Рабочая программа по курсу "Биология" для 8 класса специальной (корекционной) общеобразовательной школы VIII вида
рабочая программа по биологии по теме

Фотинова Ольга Алексеевна

Программа состоит из следующих разделов: пояснительная записка; количество часов по семестрам; содержание; дополнительная литература; календарно-тематическое планирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_8_klass.doc172 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида»

г. Мичуринск

                                                         

Рассмотрена и рекомендована к утверждению на методическом объединении

учителей естественно-математического цикла

Протокол № 4 от 20 мая  2011 г.

Руководитель                        О.Б. Горлова

Утверждаю

Директор МС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида» г. Мичуринск

    ___________         В.А. Баева

  Приказ № 192        от 31.08. 2011

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

ПО КУРСУ «БИОЛОГИЯ»

ДЛЯ 8  КЛАССА

на 2011– 2015 уч.г.

                                                                                                   Автор программы

                                                                        учитель биологии                                                                                                                            

                                                                               О. А. Фотинова

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ   ЗАПИСКА

       Рабочая программа по биологии  в 8 классе составлена на основе   примерной программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой, «Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида»: Сборник 1, Москва, Гуманитарный издательский центр «Владос», 2000г. и допущена Министерством образования Российской Федерации.

Данная рабочая программа разработана на основе следующих документов:

  1. Закона РФ «Об образовании»;
  2. Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, Постановление Правительства РФ от 10.03. 2000 г. № 212.,  23.12.2002 г., № 919
  3. Методического письма «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов» от 26.12.2000г.;
  4. Положения о порядке  разработки и утверждения рабочих программ в МС(К)ОУ«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII» г. Мичуринск, приказ № 62-А от 04.09.2009 г.;
  5. Учебного плана МС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII» г. Мичуринска для обучающихся и  воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, приказ

    № 192 от 30.08. 2011 г.;

  1. Единой  концепции  специального Федерального государственного стандарта  для детей с ограниченными возможностями здоровья, 2009 г.

Рабочая программа составлена с учётом особенностей данного класса, учитывает особенности познавательной деятельности обучающихся, способствует умственному развитию, определяет оптимальный объем знаний и умений по биологии. В целях максимального коррекционного воздействия в программу включен учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на повышение интеллектуального уровня.

      Целью данной программы является использование процесса обучения биологии для повышения уровня общего развития учащихся с ограниченными возможностями здоровья и коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств.

      С учетом уровня обученности воспитанников данного класса основной задачей курса является:

-сообщение учащимся знаний об основных элементах живой природы (о строении и жизни животных);

-проведение через весь курс экологического воспитания (рассмотрение окружающей природы как комплекса условий, необходимых для жизни всех животных, растений), бережного отношения к природе;

-формирование правильного понимания таких природных явлений, как дождь, снег, ветер, туман, осень, зима, лето, весна в жизни животных;

-первоначальное ознакомление с некоторыми животными, которых можно содержать дома или в школьном уголке природы;

-привитие навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья.

        Основой для разработки структуры данной образовательной программы для данной категории детей является Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ОВЗ.    Согласно данной концепции можно выделить основные взаимосвязанные содержательные линии при обучении биологии. Это:

  1. Овладение основными знаниями по биологии.
  2. Развитие способности использовать знания по биологии и сформированные представления о мире для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных природных и климатических условиях.
  3. Развитие вкуса к познанию и способности к творческому взаимодействию с миром живой природы.

Количество часов по семестрам в 8 классе

Семестр

I

II

III

IV

V

VI

Всего

Количество

часов

8

11

10

10

11

10

60

Содержание и основные разделы программы по биологии в 8 классе

  1. Беспозвоночные животные:
  1. Позвоночные животные
  2. Рыбы
  3.  Земноводные
  4. Пресмыкающиеся
  5.  Птицы
  6.  Млекопитающие
  7. Сельскохозяйственные млекопитающие

Введение.

