Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в профессиональной деятельности
учебно-методический материал по информатике и икт на тему

Естин Владимир Иванович

Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее - СПО) 051001 Профессиональное обучение (по отрасли: строительство)

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в профессиональной деятельности

по специальности  среднего профессионального образования (далее - СПО)    051001 Профессиональное обучение (по отрасли: строительство)

2014 – 2015 г.


Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности  среднего профессионального образования (далее - СПО)    051001 Профессиональное обучение (по отрасли: строительство)

Организация-разработчик: БОУ ОО СПО «Болховский педагогический колледж»

Разработчики:

Естин В.И., преподаватель информатики БОУ ОО СПО «Болховский педагогический колледж»

Рекомендована Экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного учреждения Федерального института развития образования (ФГУ ФИРО)

Заключение Экспертного совета №____________  от «____»__________20__ г.

                                                  номер

©

©

©

©

©


СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

11

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

12


1. ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в профессиональной деятельности

1.1. Область применения программы

Примерная программа учебной дисциплины является частью  основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 051001 Профессиональное обучение (по отрасли: строительство)

Примерная программа учебной дисциплины может быть использована ____________________________________________________________________

указать возможности использования программы в дополнительном профессиональном образовании (указать направленность программ повышения квалификации и переподготовки)  и профессиональной подготовке (указать направленность программы профессиональной подготовки)

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

При  освоении дисциплины  у обучающихся формируется информационно-коммуникационная компетентность – знания, умения и навыки по информатике, необходимые для изучения других общеобразовательных предметов, для их использования в ходе изучения специальных дисциплин профессионального цикла, в практической деятельности и повседневной жизни. Выполнение практикумов обеспечивает формирование у обучающихся умений самостоятельно и избирательно применять различные средства ИКТ, включая дополнительное цифровое оборудование (принтеры, графические планшеты, цифровые камеры, сканеры и др.),  пользоваться  комплексными способами представления и обработки информации, а также  изучить  возможности использования ИКТ для профессионального роста. Для изучения дисциплины необходимы компетенции, сформированные у обучающихся в средней общеобразовательной школе, входящие в состав ИКТ – компетентности

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

Дисциплина ориентирована на достижение следующих целей:

  1.  освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
  2.  овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом ИКТ, в том числе при изучении других дисциплин;
  3.  развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
  4.  воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
  5.  приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
  • распознавать информационные процессы в различных системах;
  • составлять алгоритмы с использованием команд алгоритмического языка;
  • составлять программы с использованием операторов ввода и вывода информации, условного и безусловного переходов, операторов цикла и переходов на языке программирования QBasic;
  • составлять программы с использованием символьных переменных;
  • создавать изображения с помощью графических примитивов в графическом редакторе;
  • работать со слайдами  в программе для создания презентаций;
  • размещать графические объекты на слайдах презентации;
  • просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в текстовом редакторе;
  • соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • цели и задачи предмета «информатика»;
  • различные подходы к определению понятия «информация»;
  • методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный. Знать единицы измерения информации;
  • назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей);
  • понятие алгоритма и исполнителя;
  • назначение и применение команд ветвления и повторения в алгоритмическом языке;
  • понятие символьных переменных, действий с ними;
  • использование алгоритма как способа автоматизации деятельности.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося_______часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося  93 часов;

самостоятельной работы обучающегося   3 часа.


2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

92

в том числе:

    Лекции

53

     практические занятия

37

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

2

в том числе:

Итоговая аттестация в форме зачета  

2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины _________Информатика и ИКТ____________

наименование                        

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Введение

Содержание учебного материала

3

1,2

1

Предмет информатика. Цели и задачи. Правила ТБ.

Тема 1. 

Алгоритмы и исполнители

Содержание учебного материала

11

2

1

Понятие алгоритма. Понятие исполнителя.

2

Оформление алгоритмов.  Алгоритмический язык.

3

Знакомство с ПЭВМ.

4

Команда ветвления алгоритмического языка.

5

Команда повторения алгоритмического языка.

6

Команда повторения «пока» в алгоритмическом языке

Практические занятия

8

2

1.Составление алгоритмов с использованием команды повторения «для»

2. Составление алгоритмов с использованием команды повторения «пока»

3. Составление алгоритмов с использованием команды повторения алгоритмического языка.

