Рабочая программа 8-9 класс (ФГОС) Л.Л. Босова
рабочая программа по информатике и икт (8, 9 класс) на тему

Настоящая рабочая программа базового курса «Информатика и ИКТ» для 8-9 класса II ступени обучения средней общеобразовательной школы составлена на основе авторской программы по информатике и ИКТ для 8–9 классов Л.Л. Босовой

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Рабочая программа474 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ПРЕДМЕТУ «ИНФОРМАТИКЕ И ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ»

ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Класс 8-9

2016-2017 учебный год

Рабочая программа составлена на основании авторской  программы по курсу «Информатика» основного общего образования для 8-9 классов, Л. Л. Босова.

          Разработчик:

          Храмцова  Н.В.,

учитель информатики и ИКТ;

Категория: соответствие.

г.Корсаков, 2016


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая рабочая программа базового курса «Информатика и ИКТ» для 8-9 класса II ступени обучения средней общеобразовательной школы составлена на основе авторской программы по информатике и ИКТ для 8–9 классов Л.Л. Босовой, изданной в методическом пособии «Информатика и ИКТ: учебная программа и поурочное планирование. 8-9 классы» / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015,  рекомендованного Министерством образования и науки РФ. (http://metodist.lbz.ru).

Цели и задачи курса

Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей: 

  • формирование основ научного мировоззрения в процессе систематизации, теоретического осмысления и обобщения имеющихся и получения новых знаний,
  • умений и способов деятельности в области информатики и информационных и коммуникационных технологий (ИКТ);
  • совершенствование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией, навыков информационного моделирования, исследовательской деятельности и т.д.; развитие навыков самостоятельной учебной деятельности школьников;
  • воспитание ответственного и избирательного отношения к информации с учётом правовых и этических аспектов её распространения, стремления к созидательной деятельности и к продолжению образования с применением средств ИКТ.

Задачи:

  • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
  • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
  • выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Таблица соответствия  распределения часов по темам

авторской и рабочей программы в 8 классе

№ п/п

Раздел

Кол-во часов по программе

Комментарии

 Авторская

Рабочая

1

Математические основы информатики

12

11

2

Основы алгоритмизации

10

11

3

Начала программирования  на языке Паскаль

10

11

4

Итоговое повторение

1

-

5

Резерв

1

1

В данной рабочей программе изменено распределение часов по темам:  в раздел «Основы алгоритмизации» был добавлен один час из раздела «Математические основы информатики», на практическое решение задач по теме «Циклы». Один час в итоговом повторения было отведено на практическое решение задач на языке Паскаль.

Таблица соответствия  распределения часов по темам

авторской и рабочей программы в 9 классе

№ п/п

Раздел

Кол-во часов по программе

Комментарии

 Авторская

Рабочая

1

Введение

3

-

2

Моделирование и формализация

12

15

3

Алгоритмизация и программирование

18

20

4

Обработка числовой информации в электронных таблицах

11

11

5

Коммуникационные технологии

11

17

6

Повторение

11

2

7

Резерв

2

1

В авторском тематическом планировании отводиться на изучение предмета в 9 классе 68 часов, а в рабочей программе – 66 часа, согласно продолжительности учебного времени в образовательном учреждении. Уменьшение часов произошло за счёт итогового повторения и резерва. В данной рабочей программе изменено распределение часов по темам. Два часа итогового повторения отведены на Алгоритмизацию и программирование на решение практических задач на языке Паскаль, так как у детей вызывает затруднение данная тема в решении задач. Шесть часов отведены на коммуникационные технологии для углубленного изучения технологии создания сайтов и итогового мини проекта. Три часа из раздела Введение были отведены на Моделирование.

Описание места учебного предмета в учебном плане.

Согласно учебному плану школы на изучение учебного предмета «Информатика и ИКТ» на базовом уровне в 9 классах отводится 66 часов учебного времени, 2 часа в неделю;  в 8 классе  отводится 34 часа учебного времени, 1 час в неделю.

Программой предусмотрено проведение:

В 8 классе:

  • Контрольных работ – 3,
  • Практических работ – 18

В 9 классе:

  • Контрольных работ – 4,
  • Практических работ – 24,
  • Итоговый тест - 1.

Общая характеристика учебного предмета

Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ), освоенные обучающимися на базе информатики способы деятельности, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в реальных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов. На протяжении всего периода существования школьной информатики в ней накапливался опыт формирования образовательных результатов, которые в настоящее время принято называть современными образовательными результатами.

В содержании курса информатики и ИКТ для 8–9 классов основной школы акцент сделан на изучении фундаментальных основ информатики, формировании информационной культуры, развитии алгоритмического мышления, реализации общеобразовательного потенциала предмета.

Курс информатики основной школы, опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся, дает теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта.

Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводиться объяснение нового материала, а на конец урока планируется компьютерный практикум (практические работы). Работа учеников за компьютером в 8 классах 10-15 минут. В ходе обучения учащимся предлагаются короткие (5-10 минут) проверочные работы (в форме тестирования). Очень важно, чтобы каждый ученик имел доступ к компьютеру и пытался выполнять практические работы по описанию самостоятельно, без посторонней помощи учителя или товарищей.

В 8-9 классе особое внимание следует уделить организации самостоятельной работы учащихся на компьютере. Формирование пользовательских навыков для введения компьютера в учебную деятельность должно подкрепляться самостоятельной творческой работой, личностно-значимой для обучаемого. Это достигается за счет информационно-предметного практикума, сущность которого состоит в наполнении задач по информатике актуальным предметным содержанием.

