Рабочая программа спецкурса по информатике "Математические основы информатики"
рабочая программа по информатике и икт (7 класс) на тему

Шенкнехт Тамара Александровна

Рабочая программа спецкурса по информатике "Математические основы информатики" для обучающихся 7-9 классов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска

«Новосибирский городской педагогический лицей имени А.С. Пушкина»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

спецкурса по информатике

7 класс

«Математические основы информатики»

                                                        

Разработала: Шенкнехт Т.А.,

учитель информатики

                

Новосибирск, 2014



СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка к учебной программе

Общая характеристика учебного предмета

Описание места курса в учебном плане

Результаты освоения учебного курса

Содержание учебного курса

Тематическое планирование по курсу

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечения курса

Планируемые результаты изучения курса


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Сегодня человеческая деятельность в технологическом плане меняется очень быстро, на смену существующим технологиям и их конкретным техническим воплощениям быстро приходят новые, которые специалисту приходится осваивать заново. В этих условиях велика роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе информационных. Данная программа описывает обучение математическим основам информатики.  Настоящая программа разработана в целях реализации ФГОС нового поколения школы второй ступени. Она ориентирована на реализацию общеинтеллектуального направления. Содержание учебного материала программы соответствует целям предпрофильного обучения и обладает новизной для обучающихся.

Формы и методы работы выбраны с учетом осуществления дифференциации и индивидуализации образовательной деятельности в контексте Концепции модернизации российского образования. Здесь закладываются основные компетенции, связанные с математическими вычислениями в информатике.

Цель программы: создание в образовательном пространстве школы условий для успешной профильной подготовки обучающихся, привитие интереса к профессиям, связанным с прикладной информатикой и математикой.

Задачи:

  • формирование у обучаемых системное представление о теоретической базе информационных и коммуникационных технологий;
  • выявление взаимосвязи и взаимовлияние математики и информатики;
  • привитие учащимся навыков, требуемых большинством видов современной деятельности (налаживание контактов с другими членами коллектива,
  • планирование и организация совместной деятельности и т. д.);
  • формирование умения решения исследовательских задач; решения практических задач, требующих получения законченного продукта;
  • развитие способности к самообучению.
  • создание атмосферы сотрудничества обучающихся при решении задач, когда востребованными являются соответствующие коммуникативные умения;
  • формирование активной жизненной позиции;
  • потребности в самообразовании, самовоспитании;
  •  создание условий для развития интереса к саморазвитию, самооценке своих достижений.

В основу программы положены следующие нормативные документы:

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (статья 11, 12, 13,18), от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ. 2.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. №1897).
  3. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения (Письмо департамента общего образования Министерства образования науки Российской Федерации от 01 ноября 2011 г. № 03-776).
  4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». Зарегистрирован в Минюсте РФ 3 марта 2011 г.
  5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253 г. Москва «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования».
  6. Примерные программы по учебным предметам. Информатика. 7-9 классы.  М.: Просвещение, 2011. – 32 с. - (Стандарты второго поколения). /Рук. О.В. Платонова

В основе содержания и структуры данного учебного курса лежит концепция профильного образования. Программа по целевой направленности является профессионально-прикладной, развивающей, личностно ориентированной. Это специальный курс для углубленного обучения, в котором теория строго дозирована и тесно связана с практической деятельностью.

Курс ориентирован на дополнительное образование учащихся 7 классов и рассчитан на год.

Общая характеристика курса

Курс «Математические основы информатики» носит интегрированный междисциплинарный характер, материал курса раскрывает взаимосвязь математики и информатики, показывает, как развитие одной из этих научных областей стимулировало развитие другой. Так как учащиеся имеют различные базовые знания, большое внимание в программе уделяется индивидуальной работе.

Курс ориентирован на учащихся инженерно-технологического класса, желающих расширить свои представления о математике в информатике и информатике в математики. Спецкурс дает представление о математических задачах, возникающих в информатике. Рассматривается теория кодирования и декодирования информации, дается понятие о формальных языках, формальных грамматиках и автоматах, рассматривается формализация интуитивного понятия алгоритма, вычислительной сложности алгоритма и изучаются некоторые конкретные алгоритмы, связанные со сжатием информации и задачами на графах.

