Мотивация – главный путь эффективности обучения школьников английскому языку
учебно-методический материал по информатике и икт на тему

Статья рассматривает способы мотивации при обучении английскому языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Статья97 КБ

Предварительный просмотр:

Н.Л. Королева

(МБОУ Панинская СОШ, р.п. Панино)

 Мотивация – главный путь  эффективности обучения школьников английскому языку

Достаточно большое количество учебных заведений проводит целенаправленное изучения путей по увеличению эффективности обучения школьников английскому языку. Практически постоянно программы в школах изменяются с той целью, чтобы усовершенствовать данный  преподаваемый материал для удобного и легкого восприятия школьниками. Это должно основываться на определении психологического и умственного состояния детей учителями. Методические поиски направляются на внедрение таких форм стимуляции процесса учебы, которые смогли б оказать положительное влияние на учащихся.

 Учебная мотивация школьников на уроках английского языка может рассматриваться как составляющая эффективного педагогического процесса. Неуспевающий школьник может имеет несколько причин для этого – проблемы в семье или внутри себя.

Знание иностранного языка – критерий, необходимый для успешный карьеры в современном мире. В связи с этим повышается  значимость иностранного языка, как учебного предмета в школах, учреждения дополнительно образования и высших учебных заведениях.

Умение говорить на иностранном языке дает возможность обучаться в престижных зарубежных университетах, посещать международные конференции и соревнования, а так же путешествовать по миру, не испытывая стеснения и неудобства в общении.

Чтение книг в оригинале является крайне полезным для всех желающих изучить иностранный язык. Именно в иностранной литературе заключена наиболее полное представление о носителях  данного языка, поскольку именно в ней отражается история народа, быт и мировоззрение. При этом несовпадение каких-либо фактов действительности свидетельствует о национальной самобытности изучаемых языков, так же, как совпадение фактов часто свидетельствует об общности традиций, обычаев, норм поведения.

Мотив — это стимул, который может направлять и подталкивать к совершению определенных поступков. Он чаще всего основывается на потребности. Чем быстрее школьник поймет цель учебы, тем сильнее мотивы у него появятся. Одной из основных проблем современного образование является недостаточный уровень учебной мотивации  при изучении английского языка.  

 Ее актуальность обуславливается постоянным внедрение новых программ в процесс обучения, постановкой задач для приобретения знаний, а также повышение своей жизненной позиции. Результатом низкого уровня мотивации обучения при изучении английского языка служит нежелание школьников получать образование. Для каждого ученика обучение в школе несет различные значения. Педагог должен выявить характер мотивации и смысл обучения школьника, так как это влияет на дальнейшую его успеваемость. Для того чтобы сформировать мотивацию не следует предлагать готовые мотивы для обучения, а наоборот, необходимо создать такие условия, при которых каждый ученик сможет самостоятельно понять, для чего ему нужно обучение. Проблема мотивации остается на первом месте с начала развития образовательной системы. Основной задачей учителей является донесение до каждого школьника осознание потребности в обучении.

Образовательный процесс - это целенаправленное взаимодействие педагога и ребенка по обучению, воспитанию и развитию личности посредством организованных процессов.

Многие годы психологи изучали мотивы, а также психологию учеников. В процессе анализа полученных данных проведенных многочисленных исследований были обнаружены социальные мотивы для получения образования, которые порождаются самой учебой. Для того чтобы школьник начал хорошо учиться недостаточно просто говорить об этом. Необходимо изложить доказательства и достоверные факты таким образом, чтобы ребенок захотел получать образование. Вследствие этого учитель должен исследовать характеристики мотивации необходимые для ее создания в глазах школьников.

Теперь можно рассмотреть строение мотивационной деятельности у детей, которая способна побуждать их к учебной активности при изучении английского языка.

 Любая деятельность должна начинаться с потребности. В свою очередь потребность относится к одной из всех направленностей активности ребенка. Она является частью его психического состояния, которая влияет на создание предпосылок к деятельности. Одну и ту же потребность можно удовлетворить потребность можно удовлетворить несколькими способами. Однако при ее отсутствии снижаются шансы на пробуждение активности ребенка. Это происходит как следствие нежелания школьника искать мотивы и достигать цели. Каждый ребенок имеет потребность в новой информации и положительных эмоциях, которые в совокупности создают познавательную потребность. Именно на этом учитель должен сделать упор и создать более четкое описание для большинства школьников. Однако основной задачей учителя считается обеспечение трансформации потребности в учебную деятельность. Иногда познавательная потребность может насыщаться самостоятельно после получения хороших оценок, а иногда — при правильно организованной учебной деятельности.

