Программа элективного курса "Основы оформления документов"
элективный курс по информатике и икт (9 класс) на тему

Волкова Юлия Ивановна

Программа элективного курса для учеников 9 класса в рамках предпрофильной подготовки 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osnovy_oformleniya_dokumentov.doc107 КБ

Предварительный просмотр:

«Утверждено»

Директор МОУ «Средняя школа №3 п.Советский»

 __________ С.А.Новоселов

«      » ___________2014 г

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР _______________ Г.Н.Мухина

«      » ___________2014 г

«Рассмотрено»

МО учителей естественнонаучного цикла протокол №__
от ___  _________  2014 г.

Руководитель МО
_______ Т.Н.Леухина

Программа элективного курса

«Основы оформления документов»

учитель информатики
МОУ «Средняя школа №3 п.Советский»

Волковой Юлии Ивановны

Советский, 2014 


I. Пояснительная записка.

В свете задач перехода к профильному обучению проводимая в России модернизация образования обуславливает поиск новых педагогических идей и решений, которые позволят решать не только образовательные задачи, но и носят творческий характер и способствуют приобретению, углублению и активному использованию приобретенных знаний, расширению кругозора.

Программа курса «Основы оформления документов» предназначена для выявления направленности личности, ее читательской культуры и профессиональных интересов, а также для углубления знаний по информатике и ознакомления учащихся девятых классов с основами издательской деятельности, технологией редактирования и форматирования текстов, рисунков и иллюстраций, оформления заголовков и подзаголовков, выполнением многоколонной верстки.

На занятиях ученик усваивает основные понятия, необходимые для практической работы, постигает суть технологического процесса, приходит к самосознанию и саморегуляции своей умственной работы.

Компьютер обладает уникальной особенностью. С одной стороны, он является объектом изучения, а с другой – сам может служить техническим средством обучения. Многие  учащиеся готовят с помощью компьютера домашние задания, рефераты и другие работы. Приемы работы, представленные в этом курсе, помогут учащимся еще шире использовать компьютер в повседневной практике.

Ученикам часто приходится иметь дело с учебными документами, которые должны содержать не только текст, но и таблицы, формулы, графики, диаграммы и другие иллюстрации подобного рода. Курс имеет профориентационную и практическую направленность. В него включены практические работы и защита творческих проектов.

Цели:

Создание условий для формирования и развития у обучающихся: 

  • интеллектуальных и практических умений в создании различных документов;
  • интереса к изучению возможностей текстового процессора редактора;
  • умения самостоятельно приобретать и применять знания в издательской деятельности;
  • творческих способностей;
  • коммуникативных навыков.

Задачи  курса:

  • развитие индивидуальных и творческих способностей учащихся;
  • воспитание уважения к труду книгоиздателей;
  • развитие познавательной активности и самостоятельности;
  • формирование технологической и художественной культуры учащихся;
  • освоение теории и практики создания печатного издания;
  • создание условий для осознанного профессионального самоопределения. 

Знания:

  1. Знать, как подготовить страницу для размещения в ней текстового документа; технологию редактирования текста; возможности текстового процессора по форматированию текста.
  2. Знать основные правила оформления заголовков и подзаголовков; что такое колонтитул и где он применяется; графические возможности и технологию работы с иллюстрациями; понятие верстки и технологию выполнения многоколонной верстки.
  3. Знать, как просматривать документ перед выводом на печать; как подготовить издание к распечатке. 

Умения:

  1. Научить набирать и редактировать текст; изменять начертание шрифта; форматировать абзац; применять стили форматирования текста, наблюдать за работой своих товарищей и оценить работу.
  2. Научить выдвигать гипотезы при оформлении заголовков и подзаголовков в соответствии с правилами, делать выводы.
  3. Научить оформлять титульный лист, используя разнообразные средства Word; участвовать в дискуссии.
  4. Научить обсуждать, вставлять в текст объекты WordArt и иллюстрации; редактировать иллюстрации.
  5. Научить выполнять многоколонную верстку; вставлять в верстку буквицу.
  6. Научить выводить готовый документ на печать с помощью принтера.

Формы контроля:

  • Тесты.
  • Самостоятельные работы.
  • Практические работы.
  • Лабораторные работы.
  • Устный опрос (домашние задания).
  • Выступления.
  • Конференции.
  • Рефераты.

Результативность содержания курса:

  • Выставки творческих работ.
  • Участие в конкурсах.
  • Творческие проекты.
  • Выполнение общественно-полезных работ и заказов по изготовлению документов.

Учебная программа элективного курса рассчитана на 10 часов 

II. Учебно-тематический план

Содержание

Количество часов

Форма проведения

Образовательный продукт

Всего

Лекция

Практика

Общие сведения о текстовом процессоре:

-  Назначение текстового процессора Microsoft Word.

-  Первичная настройка Microsoft Word.