Многообразие животного мира. Места обитания животных и при способленность их к условиям жизни. Позвоночные и беспозвоноч ные животные. Дикие, сельскохозяйственные и домашние животные. Значение животных в народном хозяйстве. Охрана животных

Беспозвоночные животные.

Общие признаки беспозвоночных животных: отсутствие позво ночника (внутреннего скелета).

Черви.

Дождевые черви. Внешний вид дождевого червя, образ жизни, питание, дыхание, способ передвижения. Роль дождевого червя в почвообразовании.

Демонстрация живого червя или влажного препарата.

Черви-паразиты (глисты). Вред глистов. Профилактика и борь ба с глистными заболеваниями.

Насекомые.

Бабочка-капустница (и ее гусеница), яблонная плодожорка, май ский жук, комнатная муха. Внешнее строение, образ жизни, пита ние, дыхание, способ передвижения. Размножение. Вред, приноси мый этими насекомыми (повреждения растений и перенос болез нетворных бактерий). Меры борьбы с вредными насекомыми.

Пчела, тутовый шелкопряд — полезные в хозяйственной деятель ности человека насекомые. Внешнее строение, образ жизни, питание. Способ передвижения. Размножение. Пчелиная семья и ее жизнь. Разведение тутового шелкопряда.

Значение одомашненных насекомых в народном хозяйстве и уход за ними. Получение меда от пчел и шелковых нитей от шелко пряда.

Демонстрация живых насекомых, а также коллекций насекомых, вредящих сельскохозяйственным растениям. Демонстрация филь мов о насекомых.

Экскурсия в природу для наблюдения за насекомыми.

Позвоночные животные.

Общие признаки позвоночных животных: наличие позвоночника (внутреннего скелета).

Рыбы. Общие признаки рыб. Среда обитания — водоемы. Реч ные рыбы (окунь, щука, карп). Морские рыбы (треска, сельдь). Внешнее строение, питание, дыхание, кровообращение, нервная си стема, органы чувств. Размножение рыб. Рыболовство, рыбоводство. Рациональное использование и охрана рыб.

Демонстрация живой рыбы (в аквариуме), скелета рыбы, филь мов о рыбах.

Земноводные. Общие признаки земноводных. Среда обитания.

Лягушка. Место обитания, образ жизни. Внешнее строение ля гушки, способ передвижения.

Питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств. Размножение лягушки.

Черты сходства с рыбами и отличия от рыб по строению, образу жизни и размножению.

Жаба. Особенности внешнего строения и образ жизни.

Значение и охрана земноводных.

Демонстрация живой лягушки или влажного препарата.

Пресмыкающиеся. Общие признаки пресмыкающихся (пере движение — ползание по суше). Внешнее строение, питание, дыха ние, кровообращение, нервная система, органы чувств. Размноже ние пресмыкающихся. Сравнение пресмыкающихся и земноводных по строению, образу жизни.

Демонстрация влажных препаратов.

Отличие ужа от гадюки. Охрана пресмыкающихся.

Птицы. Общая характеристика птиц: среда обитания, особенно сти внешнего и внутреннего строения. Размножение и развитие.

Питание птиц.

Птицы, кормящиеся в воздухе (ласточка, стриж).

Птицы леса: большой пестрый дятел, большая синица. Хищные птицы (сова, орел).

Водоплавающие птицы (утка-кряква, гуси).

Птицы, обитающие возле жилья людей (голубь, воробей).

Особенности образа жизни каждой экологической группы птиц. Значение и охрана птиц.

Курица, гусь, утка — домашние птицы. Строение яйца курицы. Выращивание цыплят. Содержание, кормление и разведение кур, гусей, уток на птицефермах. Птицеводство.

Демонстрация скелета птицы, чучел птиц, влажного препарата, модели строения яйца, фильмов о птицах.

Экскурсия в зоопарк или на птицеферму.

Млекопитающие, или звери. Разнообразие млекопитающих. Приспособленность к условиям жизни.

Общие признаки млекопитающих, или зверей: волосяной покров тела, рождение живых детенышей и вскармливание их молоком.

Внутреннее строение млекопитающего (на примере кролика): органы пищеварения, дыхания, кровообращения, нервная система.

