об основных закономерностях глобального процесса информатизации общества;

об основных видах информационных ресурсов общества и о стратегической роли этих ресурсов для его дальнейшего социально-экономического, научно-технического и духовного развития;

об основных средствах и методах активизации информационных ресурсов и их эффективного социального использования;

об основных чертах и особенностях уже формирующегося в развитых странах постиндустриального информационного общества, а также об основных проблемах и тенденциях его становления;

 об этических границах применимости компьютерной техники и информационных технологий;

о новых возможностях и новых проблемах человека в информационном обществе, а также о некоторых путях преодоления этих проблем.

Успешно изучившие данный курс старшеклассники будут уметь:

достаточно свободно ориентироваться в структуре основных социально-экономических, научно-технических и культурологических проблемах современного общества, связанных с его глобальной информатизацией;

 понимать и правильно использовать в своей будущей профессиональной деятельности современную научную терминологию, характерную для проблемной области социальной информатики;

— уметь распознавать и описывать информационные процессы в социальных системах; выделять информационный аспект, информационное взаимодействие в деятельности человека;

— иметь навык осуществления информационной деятельности согласно нормам информационной этики, права и информационной безопасности;

— самостоятельно оценивать возможные социально-экономические последствия дальнейшего развития процесса информатизации общества, его влияние на качество жизни населения, структуру занятости, развитие науки, культуры и системы образования, информационных коммуникаций и процессов демократизации общества.

В качестве отчетности школьники выполняют индивидуальные проекты и защищают их. Проекты по  социальной информатике могут быть посвящены рассмотрению социально-психологических, эко-этических проблем процесса информатизации общества, на которые сегодня все чаще обращают внимание исследователи в разных областях знания.

Используемая литература

  1. Данильчук Е.В. Информационные технологии в образовании [Текст]: Учеб. пособие/ Е.В. Данильчук — Волгоград: Перемена, 2002.– 184 с.
  2. Данильчук Е.В., Пономарева Ю.С. Система понятий линии социальной информатики в курсе информатики в школе Электронный научно-образовательный журнал ВГПУ «Грани познания». №1. Дек., 2008 [Электронный ресурс]. URL: www.grani.vspu.ru (дата обращения: 20.12.2009).
  3. Касьянов С.Н. К вопросу о формировании основ современного научного мировоззрения учащихся средствам и коммуникационных технологий на материале социальной информатики /Информационные технологии в образовании–2009. Сборник научных трудов участников IX научно-практической конференции-выставки 29–30 октября 2009 г. – Ростов н/Д: Ростиздат, 2009. С. 35-36.
  4. Колин К.К. Актуальные проблемы социальной информатики // Сб. н. тр. «Социальная информатика — 93» М.: Изд-во
  5. Лапин Н.И. Социальная информатика: основания, методы, перспективы [Текст]/Н.И. Лапин - изд. 2, стер. – М.: Издательство «КомКнига», 2006. - 216 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Обучение выразительному чтению на уроках русского языка"

Обучение выразительному чтению является необхо­димым условием развития речи школьников, их мышления и эмоциональной сферы. Речь и мышление взаимосвязаны и взаимообусловлены. Развитие речи перестраивае...

Статья "Обучение и развитие учащихся на уроках-мастерских"

Расскажи мне - и я забуду. Покажи мне - и я запомню. Дай мне действовать - и я научусь. Мастерская-технология, которая создает условие для действия....

Статья: "Обучение математике в школе в условиях модернизации Российского образования"

Доклад по курсу дополнительного профессионального образования....

Статья "Обучение графике в английском языке на начальном этапе обучения"

Данная статья содержит методический материал по обучению письму  на начальном этапе обучения школьников английскому языку...

Статья "Обучение и воспитание детей с нарушением зрения на занятиях по социально-бытовой ориентировке"

Проблемы адаптации к окружающей действительности детей с ограниченными возможностями, а в дальнейшем, и их интеграции в обществе, остаются актуальными на сегодняшний день. Обучающиеся, воспитанники об...

Статья «Обучение в сотрудничестве» как современная образовательная технология в преподавании социально-экономических дисциплин

Статья «Обучение в сотрудничестве» как современная образовательная технология в преподавании социально-экономических дисциплин. Выступление на МО. Данная технология обучения отличается нес...

Статья: «Обучение учащихся 7-8 классов монологической речи на уроках иностранного языка на основе краеведческого материала в соответствии с социальным запросом»

Добрый день, уважаемые коллеги!В данной статье Вы найдете некоторые аспекты актуальности обучения монологической речи детей 12-15 лет в общеобразовательной школе на уроках иностранного языка. Этот вид...