4. Составление алгоритмов с использованием команд алгоритмического языка.

Тема 2. 

Язык программирования QBasic, операторы

Содержание учебного материала

18

2,3

1

Язык программирования QBasic. Основные понятия.

2

Операторы ввода и вывода информации

3

Составление программ с использованием операторов ввода и вывода информации

4

Оператор условного и безусловного перехода.

5

Составление программ условного и безусловного перехода.

6

Оператор цикла (FOR TO STEP NEXT).

7

Составление программ с использованием операторов цикла и переходов.

8

Символьные переменные. Действия с символьными переменными.

9

Составление программ с использованием символьных переменных.

Практические занятия

16

1. Составление программ с использованием операторов ввода и вывода информации

2. Составление программ условного и безусловного перехода.

3. Составление программ условного и безусловного перехода.

4. Составление программ с использованием операторов цикла и переходов.

5. Составление программ с использованием символьных переменных

6. Программирование на QBasic

7. Составление программ на языке программирования QBasic

Тема 3. Создание изображений в программе Kolour Paint

Содержание учебного материала

5

2,3

1.

Графический редактор Kolour Paint. Интерфейс программы.

2.

Построение графических примитивов в редакторе Kolour Paint.

3.

Построение графического изображение в редакторе Kolour Paint.

4.

Специальные возможности графического редактора  Kolour Paint..

5.

Копирование и перемещение фрагментов изображения в графическом редакторе Kolour Paint..

Практические занятия

3

2,3

1.Построение изображения с использованием графических примитивов в редакторе  Kolour Paint

2. Копирование и перемещение фрагментов изображения

3. Специальные возможности графического редактора Kolour Paint

Тема 4. Работа  в программе Open Office org.Impress

Содержание учебного материала

6

2,3

1.

Программа Open Office Impress. Интерфейс программы. Создание презентации

2.

Сохранение и демонстрация презентации в  Open Office Impress. Добавление слайда в презентацию.

3.

Размещение графических объектов в на слайдах презентации. Применение эффектов анимации к объектам слайда.

4.

Создание презентации с использованием шаблонов оформления.

5.

Применение эффектов анимации к слайдам презентации.

6.

Создание презентаций в программе  Open Office Impress.

Практические занятия

4

2,3

1. Создание и сохранение презентации в MS Open Office Impress.

2. Размещение графических объектов в презентации.

3. Создание презентаций с использованием шаблонов оформления.

4. Применение эффектов анимации к слайдам презентации.

Самостоятельная работа обучающихся

1

1. Составить презентацию «Мои увлечения»

Тема 5. Работа  в программе Open Office org.Writer

Содержание учебного материала

10

2,3

1.

Создание презентаций в программе  Open Office Impress.

2.

Программа Open Office org Writer. Интерфейс программы.

3.

Форматирование текстового документа.

4.

Работа с фрагментом текста.

5.

Работа с графическими объектами.

6.

Таблицы Open Office org Writer.

7.

Форматирование таблиц в Open Office org Writer.

8.

Создание оглавления и указателей.

9.

Работа с редактором формул.

10.

Создание и использование функций автозамены и автотекста.

Практические занятия

6

2,3

1. Форматирование текстового документа

2. Работа с фрагментом текста

3. Работа с графическими объектами

4. Таблицы Open Office org Writer

5. Создание оглавления и указателей

6. Работа с редактором формул

Самостоятельная работа обучающихся

2

2,3

Дистанционный тест, экзамен.

Всего:

93

Внутри каждого раздела указываются соответствующие темы. По каждой теме описывается содержание учебного материала (в дидактических единицах), наименования необходимых лабораторных работ и практических занятий (отдельно по каждому виду), контрольных работ, а также примерная тематика самостоятельной работы. Если предусмотрены курсовые работы (проекты) по дисциплине, описывается примерная тематика. Объем часов определяется по каждой позиции столбца 3 (отмечено звездочкой *). Уровень освоения проставляется напротив дидактических единиц в столбце 4 (отмечено двумя звездочками **).

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия компьютерного класса; лабораторий для самостоятельной подготовки студентов.