Демонстрация скелета млекопитающего, чучел, влажных пре паратов.

Грызуны: мышь, белка, бобр. Общие признаки грызунов. Вне шний вид и отличительные особенности каждого из этих живот ных. Образ жизни, питание, размножение. Значение грызунов в природе и хозяйственной деятельности человека. Охрана белок и бобров.

Зайцеобразные: заяц-беляк, заяц-русак, кролик домашний. Об щие признаки зайцеобразных, черты сходства и различия между зайцами и кроликами. Образ жизни, питание и размножение зайцев и кроликов. Значение зайцев и их охрана.

Значение кролиководства в народном хозяйстве.

Хищные звери: волк, медведь, тигр, лев, рысь. Общие признаки хищных зверей. Внешний вид,и отличительные особенности каж дого из этих животных. Черты сходства и различия между некото рыми из них. Образ жизни, добывание пищи, размножение. Распро странение хищных зверей. Значение этих животных и их охрана. Домашние хищники: кошка, собака. Уход за ними.

Пушные хищные звери: куница, лисица, соболь, норка. Образ жизни, распространение и знчение пушных зверей. Разведение норки на зверофермах.

Ластоногие морские животные: тюлень, морж, морской котик. Общие признаки ластоногих. Отличительные особенности этих животных, распространение и значение. Охрана морских зверей.

Китообразные: кит, дельфин. Общие признаки китообразных. Внешнее строение кита и дельфина. Питание и передвижение. Вскармливание детенышей. Дыхание. Значение этих животных и их охрана.

Растительноядные животные дикие и домашние. Общие при знаки растительноядных животных. Дикие растительноядные жи вотные (лось). Дикие всеядные животные (дикая свинья). Характе ристика этих животных, распространение, значение и охрана их. Сельскохозяйственные травоядные животные: корова, овца, верб люд, лошадь. Всеядные сельскохозяйственные животные — свинья.

Корова. Внешнее строение. Молочная продуктивность коров.

Корма для коров. Уход за коровами. Современные животновод ческие фермы, их оборудование и содержание в них коров.

Выращивание телят.

Овца. Распространение овец. Особенности внешнего строения и питания овец.

Значение овец в народном хозяйстве. Некоторые породы овец. Содержание овец: зимнее — на фермах и летнее — на пастбищах.

Круглогодовое содержание овец на пастбищах. Оборудование овцеводческих ферм и пастбищ. Выращивание ягнят.

Верблюд. Особенности внешнего строения. Приспособленность к засушливым условиям жизни. Особенности питания верблюда. Значение верблюда в хозяйстве человека.

Северный олень. Особенности строения — приспособленность к суровым северным условиям жизни. Особенности питания. Зна чение северного оленя в народном хозяйстве.

Свинья. Внешнее строение свиньи: особенности туловища, го ловы, ног, кожного покрова.

Значение свиноводства. Современные свиноводческие фермы и их оборудование. Размещение свиней. Уход за свиньями и их корм ление. Выращивание поросят. Откорм свиней.

Внешнее строение лошади: особенности туловища, го ловы, ног, кожного покрова. Питание лошадей.

Значение лошадей в народном хозяйстве. Верховые лошади, тя желовозы и рысаки.

Содержание лошадей. Выращивание жеребят.

Приматы. Общая характеристика.

Обобщающее занятие по результатам изучения животных: об щие признаки изученных групп животных, признаки сходства и раз личия. Охрана птиц и млекопитающих. Редкие и исчезающие виды. Различение диких и домашних животных. Охрана диких и уход за домашними.

Экскурсии в зоопарк, заповедник, на звероферму, в какой-либо питомник или морской аквариум для наблюдений за поведением животных, за их кормлением и уходом.

Практическая работа на учебном подсобном хозяйстве: участие в уходе за помещением и жи вотными, участие в раздаче кормов.

