Рабочая коррекционная программа по информатики 6 класс (Л.Л. Босова) для VIII вида
рабочая программа по информатике и икт (6 класс) на тему

Рабочая программа по курсу «Информатика» составлена на основе авторской программы по информатике и ИКТ для 6 классов Л.Л. Босовой, с учетом психофизических особенностей учащихся VIII вида

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korrektsionno-_razvivayushchaya_programma_6_klass.docx48.06 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ПРЕДМЕТУ «ИНФОРМАТИКА и ИКТ»

ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

(коррекционно-развивающая программа VIII вида,

индивидуально на дому)

Класс 6

2016-2017 учебный год

Рабочая программа по курсу «Информатика» составлена на основе авторской программы по информатике и ИКТ для 6 классов Л.Л. Босовой

          Разработчик:

          Храмцова  Н.В.,

учитель информатики и ИКТ;

Категория: соответствие.

г. Корсаков, 2016


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по курсу «Информатика» составлена на основе авторской программы по информатике и ИКТ для 6 классов Л.Л. Босовой, изданной в методическом пособии «Информатика и ИКТ: учебная программа и поурочное планирование. 5-7 классы» / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014,  рекомендованного Министерством образования и науки РФ, с учетом психофизических особенностей учащихся VIII вида. (http://metodist.lbz.ru).

Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:

  • учебник для учащихся 6 класса;
  • методическое пособие для учителя, где последовательно раскрывается содержание учебных тем, предлагаются способы и приемы работы с УМК;
  • комплект цифровых образовательных ресурсов;

Изучение информатики и ИКТ в  6 классе направлено на достижение следующих целей:

  • формирование обще учебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе  овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;
  •  пропедевтическое (предварительное, вводное, ознакомительное) изучение понятий основного курса школьной информатики, обеспечивающее целенаправленное формирование обще учебных понятий, таких как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.;
  •  воспитание ответственного и избирательного отношения к информации; развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

Для достижения комплекса поставленных целей в процессе изучения информатики и ИКТ в 6 классе необходимо решить следующие задачи:

  • включить в учебный процесс содержание, направленное на формирование у учащихся  основных обще учебных умений информационно-логического характера: анализ объектов и ситуаций;  синтез как составление целого из частей и самостоятельное достраивание недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;  обобщение и сравнение данных; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логических цепочек рассуждений и т.д.;
  • создать условия для овладения основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
  • показать роль средств информационных и коммуникационных технологий в информационной деятельности человека;
  • расширить спектр умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом и графикой в среде соответствующих редакторов);  создать условия для овладения способами и методами освоения новых инструментальных средств,  формирования умений и навыков самостоятельной работы; воспитать стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
  • организовать деятельность, направленную на овладение первичными навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;
  • создать условия для  овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ;

Описание места учебного предмета в учебном плане

С целью реализации непрерывного изучения курса «Информатика и ИКТ» в образовательном учреждении за счет часов школьного компонента вводится изучение в 6 классе предмета «Информатика и ИКТ».

        Согласно учебному плану школы на изучение учебного предмета «Информатика» в 6 классах отводится 34 часа, 1 час в неделю.

Программой предусмотрено проведение:

•        контрольных работ – 2 часов

•        практических работ –18 часов

Общая характеристика учебного предмета

В настоящее время сфера человеческой деятельности в технологическом плане быстро меняется. Новые технологии в современном обществе требуют от человека новых знаний, навыков и умений, в том числе и при решении традиционных задач, возникающих в повседневной жизни. Адаптация к быстро меняющимся условиям внешнего мира представляет определенную сложность у любого человека, но особенно это характерно для учащихся коррекционных школ VIII вида в силу их психофизических особенностей.

      Современное состояние общества характеризуется интенсивным проникновением компьютерной техники во все сферы человеческой жизни, все возрастающим потоком информации и совершенствованием технологий получения, переработки и использования информации.  Информационные процессы – фундаментальная реальность окружающего мира и определяющий компонент современной информационной цивилизации. В целом, изучение информатики, информационных и коммуникационных технологий оказывает существенное влияние на формирование мировоззрения, стиль жизни современного человека, расширяет его возможности к адаптации в социуме.

