Рабочая программа для 3 класса "Занимательная информатика"
рабочая программа по информатике и икт на тему

Лысенко Нина Александровна

 Рабочая программа для 3 класса "Занимательная информатика"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

 средняя общеобразовательная школа № 39

Рекомендовано

Председатель МО

МБОУ СОШ № 39

______________________

протокол №  _5_________

от «_28_» __мая____2014г.

Согласовано

Заместитель директора

по УВР МБОУ СОШ № 39

______________________

 «28» ___ мая____2014г.

Утверждено

Директор МБОУ СОШ  № 39

_______________ И.Н.Чухина

Приказ № _71/2-о___________

«_04_»  _сентября____ 2014  г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАТИКА»

(интеллектуальное направление развития личности)

для 3-в класса

на 2014-2015 учебный год

Составила Лысенко Н. А.

учитель информатики и ИКТ

высшей категории

Иваново -2014г.

  1. Пояснительная записка

Учебный курс «Занимательная информатика» проводится в рамках внеурочной деятельности и разработан в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,  особенностей образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, а также соответствует концептуальным положениям УМК «Начальная школа 21 века», реализующим фундаментальное ядро содержания современного общего начального образования (базовые национальные ценности, программные элементы научного знания, УУД).

Нормативно-правовая база разработки учебного курса «Занимательная информатика»:

  1. Федеральный Закон "Об образовании в Российской Федерации" (от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ);
  2. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", утвержденные 29 декабря 2010 г.;
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации

№ 373 от 06 октября 2009 г. зарегистрирован Минюст № 15785 от 22 .12. 2009);

  1. Положение МБОУ СОШ № 39 о порядке оценивания личных достижений учащихся (Портфолио).

        Учебный курс «Занимательная информатика» направлен на формирование общей культуры, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся,  развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, обеспечение индивидуальных потребностей, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

При разработке курса учитывался существующий разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятии, внимании, памяти, мышлении, речи, моторике, связанные с возрастными, психологическими и физиологическими индивидуальными особенностями детей младшего школьного возраста. В связи с этим в учебном  курсе  предусмотрено использование игровых форм овладения основными понятиями, курс имеет ознакомительный характер, не требующий от учащихся знаний строгих определений.

Учебный курс «Занимательная информатика» предназначен для учащихся 3 класса. Объем курса - 34 часа в год (1 час в неделю). Продолжительность одного занятия – 45 минут. В рамках внеурочных занятий курс проводится в школе в первой половине дня.

В целях формирования единого образовательного пространства школы, для повышения качества образования курс является взаимодополняющим компонентом базового образования.

Задачей курса является развитие ИКТ-компетенций учащихся, с возможностью применения их в учебных предметах ИЗО, технология, математика, русский язык, окружающий мир.

В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта учебный курс «Занимательная информатика» в рамках внеурочной деятельности организован  по  общеинтеллектуальному направлению развития личности.

В рамках курса применяются следующие формы и методы работы: игровые моменты, соревнования, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка. Учащиеся выполняют практические задания, объединяясь в пары. Такой прием придаст работе психологически полноценный характер деятельности, позволит развиваться коммуникативным навыкам в процессе выполнения учебных заданий.

Учебно – тематический план

по курсу «Занимательная информатика» для 3-в класса

Тема

Количество часов

Количество практических работ

Знакомство со средствами ИКТ, гигиена работы с компьютером.

1

Информация и  её преобразование.

2

2

Устройство компьютера. Навыки работы с внешними устройствами компьютера.

4

4

Технология ввода информации в компьютер

11

11

Алгоритмы

4

4

Логика

4

4

Модели. Моделирование

4

4

Интернет. Работа с Интернетом

4

4

Всего:

34

33

п/п

Название разделов программы

Коли-чество часов

Универсальные учебные действия

1

Знакомство со средствами ИКТ, гигиена работы с компьютером.