В основу работы с учащимися по изучению курса «Математические основы информатики» может быть положена методика, базирующаяся на следующих принципах развивающего обучения:

  1. принцип обучения на высоком уровне трудности;
  2. принцип ведущей роли теоретических знаний;
  3. принцип концентрированности организации учебного процесса;
  4. принцип группового или коллективного взаимодействия;
  5. принцип полифункциональности учебных заданий.

Программа имеет связь с базовым предметом - математикой, в ней четко прослеживаются межпредметные связи.

Описание места курса в учебном плане

Курсу отводится по 1 часу в неделю в течение одного года обучения  7классы; всего 35 учебных часов.

Курс «Математические основы информатики» имеет блочно-модульную структуру, учебное пособие состоит из 4 глав, которые можно изучать в произвольном порядке.

Распределение учебного времени представлено ниже в таблице:

Название темы

Кол-во часов

Введение в спецкурс

1

1

Системы счисления

9

2

Представление информации в

9

3

Введение в алгебру логики

9

4

Элементы теории алгоритмов

7

Всего

35

Результаты освоения учебного курса

Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:

  • наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
  • понимание роли информационных процессов в современном мире;
  • владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
  • ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
  • развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
  • способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
  • готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
  • способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
  • способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.

Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:

Регулятивные:

  • получение опыта использования методов и средств информатики для исследования и создания различных графических объектов;
  • умение создавать и поддерживать индивидуальную информационную среду, обеспечивать защиту значимой информации и личную информационную безопасность;
  • владение основными общеучебными умениями информационного характера: анализа ситуации, планирования деятельности и др.;
  • умение решать задачи из разных сфер человеческой деятельности с применением методов информатики и средств ИК
  • владение основными общеучебными умениями информационного характера: анализа ситуации, планирования деятельности, обобщения и сравнения данных и др.;
  • получение опыта использования методов средств информатики: моделирования; формализации и структурирования информации; компьютерного эксперимента при исследовании различных объектов, явлений и процессов;
  • владение навыками постановки задачи на основе известной и усвоенной информации и того, что еще неизвестно;
  • планирование деятельности: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий;
  • умение решать задачи из разных сфер человеческой деятельности с применением методов информатики и средств ИКТ.
  • умение выбирать источники информации, необходимые для решения задачи (средства массовой информации, электронные базы данных, Интернет и др.).
  • представление знаково-символических моделей на формальных языках;
  • планирование деятельности: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий;
  • контроль в форме сличения результата действия с заданным эталоном;
  • коррекция деятельности: внесение необходимых дополнений и корректив в план действий;
  • владение навыками постановки задачи на основе известной и усвоенной информации и того, что еще неизвестно;
  • владение основными общеучебными умениями информационного характера: анализа ситуации, планирования деятельности, обобщения и сравнения данных и др.;
  • умение решать задачи из разных сфер человеческой деятельности с применением методов информатики и средств ИКТ;

Познавательные:

  • оценивание числовых параметров информационных процессов (объема памяти, необходимого для хранения информации, скорости обработки и передачи информации и пр.);
  • построение простейших функциональных схем основных устройств компьютера;
  • решение задач из разных сфер человеческой деятельности с применением средств информационных технологий;
  • выбор языка представления информации в соответствии с поставленной целью, определение внешней и внутренней формы представления информации, отвечающей данной задаче автоматической обработки информации (таблицы, схемы, диаграммы, списки и др.);
  • преобразование информации из одной формы представления в другую без потери ее смысла и полноты;
  • решение задач из разных сфер человеческой деятельности с применением средств информационных технологий.
  • освоение основных понятий и методов информатики;
  • выбор языка представления информации в соответствии с поставленной целью, определение внешней и внутренней формы представления информации, отвечающей данной задаче автоматической обработки информации (таблицы, схемы, графы, диаграммы, массивы, списки и др.);
  • развитие представлений об информационных моделях и важности их использования в современном информационном обществе;
  • построение моделей объектов и процессов из различных предметных областей с использованием типовых средств (таблиц, графиков, диаграмм, формул, программ и пр.);
  • освоение основных конструкций процедурного языка программирования;
  • освоение методики решения задач по составлению типового набора учебных алгоритмов; использование основных алгоритмических конструкций для построения алгоритма, проверки его правильности путем тестирования и/или анализа хода выполнения, нахождение и исправление типовых ошибок с использованием современных программных средств;
  • вычисление логических выражений, записанных на изучаемом языке программирования; построение таблиц истинности и упрощение сложных высказываний с помощью законов алгебры логики;
  • решение задач из разных сфер человеческой деятельности с применением средств информационных технологий.