В связи с этим целесообразно ввести изучение курса «Основы информатики» в специальной (коррекционной) школе VIII вида с 5 по 9 классы.

       Данный курс формирует у учащихся с ограниченными возможностями здоровья многие виды деятельности, которые имеют общедисциплинарный характер: моделирование объектов и процессов, сбор, хранение, преобразование и передача информации, управление объектами и процессами.  

Данный курс является коррекционным, так как способствует развитию личности каждого ребенка.

       В соответствии с типовой программой обучения детей с ограниченными возможностями здоровья («Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 классы»), с требованиями к организации обучения детей с нарушениями интеллектуального развития в представленном варианте программы учтены и сохранены принципы коррекционной направленности:

          - обеспечение каждому ребенку адекватного лично для него темпа и способов усвоения знаний;

          - доступность материала;

          - научность;

          - осуществление дифференцированного и индивидуального подхода;

          - концентрический принцип размещения материала, при котором одна  и та же тема изучается в течение нескольких лет с постепенным наращиванием сложности. Концентризм программы создает условия для постоянного повторения раннее усвоенного материала. Сначала происходит знакомство с компьютером, как инструментом, затем нарабатываются навыки использования компьютерных технологий путем  систематического повтора и усложнения тренинга.

Содержание учебного предмета

Структура содержания общеобразовательного предмета (курса) информатики в 6 классах основной школы может быть определена следующими разделы:

  • объекты и системы
  • человек и информация
  • информационное моделирование;
  • алгоритмика.

Раздел 1. Объекты и системы

Объекты окружающего мира. Компьютерные объекты. Отношения объектов и их множеств. Разновидности объектов и их классификация.  Системы объектов. Персональный компьютер как система.

Раздел  2. Человек и информация

Информация и знания. Чувственное познание окружающего мира. Абстрактное мышление. Понятие как форма мышления.

Раздел 3. Текстовый редактор.

Запуск программы  Word. Внешний вид программы Word.Создание документа.  

 Панель форматирования, вкладка «Главная». Буфер обмена (копировать, вставить, вырезать). Шрифт,  абзац, стили, редактирование. Набор текста.

 Оформление заголовка текста.  WordArt – одна из функций текстового редактора Word.Применение различных вариантов оформления заголовка текста, буквицу в начале текста. Текстовый редактор  Word.  Вкладка Вставка. Оформление текста картинками. Сборник изображений  ClipArt.Оформление титульного листа.   Надпись титульной страницы. Фигуры (геометрические фигуры, линии, фигурные стрелки, звёзды и ленты).

Раздел  4. Графический редактор(9ч.):

Запуск программы Paint. Окно графического редактора Paint:  название файла, панель инструментов, строка меню, палитра, полосы прокрутки. Работа с инструментами (карандаш,  кисть, прямая и кривая линии, эллипс, прямоугольник,   многоугольник,  ластик).   Отмена внесённых изменений.  

 Сохранение, копирование, раскрашивание рисунка. 

Учебно-тематическое планированье

Наименование темы

Количество часов

общие

теория

практика

1

Объекты и системы

10

5

5

2

Человек и информация

3

3(1/2)

3(1/2)

3

Текстовый редактор.

15

8

7

4

Графический редактор

6

3

3

5

Резерв

1

1

итого

35

17

18

Планируемые результаты.

В результате изучения информатики и информационно-коммуникационных технологий ученик должен

              знать:

          - устройство компьютера;

- правила техники безопасности работы на компьютере;

- программы Paint, Word;

- компьютерную  сеть Интернет,  поиск нужной информации в сети;

- основные  понятия и термины электронной почты, получение,      подготовку и отправление  сообщений;

 уметь:

  - использовать полученные знания в практической деятельности.

  Выпускники специальной (коррекционной) школы должны уметь пользоваться компьютерными  ресурсами.

