Факультативный курс "Занимательная информатика", 5 класс
элективный курс по информатике и икт (5 класс) по теме

Булатова Татьяна Николаевна

Факультативный курс «Занимательная информатика» направлен на развитие творческих способностей учащихся 5 класса.

Цели и задачи курса:

·        вовлечение учащихся в работу с персональным компьютером;

·        целенаправленный поиск интеллектуально одарённых детей и развитие их способностей;

·        повышение общего уровня информационной культуры;

·        эффективное использование имеющейся компьютерной  техники.

Данный курс состоит из двух модулей: «Решение занимательных задач» и «Создание мультимедийного проекта».

Формы работы:

-              интеллектуальные игры, бои, викторины;

-              творческие мастерские:   дети придумывают и оформляют занимательные задачи, кроссворды, сказки и т.п.;

-              защита творческих работ.

Согласно школьному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации рабочая программа по факультативу для 5 класса рассчитана на 65 часов (2 ч. в неделю). Количество практических работ – 18, количество контрольных и зачётных работ –11.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fakultativ_5_klass_2_ch.docx1018.85 КБ

Предварительный просмотр:

E:\Для подтверждения категории в 2016 году\Факультативы, кружки, элективы\Сканированные\график11-12.jpeg


C:\Users\user10\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\кружок 5 11-12.jpeg


Пояснительная записка

В стандартах второго поколения большое внимание уделяется внеурочной деятельности – специально организованная деятельности обучающихся в рамках вариативной части базисного учебного (образовательного) плана, которая может быть организована в виде экскурсий, факультативов, кружков, секций, КВН, школьных научных обществ, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований и т. д.

Факультативный курс «Занимательная информатика» направлен на развитие творческих способностей учащихся 5 класса.

Цели и задачи курса:

  • вовлечение учащихся в работу с персональным компьютером;
  • целенаправленный поиск интеллектуально одарённых детей и развитие их способностей;
  • повышение общего уровня информационной культуры;
  • эффективное использование имеющейся компьютерной  техники.

Данный курс состоит из двух модулей: «Решение занимательных задач» и «Создание мультимедийного проекта».

Занимательность - прием, который, воздействуя на чувства ученика, способствует созданию положительного настроя к учению и готовности к активной мыслительной деятельности у всех учащихся. Веселые и познавательные игры, конкурсы значительно оживляют изучение  строгих, «сухих», «страшных» дисциплин как математика и информатика. Занимательные задачи научат ребят пользоваться знаниями, специальной терминологией, разовьют их память и логику.

Метод проектов разовьет познавательные навыки учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развивает критическое и творческое мышление, умение увидеть, сформулировать и решить проблему. Это способ достижения цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Позволяет интегрировать знания, умения; применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.

Формы работы:

  • интеллектуальные игры, бои, викторины;
  • творческие мастерские:   дети придумывают и оформляют занимательные задачи, кроссворды, сказки и т.п.;
  • защита творческих работ.

Согласно школьному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации рабочая программа по факультативу для 5 класса рассчитана на 65 часов (2 ч. в неделю). Количество практических работ – 18, количество контрольных и зачётных работ –11.

Учебно-тематическое планирование

 «Занимательная информатика»

в 5 классе.

№ раздела

Наименование разделов

Всего часов

В том числе, час

Теория

Практика

Контроль

1.

Знакомство с компьютером.

20

13

5

2

2.

Сеть Интернет. Работа в Интернете.

10

6

2

2

3.

Решение занимательных задач.

33

17

9

7

4.

Резерв.

2

-

2

-

ИТОГО:

65

36

18

11

Формы организации учебного процесса.

Единицей учебного процесса является урок. Все уроки по данному курсу можно разделить на четыре основных вида:

  1. Объяснение нового материала.
  2. Компьютерный практикум в форме практических работ на 40 минут, или  компьютерных практических заданий, рассчитанных с учетом требований СанПИН, на 15-25 мин.
  3. Решение задач.
  4. Контроль ЗУН в виде игр, викторин, защиты проекта.

Компьютерный практикум направлен на отработку отдельных технологических приемов и практикумов – интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся.

Всего на выполнение различных практических работ отведено достаточное количество учебных часов. Часть практической работы (прежде всего подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) включена в домашнюю работу учащихся, в проектную деятельность.


Календарно-тематическое планирование

 «Занимательная информатика» для 5-х классов.

I триместр 2011-2012 учебного года.

Тема урока

Дата проведения

1/1.

Введение в предмет информатика.

7.09.

2/2.

Техника безопасности в кабинете ВТ. Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера.

8.09.

3/3.

История развития вычислительной техники.

14.09.

