Программа внеурочной деятельности "Занимательная информатика"
рабочая программа по информатике и икт (5 класс) по теме

Швецова Татьяна Николаевна

Программа предназначена для учащихся 5 классов. Планирование составлено на основе авторской программы авторов М. С. Цветкова, О. Б. Богомолова «Информатика. Математика. Программы внеурочной деятельности для начальной и основной школы: 3-6 классы» - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneurochka_zanimatelnaya_informatika.doc141 КБ

Предварительный просмотр:

Утверждаю

Директор школы

_________

«       »_________201__ года

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4»

муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области

Название программы  Занимательная информатика

Направление развития личности школьника общеинтеллектуальное

Количество часов на реализацию программы  35 

Класс 5

Планирование составлено на основе авторской программы авторов М. С. Цветкова, О. Б. Богомолова «Информатика. Математика. Программы внеурочной деятельности для начальной и основной школы: 3-6 классы» - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013

Рабочую программу составила Швецова Т. Н. /______________________

Рассмотрено на заседании                                                                                                     Согласовано

МО учителей информатики                                                                                          заместитель директора по ВР

Протокол № ____ от «      »  _________ 201_ года                                                       ____________/___           ___

Руководитель МО ____________/ _____________

2016

Пояснительная записка

Нормативно-правовая база

Настоящая Программа разработана в соответствии с:

1. Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ;

2. Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «17»  декабря  2010 г. № 1897;

3. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 №1015 "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования";

4. Приказом Минобрнауки России от 31 декабря 2015 года №1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного  общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г.  № 1897»

5. СаНПиНом 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированным в Минюсте России 3 марта 2011 г (№ 19993) (в действующей редакции от 25.12.2013 №3);

6. Письмом Министерства образования и науки РФ от 28 октября 2015 года №08-1786 «О Рабочих программах учебных предметов» ;

7. Письмом Министерства образования и науки Ульяновской области от 26.08.2014г №иогв-010201/5553 «О формировании учебных планов общеобразовательных организаций, реализующих ФГОС ООО»;

8. Учебным планом МБОУ СОШ №4 МО «Барышский район» (федерального  и регионального  компонента, компонента ОО);

9. Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ №4 МО «Барышский район»;

10. Положением об организации внеурочной деятельности МБОУ СОШ №4 МО «Барышский район».

Назначение программы

Содержание программы курса «Занимательная информатика» направлено на воспитание интереса к предмету, развитие познавательной сферы школьников, наблюдательности,  умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать.

Курс «Занимательная информатика» входит во внеурочную деятельность по направлению общеинтеллектуальное развитие личности.

В основу программы заложены два принципа: разнообразие развивающего материала и его постепенное усложнение. В соответствии с первым принципом соседние занятия относятся к разным тематическим циклам, чтобы поддерживать интерес детей и гармонично совершенствовать их познавательную сферу. Согласно второму принципу сначала осваиваются задания более простых видов, а затем – более сложные задания.    

Актуальность настоящей дополнительной образовательной программы заключается в том, что интерес к изучению новых технологий у подрастающего поколения и у родительской общественности появляется в настоящее время уже в дошкольном и раннем школьном возрасте. Поэтому сегодня, выполняя социальный заказ общества, система дополнительного образования должна решать новую проблему - подготовить подрастающее поколение к жизни, творческой и будущей профессиональной деятельности в высокоразвитом информационном обществе.

Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько содержанием, сколько новизной и необычностью ситуации. Это способствует появлению личностной компетенции, формированию умения работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.

Возраст детей, участвующих в реализации программы

Курс «Занимательная информатика» представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся 5 класса.

Сроки реализации

Программа рассчитана на 1 год. Курс включает 35 занятий.

Продолжительность  занятий

Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятий 45 минут.

