Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в профессиональной деятельности
рабочая программа по информатике и икт на тему
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее - СПО) 050715 Коррекционная педагогика в начальном образовании, 050146 Преподавание в начальных классах, 051001 Профессиональное обучение
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
informatika_i_ikt_gotovo.doc | 186 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в профессиональной деятельности
по специальности среднего профессионального образования (далее - СПО) 050715 Коррекционная педагогика в начальном образовании, 050146 Преподавание в начальных классах, 051001 Профессиональное обучение
2014 г.
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее - СПО) 050715 Коррекционная педагогика в начальном образовании, 050146 Преподавание в начальных классах, 051001 Профессиональное обучение
Организация-разработчик: БОУ ОО СПО «Болховский педагогический колледж»
Разработчики:
Чаркина Е.Н., преподаватель информатики БОУ ОО СПО «Болховский педагогический колледж»
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 5 |
| 5 |
| 8 |
| 8 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в профессиональной деятельности
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 050715 Коррекционная педагогика в начальном образовании, 050146 Преподавание в начальных классах, 051001 Профессиональное обучение
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована ____________________________________________________________________
указать возможности использования программы в дополнительном профессиональном образовании (указать направленность программ повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке (указать направленность программы профессиональной подготовки)
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
При освоении дисциплины у обучающихся формируется информационно-коммуникационная компетентность – знания, умения и навыки по информатике, необходимые для изучения других общеобразовательных предметов, для их использования в ходе изучения специальных дисциплин профессионального цикла, в практической деятельности и повседневной жизни. Выполнение практикумов обеспечивает формирование у обучающихся умений самостоятельно и избирательно применять различные средства ИКТ, включая дополнительное цифровое оборудование (принтеры, графические планшеты, цифровые камеры, сканеры и др.), пользоваться комплексными способами представления и обработки информации, а также изучить возможности использования ИКТ для профессионального роста. Для изучения дисциплины необходимы компетенции, сформированные у обучающихся в средней общеобразовательной школе, входящие в состав ИКТ – компетентности
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Дисциплина ориентирована на достижение следующих целей:
- освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
- овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом ИКТ, в том числе при изучении других дисциплин;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
- воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
- приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
- распознавать информационные процессы в различных системах;
- использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;
- осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей;
- иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
- создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые;
- просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных;
- осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр.;
- представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.);
- соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- различные подходы к определению понятия «информация»;
- методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный. Знать единицы измерения информации;
- назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей);
- назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы;
- использование алгоритма как способа автоматизации деятельности;
- назначение и функции операционных систем;
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося_______часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 117 часов;
самостоятельной работы обучающегося 35 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 117 |
в том числе: Лекции | 51 |
практические занятия | 66 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | |
в том числе: | |
Итоговая аттестация в форме зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
Введение | Содержание учебного материала | 1 | ||
1 | Роль информационной деятельности в современном обществе: экономической, социальной, культурной, образовательной сферах. | 1,2 | ||
Тема 1. Информационная деятельность человека | Содержание учебного материала | 6 | ||
1 | Основные этапы развития информационного общества. Этапы развития технических средств и информационных ресурсов. Информационные ресурсы общества. | 2 | ||
2 | Виды гуманитарной информационной деятельности человека с использованием технических средств и информационных ресурсов (в соответствии с направлением профессиональной деятельности). Стоимостные характеристики информационной деятельности. | |||
3 | Правовые нормы, относящиеся к информации, правонарушения в информационной сфере, меры их предупреждения. | |||
Практические занятия | 6 | |||
1. Образовательные информационные ресурсы. Работа с программным обеспечением. Инсталляция программного обеспечения (в соответствии с направлением профессиональной деятельности), его использование и обновление. | ||||
2. Лицензионные и свободно распространяемые программные продукты. Организация обновления программного обеспечения с использованием сети Интернет. | ||||
Тема 2. Информация и информационные процессы | Содержание учебного материала | 14 | ||
1 | Подходы к понятиям информация и измерение информации. Информационные объекты различных видов. Универсальность дискретного (цифрового) представления информации. Дискретное (цифровое) представление текстовой, графической, звуковой информации и видеоинформации. | 2,3 | ||
2 | Принципы обработки информации компьютером. Арифметические и логические основы работы компьютера. Компьютер как исполнитель команд. Программный принцип работы компьютера. Компьютерные модели. | |||
3 | Основные информационные процессы и их реализация с помощью компьютеров: обработка, хранение, поиск и передача информации. | |||
4 | Хранение информационных объектов различных видов на различных цифровых носителях. Определение объемов различных носителей информации. Архив информации. | |||
