Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в профессиональной деятельности
рабочая программа по информатике и икт на тему

Чаркина Елена Николаевна

Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности  среднего профессионального образования (далее - СПО)    050715  Коррекционная педагогика в начальном образовании, 050146 Преподавание в начальных классах, 051001 Профессиональное обучение

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon informatika_i_ikt_gotovo.doc186 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в профессиональной деятельности

по специальности  среднего профессионального образования (далее - СПО)    050715  Коррекционная педагогика в начальном образовании, 050146 Преподавание в начальных классах, 051001 Профессиональное обучение

2014 г.


Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности  среднего профессионального образования (далее - СПО)    050715  Коррекционная педагогика в начальном образовании, 050146 Преподавание в начальных классах, 051001 Профессиональное обучение

Организация-разработчик: БОУ ОО СПО «Болховский педагогический колледж»

Разработчики:

Чаркина Е.Н., преподаватель информатики БОУ ОО СПО «Болховский педагогический колледж»


СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. СТРУКТУРА И   СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

8

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

8


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в профессиональной деятельности

1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью  основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 050715  Коррекционная педагогика в начальном образовании, 050146 Преподавание в начальных классах, 051001 Профессиональное обучение

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована ____________________________________________________________________

указать возможности использования программы в дополнительном профессиональном образовании (указать направленность программ повышения квалификации и переподготовки)  и профессиональной подготовке (указать направленность программы профессиональной подготовки)

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

При  освоении дисциплины  у обучающихся формируется информационно-коммуникационная компетентность – знания, умения и навыки по информатике, необходимые для изучения других общеобразовательных предметов, для их использования в ходе изучения специальных дисциплин профессионального цикла, в практической деятельности и повседневной жизни. Выполнение практикумов обеспечивает формирование у обучающихся умений самостоятельно и избирательно применять различные средства ИКТ, включая дополнительное цифровое оборудование (принтеры, графические планшеты, цифровые камеры, сканеры и др.),  пользоваться  комплексными способами представления и обработки информации, а также  изучить  возможности использования ИКТ для профессионального роста. Для изучения дисциплины необходимы компетенции, сформированные у обучающихся в средней общеобразовательной школе, входящие в состав ИКТ – компетентности

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

Дисциплина ориентирована на достижение следующих целей:

  1.  освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
  2.  овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом ИКТ, в том числе при изучении других дисциплин;
  3.  развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
  4.  воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
  5.  приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  •       оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
  • распознавать информационные процессы в различных системах;
  • использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;
  • осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей;
  • иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
  • создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые;
  • просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных;
  • осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр.;
  • представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.);
  • соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • различные подходы к определению понятия «информация»;
  • методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный. Знать единицы измерения информации;
  • назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей);
  • назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы;
  • использование алгоритма как способа автоматизации деятельности;
  • назначение и функции операционных систем;

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося_______часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося  117 часов;

самостоятельной работы обучающегося  35 часов.

2. СТРУКТУРА И   СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

117

в том числе:

    Лекции

51

     практические занятия

66

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

в том числе:

Итоговая аттестация в форме зачета  

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины 

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Введение

Содержание учебного материала

1

1

Роль информационной деятельности в современном обществе: экономической, социальной, культурной, образовательной сферах.

1,2

Тема 1. Информационная деятельность человека

Содержание учебного материала

6

1

Основные этапы развития информационного общества. Этапы развития технических средств и информационных ресурсов. Информационные ресурсы общества.

2

2

Виды гуманитарной информационной деятельности человека с использованием технических средств и информационных ресурсов (в соответствии с направлением профессиональной деятельности). Стоимостные характеристики информационной деятельности.

3

Правовые нормы, относящиеся к информации, правонарушения  в  информационной  сфере,  меры  их  предупреждения.

Практические занятия

6

1. Образовательные информационные ресурсы. Работа с программным обеспечением. Инсталляция программного обеспечения (в соответствии с направлением профессиональной деятельности), его использование и обновление.

2. Лицензионные и свободно распространяемые программные продукты. Организация обновления программного обеспечения с использованием сети Интернет.

Тема 2. Информация и информационные процессы

Содержание учебного материала

14

1

Подходы к понятиям информация и измерение информации. Информационные объекты различных видов.  Универсальность дискретного (цифрового) представления информации. Дискретное (цифровое) представление текстовой, графической, звуковой информации и видеоинформации.

2,3

2

Принципы обработки информации компьютером. Арифметические и логические основы работы компьютера. Компьютер как исполнитель команд. Программный принцип работы компьютера. Компьютерные модели.

3

Основные информационные процессы и их реализация с помощью компьютеров: обработка, хранение, поиск и передача информации.

4

Хранение информационных объектов различных видов на различных цифровых носителях. Определение объемов различных носителей информации. Архив информации.