 Кроме того, учитель может основываться на постановке социальных мотивов. К ним относится потребность принятия участие в жизни общества, получение материальных благ, а также потребность в самосовершенствовании.

Учебная мотивация школьников имеет и другие важные аспекты, которыми является сам мотив.

 Он представляет собой целенаправленную активность на определенный объект, а также внутренние психоэмоциональное состояние человека, которое связывает с данным объектом. Практически в эту группу входит мотивация школьников на получение знаний, хороших оценок, похвалу родственников, родителей и установление уважительный и дружеских отношений с одноклассниками. Таким образом, обучение должно всегда побуждаться несколькими мотивами. Главной особенностью мотива считается наличие прямой связи со смыслом и личной самооценкой. Для возникновения мотивации необходимо поставить определенные цели.

 Для учеников цель представляет собой целенаправленное действие на результат. Достижения цели может проходить в несколько этапов, особенно это касается образования. Для того чтобы реализовать учебные мотивы, а также получить хорошее образование, следует выставить промежуточные цели.

Например, сначала необходимо изучить каждую тему занятия, затем сформировать общее представление о предмете и в конечном итоге применить накопленные знания в профессиональной деятельности.

В процессе обучения английскому языку чтение является одним из важнейших источников языковой и социокультурной информации. Использование книг для чтения позволяет не только превратить процесс изучения иностранного языка в увлекательное занятие, но и помогает учащимся познакомиться с современными реалиями страны изучаемого языка. Уроки домашнего чтения бесспорно ценны: во-первых, потому, что учащийся соприкасается с современным языком, а не условно-учебным; во-вторых, есть возможность высказать свое мнение и дать оценку произведению, героям и ситуациям, что может способствовать развитию устной речи.

 Мотивационная сфера обучение имеет еще одну немаловажную составляющую, а именно интерес к обучению. Он переплетается с остальными частями мотивационной сферы, такими как мотивами и целями. В качестве основы формирования интереса берут эмоциональное состояние ребенка, становление которого происходит в процессе обучения. Конечно, интерес к учебе играет важную роль, однако не главную, так как положительные эмоции возникают чаще всего на первых этапах образования. После этого каждый ученик должен самостоятельно формировать для себя цели и мотивы для получения хорошего образования. Если школьник не справляется с поставленной задачей, тогда требуется помощь педагога. Именно для этого он должен с первого дня учебы проводить анализ внутреннего настроя каждого ученика, чтобы в нужный момент оказать ему помощь.

Кроме того, данная проблема носит национальный масштаб, так как неуспеваемость школьников в конечном итоге способна привести к выпуску недостаточно образованных личностей.

 Актуальность мотивации обуславливается обновлением школьной программы, постановкой целей для приобретения знаний самостоятельно каждым учеником, развитием познавательного интереса и формированием активной жизненной позиции.

Исследователи отмечают, что изучение каждого раздела или темы учебной программы должно состоять из трех основных этапов: мотивационного, операционно-познавательного и рефлексивно-оценочного.

Мотивационный этап - это сообщение, почему и для чего учащимся нужно знать данный раздел программы, какова основная учебная задача данной работы.

На операционально-познавательном этапе учащиеся усваивают тему, овладевают учебными действиями и операциями в связи с ее содержащим.

Рефлексивно - оценочный этап связи с анализом проделанного, сопоставлением достигнутого с поставленной задачей и оценкой работы.

Коллективная (групповая) форма деятельности создает лучшую мотивацию, чем индивидуальная.

На формирование мотивов успешного учения оказывает влияние стиль педагогической деятельности учителя - различные стили формируют различные мотивы. Авторитарный стиль формирует «внешнюю» (экстрипсивную) мотивацию учения, мотив «избежания неудачи», задерживает формирование «внутренней» (интрисивной) мотивации. Демократический стиль педагога, наоборот, способствует инрисивной мотивации; а попустительский (либеральный) стиль снижает мотивацию умения и формирует мотив «надежды на успех».

Мотивы учения школьников имеют определенные принципы, которые используются для построения уроков английского языка.

Принцип позитивности включает в себя создание доброжелательных отношений в классе между ребятами.

Принцип целостного развития способен усилить значение прошедших этапов в жизни в позитивном отношении, а также организовать целостность самосознания ребенка. Он способен оказать помощь в построении позитивного будущего.

Принцип индивидуального подхода основывается на максимальном учете психологического состояния и индивидуально накопленного опыта каждого школьника.

Принцип развития и саморазвития ребенка представляет собой активацию всех творческих возможностей, способности к самореализации и усовершенствованию, а также контроля над своими эмоциями. Если ребенок нуждается в помощи с построением мотивации обучения, существует несколько форм работы над этим. Это могут быть групповые занятия или индивидуальный подход.