5 | Поиск информации с использованием компьютера. Программные поисковые сервисы. Использование ключевых слов, фраз для поиска информации. Комбинации условия поиска. Пример поиска информации на государственных образовательных порталах. | |||
6 | Передача информации между компьютерами. Проводная и беспроводная связь. | |||
7 | Управление процессами. Представление об автоматических и автоматизированных системах управления. | |||
Практические занятия | 16 | |||
1. Примеры компьютерных моделей различных процессов. Проведение исследования на основе использования готовой компьютерной модели. | ||||
2. Создание архива данных. Извлечение данных из архива. Файл как единица хранения информации на компьютере. Атрибуты файла и его объем. Учет объемов файлов при их хранении, передаче. Запись информации на компакт-диски различных видов. | ||||
3. Поисковые системы. Осуществление поиска информации или информационного объекта в тексте, в файловых структурах, в базах данных, в сети Интернет. | ||||
4. Модем. Единицы измерения скорости передачи данных. Электронная почта и формирование адресной книги. | ||||
5. Пример автоматизированной системы управления образовательного учреждения. | ||||
Самостоятельная работа обучающихся | * | |||
1. Построение компьютерной модели – генеалогическое древо семьи | ||||
2. Составление каталога интернет ресурсов. | ||||
Тема 3. Средства информационных и коммуникационных технологий | Содержание учебного материала | 6 | ||
1 | Архитектура компьютеров. Основные характеристики компьютеров. Многообразие компьютеров. Многообразие внешних устройств, подключаемых к компьютеру. Виды программного обеспечения компьютеров. | 2,3 | ||
2. | Объединение компьютеров в локальную сеть. Организация работы пользователей в локальных компьютерных сетях. | |||
3 | Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение. Защита информации, антивирусная защита. | |||
Практические занятия | 8 | |||
1. Примеры комплектации компьютерного обеспечения внешними устройствами и специализированным ПО рабочего места в соответствии с целями его использования для различных направлений деятельности. | ||||
2. Операционная система. Графический интерфейс пользователя. | ||||
3. Практика работы пользователей в локальных компьютерных сетях в общем дисковом пространстве. | ||||
4. Эксплуатационные требования к компьютерному рабочему месту. Профилактические и антивирусные мероприятия для компьютерного рабочего места в соответствии с его комплектацией для профессиональной деятельности. | ||||
Тема 4. Технологии создания и преобразования информационных объектов | Содержание учебного материала | 16 | ||
1 | Понятие об информационных системах и автоматизации информационных процессов. | 2,3 | ||
2 | Возможности настольных издательских систем: создание, организация и основные способы преобразования (верстки) текста. | |||
3 | Возможности динамических (электронных) таблиц. Математическая обработка числовых данных, графическая обработка статистических таблиц. | |||
4 | Представление об организации баз данных и системах управления базами данных. Структура данных и система запросов на примерах баз данных различного назначения: юридические, библиотечные, социальные, кадровые и др. Использование системы управления базами данных для выполнения учебных заданий из различных предметных областей. | |||
5 | Представление о программных средах компьютерной графики и черчения, мультимедийных средах. | |||
Практические занятия | 26 | |||
1. Создание компьютерных публикаций на основе использования готовых шаблонов (для выполнения учебных заданий из различных предметных областей). Использование систем проверки орфографии и грамматики. | ||||
2. Программы-переводчики. Возможности систем распознавания текстов. | ||||
3. Гипертекстовое представление информации. | ||||
4. Использование различных возможностей динамических (электронных) таблиц для выполнения учебных заданий из различных предметных областей. | ||||
5. Системы статистического учета (статистическая обработка социальных исследований). Средства графического представления статистических данных – деловая графика. Представление результатов выполнения расчетных задач средствами деловой графики. | ||||
6. Формирование запросов для работы в сети Интернет с электронными каталогами библиотек, музеев, книгоиздания, СМИ в рамках учебных заданий из различных предметных областей. Электронные коллекции информационных и образовательных ресурсов, образовательные специализированные порталы. | ||||
7. Организация баз данных. Заполнение полей баз данных. Возможности систем управления базами данных. Формирование запросов для поиска и сортировки информации в базе данных. | ||||
8. Создание и редактирование графических и мультимедийных объектов. | ||||
9. Средства компьютерных презентаций для выполнения учебных заданий из различных предметных областей. Использование презентационного оборудования. | ||||
Самостоятельная работа обучающихся | * | |||
1. Составить базу данных «Моя группа» | ||||
2. Формирование электронного портфолио | ||||
Тема 5. Телекоммуникационные технологии | Содержание учебного материала | 6 | ||
1 | Представления о технических и программных средствах телекоммуникационных технологий. Интернет-технологии, способы и скоростные характеристики подключения, провайдер. | 2,3 | ||
2 | Методы создания и сопровождения сайта. | |||
3 | Возможности сетевого программного обеспечения для организации коллективной деятельности в глобальных и локальных компьютерных сетях: электронная почта, чат, видеоконференция, интернет-телефония. | |||
Практические занятия | 12 | |||
1. Браузер. Примеры работы с Интернет-магазином, Интернет-СМИ, Интернет-библиотекой и пр. | ||||
2. Методы и средства создания и сопровождения сайта | ||||
3. Использование тестирующих систем в учебной деятельности в локальной сети образовательного учреждения. Участие в он-лайн конференции, анкетировании, конкурсе, олимпиаде или тестировании. | ||||
Самостоятельная работа обучающихся | * | |||
Дистанционный тест, экзамен. | ||||
Всего: | 117 |
Внутри каждого раздела указываются соответствующие темы. По каждой теме описывается содержание учебного материала (в дидактических единицах), наименования необходимых лабораторных работ и практических занятий (отдельно по каждому виду), контрольных работ, а также примерная тематика самостоятельной работы. Если предусмотрены курсовые работы (проекты) по дисциплине, описывается примерная тематика. Объем часов определяется по каждой позиции столбца 3 (отмечено звездочкой *). Уровень освоения проставляется напротив дидактических единиц в столбце 4 (отмечено двумя звездочками **).