Оборудование учебного кабинета:  компьютеры, проектор

Технические средства обучения: наушники, колонки

Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:

компьютеры, наушники, колонки

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Гейн А.Г. Основы информатики и вычислительной техники. - М.: Просвещение, 2003 г.
  2. Гейн А.Г. Информатика 8-9. - М.: Просвещение, 2006 г.
  3. Ляхович В.Ф. Информатика 10-11. - М.: Просвещение, 2008 г.
  4. Могилев А.В., Пак Н.И., Хёрнев Е.К. Информатика. - М.: ACADEMIA, 2009 г.
  5. Угринович Н. Информатика и информационные технологии 10-11. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2002 г.
  6. Угринович Н., Босова Л., Михайлова Н. Пракутикум по информатике и информационным технологиям 10-11. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2002 г.
  7. Операционная система ASPLinux 11.2. Руководство пользователя.
  8. Шафрин Ю. Информационные технологии: в 2 ч. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2003 г.

Дополнительные источники:

  1. www.Академия АйТи Применение ПСПО. Лекции. Часть 4
  2. Гейн А. Г .Информатика 8-9.- М.: Просвещение, 2006.
  3. Шафрин Ю. А. Основы компьютерных технологий.- М.:АБФ, 2007

Программное обеспечение дисциплины

  1. Операционная система Windows XP, Linux, приложения
  2. Инструментальные средства  разработки программных средств учебного назначения, в том числе реализующие возможности Интернет и мультимедиа технологий.
  3. Программа Kolour Paint.
  4. Офисные программы Microsoft, OpenOffice.org.
  5. Электронные средства образовательного назначения, реализованные на CD- , по курсу «Информатика»
  6. Программные средства автоматизации создания учебно-методических пособий, тестовые оболочки, пособий для самостоятельной работы, сборников упражнений

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:

цели и задачи предмета «информатика»;

Ситуационные задачи

Педагогическое наблюдение

различные подходы к определению понятия «информация»;

Проведение исследования в оценке достоверности информации, домашние задания

методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный. Знать единицы измерения информации;

Решение проблемных задач, домашние задания

назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей);

Участие в практических занятиях

Работа над проектом (разработка информационной модели)

 

понятие алгоритма и исполнителя;

Работа над проектом (создание Интернет страницы)

назначение и применение команд ветвления и повторения в алгоритмическом языке;

Создание  программ

 

понятие символьных переменных, действий с ними;

Обзор образовательных ресурсов сети Интернет

Создание каталога образовательных ресурсов

Знания:

оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники

Тестирование, домашнее задание

распознавать информационные процессы в различных системах

Индивидуальные (дифференцированные задания)

составлять алгоритмы с использованием команд алгоритмического языка

Участие в практических занятиях, разработка дидактических материалов средствами автоматизации

составлять программы с использованием операторов ввода и вывода информации, условного и безусловного переходов, операторов цикла и переходов на языке программирования QBasic

Работа над проектом

составлять программы с использованием символьных переменных

Тестирование

создавать изображения с помощью графических примитивов в графическом редакторе

Создание изображений

работать со слайдами  в программе для создания презентаций

Создание  презентаций

размещать графические объекты на слайдах презентации

Участие в практических занятиях, разработка дидактических материалов средствами автоматизации

просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в текстовом редакторе

Создание  текстовых документов

соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ

Домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в профессиональной деятельности

Рабочая программа учебной дисциплины «Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в профессиональной деятельности» разработана на основе Федерального государственного образовательног...

ЕН.01 ИНФОРМАТИКА И ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по специальности: 43.02.02 Парикмахерское искусство (углублённая подготовка

ЕН.01 ИНФОРМАТИКА И ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по специальности: 43.02.02 Парикмахерское искусство(углублённая подготовка...

Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в профессиональной деятельности

Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности  среднего профессионального образования (далее - СПО)...

Рабочая программа учебной дисциплины: ЕН.01. «Информатика и информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности» специальность 43.02.14 «Гостиничное дело»

Рабочая программа по дисциплине "Информатика и информционно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности"...

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЕН.02. Информатика и информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

Аннотация к программе учебной дисциплины ЕН.02. Информатика и информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах1.1.Облас...

УМК по дисциплине ЕН.02 Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в профессиональной деятельности

УМК по дисциплине ЕН.02 Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в профессиональной деятельности содержит РП, КОС, МР...