Коммуникативные:

  • соблюдение норм этикета, российских и международных законов при передаче информации по телекоммуникационным каналам.
  • осознание основных психологических особенностей восприятия информации человеком;
  • получение представления о возможностях получения и передачи информации с помощью электронных средств связи, о важнейших характеристиках каналов связи;
  • овладение навыками использования основных средств телекоммуникаций, форматирования запроса на поиск информации в Интернете с помощью программ навигации (браузеров) и поисковых программ, осуществления передачи информации по электронной почте и др.;
  • соблюдение норм этикета, российских и международных законов при передаче информации по телекоммуникационным каналам.

Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения информатики в основной школе отражают:

  • формирование информационной и алгоритмической культуры;
  • формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации;
  • развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
  • формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
  • развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами  линейной, условной и циклической;
  • формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей  таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
  • формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.

Содержание учебного курса

Модуль 1. Системы счисления

Тема «Системы счисления» обычно изучается в базовом курсе информатики, поэтому школьники обладают определенными знаниями и навыками, в основном, перевода целых десятичных чисел в двоичную систему и обратно.

Цели изучения темы:

  • раскрыть принципы построения систем счисления и в первую очередь позиционных систем;
  • изучить свойства позиционных систем счисления;
  • показать, на каких идеях основаны алгоритмы перевода чисел из одной системы счисления в другую;
  • раскрыть связь между системой счисления, используемой для кодирования информации в компьютере, и архитектурой компьютера;
  • познакомить с основными недостатками использования двоичной системы компьютере;
  • рассказать о системах счисления, отличных от двоичной, используемых в компьютерных системах.

Модуль 2. Представление информации в компьютере

Разработка современных способов оцифровки информации  один из ярких примеров сотрудничества специалистов разных профилей: математиков, биологов, физиков, инженеров, программистов и пользователей. Широко распространенные форматы хранения естественной информации (МРЗ, JPEG, MPEG и др.) используют в процессе сжатия информации сложные математические методы. Естественно, что в не вводится «сложная математика», а только рассказывается о путях, современных подходах к представлению информации в компьютере.

Вопросы, рассматриваемые в данном модуле, практически не представлены в базовом курсе информатики.

Цели изучения темы:

  • достаточно подробно показать учащимся способы компьютерного представления целых и вещественных чисел;
  • выявить общие инварианты представления текстовой, графической и звуковой информации;
  • познакомить с основными теоретическими подходами к решению проблемы сжатия информации.

Модуль 3. Введение в алгебру логики

Цели изучения темы:

  • • достаточно строго изложить основные понятия алгебры логики, используемые в информатике;
  • показать взаимосвязь изложенной теории с практическими потребностями информатики и математики;
  • систематизировать знания, ранее полученные по этой теме.

Модуль 4. Элементы теории алгоритмов

Этот модуль можно назвать «Популярное введение в теорию алгоритмов». Нынешние учащиеся воспринимают современную вычислительную технику как естественную составляющую сегодняшней жизни.

Они воспитываются под «флагом» всемогущества компьютера. У них даже не возникает сомнения, что некоторые задачи невозможно решить на современных компьютерах, а часть задач решить невозможно в принципе. И тем более они не представляют, что еще 100 лет тому назад не существовало таких вычислительных устройств, на которых можно было решать задачи разных классов.