5

Поиск информации с использованием компьютера. Программные поисковые сервисы. Использование ключевых слов, фраз для поиска информации. Комбинации условия поиска. Пример поиска информации на государственных образовательных порталах.

6

Передача информации между компьютерами. Проводная и беспроводная связь.

7

Управление процессами. Представление об автоматических и автоматизированных системах управления.

Практические занятия

16

1. Примеры компьютерных моделей различных процессов. Проведение исследования на основе использования готовой компьютерной модели.

2. Создание архива данных. Извлечение данных из архива. Файл как единица хранения информации на компьютере. Атрибуты файла и его объем. Учет объемов файлов при их хранении, передаче. Запись информации на компакт-диски различных видов.

3. Поисковые системы. Осуществление поиска информации или информационного объекта в тексте, в файловых структурах, в базах данных, в сети Интернет.

4. Модем. Единицы измерения скорости передачи данных. Электронная почта и формирование адресной книги.

5. Пример автоматизированной системы управления образовательного учреждения.

Самостоятельная работа обучающихся

*

1. Построение компьютерной модели – генеалогическое древо семьи

2. Составление каталога интернет ресурсов.

Тема 3. Средства информационных и коммуникационных технологий

Содержание учебного материала

6

1

Архитектура компьютеров. Основные характеристики компьютеров. Многообразие компьютеров. Многообразие внешних устройств, подключаемых к компьютеру. Виды программного обеспечения компьютеров.

2,3

2.

Объединение компьютеров в локальную сеть. Организация работы пользователей в локальных компьютерных сетях.

3

Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение. Защита информации, антивирусная защита.

Практические занятия

8

1. Примеры комплектации компьютерного  обеспечения внешними устройствами и специализированным ПО рабочего места в соответствии с целями его использования для различных направлений деятельности.

2. Операционная система. Графический интерфейс пользователя.

3. Практика работы пользователей в локальных компьютерных сетях в общем дисковом пространстве.

4. Эксплуатационные требования к компьютерному рабочему месту. Профилактические и антивирусные мероприятия для компьютерного рабочего места в соответствии с его комплектацией для профессиональной деятельности.

Тема 4. Технологии создания и преобразования  информационных объектов

Содержание учебного материала

16

1

Понятие об информационных системах и автоматизации информационных процессов.

2,3

2

Возможности настольных издательских систем: создание, организация и основные способы преобразования (верстки) текста.

3

Возможности динамических (электронных) таблиц. Математическая обработка числовых данных, графическая обработка статистических таблиц.

4

Представление об организации баз данных  и  системах управления базами данных. Структура данных и система запросов на примерах баз данных различного назначения: юридические, библиотечные, социальные, кадровые и др. Использование системы управления базами данных для выполнения учебных заданий из различных предметных областей.

5

Представление о программных средах компьютерной графики и черчения, мультимедийных средах.

Практические занятия

26

1. Создание компьютерных публикаций на основе использования готовых шаблонов (для выполнения учебных заданий из различных предметных областей). Использование систем проверки орфографии и грамматики.

2. Программы-переводчики. Возможности систем распознавания текстов.

3. Гипертекстовое представление информации.

4. Использование различных возможностей динамических (электронных) таблиц для выполнения учебных заданий из различных предметных областей.

5. Системы статистического учета (статистическая обработка  социальных исследований). Средства графического представления статистических данных – деловая графика. Представление результатов выполнения расчетных задач средствами деловой графики.

6. Формирование запросов для работы в сети Интернет с электронными каталогами библиотек, музеев, книгоиздания, СМИ в рамках учебных заданий из различных предметных областей. Электронные коллекции информационных и образовательных ресурсов, образовательные специализированные порталы.

7. Организация баз данных. Заполнение полей баз данных. Возможности систем управления базами данных. Формирование запросов для поиска и сортировки информации в базе данных.

8. Создание и редактирование графических и мультимедийных объектов.

9. Средства компьютерных презентаций для выполнения учебных заданий из различных предметных областей. Использование презентационного оборудования.

Самостоятельная работа обучающихся

*

1. Составить базу данных «Моя группа»

2. Формирование электронного портфолио

Тема 5. Телекоммуникационные технологии

Содержание учебного материала

6

1

Представления о технических и программных средствах телекоммуникационных технологий. Интернет-технологии, способы и скоростные характеристики подключения, провайдер.

2,3

2

Методы создания и сопровождения сайта.

3

Возможности сетевого программного обеспечения для организации коллективной деятельности в глобальных и локальных компьютерных сетях: электронная почта, чат, видеоконференция, интернет-телефония.

Практические занятия

12

1. Браузер. Примеры работы с Интернет-магазином, Интернет-СМИ, Интернет-библиотекой и пр.

2. Методы и средства создания и сопровождения сайта

3. Использование тестирующих систем в учебной деятельности в локальной сети образовательного учреждения. Участие в он-лайн конференции, анкетировании, конкурсе, олимпиаде или тестировании.

Самостоятельная работа обучающихся

*

Дистанционный тест, экзамен.