                   Коррекционно-развивающие задания:

  • Развитие аналитико-синтетической деятельности (составь целое из частей, найти отсутствующую часть, определить по характерным признакам предмет).
  • Развитие зрительно-мыслительных операций (найди 10 предметов на картине, найди 6 отличий).
  • Словарная работа (терминология).
  • Развитие слухового и зрительного восприятия (работа по схемам, опорным карточкам, по плану, по таблицам, по словарным словам и иллюстрациям, игра «Чего не стало?»).
  • Развитие памяти (игры: «Кто больше запомнит», «Кто больше знает», «Кто хочет стать отличником»)
  • Развитие связной речи (рассказ по  образцу, плану, описанию, объяснению, по наводящим вопросам, игра «Вопросы задает компьютер»).
  • Развитие мелкой моторики (клавиатурные тренажёры, развивающие игры).


Календарно- тематическое планирование курса «Информатика» 6 класс

Тема урока

Кол-во

часов

Тип урока

Требования к уровню подготовленности обучающихся

Вид контроля

Дата

план

факт

I четверть

  1. е

Техника безопасности и организация рабочего места. Объекты окружающего мира

1

Усвоение  нового материала

Предметные познакомить учащихся с учебником, дать представление о предмете изучения.

Метапредметные Правильное поведение в компьютерном классе, правильно сидеть за ПК

Фронтальный, устный, индивидуальный

Объекты операционной системы.  Практическая работа №1 «Работаем с основными объектами операционной системы»

1

Комбинированный урок

Предметные Овладение умением  включать и завершать работу на компьютере.

Метапредметные Формирование  умений работать с основными объектами операционной системы

Фронтальный опрос

Файлы и папки. Размер файла. Практическая работа №2 «Работаем с объектами файловой системы

1

Комбинированный урок

Предметные приводить примеры имен файлов, определять размер файла, работать с объектами файловой системы

Метапредметные Учиться работе с объектами рабочего стола, папками и файлами

Индивидуально-групповой опрос

Разнообразие отношений объектов и их множеств. Отношения между множествами. Практическая работа №3 «Повторяем возможности графического редактора – инструмента создания» (задания 1–3)

1

Комбинированный урок

Предметные формирование умения вводить и редактировать  текст; создавать графические объекты в графическом редакторе. Определять отношения между объектами;

Метапредметные Овладение начальными навыками работы с графическим редактором

Индивидуальный

Отношение «входит в состав».  Практическая работа №3 «Повторяем возможности графического редактора – инструмента создания графических объектов» (задания 5–6)

1

Комбинированный урок

Предметные приводить примеры отношения объектов «входит в состав»;

создавать графические объекты в графическом редакторе

Метапредметные Формирование  умений воспринимать и  перерабатывать информацию

Фронтальный опрос, индивидуальный

Разновидности объекта и их классификация

1

Усвоение  нового материала

Предметные приводить примеры отношения «является разновидностью», строить схемы разновидностей.

Метапредметные Приобретение   опыта самостоятельной работы на компьютере

Индивидуальный

Классификация компьютерных объектов. Практическая работа №4 «Повторяем возможности текстового процессора – инструмента создания текстовых объектов»

1

Усвоение  нового материала

Предметные овладение начальными навыками работы с  текстовым редактором

Метапредметные владение основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умение правильно, четко и однозначно сформулировать мысль в понятной собеседнику форме

Индивидуально-групповой опрос

Системы объектов. Состав и структура системы  Практическая работа №5 «Знакомимся с графическими возможностям текстового процессора» (задания 1–3)

1

Комбинированный урок

Предметные применять приводить примеры системы, перечислять её состав и структуру; Использовать новые приемы создания текстовых объектов

Метапредметные владение базовыми навыками исследовательской деятельности

Фронтальный опрос

Система и окружающая среда. Система как черный ящик. Практическая работа №5 «Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора» (задания 4–5)

1

Усвоение  нового материала

Предметные Применять понятия системы, черного ящика;

Создавать графические объекты в текстовом процессоре.