4/4.

Поколения ЭВМ.

15.09.

5/5.

КП «Экскурсия в виртуальные музеи Интернета: «Знакомство с компьютером».

21.09.

6/6.

Функциональная схема компьютера. Устройства компьютера и их функции (процессор, оперативная и долговременная память).                            

22.09.

7/7.

Основные и периферийные устройства компьютера.

28.09.

8/8.

Данные и программы. Файлы и файловая система.

29.09.

9/9.

КП «Работа с файлами с использованием файлового менеджера».

5.10.

10/10.

Носители информации.

6.10.

Каникулы с 10.10. по 16.10.

1/11.

КП  «Форматирование, проверка и дефрагментация дискеты, flash-памяти».

19.10.

2/12.

Программное обеспечение компьютера, его структура.

20.10.

3/13.

Операционные системы, их функции. Загрузка компьютера.

26.10.

4/14.

Графический интерфейс операционных систем и приложений.

27.10.

5/15.

Представление информационного пространства с помощью графического интерфейса.

 КП  «Установка даты и времени с использованием графического интерфейса операционной системы».

2.11.

6/16.

Компьютерные вирусы и антивирусные программы. КП «Защита от вирусов: обнаружение и лечение».

3.11.

7/17.

Игра «Этот увлекательный мир компьютеров».

9.11.

8/18.

Придумываем  и оформляем сказку «Жил-был компьютер».

10.11.

9/19.

КП «Работа над творческим проектом».

16.11.

10/20.

Защита творческих работ.

17.11.

Каникулы с 21.11. по 27.11.

        


II триместр 2011-2012 учебного года.

Тема урока

Дата проведения

1/21.

Передача информации. Каналы связи.

30.11.

2/22.

Виды компьютерных сетей. Локальная и глобальная компьютерные сети.

1.12.

3/23.

Интернет: история и состав.

7.12.

4/24.

Подключения к Интернету. Адресация в Интернете. Маршрутизация и транспортировка данных по компьютерным сетям.

8.12.

5/25.

Информационные ресурсы Интернета.

14.12.

1/26.

Поиск информации в Интернете: как найти нужную информацию.

15.12.

2/27.

КП  «Поиск информации в Интернете».

21.12.

3/28.

КП  «Работа  в Интернете».

22.12.

4/29.

Разгадывание кроссворда и ребусов: «Наш помощник Интернет».

28.12.

5/30.

Контроль знаний и умений: игра-путешествие «Интернет».

29.12.

Каникулы с 1.01. по 9.01.

1/31.

Ребус. История появления и развития ребусов. Виды ребусов.

11.01.

2/32.

Разработка ребусов.

12.01.

3/33.

Знакомство со стандартным графическим редактором (например, Paint и другие)

18.01.

4/34.

КП «Разработка ребусов в графическом редакторе».

19.01.

5/35.

КП «Страна ребусов (придумываем и оформляем ребусы на термины, изученные на уроках факультатива)».

25.01.

6/36.

Защита творческих работ.

26.01.

7/37.

КП «Поиск ребусов в Интернете на определённую тему. Выпуск «Книги занимательных ребусов».

1.02.

8/38.

Кроссворд. История появления и развития кроссвордов. Виды кроссвордов.

2.02.

9/39.

Разработка кроссвордов.

8.02.

10/40.

Конкурс кроссвордов (придумываем и оформляем кроссворды).

9.02.

11/41.

Знакомство с текстовым редактором (например, Word и другие)

15.02.

12/42.

КП «Разработка кроссворда в текстовом редакторе».

16.02.

Каникулы с 20.02.по 26.02.


III триместр 2011-2012 учебного года.

Тема урока

Дата проведения

1/43.

КП «Разработка кроссворда в текстовом редакторе».

29.02.

2/44.

КП «Страна кроссвордов (придумываем и оформляем кроссворды на термины, изученные на уроках факультатива)».

1.03.

3/45.

КП «Страна кроссвордов (придумываем и оформляем кроссворды на термины, изученные на уроках факультатива)».

14.03.

4/46.

Защита творческих работ.

15.03.

5/47.

КП «Поиск кроссвордов в Интернете на определённую тему. Выпуск «Книги компьютерных кроссвордов».

21.03.

6/48.

Занимательные задачи по информатике. Что они собой представляют?

22.03.

7/49.

Учимся логически мыслить. Логические задачи.

28.03.

8/50.

Решение задач.

4.04.

9/51.

Решение задач.

5.04.

Каникулы с 9.04. по 15.04.

1/52.

Решение логических задач с помощью таблиц.

18.04.

2/53.

Анаграммы.

19.04.

3/54.

Антианаграммы.