Всего:

117

Внутри каждого раздела указываются соответствующие темы. По каждой теме описывается содержание учебного материала (в дидактических единицах), наименования необходимых лабораторных работ и практических занятий (отдельно по каждому виду), контрольных работ, а также примерная тематика самостоятельной работы. Если предусмотрены курсовые работы (проекты) по дисциплине, описывается примерная тематика. Объем часов определяется по каждой позиции столбца 3 (отмечено звездочкой *). Уровень освоения проставляется напротив дидактических единиц в столбце 4 (отмечено двумя звездочками **).

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия компьютерного класса; лабораторий для самостоятельной подготовки студентов.

Оборудование учебного кабинета:  компьютеры, проектор

Технические средства обучения: наушники, колонки

Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:

компьютеры, наушники, колонки

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Астафьева Н. Е., Гаврилова С. А., Ракитина Е. А., Вязовова О. В. Информатика в схемах. Издательство: Бином. Лаборатория знаний, 2010 г.
  2. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования    по    специальности    050715    «Коррекционная педагогика в начальном образовании», 050146 «Преподавание в начальных классах», 051001 Профессиональное оубчение»
  3. Журин А. А. Power Point в обучении и воспитании. Как создать собственное экранно-звуковое средство, 2008 г. 
  4. Кузнецов А.А. и др. Информатика, тестовые задания. – М., 2006.
  5. Сборник нормативных документов. Информатика и ИКТ. Издательство: БХВ-Петербург, 2010 г.
  6. Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика. Учебник 10-11 кл. – М., 2007.
  7. Солопова Н., Шельпова Н. Проектная методика в профильном обучении. / Школьные технологии №3 – 2005. – С.35
  8. Уваров В.М., Силакова Л.А., Красникова Н.Е. Практикум по основам информатики и вычислительной техники: учеб. пособие. – М., 2005.

Дополнительные источники:

  1. Ляхович В.Ф.' Основы информатики \\ ЕНИКС Ростов на Дону2000г.
  2. Каймин. В. А. Информатика. Издательство: Проспект, 2009 г.
  3. Информационные технологии. Электронный учебный курс, 2009 г.

Программное обеспечение дисциплины

  1. Операционная система Windows XP, Linux, приложения
  2. Инструментальные средства  разработки программных средств учебного назначения, в том числе реализующие возможности Интернет и мультимедиа технологий
  3. Офисные программы Microsoft, OpenOffice.org/
  4. Электронные средства образовательного назначения, реализованные на CD- , по курсу «Информатика»
  5. Программные средства создания сайтов (конструкторы сайтов)
  6. Программные средства автоматизации создания учебно-методических пособий, тестовые оболочки, пособий для самостоятельной работы, сборников упражнений

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:

соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;

Ситуационные задачи

Педагогическое наблюдение

оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;

Проведение исследования в оценке достоверности информации, домашние задания

распознавать информационные процессы в различных системах;

Решение проблемных задач, домашние задания

использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;

Участие в практических занятиях

Работа над проектом (разработка информационной модели)

 

осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей;

Работа над портфолио

Тестирование

иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;

Оформление пакета документов педагога

создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые;

Работа над проектом (создание Интернет страницы)

просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных;

Создание  базы данных

 

осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр.;

Обзор образовательных ресурсов сети Интернет

Создание каталога образовательных ресурсов

представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.);

Участие в практических занятиях

Знания:

различных подходов к определению понятия «информация»;

Тестирование, домашнее задание

методов измерения количества информации: вероятностный и алфавитный, единиц измерения информации;

Индивидуальные (дифференцированные задания)

назначений наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей);

Участие в практических занятиях, разработка дидактических материалов средствами автоматизации

назначений и видов информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы;

Работа над проектом

использование алгоритма как способа автоматизации деятельности;

Тестирование

назначение и функции операционных систем;

Домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в профессиональной деятельности

Рабочая программа учебной дисциплины «Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в профессиональной деятельности» разработана на основе Федерального государственного образовательног...

ЕН.01 ИНФОРМАТИКА И ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по специальности: 43.02.02 Парикмахерское искусство (углублённая подготовка

ЕН.01 ИНФОРМАТИКА И ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по специальности: 43.02.02 Парикмахерское искусство(углублённая подготовка...

Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в профессиональной деятельности

Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее - СПО) 051001 ...

Рабочая программа учебной дисциплины: ЕН.01. «Информатика и информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности» специальность 43.02.14 «Гостиничное дело»

Рабочая программа по дисциплине "Информатика и информционно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности"...

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЕН.02. Информатика и информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

Аннотация к программе учебной дисциплины ЕН.02. Информатика и информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах1.1.Облас...

УМК по дисциплине ЕН.02 Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в профессиональной деятельности

УМК по дисциплине ЕН.02 Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в профессиональной деятельности содержит РП, КОС, МР...