1

Использует различные средства ИКТ, соблюдает общие безопасные и эргономичные принципы работы с ними: использует безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно-двигательного аппарата, эргономичные приемы работы с компьютером и другими средствами ИКТ; выполняет компенсирующие физические упражнения (мини-зарядку); бережно относится к техническим устройствам.

2

Информация и  её преобразование.

2

Различает виды информации, информационные процессы получения, хранения и обработки информации.

3

Устройство компьютера. Навыки работы с внешними устройствами компьютера.

4

Правильно включает и выключает устройства компьютера. Использует основные устройства компьютера для ввода, вывода, обработки информации. Знает основные возможности и использует их при работе с  клавиатурой и мышью; организует систему папок для хранения собственной информации в компьютере, именует файлы и папки. 

Учитывает выделенные учителем ориентиры в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем

4

Технология ввода информации в компьютер:

11

Создает рисунок, используя простые формы редактирования изображений: копирование, масштабирование, перемещение, вырезание, и добавление фрагмента.

Владеет клавиатурным письмом на русском языке; умеет набирать текст на иностранном языке

Способность к организации собственной деятельности.

Ориентируется на позицию учителя, партнера в общении.

Использует фантазию, воображение при выполнении учебных действий

5

Алгоритмы

4

Управляет исполнителями в виртуальных микромирах (Черепаха);

Определяет последовательность выполнения действий, составлять инструкции (простые алгоритмы) в несколько действий, строить программы для компьютерного исполнителя (Черепаха) с использованием конструкций последовательного выполнения и повторения;

Формирует умения работать в парах и малых группах;

6

Логика

4

Производит простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.);

7

Модели. Моделирование

4

Использует знаково-символические средства, в том числе овладеет действием моделирования;

Создает семейные деревья, планы территории и пр.;

8

Интернет. Работа с Интернетом

4

  • Ищет информацию в соответствующих возрасту компьютерных (цифровых) словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете, системе поиска внутри компьютера (по стандартным свойствам файлов, по наличию данного слова).

Учебно-тематическое планирование курса

«ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАТИКА»  

(1 час в неделю, 34 часа в год)

№ урока

Дата урока

Раздел

Тема урока

(содержание урока)

Всего часов

Практическая часть

Универсальные учебные действия

1

2

3

4

6

1.Знакомство со средствами ИКТ, гигиена работы с компьютером.

1

1

Правила техники безопасности. Сказка про Емелю.

1

Использует различные средства ИКТ, соблюдает общие безопасные и эргономичные принципы работы с ними: использует безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно-двигательного аппарата, эргономичные приемы работы с компьютером и другими средствами ИКТ; выполняет компенсирующие физические упражнения (мини-зарядку); бережно относится к техническим устройствам.

2.Информация и  её преобразование.

2

2

Информация. Виды информации.

1

Работа с программой «Мир информатики»

Различает виды информации, информационные процессы получения, хранения и обработки информации.

3

Возможности ЭВМ

1

Работа с программой «Мир информатики»

Знает возможности ЭВМ.

3.Устройство компьютера. Навыки работы с внешними устройствами компьютера.

4

4

Как устроен компьютер.

1

Работа с программой «Мир информатики»

Правильно включает и выключает устройства компьютера. Использует основные устройства компьютера для ввода, вывода, обработки информации. Учитывает выделенные учителем ориентиры в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем

5

Мышь. Работа с мышью.

1

Работа с программой «Мир информатики»

Знает основные возможности и использует их при работе с  клавиатурой и мышью; организует систему папок для хранения собственной информации в компьютере, именует файлы и папки. 

6

Знакомство с клавиатурой

1

Клавиатурный тренажер

Знает основные возможности и использует их при работе с  клавиатурой.

7

Клавиатурный тренажер.

1

Клавиатурный тренажер

Знает основные возможности и использует их при работе с  клавиатурой.

4.Технология ввода информации в компьютер

11

4.1.Знакомство с растровым редактором: создание графических  изображений.

