Урок информатики и ИКТ в 9 классе по теме: «Алгоритмическая структура «ветвление»»
план-конспект урока по информатике и икт (9 класс) на тему

Егизарьян Карина Антраниковна

Урок информатики и ИКТ в 9 классе

по теме: «Алгоритмическая структура «ветвление»»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vetvlenie.doc107 КБ

Предварительный просмотр:

Урок информатики и ИКТ в 9 классе

по теме: «Алгоритмическая структура «ветвление»».

Раздел программы: Основы алгоритмизации и программирования.

Основные понятия: алгоритмическая структура «ветвление», полное, неполное, блок-сема «ветвления»

Тип урока: комбинированный.

Форма проведения: урок-практикум, который тесным образом связан с изученным материалом, а также способствует прочному его усвоению. Основной формой проведения являются практические работы, на которых учащиеся самостоятельно упражняются в практическом применении усвоенных теоретических знаний и умений. Одним из способов организации деятельности учащихся на практикумах является групповая форма работы.

Приобретаемые навыки детей: применение знаний об алгоритмах структуры «ветвление» к решению математических и других задач, создание алгоритмических моделей решения задач с ветвлением, развитие способностей алгоритмически мыслить, совершенствование умений работать самостоятельно и в группах.

Формы организации работы детей: индивидуальная, самостоятельная и групповая работа.

Задачи урока:

Закрепить с учащимися понятия алгоритма, исполнителя, типы и способы представления алгоритмов.

Подробнее познакомить учащихся с алгоритмом «ветвление». Рассмотреть полную, неполную формы ветвления.

Научить представлению алгоритмов в виде блок-схем, выполнению алгоритмов с заполнением таблицы.

План урока:

1. Организационный момент (15 сек.)

2. Постановка цели и задач урока. (5 мин.)

3. Актуализация опорных знаний. (5 мин.)

4. Первичное усвоение новых знаний. (5 мин.)

5. Первичная проверка понимания. (3 мин.)

6. Физкультминутка.(1 мин.)

7. Первичное закрепление.(10 мин.)

8. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. (5 мин).

9. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. (1 мин.)

10. Итог. (1 мин.)

11. Оценки.(1 мин.)

12. Рефлексия (1 мин.)

13. Завершающее слово учителя. (1 мин.)

ХОД УРОКА

1.Организация урока.

Сегодня наш урок- практикум будет посвящен изучению нового материала, а также первичному его усвоению. В ходе урока вам предстоит выполнить разные формы работы: индивидуальные, групповые, дифференцированные.

2. Цель нашего сегодняшнего урока

  • познакомиться с базовой алгоритмической структурой ВЕТВЛЕНИЕ;
  • изучить полную и неполную формы команды ветвления;
  • развивать навыки решения задач с помощью блок-схем.

3. Актуализация опорных знаний.

-Прежде чем мы перейдем к изучению новой темы, повторим основные понятия, изученные на прошлых уроках:

- Что такое алгоритм?

(Алгоритм – распоряжение исполнителю выполнить последовательность действий, направленных на достижение определенного результата).

Найдите ошибки в предложенных блок-схемах:

http://festival.1september.ru/articles/634012/img1.gifhttp://festival.1september.ru/articles/634012/img2.gifhttp://festival.1september.ru/articles/634012/img3.gif

Какие ошибки допущены в первой блок-схеме? (начало и конец должны быть в геометрической фигуре – овал, стрелочки, указывающие на последовательность действий, действие – в прямоугольниках). Во второй? В третьей? За 3 правильные схемы -5, за 2- 4, за1-3.

4.Первичное усвоение новых знаний.

Каждый день, совершая определенные действия, мы выполняем какой-либо алгоритм.

Приведите, пожалуйста, примеры, из повседневной жизни, относящиеся к линейным алгоритмам. (Ученики приводят примеры линейных алгоритмов: посадки саженца в саду, приготовление кофе и т.д.)

К сожалению, в жизни линейные алгоритмы встречаются довольно редко. Всегда появляются какие-нибудь условия, которые изменяют алгоритм.

Находясь на развилке двух (и более) дорог, русский богатырь выберет только одну в зависимости от своей цели и некоторого условия, написанного на камне.

Таким образом, появляется новый вид алгоритма.

– Как бы вы его назвали? (Алгоритм « ветвление»).