Ме6тапредметные ИКТ-компетентность (умения работы в текстовом редакторе); уверенное оперирование понятием системы; умение анализировать окружающие объекты с точки зрения системного подхода;

Фронтальный опрос

II четверть

Персональный компьютер как система. Практическая работа №5 «Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора». (задание 6) Проверочный тест № 1«Объекты и системы»

1

Урок проверки знаний и умений

Предметные Рассказывать о компьютере как системе; Создавать графические объекты в текстовом процессоре.

Метапредметные владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации.

Индивидуальный опрос

Способы познания окружающего мира. Практическая Работа №6 «Создаем компьютерные документы»

1

Усвоение  нового материала

Предметные Овладение работой с несколькими окнами, умением создавать составной документ Метапредметные Формирование умений выделять главное, находить нужную информацию в учебнике.

Фронтальный опрос

Понятие как форма мышления. Как образуются понятия. Практическая работа №7 «Конструируем и исследуем графические объекты» (задание 1)

1

Комбинированный урок

Предметные приводить примеры существенных признаков объекта; Конструировать и исследовать графические объекты.

Индивидуально-групповой опрос

Определение понятия.

Проверочный тест №2 «Создание графических изображений» (задания 2, 3)

1

Урок проверки знаний и умений

Предметные овладение работой с конструированием графических объектов  Метапредметные Формирование навыков работы  на результат.

Индивидуальный

Запуск программы  Word. Внешний вид программы Word.

1

Усвоение  нового материала

Знать: что такое текстовый процессор, основные стандартные клавиши, объекты текстового документа.

Индивидуально-групповой опрос

Запуск программы  Word. Внешний вид программы Word.

1

Комбинированный урок

Знать: что такое текстовый процессор, основные стандартные клавиши, объекты текстового документа.

Фронтальный опрос

Создание документа.  

1

Усвоение  нового материала

Уметь: форматировать документ, задавать шрифт, выравнивать текст, изменять цвет текста..

Индивидуально-групповой опрос

III четверть

Создание документа.   Практическая работа «Создание документа»

1

Усвоение  нового материала

Знать: основные виды шрифтов, кегль. Виды расширений текстовых документов.

Уметь: изменять шрифт, вставлять объекты.

Фронтальный опрос

Панель форматирования, вкладка «Главная».

1

Комбинированный урок

Индивидуальный

Буфер обмена (копировать, вставить, вырезать). Практическая работа «Вставка объектов»

1

Усвоение  нового материала

Уметь: форматировать документ, задавать шрифт, выравнивать текст, изменять цвет текста.

Индивидуально-групповой опрос

Шрифт,  абзац, стили, редактирование. Набор текста.

1

Комбинированный урок

Знать: основные виды шрифтов, кегль. Виды расширений текстовых документов.

Уметь: изменять шрифт, вставлять объекты.

Индивидуально-групповой опрос

Шрифт,  абзац, стили, редактирование. Практическая работа «. Набор текста.»

1

Усвоение  нового материала

Знать: основные виды шрифтов, кегль. Виды расширений текстовых документов.

Уметь: изменять шрифт, вставлять объекты.

Фронтальный опрос

Оформление заголовка текста.  Практическая работа.

1

Комбинированный урок

Уметь: форматировать документ, задавать шрифт, выравнивать текст, изменять цвет текста.

Индивидуально-групповой опрос

WordArt – одна из функций текстового редактора Word. Практическая работа.

1

Усвоение  нового материала

Знать: основные виды шрифтов, кегль. Виды расширений текстовых документов.

Уметь: изменять шрифт, вставлять объекты.

Фронтальный опрос

Применение различных вариантов оформления заголовка текста, буквицы в начале текста.

1

Усвоение  нового материала

Уметь: форматировать документ, задавать шрифт, выравнивать текст, изменять цвет текста.

Фронтально-индивидуальный опрос

Текстовый редактор  Word.  Вкладка «Вставка».

1

Усвоение  нового материала

Уметь: форматировать документ, задавать шрифт, выравнивать текст, изменять цвет текста.