4

8

Компьютерная графика. Графический редактор

1

Работа с графическим редактором Paint.

Создает рисунок, используя инструменты графического редактора Paint.

Способность к организации собственной деятельности.

Ориентируется на позицию учителя, партнера в общении.

9-10

Работа с графикой

2

Работа с графическим редактором Paint.

Создает рисунок, используя простые формы редактирования изображений: копирование, масштабирование, перемещение, вырезание, и добавление фрагмента.

11

Творческая графическая работа

1

Работа с графическим редактором Paint.

Создает рисунок на основе созданных ранее работ. Использует фантазию, воображение при выполнении учебных действий.

4.2.Работа с текстовым редактором: ввод текста

4

12

Работа с текстом

1

Работа с текстовым процессором Word

Вводит текст, выравнивает по центру, по ширине, использует заглавные буквы, создает красную строку, вставляет рисунок, созданный ранее, сохраняет текст.

13

Работа с текстом на иностранном языке

1

Клавиатурный тренажер «Падающие символы». Диск «Дракоша и занимательная информатика».

Набирает текст на иностранном языке, развитие собственной познавательной деятельности и общей культуры.

14

Работа с информационными объектами: текст, таблица, рисунок.

1

Работа с текстовым процессором Word

Работает с простыми информационными объектами: текст, таблица, рисунок,  создаёт, сохраняет, преобразует, удаляет. Использует рисунки из коллекции клипов программы Word. Формирование желания выполнять учебные действия.

15

Создание и сохранение гипермедиа-сообщения

1

Работа с текстовым процессором Word

Создает гиперссылки на документы, созданные ранее.

4.3.Создание презентаций

3

16

Создание презентаций

1

Работа с Power Point

Готовит презентацию; создает план презентации, пишет пояснения и тезисы для презентации; планирует учебное сотрудничество с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия.

17

Дизайн

1

 Работа с Power Point

Выбирает и оформляет дизайн слайдов.

18

Анимация

1

Работа с Power Point

Создает простейшие анимированные слайды.

5.Алгоритмы

4

19

Алгоритм. Исполнитель алгоритма

1

Работа с программой  «ЛогоМиры». Исполнитель Черепашка.

Определяет последовательность выполнения действий, использует  систему команд исполнителя «Черепашка»; управляет исполнителем в виртуальных микромирах (Черепаха); формирует умения работать в парах и малых группах.

20

Линейный алгоритм.

1

Работа с программой  «Мир информатики». Исполнитель Погрузчик.

Определяет последовательность выполнения действий, составляет инструкции (простые алгоритмы) в несколько действий,

строит программы для компьютерного исполнителя (Черепаха) с использованием конструкции последовательного выполнения.

21

Разветвляющийся алгоритм

1

Работа с программой  «ЛогоМиры». Исполнитель Черепашка.

Определяет результат исполнения разветвляющегося алгоритма.

22

Вспомогательный алгоритм

1

Работа с программой  «ЛогоМиры». Исполнитель Черепашка.

Составляет вспомогательный алгоритм, определяет результат его работы, формирует умение работать в парах и малых группах.

6. Логика

4

23

Высказывания. Высказывания истинные и ложные.

Сопоставления.

1

Работа с программой  «Мир информатики».

Способен и умеет производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение)

24

Множества. Отношения между множествами.

1

Работа с программой  «Мир информатики».

Способен и умеет производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.), способен разбивать множество фигур на подмножества .

25

Аналогия. Закономерность.

1

Работа с программой  «Мир информатики».

Способен и умеет производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение), умеет находить аналогию и закономерность.

26

Логические игры

1

Логическая игра «Переправа». Диск «Мир информатики»

Умеет применять логические действия в конкретной ситуации.

7. Модели. Моделирование

4

27

Модели. Моделирование как метод познания

1

Работа в Word.

Овладевает действием моделирования объектов и процессов реального мира, формирует опосредованные коммуникации (использование знаков и символов).

28

Создание словесных моделей в Word.