-  Панели инструментов в Microsoft Word.

-  Создание, сохранение и открытие документа.

1

0,5

0,5

Лекция

Практикум

Анкетирование

Конспект

Правила оформления рефератов

1

1

Лекция

Конспект

Фигурный текст. Печать документа

1

0,5

0,5

Лекция

Практикум

Тексты,

конспект

Создание и редактирование формул.

1

0,5

0,5

Лекция

Лабораторная работа

Конспект

 Рисование в Microsoft Word:

-  с помощью таблиц;

-  с помощью механизма создания «надписей»;

- вставка в текст картинки.

1

0,5

0,5

Лекция

Лабораторная работа

Конспект

Вставка буквицы. Разбивка текста на колонки.

1

0,5

0,5

Лекция

Практикум

Лабораторная работа

Конспект

Списки.

1

0,5

0,5

Лекция

Лабораторная работа

Конспект

Поиск и замена. Вставка колонтитулов. Параметры страницы.

1

0,5

0,5

Лекция

Лабораторная работа

Конспект

Шаблоны. Анкетирование

1

0,5

0,5

Лекция

Практикум

Конспект

 Разработка и защита проектов.

1

1

Защита проектов

Проекты,

выступления

III. Межпредметная связь:

Содержательные компоненты курса могут дополнять элективные курсы предпрофильной подготовки по:

  • литературе (восприятие художественного произведения, работа со справочной литературой, словарями);
  • информатике (изучение текстового и графического редактора);
  • русскому языку (грамотность, соблюдение орфографического режима);
  • изобразительному искусству (воспитание художественного вкуса, эстетичность и художественное оформление документов);
  • музыке (восприятие музыкального сопровождения презентаций).

IV. Анкета для учащихся:

(заполняется на входе и выходе курса):

  1. Чем Вас заинтересовала тема данного элективного курса?
  2. Что желаете вы узнать о создании рефератов?
  3. Что вы уже знаете о профиле избираемого курса?
  4. Как Вы думаете, какая связь между информатикой и созданием рефератов?

№ п/п

Ответы на входе

Ответы на выходе

Пожелания

1 2 3 4

 

 

 

V. Дидактическое обеспечение:

  1. Компьютер, сканер, принтер.
  2. Печатные материалы (СМИ, учебно-методическая литература);
  3. Инструменты для создания текстового документа;
  4. Полиграфические материалы (бумага, картон).

VI. Тематика проектов:

  1. Разработка и создание версий визитных карточек.
  2. Прекрасное оформление документа.
  3. Как работает цветной принтер?
  4. Что такое хороший школьный учебник?
  5. Интересная публикация в газете.
  6. Оформление титульного листа.
  7. Фотография в книге.
  8. Дизайн печатного документа.
  9. Технология изготовления печатных изданий.

VII. Список литературы

1. Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса / Угринович Н.Д.. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

2 Информатика и ИКТ. Практикум / Угринович Н.Д., Босова Л.Л. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.


Правила оформления рефератов

Рефераты оцениваются по пятибалльной шкале, при этом учитываются:

  • содержание реферата;
  • оформление реферата;
  • современный дизайн, наличие визуальных элементов, подчеркивающие основные результаты реферата - диаграммы, таблицы, рисунки;
  • наличие выводов и практических рекомендаций;
  • список используемой литературы.

Тема реферата выбирается учащимся. Выбранная тема должна быть представлена преподавателю и занесена в список занятых тем. Преподаватель имеет право отвергнуть неподходящие темы. Только после утверждения темы можно готовить реферат. Совпадение тем и совместная подготовка рефератов не допускаются.

Правила оформления реферата:

  • Писать следует на одной стороне листа формата А4 (210х297мм). Работа может быть отпечатана на пишущей машинке (компьютере).
  • Первая страница (титульный лист) оформляется в соответствие

с Приложением N 1;

  • На второй странице приводится содержание реферата (с указанием номеров страниц);
  • На последней странице приводится список использованной литературы (не менее 5 источников; оформление согласно ГОСТу; часть ссылок может быть на Internet);
  • Объём реферата должен быть не менее 12 (двенадцати) листов;

Параметры форматирования:

  • Основной текст - шрифт Times New Roman, размер 12, начертание обычное;
  • Абзац - отступ первой строки 1.27 см, выравнивание по ширине, межстрочный полуторный;
  • Параметры страницы - верхнее, нижнее и правое поля по 2 см, левое - 3 см;
  • Страницы работы следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту. Номер страницы проставляется в правом верхнем углу без точки в конце. Титульный лист включается в общую нумерацию страниц. Номер страницы на титульном листе не проставляется. Иллюстрации, таблицы, расположенные на отдельных листах, включаются в общую нумерацию страниц.
  • В верхнем колонтитуле выводится тема реферата.