                       Основные требования к знаниям и умениям обучающихся:

       В результате изучения курса биологии в 8 классе  обучающиеся должны  знать: 

основные отличия животных от растений;

признаки сходства и различия между изученными группами животных;

общие признаки, характерные для каждой из этих групп животных;

места обитания, образ жизни и поведение тех животных, кото рые знакомы учащимся;

названия некоторых наиболее типичных представителей изучен ных групп животных, особенно тех, которые широко распростране ны в местных условиях; значение изучаемых животных в природе, а также в хозяйственной деятельности человека;

основные требования ухода за домашними и некоторыми сельс кохозяйственными животными (известными учащимся).

Должны уметь:

узнавать изученных животных (в иллюстрациях, кинофрагмен тах, чучелах, живых объектах);

кратко рассказывать об основных чертах строения и образа жиз ни изученных животных;

устанавливать взаимосвязи между животными и их средой оби тания: приспособления к ней, особенности строения организма и по ведения животных;

проводить несложный уход за некоторыми сельскохозяйствен ными животными  или домашними животными (птицы, звери, рыбы), имеющимися у детей дома;

рассказывать о своих питомцах (их породах, поведении и повадках).

Количество часов, предусмотренных учебным планом – 70 часов в учебном году (2 часа в неделю), по годовому календарному графику – 60 часов  в 8 классе,  с учётом общегосударственных праздников и школьных дней здоровья (приказ по ОУ №193 от 31.08.2011г.), в том числе лабораторных работ - 2, практических работ – 2, экскурсия – 1.

Формы организации учебного процесса – урок, урок – экскурсия, урок – практическая работа.

 

Формы учебной деятельности – коллективная, групповая, индивидуальная.

Виды и формы контроля: текущий контроль осуществляется на уроках в форме устного опроса,  самостоятельных работ, практических работ, письменных проверочных работ, тестирования; итоговый контроль по изученной теме осуществляется в форме тестирования и программированных заданий.

Технологии обучения:

- дифференцированное обучение;

- личностно-ориентированное обучение.

Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом образовательного учреждения в форме оценивания ЗУН обучающихся по триместрам и по итогам года.

Для реализации программного содержания используется следующий учебно-методический комплект: учебник А.И. Никишов, А.В. Теремов. Биология. Животные. 8 класс.- Москва, Дрофа, 2011

Дополнительная литература:

  1. Авторская программа «Биология» 8 класс для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (В.В. Сивоглазов). Москва «Гуманитарный издательский центр Владос» 2000.
  2. Биология. 6-7 классы:  нестандартные уроки и мероприятия (КВН, устный журнал, праздники, викторины, загадки, кроссворды, интеллектуально-игровые задания) / составитель Н.А. Касаткина. –  Волгоград: Учитель, 2007.
  3. Универсальное учебное пособие. А.Скворцов. А. Никишов, В. Рохлов, А. Теремов. Биология. 6 – 11 классы. Школьный курс. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2000.
  4. А.И. Богун. А.В. Долгова. Отчего, почему и зачем? М., Пилигрим, 1997.

           КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

8 класс

 п/п

Тема урока

Кол-во

    часов

Дата

по плану

Проведено фактически

Введение (1ч.)

Многообразие животного мира. Позвоночные и беспозвоночные животные

1

07.09

Места обитания животных и приспособленность их к условиям жизни. Дикие, сельскохозяйственные  и домашние животные.

1

10.09

Беспозвоночные животные  (9 часов)

Черви (3 часа)

Общие признаки беспозвоночных животных

Дождевой червь

1

14.09

Круглые черви – паразиты человека

1

17.09

Черви-санитары пресных водоёмов

Черви-сосальщики

1

21.09

Насекомые (6 часов)

 Внешнее строение и образ жизни

1

24.09

Бабочка-капустница

Яблочная плодожорка

1

28.09

 Майский жук

1

01.09

 Комнатная муха

1

12.10

Медоносная пчела

 Тутовый шелкопряд

1

15.10

Обобщающий урок по теме «Насекомые»

1

19.10

Позвоночные животные

Рыбы (6 часов)

Общие признаки позвоночных животных.