1

Работа в Word. Создание семейного дерева.

Овладевает действием моделирования объектов и процессов реального мира, использует знаково-символические средства,

создает семейное дерево. 

29

Создание графических моделей в Paint.

1

Работа в Paint. Создание графической модели.

Овладевает действием моделирования объектов и процессов реального мира, создает графические модели.

30

Создание диаграмм в Word.

1

Работа в Word. Создание диаграмм

Овладевает действием моделирования объектов и процессов реального мира, представлять данные графически (столбчатая диаграмма)

Интернет. Работа с Интернетом

4

31

Как устроен Интернет

1

Работа с диском  «Дракоша и занимательная информатика».

Понимает принцип устройства сети Интернет. В игровой форме добавляет недостающие элементы сети.

32

Поиск информации.

1

Поиск информации с помощью системы  поиска внутри компьютера. Поиск в Интернете.

Ищет информацию в системе поиска внутри компьютера (по стандартным свойствам файлов, по наличию данного слова);  в соответствующих возрасту компьютерных (цифровых) словарях и справочниках, контролируемом Интернете.

33

Поиск информации.

1

Поиск в Интернете. Использование найденной информации в Word.

Грамотно формулирует запросы при поиске в Интернет, оценивает и сохраняет найденную информацию; критически относится к информации и к выбору источника информации, составляет список используемых информационных источников (в том числе с использованием ссылок).

34

Итоговое занятие. Электронное портфолио

1

Оформление электронного портфолио

Объединяет в одном документе информацию о созданных ранее документах, использует копирование, гиперссылки.

Информационно-методическое обеспечение образовательного процесса по программе внеурочной деятельности  «Занимательная информатика»

  1. Информатика в играх и задачах. Методические рекомендации для учителя. М., «Белла», 2010
  2. Диски «Мир информатики», Дракоша и занимательная информатика

Предполагаемая результативность курса

В результате изучения курса «Занимательная информатика» на ступени начального общего образования у учащихся будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.

В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая  учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации.

В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся овладеют всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в образовательном учреждении и вне его, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся научатся воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты — тексты, использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования.

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнера), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты.

Перечень планируемых результатов  по программе

 «Формирование ИКТ - компетентности обучающихся».

В результате изучения курса «Занимательная информатика» на ступени начального общего образования начинается формирование навыков, необходимых для жизни и работы в современном высокотехнологичном обществе. Обучающиеся приобретут опыт работы с гипермедийными информационными объектами, в которых объединяются текст, наглядно-графические изображения, цифровые данные, неподвижные и движущиеся изображения, ссылки и которые могут передаваться с помощью телекоммуникационных технологий.

Обучающиеся познакомятся с различными средствами ИКТ, освоят общие безопасные и эргономичные принципы работы с ними; осознают возможности различных средств ИКТ для использования в обучении, развития собственной познавательной деятельности и общей культуры.

Они приобретут первичные навыки обработки и поиска информации при помощи средств ИКТ; научатся вводить различные виды информации в компьютер: текст, изображение, цифровые данные; создавать, редактировать, сохранять и передавать гипермедиасообщения.

Обучающиеся научатся оценивать потребность в дополнительной информации для решения учебных задач и самостоятельной познавательной деятельности; определять возможные источники её получения; критически относиться к информации и к выбору источника информации.

Они научатся планировать процессы в простых учебных и практических ситуациях.

В результате использования средств и инструментов ИКТ и ИКТ-ресурсов для решения разнообразных учебно-познавательных и учебно-практических задач, у обучающихся будут формироваться и развиваться необходимые универсальные учебные действия и специальные учебные умения,. Это  заложит основу успешной учебной деятельности в средней и старшей школе.

Таким образом, в результате изучения курса «Занимательная информатика» учащийся получит положительную мотивацию учебной деятельности, формирования личностного смысла учения, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

Знакомство со средствами ИКТ, гигиена работы с компьютером.