Разделы и подразделы должны иметь заголовки. Слово “Раздел” не пишется. Заголовки должны четко и кратко отражать содержание разделов. Заголовки раздела, а также слова “Введение”, “Заключение”, “Реферат”, “Содержание”, “Список литературы” следует располагать в середине строки без точки в конце и писать (печатать) прописными буквами, не подчёркивая, отделяя от текста тремя межстрочными интервалами. Переносы слов в заголовках не допускаются. Каждая глава, “Введение”, “Заключение”. “Реферат”, “Содержание”, “Список литературы” начинаются с новой страницы. которые не нумеруются, но включаются в общую нумерацию работы.

Иллюстрации (чертежи, графики, схемы, диаграммы, фотоснимки, рисунки) следует располагать в работе непосредственно в тексте, в котором они упоминаются впервые, или после текста, если в указанном месте они не помещаются. На все иллюстрации должны быть даны ссылки в работе. Иллюстрации должны иметь название, которое помещают под ней. При необходимости перед названием рисунка помещают поясняющие данные. Иллюстрации следует нумеровать арабскими цифрами порядковой нумерацией в пределах всей работы. Если в работе только одна иллюстрация, её нумеровать не следует и слово “Рисунок” под ней не пишут.

Цифровой материал рекомендуется помещать в работе в виде таблиц. Таблицу следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице. Таблицы слева, справа и снизу ограничиваются линиями. На все таблицы должны быть ссылки в тексте. Таблицы следует нумеровать арабскими цифрами порядковой нумерацией в пределах всей работы. Номер следует размещать в левом верхнем углу над заголовком таблицы после слова “Таблица”. Допускается нумерация таблиц в пределах раздела. Если в работе одна таблица, её не нумеруют и слово “Таблица” не пишут. Каждая таблица должна иметь заголовок, который помещается ниже слова “Таблица” Слово “Таблица” и заголовок начинаются с прописной буквы, точка в конце заголовка не ставится. Заголовки граф таблицы должны начинаться с прописных букв. Заголовки граф указываются в единственном числе Графу “№ п/п” в таблицу включать не следует.

Таблицу следует размещать так, чтобы читать её без поворота работы, если такое размещение невозможно, таблицу располагают так,  чтобы её можно было читать, поворачивая работу по часовой стрелке. При переносе таблицы шапку таблицы следует повторить, и над ней размещают слова “Продолжение таблицы”, с указанием её номера. Если шапка таблицы велика, допускается её не повторять, в этом случае следует пронумеровать графы и повторить их нумерацию на следующей странице. Заголовок таблицы не повторяют. Если цифровые или иные данные в какой-либо строке таблицы отсутствуют, то ставится прочерк. Если все показатели, приведённые в таблице, выражены в одной и той же единице, то её обозначение помещается над таблицей справа. Заменять кавычками повторяющиеся в таблице цифры, математические знаки, знаки процента, обозначения марок материала, обозначения нормативных документов не допускается. При наличии в тексте небольшого по объёму цифрового материала его нецелесообразно оформлять таблицей, а следует давать в виде вывода (текста), располагая цифровые данные в колонки.

При ссылке на произведение после упоминания о нем в тексте реферата проставляют в квадратных скобках (косых - в случае печатания) номер, под которым оно значится в библиографическом списке. В необходимых случаях (обычно при использовании цифровых данных или цитаты) указываются и страницы, на которых помещается используемый источник, номер 6, с. 4-5. Ссылки на таблицы, рисунки, приложения берутся в круглые скобки. При ссылках следует писать: “в соответствии с данными таблицы 5”, (таблицы 2), “по данным рисунка 3”, (рисунок 4), “в соответствии с приложением А”, (приложение Б), “... по формуле (3)”.

Приложения следует оформлять как продолжение работы на её последующих страницах, как её продолжение со сквозной нумерацией страниц. Каждое приложение должно начинаться с новой страницы и иметь заголовок с указанием вверху посередине страницы слово “Приложение” и его номер. Располагать приложения следует в порядке появления ссылок на них в тексте.

Рефераты сдаются в папках (файлах).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Об утверждении Инструкции по оформлению документов об образовании

данный материал предоставлен для работы зам.директорам по учебной работе...

Порядок оформления документов на ПМПК

материал содержит всю необходимую информацию о документах, предоставляющих на ПМПК...

Правила оформления документов

ЕДИНЫЙ ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ РЕЖИМ ВЕДЕНИЯ ШКОЛЬНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ...

Методическая разработка урока в 8 классе на тему: "Стилевое оформление документа"

Вашему вниманию предлагаю методическую разработку урока раздела изучения текстового редактора в 8 классе по теме "Стилевое оформление документа". Методическая разработка включает: технологическую карт...

Технические аспекты оформления документов для размещения на nsportal.ru педагогом "МК № 1"

Некоторые решения проблем, связанных с размещением документов на nsportal.ru педагогами....