Используемые технологии, методы и формы работы:

На уроках параллельно применяются общие и специфические методы, связанные с применением средств ИКТ:

  • словесные методы обучения (рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником);
  • наглядные методы (наблюдение, иллюстрация, демонстрация наглядных пособий, презентаций);
  • практические методы (устные и письменные упражнения, практические работы за ПК);
  • проблемное обучение;
  • метод проектов;
  • ролевой метод.

Основные типы уроков:

  • урок изучения нового материала;
  • урок контроля знаний;
  • обобщающий урок;
  • комбинированный урок.

Формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения

Виды контроля:

  • входной – осуществляется в начале каждого урока, актуализирует ранее изученный учащимися материал, позволяет определить их уровень подготовки к уроку;
  • промежуточный - осуществляется внутри каждого урока. Стимулирует активность, поддерживает интерактивность обучения, обеспечивает необходимый уровень внимания, позволяет убедиться в усвоении обучаемым порций материала;
  • проверочный – осуществляется в конце каждого урока; позволяет убедиться, что цели, поставленные на уроке достигнуты, учащиеся усвоили понятия, предложенные им в ходе урока;
  • итоговый – осуществляется по завершении крупного блоки или всего курса; позволяет оценить знания и умения.

Формы итогового контроля:

  • тест;
  • творческая практическая работа;

Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения информатики

Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:

  • наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
  • понимание роли информационных процессов в современном мире;
  • владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
  • ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
  • развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
  • способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
  • готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
  • способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
  • способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.

Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:

  • владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
  • владение информационно-логическими умениями:  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
  • владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
  • ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).

Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения информатики в основной школе отражают:

  • формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
  • формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
  • развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
  • формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
  • формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.

Содержание курса информатики и ИКТ 8 класс

Раздел 1. Математические основы информатики (11 ч)

Общие сведения о системах счисления. Понятие о непозиционных и позиционных системах счисления. Знакомство с двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системами счисления, запись в них целых десятичных чисел от 0 до 1024. Перевод небольших целых чисел из двоичной системы счисления в десятичную. Двоичная арифметика.

Компьютерное представление целых чисел. Представление вещественных чисел.

Высказывания. Логические операции. Логические выражения. Построение таблиц истинности для логических выражений. Свойства логических операций. Решение логических задач.  Логические элементы.

Раздел 2. Основы алгоритмизации (11 ч)

Понятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители. Учебные исполнители (Робот, Чертёжник, Черепаха, Кузнечик, Водолей, Удвоитель и др.) как примеры формальных исполнителей. Их назначение, среда, режим работы, система команд.

Понятие алгоритма как формального описания последовательности действий исполнителя при заданных начальных данных. Свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов.

Алгоритмический язык – формальный язык для записи алгоритмов. Программа – запись алгоритма на алгоритмическом языке. Непосредственное и программное управление исполнителем.

Линейные программы. Алгоритмические конструкции, связанные с проверкой условий: ветвление и повторение. Разработка алгоритмов: разбиение задачи на подзадачи, понятие вспомогательного алгоритма.

Понятие простой величины. Типы величин: целые, вещественные, символьные, строковые, логические. Переменные и константы. Знакомство с табличными величинами (массивами). Алгоритм работы с величинами – план целенаправленных действий по проведению вычислений при заданных начальных  данных с использованием промежуточных результатов.

Управление, управляющая и управляемая системы, прямая и обратная связь. Управление в живой природе, обществе и технике.

Раздел 3. Начала программирования  на языке Паскаль (11 ч)

Язык программирования. Основные правила одного из процедурных языков программирования (Паскаль, школьный алгоритмический язык и др.): правила представления данных; правила записи основных операторов (ввод, вывод, присваивание, ветвление, цикл) и вызова вспомогательных алгоритмов; правила записи программы.

Этапы решения задачи на компьютере: моделирование – разработка алгоритма – кодирование – отладка – тестирование.

Решение задач по разработке и выполнению программ в выбранной среде программирования. Программирование линейных, разветвляющихся, цикличных алгоритмов.

Резерв -1 ч

Учебно-тематический план

Тема

Основные виды деятельности обучающихся

1

Математические основы информатики

Аналитическая деятельность:

выявлять различие в унарных, позиционных и непозиционных системах счисления; выявлять  общее  и  отличия  в разных  позиционных  системах счисления; анализировать логическую структуру высказываний .

Практическая деятельность:

переводить  небольшие  (от  0  до  1024)  целые  числа  из  десятичной системы счисления в двоичную (8ую,16ную) и обратно; выполнять  операции  сложения  и  умножения  над  небольшими двоичными числами; записывать вещественные числа в естественной и нормаль-ной форме; строить таблицы истинности для логических выражений; вычислять истинностное значение логического выражения

2

Основы алгоритмизации

Аналитическая деятельность:

определять  по  блок-схеме,  для  решения  какой  задачи предназначен данный алгоритм; анализировать изменение значений величин при пошаговом выполнении алгоритма; определять по выбранному методу решения задачи, ка-кие алгоритмические конструкции могут войти в алгоритм; сравнивать  различные  алгоритмы  решения  одной  за-дачи .

Практическая деятельность:

исполнять готовые алгоритмы для конкретных исходных данных; преобразовывать  запись  алгоритма  с  одной  формы в другую; строить  цепочки  команд,  дающих  нужный  результат при  конкретных  исходных  данных  для  исполнителя  арифметических действий; строить  цепочки  команд,  дающих  нужный  результат при  конкретных  исходных  данных  для  исполнителя, преобразующего строки символов

3

Начала программирования  на языке Паскаль

Аналитическая деятельность:

анализировать готовые программы; определять по программе, для решения какой задачи она предназначена; выделять этапы решения задачи на компьютере .