– Попробуйте дать ему определение. (Алгоритмическая конструкция « ветвление» – это алгоритм, в котором в зависимости от условия выполняется либо одна, либо другая последовательность действий.)

– Ниже приведены формы ветвлений. Чем они отличаются? Как бы вы их назвали? (Полная и неполная форма ветвления).

http://festival.1september.ru/articles/634012/img9.gif

5. Первичная проверка понимания. (3 мин.)

Примеры использования разветвляющихся алгоритмов в виде блок-схем:

Если ласточки летают низко, то будет дождь, иначе дождя не будет.

Если погода будет хорошая, то перед тем, как делать уроки, покатаюсь на лыжах.

http://festival.1september.ru/articles/634012/img10.gifhttp://festival.1september.ru/articles/634012/img11.gif

6. Физкультминутка.( 1 мин.)

Если ты юноша, то выполняй круговые движения глаз по часовой стрелке, иначе против часовой стрелки.

Если у тебя длинные волосы, то выполняй наклоны головы вперед - назад, иначе вправо- влево.

Если у тебя карие глаза, то вытяни руки вперед и потянись, иначе вытяни руки вверх потяни.

Если ты ученик 9 класса, то выпрямись и приготовься к дальнейшей работе.

7. Первичное закрепление.(10 мин.) Работа в группах.

Каждая группа получает задание.

Задание: Среди предложенных пословиц выберите ту, которая соответствует блок-схеме:

  • Без труда не вытащишь и рыбки из пруда.
  • Тише едешь, дальше будешь.
  • Готовь сани летом, а телегу зимой.
  • Делу - время, потехе – час.
  • Болен - лечись, а здоров – берегись.
  • Умный в гору не пойдет, умный гору обойдет.

hello_html_623937c2.png      hello_html_m7b48a8b7.png

8. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. (5 мин).

Дифференцированная самостоятельная работа.

Задание. Вычислите алгоритм разветвленной структуры, представленной в виде блок-схемы, при заданном входном потоке исходных данных:

http://festival.1september.ru/articles/634012/img12.gif

http://festival.1september.ru/articles/634012/img13.gif

9. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. (1 мин.)

Домашнее задание:

1. Составить блок-схемы к пословицам: Сделал дело – гуляй смело; Что посеешь, то и пожнешь; Где песня поется, там весело живется.

2. Вычислите значение гипотенузы прямоугольного треугольника, если известны значения его катетов.

10. Итог. (1 мин.) (Продолжи фразу)

Алгоритм «ветвление»– это…

-Особенностью алгоритмической структуры ветвления является…

- Полная форма ветвления отличается от неполной…

11. Оценки.(1 мин.)

12. Рефлексия (1 мин.)

13. Завершающее слово учителя. (1 мин.)

Вся наша жизнь – это алгоритм сложной структуры. Надо стремиться к тому, чтобы каждое наше действие было обдуманным и приводило к правильному, достойному результату!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методичекая разработка урока информатики в 9 классе по теме: Алгоритмическая структура "ветвление"

Разработка сделана для УМК "Информатика и ИКТ 9" Угриновича Н.Д. Структура урока построена на мультимедийном сопровождении, содержащем самостоятельную работу, актуализирующую знания, постановку пробле...

Разработка урока информатики в 9 классе по теме Алгоритмы и ветвления

Разработка урока информатки  в 9 классе по теме Алгоритмы и ветвления...

Урок по теме "Алгоритмическая структура "Ветвление". Сложные условия"

Подробная разработка урока информатики в 10 классе по теме "Алгоритмическая структура "Ветвление". Сложные условия"....

Урок по теме "Алгоритмическая структура "Ветвление""

Подробная разработка урока информатики в 10 классе по теме "Алгоритмическая структура "Ветвление""....

Конспект урока по информатике на тему «Алгоритм и кодирование основных алгоритмических структур. Алгоритм и его свойства. Алгоритмические структуры «ветвление» и «цикл»

Конспект урока по информатике на тему «Алгоритм и кодирование основных алгоритмических структур. Алгоритм и его свойства. Алгоритмические структуры «ветвление» и «цикл»...

Технологическая карта урока по информатике в 8 классе по теме «Алгоритмическая конструкция Ветвление»

Технологическая карта урока по информатике в 8 классе по теме «Алгоритмическая конструкция Ветвление»Тип урока: Урок систематизации знанийСреда программирования «Кумир»УМК Босо...