 Внешнее строение и скелет

1

22.10

Внутреннее строение рыбы

1

26.10

Размножение и развитие рыб

1

29.10

Речные рыбы

Морские рыбы

1

02.11

 Рыбный промысел и рыболовство

Охрана и увеличение рыбных богатств

1

09.11

Обобщающий урок по теме «Рыбы»

1

12.11

Земноводные (3 часа)

 Среда обитания и внешнее строение земноводных

1

16.11

Внутреннее строение земноводных

1

19.11

Размножение и развитие лягушки

1

26.11

Пресмыкающиеся (3 часа)

Среда обитания и внешнее строение

1

30.12

Внутреннее строение

1

03.12

Размножение и развитие

1

07.12

Птицы (8 часов)

Особенности внешнего строения

1

10.12

Особенности скелета

14.12

Размножение и развитие

1

17.12

Птицы леса

Хищные птицы

1

21.12

Птицы пресных водоёмов и болот

1

24.12

Птицы, обитающие вблизи жилья человека

Домашние куры

Домашние утки и гуси

1

28.12

Развитие птицеводства

1

11.01

Обобщающий урок по теме «Птицы»

1

14.01

Млекопитающие (17часов)

Внешнее строение

1

18.01

Особенности скелета и нервной системы

1

21.12

Особенности скелета и нервной системы

1

25.01

Внутреннее строение

1

01.02

Внутреннее строение

1

04.02

Грызуны и их значение в природе и жизни человека

1

08.02

Зайцеобразные

1

11.02

Разведение домашних кроликов

1

15.02

Хищные звери

1

29.02

Дикие пушные хищные звери

1

03.03

Домашние хищные звери

1

07.03

Морские животные .Ластоногие

1

14.03

Китообразные

1

17.03

Парнокопытные

1

21.03

Непарнокопытные

1

24.03

Приматы

1

28.03

Обобщающий урок по теме «Млекопитающие»

1

31.03

Растительноядные животные  (11 часов)

Травоядные животные

1

04.04

Корова, внешнее строение

1

07.04

Содержание коров на фермах. Выращивание телят

1

18.04

Овцы, особенности внешнего строения и питания. Значение овец в народном хозяйстве

1

21.04

Содержание овец и выращивание ягнят

1

25.04

Верблюды

1

02.05

Северные олени

1

05.05

Домашние свиньи. Содержание свиней на свиноводческих фермах

1

12.05

Выращивание поросят. Значение свиноводства

1

16.05

Домашние лошади. Содержание лошадей и выращивание жеребят

1

23.05

Охрана птиц и млекопитающих. Редкие и исчезающие виды.

1

26.05

Обобщающий урок по теме «Растительноядные животные»

1

30.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу "Природоведение" для 5 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида

Рабочая программа состоит из следующих разделов: пояснительная записка, содержание программы, календарно-тематическое планирование, дополнительная литература...

Рабочая программа по курсу "Биология" для 6 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида

Рабочая программа включает следующиеразделы: пояснительная записка; содержание; количество часов по семестрам; дополнительная литература; календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа по курсу "Биология" для 7 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида

Рабочая программа состоит из следующих разделов: пояснительная записка; количество часов по семестрам; содержание; календарно-тематическое планирование; дополнительная литература....

Рабочая программа факультативного курса "Оригами" для 5-6 классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида

Программа содержит следующие разделы: пояснительная записка; содержание; учебно- тематитеский план; информационные источники; методическое обеспечение программы....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РОДНОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 10-12 КЛАССОВ СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ VIII ВИДА

Данная программа разработана на основании нормативно- правовых документов: Закона «Об образовании», Типового Положения о специальном (коррекционном) образовательно...

Рабочая программа по истории в 7 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида

Рабочая программа по истории в 7 классе специальной коррекционной общеобразовательной школы VIII вида разработана в соответствии  с Законом Российской Федерации «Об образовании», Тип...

Рабочая программа по истории в 8 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида

Рабочая программа по истории в 8 классе специальной коррекционной общеобразовательной школы VIII вида разработана в соответствии  с Законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым пол...