Практическая деятельность

программировать линейные алгоритмы, предполагающие вычисление арифметических, строковых и логических выражений; разрабатывать программы, содержащие оператор/операторы  ветвления  (решение  линейного неравенства, решение  квадратного  уравнения  и  пр .),  в  том  числе

с использованием логических операций; разрабатывать  программы,  содержащие  оператор цикла


Содержание курса информатики и ИКТ 9 класс

Раздел 1. Моделирование и формализация (15 ч)

Модели и моделирование. Понятия натурной и информационной моделей объекта (предмета, процесса или явления). Модели в математике, физике, литературе, биологии и т.д.  Использование моделей в практической деятельности. Виды информационных моделей (словесное описание, таблица, график, диаграмма, формула, чертёж, граф, дерево, список и др.) и их назначение. Оценка адекватности модели моделируемому объекту и целям моделирования.

Графы, деревья, списки и их применение при моделировании природных и экономических явлений, при хранении и поиске данных. Компьютерное моделирование. Примеры использования компьютерных моделей при решении практических задач.   Реляционные базы данных. Основные понятия, типы данных, системы управления базами данных и принципы работы с ними.  Ввод и редактирование записей. Поиск, удаление и сортировка данных.

Раздел 2. Алгоритмизация и программирование (20 ч)

Язык программирования. Основные правила одного из процедурных языков программирования (Паскаль, школьный алгоритмический язык и др.): правила представления данных; правила записи основных операторов (ввод, вывод, присваивание, ветвление, цикл) и вызова вспомогательных алгоритмов; правила записи программы.

Этапы решения задачи на компьютере: моделирование – разработка алгоритма – кодирование – отладка – тестирование.

Решение задач по разработке и выполнению программ в выбранной среде программирования.

Раздел 3.  Обработка числовой информации в электронных таблицах (11 ч)

Электронные (динамические) таблицы. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Использование формул. Выполнение расчётов. Построение графиков и диаграмм. Понятие о сортировке (упорядочивании) данных.

Раздел 4. Коммуникационные технологии (17 ч)

Локальные и глобальные компьютерные сети. Скорость передачи информации. Пропускная способность канала. Интернет. Браузеры.  Взаимодействие на основе компьютерных сетей: электронная почта, чат, форум, телеконференция, сайт. Информационные ресурсы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы,  компьютерные энциклопедии и справочники.  Поиск информации в файловой системе, базе данных, Интернете. Информационная безопасность личности, государства, общества. Защита собственной информации от несанкционированного доступа.

Базовые представления о правовых и этических аспектах использования компьютерных программ и работы в сети Интернет. Язык разметки HTML. Основные теги и атрибуты.


Учебно-тематический план

Тема

Основные виды деятельности обучающихся

1

Моделирование и формализация

Аналитическая деятельность:

осуществлять  системный  анализ  объекта,  выделять среди его свойств существенные свойства с точки зрения целей моделирования; оценивать  адекватность  модели моделируемому  объекту и целям моделирования; определять  вид  информационной  модели  в  зависимости от стоящей задачи;

анализировать  пользовательский  интерфейс  используемого программного средства

Практическая деятельность:

строить  и  интерпретировать  различные  информационные модели  преобразовывать объект из одной формы представления информации в другую; работать  с  готовыми  компьютерными  моделями; создавать однотабличные базы данных; осуществлять поиск записей в готовой базе данных; осуществлять сортировку записей в готовой базе данных

2

Алгоритмизация и программирование

Аналитическая деятельность:

выделять этапы решения задачи на компьютере; осуществлять разбиение исходной задачи на подзадачи; сравнивать различные алгоритмы решения одной задачи.

Практическая деятельность:

исполнять готовые алгоритмы для конкретных исходных данных; разрабатывать программы, содержащие подпрограмму; разрабатывать программы для обработки одномерного массива: нахождение  минимального  (максимального)  значения  в данном  массиве;  подсчет  количества  элементов  массива, удовлетворяющих некоторому условию; нахождение суммы всех элементов массива; нахождение  количества  и  суммы  всех  четных элементов  в массиве; сортировка элементов массива

3

Обработка числовой информации в электронных таблицах

Аналитическая деятельность:

анализировать  пользовательский  интерфейс  используемого  программного средства; определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач;

Практическая деятельность:

создавать электронные таблицы, выполнять в них расчеты по

встроенным и вводимым пользователем формулам; строить диаграммы и графики в электронных таблица

4

Коммуникационные технологии

Аналитическая деятельность:

выявлять общие черты и отличия способов взаимодействия на основе компьютерных сетей; анализировать доменные имена компьютеров и адреса документов в Интернете; анализировать  и  сопоставлять различные  источники  информации,  оценивать  достоверность  найденной  информации; распознавать  потенциальные  угрозы  и  вредные  воздействия, связанные с ИКТ; оценивать предлагаемые пути их

устранения .

Практическая деятельность:

осуществлять  взаимодействие  посредством  электронной  почты, чата, форума; определять минимальное время, необходимое для передачи известного объема данных по каналу связи; проводить поиск информации в сети Интернет по запросам с использованием логических операций; создавать информационные  объекты  в  виде  web-страницы, включающей графические объекты

Планируемые результаты изучения информатики

Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования уточняют и конкретизируют общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов как с позиции организации их достижения в образовательном процессе, так и с позиции оценки достижения этих результатов.