Цель  изучения  программы внеурочной деятельности «Занимательная информатика»:

– пропедевтика основных тем курса информатики в занимательной форме

Задачи:

1)  Развитие  у школьников навыков решения задач с применением таких подходов к решению,  наиболее  типичных  и  распространенных  в  областях  деятельности, традиционно относящихся к информатике:

—  применение  формальной  логики  при  решении  задач  —  построение  выводов путем применения к известным утверждениям логических операций «если  —  то», «и»,  «или»,  «не»  и  их  комбинаций  —  «если...и…,  то...»;

—  алгоритмический  подход  к  решению  задач  —  умение  планирования последовательности  действий  для  достижения  какой-либо  цели,  а  также  решения широкого класса задач, для которых ответом является не число или утверждение, а описание последовательности действий;

—  системный подход  —  рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора более  простых  составных  частей,  каждая  из  которых  выполняет  свою  роль  для функционирования  объекта  в  целом;  рассмотрение  влияния  изменения  в  одной составной части на поведение всей системы;

—  объектно-ориентированный подход  —  постановка во главу угла объектов, а не действий,  умение  объединять  отдельные  предметы  в  группу  с  общим  названием, выделять  общие  признаки  предметов  этой  группы  и  действия,  выполняемые  над этими предметами; умение описывать предмет по принципу «из чего состоит и что делает (можно с ним делать)».

2)  Расширение  кругозора  в  областях  знаний,  тесно  связанных  с  информатикой: знакомство  с  графами,  комбинаторными  задачами,  логическими  играми  с выигрышной  стратегией  («начинают  и  выигрывают»)  и  некоторыми  другими. Несмотря  на  ознакомительный  подход  к  данным  понятиям  и  методам,  по отношению  к  каждому  из  них  предполагается  обучение  решению  простейших типовых  задач,  включаемых  в  контрольный  материал,  т.  е.  акцент  ставится  на умении приложения даже самых простых знаний.

3)  Развитие у учащихся навыков решения логических задач и ознакомление с общими приемами решения задач  —  «как решать задачу, которую раньше не решали»  —  с ориентацией  на  проблемы  формализации  и  создания  моделей  (поиск закономерностей,  рассуждения  по  аналогии,  по  индукции,  правдоподобные догадки, развитие творческого воображения и др.).

Формы организации работы:

постановка и решение проблемных вопросов, игровые моменты, практические работы.

По количеству детей, участвующих в занятии: коллективная, групповая, парная.

По дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний, практические занятия, комбинированные формы занятий.

Содержание курса

№ п/п

Раздел программы

Кол-во часов

Перечень личностных и метапредметных результатов

Формы и виды организации внеурочной деятельности

Регулятивные

Познавательные

(Коммуникативные)

Личностные

1

Введение

1

- целеполагание, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;

- планировать пути достижения целей

Обучающийся научится:

- аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками; умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций

фронтальная

2

Логические задачи

18

- самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;

- уметь самостоятельно контролировать свое время и управлять им.

Обучающийся научится:

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

-осуществлять логическую операцию установления родовых отношений, ограничение понятия;

- обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом;

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Формирование понятия связи различных явлений, процессов, объектов с информационной деятельностью человека;

актуализация сведений из личного жизненного опыта информационной деятельности

Фронтальная, групповая, парная

3

Комбинаторные задачи

4

- планируют пути достижения цели и определяют способы действий в рамках предложенных условий; соотносят свои действия с планируемыми результатами; корректирую свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивают правильность поставленной задачи

Обучающийся научится:

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы)

Фронтальная, групповая, индивидуальная

4

Круги Эйлера

2

- принимают и сохраняют учебную задачу; планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

Обучающийся научится:

- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь

Способность к эмоциональному восприятию графической информации

Фронтальная, групповая, парная, индивидуальная

5

Математические основы информатики

6

-планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели;

- поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений

Обучающийся научится:

- давать определение понятиям;

- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

Внимательное отношение к получаемой информации, стремление к организации собственной деятельности путем разработки плана действий

Фронтальная, групповая, парная

6

Игровые стратегии

2

- преобразуют практическую задачу в познавательную; осуществляют итоговый и пошаговый контроль по результату

Обучающийся научится:

- устанавливать причинно-следственные связи;

Формирование стремления к организации собственной деятельности путем разработки плана действий

Фронтальная, парная, индивидуальная

7

Лингвистические задачи

2

- различают способ и результат действия; проявляют познавательную инициативу в сотрудничестве.

Обучающийся научится:

- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

Формирование понятия связи различных явлений, процессов, объектов с информационной деятельностью человека

Фронтальная, групповая, индивидуальная

Итого:

35 ч

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Разделы программы

Темы занятий

Дата

Аудитор.

Внеаудитор.

план.

факт.