Тема «Алгоритмизация» входит в базовый курс информатики, и, как правило, школьники знакомы с такими понятиями как «алгоритм», «исполнитель», «среда исполнителя» и др. Многие умеют и программировать. При изучении данного модуля наибольшее внимание следует уделить тем разделам (параграфам), содержание которых не входит в базовый курс информатики. Следует отметить, что целью изучения данной темы не является научить учащихся составлять алгоритмы. Алгоритмичность мышления формируется в течение всего периода обучения в школе. Однако при изучении этой темы необходимо решать достаточно много задач на составление алгоритмов и оценку их вычислительной сложности, так как изучение отдельных разделов теории алгоритмов без разработки самих алгоритмов невозможно.

Цели изучения темы:

  • формирование представления о предпосылках и этапах развития области математики «Теория алгоритмов» и непосредственно самой вычислительной техники;
  • знакомство с формальным (математически строгим) определением алгоритма;
  • знакомство с понятиями «вычислимая функция», «алгоритмически неразрешимые задачи» и «сложность алгоритма».

Тематическое планирование по учебному курсу

№ урока

Тема урока

Основное содержание по теме

Результаты обучения

предметные

метапредметные

личностные

Введение в спецкурс (1 час)

1.

Техника безопасности и организация рабочего места.

Цели изучения курса информатики и ИКТ.

Умение использовать учебную и дополнительную техническую информацию изучения предмета

Планирование процесса познавательно-трудовой деятельности

Формирование действий целеполагания, проявление познавательных интересов

Системы счисления (9 часов)

2.

Принцип позиционности. Основные определения. Понятие базиса. Принцип позиционности.

Единичная система. Древнеегипетская десятичная непозиционная система. Вавилонская шестидесятеричная система. Римская система. Алфавитные системы. Индийская мультипликативная система. Появление нуля.

Знать/понимать:

  • принцип дискретного (цифрового) представления информации;
  • понятие «система счисления», виды систем счисления;

Уметь:

  • переводить числа из одной
  • системы счисления в другую;
  • выполнять арифметические действия в различных позиционных системах счисления
  • умение использовать логические значения, операции и выражения с ними

Уметь:

  • выбирать способы наиболее быстрого и эффективного представления информации;
  • применять в других предметных областях обобщенные способы решения учебных задач с использованием различных систем счисления

Качества личности

школьника:

  • позволяющие использовать способы представления и кодирования информации в процессе своей деятельности

3.

Единственность представления чисел в q-ичных системах счисления. Цифры позиционных систем счисления

Система счисления, цифра, позиционная система счисления, непозиционная система счисления, базис, алфавит, основание. Теорема существования и единственности представления натурального числа в виде степенного ряда

4.

Развёрнутая и свернутая формы записи чисел. Представление произвольных чисел в позиционных системах счисления.

Развернутая форма записи числа, свернутая форма.

5.

Перевод чисел из q-ичной системы счисления в десятичную.

Перевод целого числа из q-ичной системы счисления в десятичную. Перевод конечной q-ичной дроби в десятичную. Перевод бесконечной периодической q-ичной дроби в десятичную.

6.

Перевод чисел из десятичной системы счисления в q-ичную.

Перевод целого числа из десятичной системы счисления в q-ичную. Перевод конечной десятичной дроби в q-ичную. Перевод бесконечной периодической десятичной дроби в q-ичную. Перевод чисел из q-ичной системы в p-ичную.

7.

Арифметические операции в q-ичных системах счисления

Сложение, вычитание, умножение, деление чисел в различных системах счисления.

8.

Взаимосвязь между системами счисления с основаниями.

Взаимосвязь между системами счисления с основаниями.

9.

Системы счисления и архитектура компьютеров.

Компьютерные системы счисления

10.

Решение задач. Системы счисления.

Перевод целого числа из десятичной системы счисления в q-ичную. Перевод конечной десятичной дроби в q-ичную. Перевод бесконечной периодической десятичной дроби в q-ичную. Перевод чисел из q -ичной системы в p-ичную.

Представление информации в компьютере (9 часов)

11.

Представление целых чисел. Прямой код. Дополнительный код.

Представление целых и действительных чисел в компьютере. Мантисса, нормализованная форма. Дополнительный и обратный код, фиксированная запятая, плавающая запятая.