В результате освоения курса информатики в 8-9 классах учащиеся получат представление:

  • об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире; о принципах кодирования информации;
  • о моделировании как методе научного познания; о компьютерных моделях и их использовании для исследования объектов окружающего мира;
  • об алгоритмах обработки информации, их свойствах, основных алгоритмических конструкциях; о способах разработки и программной реализации алгоритмов;
  • о программном принципе работы компьютера – универсального устройства обработки информации;
  • о направлениях развития компьютерной техники;
  • о принципах организации файловой системы, основных возможностях графического интерфейса и правилах организации индивидуального информационного пространства;
  • о назначении и функциях программного обеспечения компьютера; об основных средствах и методах обработки числовой, текстовой, графической и мультимедийной информации; о технологиях обработки информационных массивов с использованием электронной таблицы или базы данных;
  • о компьютерных сетях распространения и обмена информацией, об использовании информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм;
  • о требованиях техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий.

Учащиеся будут уметь:

  • приводить примеры информационных процессов, источников и приемников информации;
  • кодировать и декодировать информацию при известных правилах кодирования;
  • переводить единицы измерения количества информации; оценивать количественные параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
  • записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256;
  • записывать и преобразовывать логические выражения с операциями И, ИЛИ, НЕ; определять значение логического выражения;
  • проводить компьютерные эксперименты с использованием готовых моделей;
  • формально исполнять алгоритмы для конкретного исполнителя с фиксированным набором команд, обрабатывающие цепочки символов или списки, записанные на естественном и алгоритмическом языках;
  • формально исполнять алгоритмы, описанные с использованием конструкций ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательных алгоритмов, простых и табличных величин;
  • использовать стандартные алгоритмические конструкции для построения алгоритмов для
  • формальных исполнителей;
  • составлять линейные алгоритмы управления исполнителями и записывать их на выбранном алгоритмическом языке (языке программирования);
  • создавать алгоритмы для решения несложных задач, используя конструкции ветвления (в том числе с логическими связками при задании условий) и повторения, вспомогательные алгоритмы и простые величины;
  • создавать и выполнять программы для решения несложных алгоритмических задач в выбранной среде программирования;
  • оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс:открывать,
  • именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
  • создавать тексты посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте списки, таблицы, изображения, диаграммы, формулы;
  • читать диаграммы, планы, карты и другие информационные модели; создавать простейшие модели объектов и процессов в виде изображений, диаграмм, графов, блок-схем, таблиц (электронных таблиц), программ; переходить от одного представления данных к другому;
  • создавать записи в базе данных;
  • создавать презентации на основе шаблонов;
  • использовать формулы для вычислений в электронных таблицах;
  • проводить обработку большого массива данных с использованием средств электронной таблицы или базы данных;
  • искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных,
  • компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
  • передавать информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке;
  • пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком).


Календарно- тематическое планирование курса «Информатика и ИКТ» 8 класс

Тема урока

Кол-во

часов

Тип урока

Элементы содержания

Формируемые

УУД

Вид контроля

Дата

план

Факт

I четверть

1

Введение. Техника безопасности и санитарные нормы работы за ПК. Общие сведения о системах счисления.

1

Усвоение  нового материала

система счисления; цифра; алфавит; позиционная система счисления; основание;

Предметные: общие представления о целях изучения курса информатики и ИКТ; умения и навыки безопасного и целесообразного поведения при работе в компьютерном классе; Уметь определят основание и алфавит системы счисления.

Метапредметные:  представлять о роли ИКТ при изучении школьных предметов и в повседневной жизни;

Репродуктивный

2

Двоичная,  восьмеричная и шестнадцатеричная система счисления. Развернутая формула числа

1

Комбинированный урок

развёрнутая форма записи числа; свёрнутая форма записи числа, двоичная система счисления; восьмеричная система счисления; шестнадцатеричная система счисления

Предметные: алгоритмы перевода небольших десятичных чисел в

двоичную систему счисления и наоборот, переходить от свернутой формы записи числа к его развернутой записи, - перевод небольших десятичных чисел в 8ую и 16ую системы счисления и обратно

Метапредметные:  Анализ проблемных ситуаций, в которых необходимо принятие решений, составление списка вариантов

Фронтальный опрос

3

Правило перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q

1

Комбинированный урок

Правило перевода из 10-й системы счисления

Предметные:  алгоритмы перевода небольших десятичных чисел в

систему счисления с произвольным основанием

Метапредметные:  Развитие учебно-познавательного интереса к новому материалу и способам решения новой задачи.

Индивидуально-групповой опрос

4

Двоичная арифметика.

1

Усвоение  нового материала

Двоичная арифметика: сложение, умножение.

Предметные: - выполнять операции сложения и умножения над небольшими двоичными числами; - записывать вещественные числа в естественной и нормальной форме;

Метапредметные: Использование компьютерных инструментов для планирования дел и повышения интенсивности и качества умственного труда.

Индивидуальный

5

Представление целых и вещественных чисел. Практическая работа №1 «Число и его компьютерный код»

1

Комбинированный урок

Ячейка памяти; разряд; беззнаковое представление целых чисел; представление целых чисел со знаком; представление вещественных чисел; формат с плавающей запятой; мантисса; порядок

Предметные: структура памяти компьютера: память – ячейка – бит (разряд)

Иметь представление о научной (экспоненциальной) форме записи вещественных чисел; представление о формате с плавающей запятой

Метапредметные:  Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности

Фронтальный опрос

6

Элементы алгебры логики. Высказывания. Логические операции. Практическая работа №2 «Высказывание. Простые и сложные высказывания. Основные логические операции».

1

Комбинированный урок

Алгебра логики; высказывание; логическая переменная; логическое значение; логическая операция; конъюнкция; дизъюнкция; отрицание

Предметные: алгебре логики, высказывании как еѐ объекте, об операциях над высказываниями

Метапредметные:  Умение самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение

Индивидуально-групповой опрос

7

Построение таблиц истинности для логических выражений.  Практическая работа №3 «Построение таблицы истинности».