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия компьютерного класса; лабораторий для самостоятельной подготовки студентов.
Оборудование учебного кабинета: компьютеры, проектор
Технические средства обучения: наушники, колонки
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:
компьютеры, наушники, колонки
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
- Астафьева Н. Е., Гаврилова С. А., Ракитина Е. А., Вязовова О. В. Информатика в схемах. Издательство: Бином. Лаборатория знаний, 2010 г.
- Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 050715 «Коррекционная педагогика в начальном образовании», 050146 «Преподавание в начальных классах», 051001 Профессиональное оубчение»
- Журин А. А. Power Point в обучении и воспитании. Как создать собственное экранно-звуковое средство, 2008 г.
- Кузнецов А.А. и др. Информатика, тестовые задания. – М., 2006.
- Сборник нормативных документов. Информатика и ИКТ. Издательство: БХВ-Петербург, 2010 г.
- Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика. Учебник 10-11 кл. – М., 2007.
- Солопова Н., Шельпова Н. Проектная методика в профильном обучении. / Школьные технологии №3 – 2005. – С.35
- Уваров В.М., Силакова Л.А., Красникова Н.Е. Практикум по основам информатики и вычислительной техники: учеб. пособие. – М., 2005.
Дополнительные источники:
- Ляхович В.Ф.' Основы информатики \\ ЕНИКС Ростов на Дону2000г.
- Каймин. В. А. Информатика. Издательство: Проспект, 2009 г.
- Информационные технологии. Электронный учебный курс, 2009 г.
Программное обеспечение дисциплины
- Операционная система Windows XP, Linux, приложения
- Инструментальные средства разработки программных средств учебного назначения, в том числе реализующие возможности Интернет и мультимедиа технологий
- Офисные программы Microsoft, OpenOffice.org/
- Электронные средства образовательного назначения, реализованные на CD- , по курсу «Информатика»
- Программные средства создания сайтов (конструкторы сайтов)
- Программные средства автоматизации создания учебно-методических пособий, тестовые оболочки, пособий для самостоятельной работы, сборников упражнений
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ; | Ситуационные задачи Педагогическое наблюдение |
оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники; | Проведение исследования в оценке достоверности информации, домашние задания |
распознавать информационные процессы в различных системах; | Решение проблемных задач, домашние задания |
использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования; | Участие в практических занятиях Работа над проектом (разработка информационной модели)
|
осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей; | Работа над портфолио Тестирование |
иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий; | Оформление пакета документов педагога |
создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые; | Работа над проектом (создание Интернет страницы) |
просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных; | Создание базы данных
|
осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр.; | Обзор образовательных ресурсов сети Интернет Создание каталога образовательных ресурсов |
представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.); | Участие в практических занятиях |
Знания: различных подходов к определению понятия «информация»; | Тестирование, домашнее задание |
методов измерения количества информации: вероятностный и алфавитный, единиц измерения информации; | Индивидуальные (дифференцированные задания) |
назначений наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей); | Участие в практических занятиях, разработка дидактических материалов средствами автоматизации |
назначений и видов информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы; | Работа над проектом |
использование алгоритма как способа автоматизации деятельности; | Тестирование |
назначение и функции операционных систем; | Домашнее задание |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в профессиональной деятельности
Рабочая программа учебной дисциплины «Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в профессиональной деятельности» разработана на основе Федерального государственного образовательног...
ЕН.01 ИНФОРМАТИКА И ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по специальности: 43.02.02 Парикмахерское искусство (углублённая подготовка
ЕН.01 ИНФОРМАТИКА И ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по специальности: 43.02.02 Парикмахерское искусство(углублённая подготовка...
Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в профессиональной деятельности
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее - СПО) 051001 ...
Рабочая программа и Комплект контрольно-оценочных средств по ЕН.01 «Информатика и информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности»
КОС ЕН.01 «Информатика и информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности»...
Рабочая программа учебной дисциплины: ЕН.01. «Информатика и информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности» специальность 43.02.14 «Гостиничное дело»
Рабочая программа по дисциплине "Информатика и информционно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности"...
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЕН.02. Информатика и информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
Аннотация к программе учебной дисциплины ЕН.02. Информатика и информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах1.1.Облас...
УМК по дисциплине ЕН.02 Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в профессиональной деятельности
УМК по дисциплине ЕН.02 Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в профессиональной деятельности содержит РП, КОС, МР...