Фронтально-индивидуальный опрос

Текстовый редактор  Word.  Вкладка «Вставка». Практическая работа

1

Комбинированный урок

Знать: основные виды шрифтов, кегль. Виды расширений текстовых документов.

Уметь: изменять шрифт, вставлять объекты.

Индивидуальный

IV четверть

Оформление текста картинками. Сборник изображений  ClipArt. Практическая работа «Вставка изображения»

1

Усвоение  нового материала

Знать: основные виды шрифтов, кегль. Виды расширений текстовых документов.

Уметь: изменять шрифт, вставлять объекты.

Индивидуальный опрос

Фигуры (геометрические фигуры, линии, фигурные стрелки, звёзды и ленты).

1

Комбинированный урок

Знать: что такое текстовый процессор, основные стандартные клавиши, объекты текстового документа.

Фронтально-индивидуальный опрос

Запуск программы Paint.

1

Усвоение  нового материала

Знать: режимы отображения и их назначения.

Уметь: создавать презентации.

Фронтальный опрос

Окно графического редактора Paint:  название файла, панель инструментов, строка меню, палитра, полосы прокрутки. Практическая работа «Подводный вид

1

Комбинированный урок

Знать : основные инструменты программы

Фронтальный опрос

Работа с инструментами (карандаш,  кисть, прямая и кривая линии, эллипс, прямоугольник, многоугольник,  ластик).  

1

Комбинированный урок

Знать : основные инструменты программы

Фронтальный опрос

Работа с инструментами (карандаш,  кисть, прямая и кривая линии, эллипс, прямоугольник, многоугольник,  ластик).  Практическая работа

1

Комбинированный урок

Знать : основные инструменты программы

Индивидуальный опрос

Отмена внесённых изменений.  

1

Комбинированный урок

Групповой

Сохранение, копирование, раскрашивание рисунка. Практическая работа.

1

Комбинированный урок

Знать: изменение палитры, работа с основными инструментами программы

Индивидуальный опрос

Резерв

1




   Перечень литературы и средств обучения

Рабочая программа ориентированная на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:

  1. Босова Л.Л «Информатика: учебник для 6 класса»  2-е издание- М.: Бином. Лаборатория знаний, 2014 г.
  2. Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
  3. Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-7». – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
  4. Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/)

для ученика:

  1. Информатика: Учебник для 6 класса./ Л.Л.Босова 2-е издание – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014

Наличие аппаратных и программных средств:

  1. Персональный компьютер для учителя, ученика;
  2. Мультимедиа проектор;
  3. Интерактивная доска;
  4. Комплекс сетевого оборудования;
  5. Принтер;
  6. Операционная система Windows 8;
  7. Интегрированное офисное приложение –MS Office 2010;
  8. Браузер- Google;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу "Биология" для 8 класса специальной (корекционной) общеобразовательной школы VIII вида

Программа состоит из следующих разделов: пояснительная записка; количество часов по семестрам; содержание; дополнительная литература; календарно-тематическое планирование....

Коррекционно-развивающая программа по русскому языку в спец. (корр.) кл.VIII вида

Данная программа предназначена для  проведения коррекционных занятий по русскому языку в 6,8 классах, в которых ведется обучение по программам общеобразовательных учреждений VIII вида, с целью ко...

Приёмы коррекционной работы по преодолению нарушения чтения у обучающихся школы VIII вида

В работе представлены теоретический материал о  нарушение чтения у  младших школьников  и практические приёмы коррекционной работы по его преодолению....

Рабочая программа по физической культуре для учащихся 6-9 классов " Школа коррекции и развития VIII вида "

Физическое воспитание - неотъемлемая часть комплексной системы учебно-воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе VIII вида (для детей с нарушениями интеллекта). Оно направле...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по информатике ФГОС 7-9 Босова

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА   по    информатике ФГОС 7-9 Босова...

Рабочая программа по информатике 7-9 кл Босова ФГОС

Рабочая программа по информатике 7-9 кл Босова ФГОС...

Рабочая программа по информатике 7-9 автор Босова

Рабочая программа по информатике 7-9 автор Босова...