1

Комбинированный урок

Логическая переменная; логическое значение; логическая операция; конъюнкция; дизъюнкция; отрицание; таблица истинности

Предметные: составлять  таблицу истинности для логического выражения, преобразовывать запись алгоритма с одной формы

в другую,

Метапредметные: Умение устанавливать причинно-следственные связи, ориентироваться на разнообразие способов решения задач.  

Индивидуальный

8

Свойства логических операций.

Решение задач.

1

Комбинированный урок

Логическая переменная; логическое значение; логическая операция; конъюнкция; дизъюнкция; отрицание; таблица истинности; законы алгебры логики

Предметные: свойства логических операций (законах алгебры логики), применять при решении  задач законы алгебры логики.

Метапредметные:  Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

Фронтальный опрос

9

Решение логических задач.

1

Комбинированный урок

логическое выражение;; логическая операция; таблица истинности; законы алгебры логики.

 Предметные: составлять и преобразовывать  логические выражения в соответствии с логическими законам

Метапредметные: Самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого характера; Применение ранее полученных ЗУН в новой ситуации;

Индивидуальный

II четверть

10

Логические элементы.

1

Усвоение  нового материала

Логический элемент; конъюнктор; дизъюнктор; инвертор; электронная схема

Предметные: логические элемены (конъюнкторе, дизъюнкторе, инверторе) и электронных схемах

Метапредметные:  Умение определения последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата.

Формирование потребности в реализации основ правильного поведения в поступках и деятельности.

Фронтальный опрос

11

Контрольная  работа №1 по темы «Математические основы информатики».

1

Урок проверки знаний и умений

Система счисления; представление целых чисел и вещественных чисел; высказывание; логическая операция; таблица истинности; законы логики;

Предметные: переводить числа из 10 с.с., записывать и преобразования логических выражений с операциями И, ИЛИ, НЕ

Метапредметные:  Классификация текущих задач по критериям важности, срочности, жёсткости/гибкости. Умение определения последовательности промежуточных целей с учётом конечного результат

Индивидуальный

12

Алгоритмы и исполнители

1

Усвоение  нового материала

Алгоритм, свойства алгоритма, система команд; формальное исполнение алгоритма

Предметные: смысл понятия «алгоритм»; свойства алгоритмов

Метапредметные:  Развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя;

Фронтальный опрос

13

Способы записи алгоритмов

1

Усвоение  нового материала

Словесное описание, построчная запись, блок-схема, школьный алгоритмический язык

Предметные: записывать решение задачи несколькими способами.

Метапредметные:  Умение внимательно воспринимать информацию и запоминать её;

Развитие умений применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера

Фронтальный опрос

14

Объекты алгоритмов

1

Усвоение  нового материала

Величина, константа, переменная, тип, имя, присваивание, выражение, таблица

Предметные: представление о величинах, с которыми работают алгоритмы; - правила записи выражений на алгоритмическом языке;

Метапредметные:  Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных.

Фронтальный опрос

15

Алгоритмическая конструкция «Следование». Практическая работа №4 «Построение алгоритмической конструкции «следование»

1

Комбинированный урок

Конструкция «следование», форма записи.

Предметные: представление об алгоритмической конструкции «следование»; составление простых (коротких) линейных алгоритмов

Метапредметные: Умение определения последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата.  

Индивидуальный

16

Алгоритмическая конструкция «Ветвление». Полная форма ветвления. Практическая работа №5 «Построение алгоритмической конструкции «ветвление»

1

Комбинированный урок

Алгоритмы, разветвляющиеся алгоритмы,

Предметные: представление об алгоритмической конструкции

«ветвление»;

- исполнение алгоритма с ветвлением для

формального исполнителя с заданной системой команд;

Метапредметные:  Умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать.

Индивидуальный

III четверть

17

Неполная форма ветвления. Практическая работа №6«Построение алгоритмической конструкции «ветвление», сокращенной формы»

1

Комбинированный урок

Алгоритм ветвление, полная форма.

Предметные: Уметь строить сокращенную форму  конструкции «ветвление».

Метапредметные:  Умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать.

Индивидуально-групповой опрос

18

Алгоритмическая конструкция «повторение». Цикл с предусловием. Практическая работа №7  «Построение алгоритмической конструкции «повторение»

1

Комбинированный урок

Циклические алгоритмы, цикл с предусловием.

Предметные: представления об алгоритмической конструкции

«цикл», о цикле с заданным условием продолжения работы;

Метапредметные:  Строить логичное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Индивидуальный

19

Цикл с постусловием. Практическая работа №8 «Построение алгоритмической конструкции «повторение» с заданным условием окончания работы»

1

Комбинированный урок

Циклический алгоритм, цикл с постусловием.

Предметные: представления об алгоритмической конструкции

«цикл», о цикле с заданным условием окончания работы;

Метапредметные:  Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

Индивидуально-групповой опрос

20

Цикл с параметром. Практическая работа №9 «Построение алгоритмической конструкции «повторение» с заданным числом повторений»

1

Комбинированный урок

Цикл с параметрами.

Предметные: представления об алгоритмической конструкции

«цикл», о цикле с заданным числом повторений;

Метапредметные:  Сбор и структурирование материала, продумывание плана и сценария выступления.

Индивидуально-групповой опрос

21

Практическая работа №10 «Алгоритмические конструкции».

1

Комбинированный урок

Последовательное построение алгоритма, вспомогательный алгоритм, формальные параметры, фактические параметры, рекурсивный алгоритм

Предметные: формы записи алгоритмических конструкций.