25.04.

4/55.

Решение занимательных задач.

26.04.

5/56.

Разработка и создание проекта на определённую тему по группам (ребусы, кроссворд, задачи и сказка).  

2.05.

6/57.

КП «Работа в творческих группах»

3.05.

7/58.

КП «Работа в творческих группах»

10.05.

8/60.

КП «Работа в творческих группах»

16.05.

9/61.

Защита творческих проектов.

17.05.

10/62.

Защита творческих проектов.

23.05.

11/63.

Игра «Занимательный мир информатики».

24.05.

12/64.

Резерв.

30.05.

13/65.

Резерв.

31.05.

Летние каникулы


Учащиеся должны знать и уметь:

  • понимать и правильно применять на бытовом уровне понятия «информация», «информационный объект»;
  • знать общую  функциональную схему компьютера;
  • знать назначение и основные характеристики устройств компьютера;
  • знать состав и назначение программного обеспечения компьютера;
  • знать назначение операционной системы;
  • иметь представление об основных типах линий связи и скорости передачи информации по ним;
  • различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;
  • запускать программы из меню ПУСК;
  • уметь изменять размеры окна и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна;
  • уметь решать логические задачи;
  • уметь работать с носителями информации;
  • уметь работать с файлами (создавать, копировать, удалять, переименовывать, осуществлять поиск);
  • вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;
  • уметь применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов;
  • уметь применять простейший графический редактор для создания и редактирования рисунков;
  • знать требования к организация компьютерного рабочего места, соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ;
  • описывать основные виды информационных услуг, предоставляемых компьютерными сетями (электронная почта, телеконференции, файловые архивы);
  • объяснять основные принципы технологии World Wide Web (Всемирная паутина), технологии поиска информации в Интернет;
  • пользоваться сервисными службами Интернет;
  • настраивать браузер и почтовую программу для работы в сети;
  • составлять запросы по заданной тематике.

Перечень учебно-методических средств обучения.

Литература для учителя:

  1. И.Д. Агеева. Занимательные материалы по информатике и математике М.: Творческий центр Сфера, 2006. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2003. (гриф «Допущено» Министерства образования РФ)
  2. Л.Л. Босова. А.Ю. Босова, Ю.К. Коломенская. Занимательные задачи по информатике М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.
  3. О.А. Гаврилова. Информатика. 5 класс. – Саратов: Лицей, 2007. – 64 с.

Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы.

Аппаратные средства:

  • Компьютер;
  • Мультимедиа-проектор;
  • Принтер;
  • Модем;
  • Устройства вывода звуковой информации — колонки и наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией;
  • Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами — клавиатура и мышь;
  • Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер, фотоаппарат, видеокамера, диктофон, микрофон;
  • Различные носители информации – дискеты, оптические диски, flash-память.

Программные средства:

  • Операционная система – Linux.
  • Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
  • Антивирусная программа.
  • Программа-архиватор.
  • Клавиатурный тренажер.
  • Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы.
  • Виртуальные компьютерные лаборатории.
  • Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
  • Браузер (входит в состав операционных систем или др.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

История на уроках физики «Наша древняя столица – г. Москва» Факультативный курс 7 класс

Программа рассчитана на учащихся, получивших определенные знания по предмету «Природоведение» и осваивающих учебный материал по курсу физика 7 класс.Факультативные занятия  предназначены дл...

История на уроках физики «Наша древняя столица – г. Москва» Факультативный курс 7 класс

     Программа составлена с учетом  Федерального компонента государственного стандарта,  примерной программы основного общего образования: «Физика» 7-9 класс...

Факультативный курс 8 класс

Большинство учащихся не в полной мере владеют техникой решения текстовых задач, об этом можно судить по данным анализа результатов проведения ЕГЭ и ГИА: решаемость задания, содержащего текстовую задач...

Рабочая программа факультативного курса «Информатика» 6 класс

Цели и задачи курсапознакомить учащихся с широким спектром разноплановых задач, где эффективно может применяться компьютерная технология.формировать интерес к изучению программирования. дать ученику в...

Модифицированная (авторизованная) программа для факультативного курса «Информатика и ИКТ» . Подготовка к ЕГЭ Разработана на основе УМК для средней школы под редакцией Н.В.Макаровой

Образовательная программа «Информатика и ИКТ»  ориентирована на систематизацию знаний и умений курса информатики  и ИКТ для подготовки  к сдаче единого государственного экзамена....

Факультативный курс "Информатика"для специальных (коррекционных)школ 8 вида.

     В настоящее время сфера человеческой деятельности в технологическом плане быстро меняется. Новые технологии в современном обществе требуют от человека новых знаний, навыков ...