Выпускник научится:

  • использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно-двигательного аппарата, эргономичные приемы работы с компьютером и другими средствами ИКТ; выполнять компенсирующие физические упражнения (мини-зарядку);
  • организовывать систему папок для хранения собственной информации в компьютере, именовать файлы и папки.

Технология ввода информации в компьютер:

Выпускник научится:

  • владеть клавиатурным письмом на русском языке; уметь набирать текст на родном языке; уметь набирать текст на иностранном языке;
  • рисовать изображения;
  • пользоваться основными функциями стандартного текстового редактора, следовать основным правилам оформления текста: вводить и сохранять текст, изменять шрифт, начертание, размер, цвет текста, следовать правилам расстановки пробелов вокруг знаков препинания, правила оформления заголовка и абзацев; использовать полуавтоматический орфографический контроль (подсказку возможных вариантов исправления неправильно написанного слова по запросу);
  • искать информацию в соответствующих возрасту компьютерных (цифровых) словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете, системе поиска внутри компьютера (по стандартным свойствам файлов, по наличию данного слова); составлять список используемых информационных источников (в том числе с использованием ссылок);
  • готовить и проводить презентацию (устное сообщение с аудио-поддержкой ) перед небольшой аудиторией: создавать план презентации, выбирать аудиовизуальную  поддержку, писать пояснения и тезисы для презентации;
  • создавать семейные деревья и пр.;
  • создавать изображения, пользуясь графическими возможностями компьютера; составлять новое изображение из готовых фрагментов (аппликация);
  •  создавать новые сообщения путём комбинирования имеющихся;

Выпускник получит возможность научиться:

  • грамотно формулировать запросы при поиске в Интернете и базах данных, оценивать, интерпретировать и сохранять найденную информацию; критически относиться к информации и к выбору источника информации.

Формы представления образовательных результатов:

  • устная оценка успешности результатов, формулировка причин неудач и рекомендаций по устранению пробелов в обученности по предметам;
  • портфолио.

Критериями оценивания являются:

  • динамика результатов предметной обученности, формирования УУД.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня 6 класса. Рассчитана на 35 учебных часа

Рабочая  программа  учебного курса    «Информатика и ИКТ»  для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня...

Рабочая программа по курсу "Информатика" 5 класс, составленная на основе авторской программы А. Л. Семенов, Т. А. Рудченко «Информатика,5»

Данная рабочая программа разработана в соответствии с авторской программы  А. Л. Семенов, Т. А. Рудченко «Информатика,5»  в рамках ФГОС....

Рабочая программа кружка по информатике "В мире информатики"

Данная программа имеет выраженную практическую направленность, которая и определяет логику построения материала учебных занятий. Программа дополнительного образования школьников по информатике построе...

Рабочая программа учебного предмета «Информатика и ИКТ» для 5-9 классов базовый уровень, Малюкова Н. И., Хруцкая Н. А. - учителя информатики

Рабочая программа учебного предмета «Информатика и ИКТ»  для 5-9  классов базовый уровень, Малюкова Н. И., Хруцкая Н. А. - учителя информатики...

Рабочая программа учебного предмета «Информатика и ИКТ» для 10-11 классов базовый уровень, Малюкова Н. И., учитель информатики

Рабочая программа учебного предмета «Информатика и ИКТ»  для 10-11  классов базовый уровень, Малюкова Н. И.  учитель информатики...

Рабочая программа спецкурса по информатике "Математические основы информатики"

Рабочая программа спецкурса по информатике "Математические основы информатики" для обучающихся 7-9 классов...

Рабочая программа учебного предмета информатика и информационно-коммуникационные технологии 10-11 класс УМК «__Угринович Н.Д. «Информатика 10-11__» _10-11_ класс, базовый уровень (2 часа в неделю)

Рабочая программа учебного предмета  информатика и информационно-коммуникационные технологии   10-11 класс  УМК «__Угринович Н.Д. «Информатика 10-11__»...