Уметь строить алгоритм с использованием различных алгоритмических конструкций

Метапредметные: Сбор и структурирование материала, продумывание плана и сценария выступления. 

Индивидуально-групповой опрос

22

Контрольная работа №2 «Основы алгоритмизации».

1

Урок проверки знаний и умений

Алгоритм, свойства алгоритма, словесное описание, блок-схема, школьный алгоритмический язык, следование, ветвление, повторение, линейные алгоритмы, разветвляющиеся алгоритмы, циклические алгоритмы,

Предметные: решать задачи с использованием различных алгоритмических конструкций

Метапредметные:  Умение осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Индивидуальный

23

Общие сведения о языке программирования Паскаль

1

Усвоение  нового материала

Язык программирования, программа, алфавит, служебные слова, типы данных, структура программы, оператор присваивания

Предметные: основные сведения о языке программирования Паскаль, синтаксис языка, уметь ориентироваться в окне приложения

Метапредметные:  Умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Фронтальный опрос

24

Организация ввода и вывода данных. Практическая работа №11 «Организация ввода и вывода данных»

1

Комбинированный урок

Оператор вывода writer, формат вывода, оператор ввода read

Предметные: выполнять запись простых последовательностей

действий на формальном языке

Метапредметные:  Подведение под понятие - распознавание объектов, выделение существенных признаков и их синтез (техника безопасности, этические нормы).

Фронтальный опрос

25

Программирование как этап решения задачи на компьютере. Практическая работа №12 «Написание программ на языке Паскаль»

1

Комбинированный урок

Постановка задачи, формализация, алгоритмизация, программирование, отладка и тестирование

Предметные: анализировать готовые программы;

- определять по программе, для решения какой задачи она предназначена;

Метапредметные:  Умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Индивидуальный

26

Программирование линейных алгоритмов. Практическая работа №13«Написание программ, реализующих линейный алгоритм на языке Паскаль»

1

Комбинированный урок

Постановка задачи, формализация, алгоритмизация, программирование, отладка и тестирование

Предметные: самостоятельно планировать пути

достижения целей; - соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности,

Метапредметные:  Планирование текущей деятельности, включая учебную. Определение последовательности выполнения дел.

Индивидуально-групповой опрос

IV четверть

27

Программирование разветвляющихся алгоритмов. Условный оператор. Практическая работа №14 «Написание программ, реализующих разветвляющийся алгоритм на языке Паскаль»

1

Комбинированный урок

Вещественный тип данных, целочисленный тип данных, символьный тип данных, строковый тип данных, логический тип данных

Предметные: запись на языке программирования

коротких алгоритмов, содержащих алгоритмическую конструкцию ветвление.

Метапредметные: 

Умение определения последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата.

Индивидуально-групповой опрос

28

Составной оператор. Многообразие способов записи ветвлений. Практическая работа №14 «Написание программ, реализующих разветвляющийся алгоритм на языке Паскаль»

1

Комбинированный урок

Условный оператор, сокращенная форма условного оператора, составной оператор, вложенные ветвления

Предметные: способы записи ветвлений.

Метапредметные:  Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено того, что ещё неизвестно.

Индивидуально-групповой опрос

29

Программирование циклов с заданным условием продолжения работы. Практическая работа №15 «Написание программ, реализующих циклические алгоритмы на языке Паскаль»

1

Комбинированный урок

While (цикл –ПОКА),  repeat (цикл – ДО), for (цикл с параметром)

Предметные: запись на языке программирования коротких алгоритмов, содержащих алгоритмическую конструкцию

цикл.

Метапредметные:  Подведение под понятие - распознавание объектов, выделение существенных признаков и их синтез.

Индивидуально-групповой опрос

30

Программирование циклов с заданным условием окончания работы. Практическая работа №16«Написание программ, реализующих циклические алгоритмы на языке Паскаль»

1

Комбинированный урок

While (цикл –ПОКА),  repeat (цикл – ДО), for (цикл с параметром)

Предметные: строить циклы с заданным условием окончания работы на ЯП Паскаль

Метапредметные:  Умение осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Индивидуально-групповой опрос

31

Программирование циклов с заданным числом повторений. Практическая работа №17 «Написание программ, реализующих циклические алгоритмы с заданным числом повторений»

1

Комбинированный урок

While (цикл –ПОКА),  repeat (цикл – ДО), for (цикл с параметром)

Предметные: владеть начальными умениями программирования на языке Паскаль.

Метапредметные:  Умение осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Индивидуально-групповой опрос

32

Различные варианты программирования циклического алгоритма. Практическая работа №18 «Написание различных вариантов программ, реализующих циклические алгоритмы»

1

Комбинированный урок

While (цикл –ПОКА),  repeat (цикл – ДО), for (цикл с параметром)

Предметные: владеть начальными умениями программирования на языке Паскаль.

Метапредметные:  Умение осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Индивидуально-групповой опрос

33

Контрольная работа №3 по теме «Начала программирования»

1

Урок проверки знаний и умений

Язык программирования, программа, алфавит, служебные слова, типы данных, структура программы, оператор присваивания, оператор вывода writer, формат вывода, оператор ввода read,

Предметные: владеть начальными умениями программирования

на языке Паскаль.

Метапредметны Умение устанавливать причинно-следственные связи, ориентироваться на разнообразие способов решения задач.

Использование компьютерных инструментов для планирования

дел и повышения интенсивности и качества умственного труда.