  Как известно, мотивация представляет собой совокупность сил, побуждающих человека (ребенка) к деятельности. В учебной деятельности также как и в любой другой мотивы являются залогом успешности ее выполнения.

Процессы по увеличению уровня образовательной мотивации у школьников станут эффективнее, если учителя будут тесно сотрудничать с психологами, составляя четкую картину внутреннего состояния каждого ребенка.

Исследовав структуру мотивационной деятельности, можно сделать вывод, что мотивация оказывает большое влияние на продуктивность обучения и оказывает непосредственное влияние на успеваемость школьников. Отсутствие необходимым мотивов в конечном итоге может привести к снижению уровня успеваемости, изменения самооценки, а также возникновению определенных сложностей в будущем.

Воспитанию положительной мотивации учения способствуют: общая атмосфера в школе и классе; включение ученика в коллективные формы организации различных видов деятельности; сотрудничество учителей и учеников, помощь учителя не в виде прямого вмешательства в выполнение задания, а в виде советов, которые наталкивают самого ученика на правильные решения; привлечение учителем учеников к оцениванию и формирование у них адекватного самооценки.

Все мотивы можно также разделить на декларируемые и действенные. К положительным результатам учебной деятельности декларируемые (то есть называемые, демонстрируемые) мотивы привести не могут. Для того чтобы ребенок хорошо учился (то есть получал высокие отметки, в реальности соответствующие его глубоким и прочным знаниям) необходимы действенные мотивы.

Анализ проведенного исследования позволяет утверждать, что к высоким показателям эффективности учебной деятельности ребенка приводят действенные учебно-познавательные мотивы. Кроме этого, немаловажную роль играет сам процесс организации обучения. При этом важно устранять дидактические причины неуспеваемости, формировать мотивы учения исходя из личностных потребностей учащихся, расположить внимание учащихся к рассматриваемому вопросу и т.д.

Кроме этого, формированию мотивации способствуют интересность изложения (интересные примеры, опыты, парадоксальные факты), необычная форма изложения материала, что вызывает удивление у учащихся; эмоциональность речи учителя; познавательные игры, ситуации, споры и дискуссии; анализ жизненных ситуаций, разъяснение общественного и личностного значения обучения и использования школьных знаний в будущей жизни; умелое применение учителем поощрения и порицания.

Мотивация представляет собой один из наиболее важных и специфических составляющих школьного обучения при изучении английского языка. Правильно ее используя, учителя имеют возможность направить ребенка в нужном направлении, не оказав негативного воздействия на психоэмоциональное состояние ребенка. С помощью мотивации происходит формирование хорошего отношения ученика к процессу обучения, а также осознание его значимости в целях развития своей личности. Кроме того, правильно построенный мотивационный стимул способен существенно повысить качественные характеристики образовательных процессов. Формирование мотиваций при изучении английского языка можно отнести к основным проблемам современного образовательного процесса.

Список использованной литературы

  1. Соловова Е. Н. Методика обучения английскому языку. – Базовый курс лекций. – М.: Просвещение, 2006. – 239 с.
  2. Фадеев. В.М. Домашнее чтение в старших классах, его организация и способы контроля // Иностранные языки в школе. – 1979.– № 6. – С. 30.
  3. Фоломкина С. К. Некоторые вопросы обучения чтению на иностранном языке в неязыковом вузе. Методика и психология обучения английскому языку: хрестоматия / сост. Леонтьев А. А. – М.: НИУ ВШЭ, 2010. – 483 с.
  4. Ishcuk. N. The Manual on the Home Reading for the Senior Students of the Secondary School // Приложение к газете Первое сентября «Английский язык». – 1998. – № 41. – С. 15.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры для обучения дошкольников и младших школьников английскому языку

Игры помогут учителю в непринужденной обстановке обучить младших школьников и дошкольников английскому языку...

Работа в условиях дистанционного обучения школьников английскому языку

Моя работа в удаленном формате началась еще в прошлом году с сентября месяца, поэтому перевод школы, в которой я работаю, на "удаленку" не застал меня врасплох, кое-что я уже умела, был нара...

Повышение эффективности воздействия учебного материала при обучении школьников английскому языку посредством информационно-коммуникационных технологий и цифровых образовательных ресурсов

В статье говорится о формах и приемах обучения, способствующих повышению мотивации учащихся, развитию творчества, инициативности, вовлечению детей в активный познавательный процесс на уроках английско...

Значение эмоций в процессе обучения школьников английскому языку

С момента рождения ребёнок получает информацию об окружающем через чувства и эмоции, создавая тем самым собственную картину мира. Полученные в детстве качества и навыки, которые объединяются понятием ...