Знать/понимать:

  • что такое информация, каковы её свойства и формы представления;
  • виды информационных процессов;
  • значение языка как способа представления информации;
  • программный принцип работы компьютера;
  • принцип дискретного представления информации;
  • сущность единицы измерения;
  • методы измерения количества информации

Уметь:

  • выбирать способы наиболее быстрого и эффективного представления информации;
  • отличать один вид информации от другого при изучении содержания различных предметов;
  • определять необходимые для обучения свойства информации, получаемой из различных источников;
  • отбирать информацию, обладающую определёнными, необходимыми признаками

Качества личности школьника:

  • позволяющие выделять информационные аспекты в деятельности человека;
  • позволяющие осуществлять информационное взаимодействие в процессе своей деятельности

12.

Целочисленная арифметика в ограниченном числе разрядов.

Представление целых и действительных чисел в компьютере. Целочисленная арифметика в ограниченном числе разрядов.

13.

Нормализованная запись вещественных чисел. Представление чисел с плавающей запятой.

Дополнительный и обратный код, фиксированная запятая, плавающая запятая.

14.

Особенности реализации вещественной компьютерной арифметики

Вещественная компьютерная арифметика

15.

Представление текстовой информации.).

Байт и символ. Кодировки. Ввод по коду. Числовой код символа, таблицы кодировок символов (системы кодирования, универсальная система кодирования текста).

16.

Представление графической информации.

Растр, принцип декомпозиции, система кодирования RGB. Пространственная дискретизация. Палитра цветов растрового изображения. Разрешающая способность экрана, глубина цвета, графический режим. Режимы кодировки цветного изображения.

17.

Представление звуковой информации.

Аналоговая и дискретная форма информации. Дискретизация. Частота дискретизации. Глубина кодирования.

18.

Методы сжатия цифровой информации.

 Форматы хранения естественной информации (МРЗ, JPEG, MPEG и др.). Методы сжатия цифровой информации

19

Решение задач. Представление информации

Решение задач. Представление информации

Введение в алгебру логики (9 часов)

20.

Алгебра логики. Понятие высказывания.

Что такое алгебра высказываний. Высказывание. Простое высказывание, сложное высказывание.

Знать/понимать:

  • принцип дискретного (цифрового) представления информации;

Уметь:

  • выполнять арифметические действия в различных позиционных системах счисления;
  • умение использовать логические значения, операции и выражения с ними

Уметь:

  • определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

Качества личности

школьника:

  • позволяющие выделять информационные аспекты в деятельности человека;
  • позволяющие осуществлять информационное взаимодействие в процессе своей деятельности

21.

Логические операции.

Операции логического отрицания, дизъюнкции, конъюнкции, импликации, эквиваленции. Свойства логических операций.

22.

Логические формулы, таблицы истинности.

Логические формулы, таблицы истинности.

23.

Законы алгебры логики.

Законы тождества, противоречия, исключенного третьего, двойного отрицания, идемпотентности, коммуникативности, ассоциативности, дистрибутивности, де Моргана.

24.

Применение алгебры логики (решение текстовых логических задач или алгебра переключательных схем).

Решение логической задачи с помощью рассуждений. Решение средствами алгебры логики. Графический способ решения логических задач: графы, деревья. Табличный способ решения. Решение логических задач на компьютере: на языке программирования, в табличном процессоре.

25.

Построение функциональных схем по структурным формулам и обратно.

Построение функциональных схем по структурным формулам и обратно.

26.

Построение структурных формул по таблицам истинности.

Построение и преобразование логических выражений. Вычисление значения логического выражения. Построение для логической функции таблицы истинности и логической схемы. Решение системы логических уравнений.

27.

Решение задач. Алгебра логики.

 Обобщение материала

28.

Сумматор двоичных чисел.

Сумматор двоичных чисел.

Элементы теории алгоритмов (7 часов)

29.

Структура программы на языке Pascal.

Язык программирования. Основные правила языка программирования Паскаль: структура программы; правила представления данных; правила записи основных операторов (ввод, вывод, присваивание, ветвление, цикл).