Индивидуальный

34

Резерв

1

Комбинированный урок

Календарно- тематическое планирование курса «Информатика и ИКТ» 9 класс

Тема урока

Кол-во

часов

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовленности обучающихся

Вид контроля

Дата

план

факт

I четверть

1

Введение. Техника безопасности и санитарные нормы работы за ПК. Моделирование как метод познания.

1

Усвоение  нового материала

Модель, моделирование, цель моделирования, виды моделирования, классификация информационных моделей

Предметные: различать натурные и информационные модели, этапы моделирования

Метапредметные: Планирование текущей деятельности, включая учебную. Определение последовательности выполнения дел.

Репродуктивный

2

Знаковые модели.

1

Комбинированный урок

Словесные модели, математические модели, компьютерные модели

Предметные: строить и интерпретировать различные информационные модели (таблицы, диаграммы, графы, схемы, блок-схемы алгоритмов);

Метапредметные:  Развитие учебно-познавательного интереса к новому материалу и способам решения новой задачи.

Фронтальный опрос

3

Графические информационные модели.

1

Усвоение  нового материала

Схема, карта, чертеж, график, диаграмма, граф, сеть, дерево

Предметные: преобразовывать объект из одной формы представления информации в другую с минимальными потерями в полноте информации

Метапредметные:  Использование компьютерных инструментов для планирования дел и повышения интенсивности и качества умственного труда.

Индивидуальный

4

Практическая работа №1«Построение графических моделей»

1

Комбинированный урок

Схема, карта, чертеж, график, диаграмма, граф, сеть, дерево

 Предметные: семантическая сеть. Уметь: составлять семантическую сеть.

Метапредметные:  Использование компьютерных инструментов для планирования дел и повышения интенсивности и качества умственного труда.

Индивидуально-групповой опрос

5

Графы. Использование графов при решении задач.

 1

Усвоение  нового материала

Граф, основные понятия: вершина, ребро. Путь в графе

Предметные: алгоритм обработки графа, строить графы, находить кратчайший путь, обрабатывать графы на компьютере.

Метапредметные: Развитие учебно-познавательного интереса к новому материалу и способам решения новой задачи.  

Фронтальный опрос

6

Практическая работа №2 «Графы»

1

Комбинированный урок

Нахождение кратчайшего пути в графе.

Предметные: алгоритм обработки графа,нахождение по таблице минимальной стоимости перевозки грузов.

Метапредметные:  Умение осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

Индивидуальный

7

Табличные информационные модели.

1

Усвоение  нового материала

Таблица, таблица «объект – свойство», таблица «объект - объект»

Предметные: строить табличные модели, решение логических задач с помощью таблицы.

Метапредметные:  Планирование текущей деятельности, включая учебную. Определение последовательности выполнения дел.

Индивидуально-групповой опрос

8

Практическая работа №3 «Построение табличных моделей»

1

Комбинированный урок

Использовать таблицы при решении задач.

Предметные: решать задачи на выигрыш одного из игроков с помощью таблиц.

Метапредметные:  Умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Индивидуальный

9

База данных как модель предметной области. Реляционные базы данных.

1

Усвоение  нового материала

Информационная система, база данных, иерархическая база данных, сетевая база данных, реляционная база данных, запись, поле, ключ

Предметные: Знать что такое БД, типы БД, области применения

Метапредметные:  Планирование текущей деятельности, включая учебную. Определение последовательности выполнения дел.

Индивидуальный

10

Система управления базами данных

1

Усвоение  нового материала

СУБД, таблица, ключ, поле, запись.

Предметные: Уметь создавать однотабличные базы данных;

Метапредметные:  Планирование текущей деятельности, включая учебную. Определение последовательности выполнения дел.

Фронтальный опрос

11

Создание базы данных.

Практическая работа № 4 «Создание базы данных ТЖС»

1

Комбинированный урок

Ввод и редактирование записей.

Предметные: создавать структуру базы данных, просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных.

Метапредметные: 

Индивидуально-групповой опрос

12

Запросы на выборку данных.

1

Усвоение  нового материала

Поиск записей в готовой базе данных. Сортировка записей в готовой базе данных.

Предметные: уметь осуществлять поиск записей в готовой базе данных; осуществлять сортировку записей в готовой базе данных

Метапредметные:  Развитие учебно-познавательного интереса к новому материалу и способам решения новой задачи.

Индивидуально-групповой опрос

13

Практическая работа №5 «Создание базы данных «Страны». Запрос на выбор данных».

1

Комбинированный урок

Поиск записей в готовой базе данных. Сортировка записей в готовой базе данных.

Предметные: осуществлять поиск записей в готовой базе данных; осуществлять сортировку записей в готовой базе данных

Метапредметные:  Умение осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

Индивидуальный

14

Практическая работа № 5 «Создание базы данных «Страны». Запрос».

1

Комбинированный урок

Запрос, использование в запросе логические выражения.

Предметные: осуществлять поиск записей в готовой базе данных; осуществлять сортировку записей в готовой базе данных

Метапредметные:   Использование компьютерных инструментов для планирования дел и повышения интенсивности и качества умственного труда.

Индивидуальный

15

Контрольная работа № 1 «Моделирование и формализация»

1

Урок проверки знаний и умений

Модель, моделирование, цель моделирования. Информационная система, база данных,  СУБД, таблица, форма,

Уметь работать с готовой БД

Индивидуальный

16

Язык программирования Паскаль.

1

Усвоение  нового материала

Повторение. Среда программирования Turbo Pascal. Алфавит.

Предметные: основные элементы интерфейса окна, структуры программы на языке программирования,реализовывать программу в среде Pascal

Метапредметные:   Планирование текущей деятельности, включая учебную. Определение последовательности выполнения дел.