1

1. Введение

«Весёлая разминка». Инструктаж по ТБ

1

2

2. Логические задачи

Закономерности

1

3

Закономерности

1

4

Упорядочение

1

5

Упорядочение

1

6

Взаимно однозначное соответствие

1

7

Взаимно однозначное соответствие

1

8

Задачи о лжецах

1

9

Задачи о лжецах

1

10

Логические выводы

1

11

Логические выводы

1

12

Задачи о переправах

1

13

Задачи о переправах

1

14

Задачи о разъездах

1

15

Задачи о разъездах

1

16

Задачи о переливаниях

1

17

Задачи о переливаниях

1

18

Задачи о взвешиваниях

1

19

Задачи о взвешиваниях

1

20

3. Комбинаторные задачи

Сочетания

1

21

Перестановки

1

22

Размещения

1

23

Перечисления

1

24

4. Круги Эйлера

Использование метода кругов Эйлера

1

25

Решение задач с помощью кругов Эйлера

1

26

5. Математические основы информатики

Арифметические задачи

1

27

Арифметические задачи

1

28

Общие сведения о системах счисления

1

29

Компьютерные системы счисления

1

30

Перевод чисел в различные системы счисления

1

31

Перевод чисел в различные системы счисления

1

32

6. Игровые стратегии

Игровые стратегии

1

33

Определение выигрышной стратегии

1

34

7. Лингвистические задачи

Простые лингвистические задачи

1

35

Логико-лингвистические задачи

1

Информационно-методическое обеспечение

  1. М. С. Цветкова, О. Б. Богомолова. Информатика. Математика. Программы внеурочной деятельности для начальной и основной школы: 3-6 классы. – М: БИНОМ. Лаборатория знаний. 2013. – 128 с.: ил.
  2. Босова Л. Л., Босова А. Ю., Коломенская Ю. Г. Занимательные задачи по информатике. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
  3. Богомолова О. Б. Логические задачи. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
  4. Цветкова  М.  С.,  Курис  Г.  Э.  Виртуальные  лаборатории  по  информатике  в начальной  школе.  —  М.:  БИНОМ.  Лаборатория  знаний,  2008  (соответствующий ЦОР  на  портале  http://sc.edu.ru  или  по  ссылке  на  сайте  Методической  службы издательства БИНОМ: http://lbz.ru/files/5799).

Предполагаемая результативность курса

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;

- самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;

- планировать пути достижения целей;

- уметь самостоятельно контролировать свое время и управлять им.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- давать определение понятиям;

- устанавливать причинно-следственные связи;

осуществлять логическую операцию установления родовых отношений, ограничение понятия;

- обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом;

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "Информатика в мире профессий"

Текстовый документ, содержащий рабочую программу внеурочной деятельности по информатике для учащихся 5-6 классов "Информатика в мире профессий".Рабочая программа содержит: краткую пояснительную записк...

Программа внеурочной деятельности "Информатика"

Данная программа технической направленности. Знание персонального компьютера и умение им пользоваться сегодня, как никогда, актуально. Техническая направленность программы «Информатика» позволяет детя...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Информатика в играх и задачах» для 2 –3 классов

Рабочая программавнеурочной деятельности «Информатика в играх и задачах» для 2 –3 классовучителя информатики и ИКТВоробьёвой Елены Анатольевны на 2014 – 2015 учебный год Пояснительная з...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Информатика и мы» для 5 классов на 2014 – 2015 учебный год

Рабочая программавнеурочной деятельности «Информатика и мы» для 5 классовучителя информатики и ИКТВоробьёвой Елены Анатольевны на 2014 – 2015 учебный год  Пояснительная записка...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Информатика и мы» для 5 классов на 2015-2016 учебный год

Рабочая программа внеурочной деятельности «Информатика и мы» для 5 классовучителя информатики и ИКТВоробьёва Елена Анатольевна на 2015-2016 учебный год Рабочая программа внеурочной деят...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Информатика и мы» для 6 классов на 2015-2016 учебный год

Рабочая программавнеурочной деятельности «Информатика и мы» для 6 классовучителя информатики и ИКТВоробьёва Елена Анатольевна на 2015-2016 учебный год  Рабочая программа внеурочной...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Информатика: первые шаги"

Рабочая программа внеурочной деятельности «Информатика: первые шаги» ориентирована на обучающихся  4 класса общеобразовательных школ не изучавших информатику ранее....