Знать/понимать:

  • основные понятия языка Pascal, арифметические операторы и выражения, объекты;
  • основные типы алгоритмических конструкций языка Pasca
  • типы переменных и их описание;
  • логические значения, операции, выражения на языке Pascal;
  • основные операторы языка Pascal;

Уметь:

  • составлять алгоритмы управления исполнителями и
  • использовать логические значения, операции и выражения с ними;
  • формально выполнять алгоритмы, описанные с использованием конструкций ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательных алгоритмов, простых и табличных величин;
  • создавать и выполнять программы для решения несложных алгоритмических задач по образцу в среде программирования.

Уметь:

  • самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы.

Качества личности школьника:

  • владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
  • готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию

30.

Типы данных. Оператор присваивания.

Понятие простой величины. Типы величин: целые, вещественные, символьные, строковые, логические. Переменные и константы.

31.

Линейные алгоритмы.

Линейные программы

32.

Логический тип данных.

Условный оператор.

Алгоритмические конструкции, связанные с проверкой условий: ветвление и повторение.

33.

Составной оператор

Составной оператор

34.

Решение задач. Линейные алгоритмы

Решение задач выполнению программ в среде программирования Паскаль

35.

Обобщение материала за курс

Итоговый контроль по темам за весь курс



Учебно-методическое и материально-техническое обеспечения курса

Для реализации целей и задач обучения информатики по данной программе используется УМК «Лабораторий знаний» (издательство «БИНОМ») и другие.

Литература:

  1. Андреева Е.В., Босова Л.Л., Фалина И.Н. Математические основы информатики. Элективный курс: Учебное пособие – М., БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005 – 328 с.

  1. Андреева Е.В., Босова Л.Л., Фалина И.Н. Математические основы информатики. Элективный курс: методическое пособие – М., БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007 – 312 с.
  2. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. Программа для основной школы: 5-6 классы. 7–9 классы. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
  3. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 7-9 классы: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
  4. Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-7». – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007

Интернет-ресурсы:

  1. www//metodist.lbz.ru
  2. Я иду на урок информатика (методическая разработка). – Режим доступа: www.festival.1septembtr.ru
  3. Уроки-конспекты. – Режим доступа: www.pedsovet.ru

Технические средства

Компьютерный класс: рабочее место преподавателя и 10 рабочих мест учащихся; локальная вычислительная сеть с выхода в сеть Интернет. .

  • принтер (черно/белой печати, формата А4), позволяющий фиксировать на бумаге информацию;
  • цветной принтер (формата А4),
  • документ-камера;
  • мультимедиа-проектор с потолочным креплением в комплекте с интерактивной доской;
  • устройства для ввода визуальной и звуковой информации (сканер, микрофон, видеокамера, Web-камера);
  • устройства вывода звуковой информации, а именно наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, колонки;
  • оборудование, обеспечивающее подключение к сети Интернет (комплект оборудования для подключения к сети Интернет, сервер

Программные средства:

  • Операционная система – Windows;
  • Система программирования;
  • Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы;
  • Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.);
  • Программы для тестирования компьютера и работы с файлами;
  •  Программы для кодирования информации, систем счисления и основ логики.
  •  Программы-тренажеры
  • Программы архиваторы
  • Комплект презентаций по каждому классу
  • Конструктор тестов.
  • Программы для создания и разработки алгоритмов.

Планируемые результаты изучения курса

Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования уточняют и конкретизируют общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов как с позиции организации их достижения в образовательном процессе, так и с позиции оценки достижения этих результатов.

Выпускник научится:

  • использовать термины «информация», «сообщение», «данные», «кодирование», а также понимать разницу между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике;
  • описывать размер двоичных текстов, используя термины «бит», «байт» и производные от них; использовать термины, описывающие скорость передачи данных;
  • записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256;
  • кодировать и декодировать тексты при известной кодовой таблице;
  • использовать основные способы графического представления числовой информации.
  • понимать термины «исполнитель», «состояние исполнителя», «система команд»; понимать различие между непосредственным и программным управлением исполнителем;
  • понимать термин «алгоритм»; знать основные свойства алгоритмов (фиксированная система команд, пошаговое выполнение, детерминированность, возможность возникновения отказа при выполнении команды);
  • составлять неветвящиеся (линейные) алгоритмы управления исполнителями и записывать их на выбранном алгоритмическом языке (языке программирования);
  • использовать логические значения, операции и выражения с ними;
  • понимать (формально выполнять) алгоритмы, описанные с использованием конструкций ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательных алгоритмов, простых и табличных величин;
  • создавать алгоритмы для решения несложных задач, используя конструкции ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательные алгоритмы и простые величины;
  • создавать и выполнять программы для решения несложных алгоритмических задач в выбранной среде программирования.

Выпускник получит возможность:

  • познакомиться с примерами использования формальных (математических) моделей, понять разницу между математической (формальной) моделью объекта и его натурной («вещественной») моделью, между математической (формальной) моделью объекта/явления и его словесным (литературным) описанием;
  • узнать о том, что любые данные можно описать, используя алфавит, содержащий только два символа, например, 0 и 1;
  • познакомиться с тем, как информация (данные) представляется в современных компьютерах;
  • познакомиться с двоичной системой счисления;
  • познакомиться с двоичным кодированием текстов и наиболее употребительными современными кодами.
  • углубить и развить представления о современной научной картине мира, об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире;
  • научиться определять мощность алфавита, используемого для записи сообщения;
  • научиться оценивать информационный объём сообщения, записанного символами произвольного алфавита
  • переводить небольшие десятичные числа из восьмеричной и шестнадцатеричной системы счисления в десятичную систему счисления;
  • познакомиться с тем, как информация представляется в компьютере, в том числе с двоичным кодированием текстов, графических изображений, звука;
  • научиться решать логические задачи с использованием таблиц истинности;
  • научиться решать логические задачи путем составления логических выражений и их преобразования с использованием основных свойств логических операций.
  • сформировать представление о моделировании как методе научного познания; о компьютерных моделях и их использовании для исследования объектов окружающего мира;
  • познакомиться с примерами использования графов и деревьев при описании реальных объектов и процессов
  • по данному алгоритму определять, для решения какой задачи он предназначен;
  • разрабатывать в среде формального исполнителя короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции;
  • разрабатывать и записывать на языке программирования эффективные алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции.
  • закрепить представления о требованиях техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
  • сформировать понимание принципов действия различных средств информатизации, их возможностей, технических и экономических ограничений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса "Математические основы информатики", 11 класс

Данна рабочая програма элективного курса «Математические основы информатики» разработана для учащихся старшей школы 10, 11 классов на основе авторской программы  элективного курса Е.В. Андреевой,...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СПЕЦКУРСА ПО «ИНФОРМАТИКЕ И ИКТ «ОСНОВЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ»

Мышление, как учит психология, начинается там, где нужно решить ту или иную задачу. Как показывает опыт, изучение основ алгоритмизации и программирования способствует интеллектуальному развитию личнос...

Рабочая программа спецкурса « Основы русской словесности» 5 класса составлена на основе авторской программы Русская словесность. От слова к словесности. 5—9 классы. / Автор программы Р. И. Альбеткова

Программа по словесности построена в тесном взаимодействии с программами по русскому языку и литературе. При этом учитывается наличие в классе учащихся, для которых русский  язык не является родн...

Рабочая программа элективного курса "Математические основы информатики"

Рабочая программа элективного курса «Математические основы информатики» разработана для учащихся старшей школы 10, 11 классов на основе авторской программы  элективного курса Е.В. Андреевой, Л. Л...

Рабочая программа элективного курса "Математические основы информатики".

Рабочая программа элективного курса "Математические основы информатики". Расчитана на 2 года (10-11 класс)....

Рабочая программа спецкурса по русскому языку для учащихся 9 класса "Основы искусства речи"

Программа данного спецкурса направлена на подготовку учащихся к сдаче устной части экзамена по русскому языку, а также к написанию сочинения 9.1,9.2,9.3...

Рабочая программа элективного курса «Математические основы информатики» (10-11 класс)

Рабочая программа элективного курса«Математические основы информатики»(10-11 класс)...