Фронтальный

17

Язык программирования Паскаль

1

Комбинированный урок

Запись основных алгоритмических конструкций на языку программирования.

Предметные: формы записи цикла, ветвления, составлять программы с использование цикла и ветвления.

Метапредметные: Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

Фронтальный

18

Решение задач на компьютере.

1

Комбинированный урок

Постановка задачи, формализация, алгоритмизация, программирование, отладка и тестирование

Предметные: Знать основные этапы решения задач на ЭВМ

Метапредметные:  Умение осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

Индивидуально-групповой опрос

II четверть

19

Одномерные массивы целых чисел. Заполнение массива. Решение задач.

1

Усвоение  нового материала

Массив, описание массива, заполнение массива, вывод массива.

Предметные: понятия «массив», уметь задавать и выводить массив на экран

Метапредметные:  Умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Индивидуально-групповой опрос

20

Практическая работа №6 «Заполнение и вывод одномерного массива».

1

Комбинированный урок

Массив, описание массива, заполнение массива, вывод массива.

Предметные: понятия «массив», уметь задавать и выводить массив на экран

Метапредметные:  Развитие учебно-познавательного интереса к новому материалу и способам решения новой задачи.

Индивидуальный

21

Вычисление суммы элементов массива. Решение задач.

1

Комбинированный урок

Массив, описание массива, заполнение массива, вывод массива, обработка массива,

Предметные: вычислять сумму элементов массива

Метапредметные:  Умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Индивидуально-групповой опрос

22

Практическая работа №7 «Одномерные массивы». Проверочная работа

1

Комбинированный урок

Заполнение и вывод в одномерном массиве, вывод iго элемента, вывод массива в обратном порядке.

Предметные: понятия «массив», уметь задавать и выводить массив на экран , вычислять сумму элементов массива

Метапредметные: Планирование текущей деятельности, включая учебную. Определение последовательности выполнения дел.

Индивидуальный

23

Последовательный поиск в массиве.

1

Усвоение  нового материала

 Обработка массива, последовательный поиск,

Предметные: Уметь выполнять последовательный поиск в массиве

Метапредметные:  Умение осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

Фронтальный опрос

24

Практическая работа №8 «Поиск элементов в массиве».

1

Комбинированный урок

Нахождение элемента массива по заданному запросу.

Предметные: Уметь выполнять последовательный поиск в массиве

Метапредметные:  Планирование текущей деятельности, включая учебную. Определение последовательности выполнения дел.

Индивидуальный

25

Сортировка массива.

Практическая работа №9 «Сортировка массива»

1

Комбинированный урок

Сортировка в массиве. Алгоритм сортировки.

Предметные: алгоритм сортировки, составлять программы для сортировки элементов в массиве

Метапредметные:  Использование компьютерных инструментов для планирования дел и повышения интенсивности и качества умственного труда.

Индивидуальный

26

Конструирование алгоритма.

Разработка алгоритма методом последовательного уточнения для исполнителя Робот.

1

Усвоение  нового материала

Последовательное построение алгоритма. команды исполнителя Робот.

Предметные: команды исполнителя Робот, составлять алгоритм в исполнителе Робот

Метапредметные:   Развитие учебно-познавательного интереса к новому материалу и способам решения новой задачи.

Фронтальный опрос

27

Вспомогательные алгоритмы. Рекурсивные алгоритмы

1

Усвоение  нового материала

Понятие и использование вспомогательного алгоритма.

Предметные: понятие вспомогательного алгоритма, использовать вспомогательный алгоритм.

Метапредметные:   Умение осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

Фронтальный опрос

28

Запись вспомогательных алгоритмов на  языке Паскаль. Процедуры.

1

Усвоение  нового материала

Подпрограмма-процедура, форма записи на языке Паскаль. Вызов процедуры.

Предметные: использование процедуры при написании программ Алгоритм Евклида.

Метапредметные:  Умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Индивидуально-групповой опрос

29

Написание программ с использование процедур.

1

Комбинированный урок

Вызов процедуры.

Предметные: использование процедуры при написании программ НОК.

Метапредметные:  Планирование текущей деятельности, включая учебную. Определение последовательности выполнения дел.

Индивидуально-групповой опрос

30

Функции. Написание программ с использованием подпрограммы- функций.

1

Усвоение  нового материала

Создание программы с использованием подпрограмм. Функция форма записи.

Предметные: Понятие и запись подпрограммы, последовательность Фибоначчи.

Уметь: Составлять программы с использованием подпрограмм

Метапредметные:  Планирование текущей деятельности, включая учебную. Определение последовательности выполнения дел.

Индивидуально-групповой опрос

31

Практическая работа № 10 «Вспомогательные алгоритмы»

1

Комбинированный урок

Функция, форма записи.

Предметные составлять программу используя функцию вычисления факториала, нахождения площади прямоугольника.

Метапредметные:  Развитие учебно-познавательного интереса к новому материалу и способам решения новой задачи.

Индивидуальный

32

Решение задач в среде программирования Паскаль.

1

Комбинированный урок

Написание программ на языке Паскаль.

Предметные: составлять программы и реализовывать их в среде Pascal.

Метапредметные:  Использование компьютерных инструментов для планирования дел и повышения интенсивности и качества умственного труда.

Фронтальный опрос

III четверть

33

Алгоритм управления.

1

Усвоение  нового материала

Управление, алгоритм управления, обратная связь

Предметные: алгоритм управления, риводить примеры управления.

Метапредметные:  Умение осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

Индивидуально-групповой опрос

34

Обобщение и систематизация основных понятий темы «Алгоритмизация и программирование».

1

Урок проверки знаний и умений

Этапы построения задачи на ПК, массив, процедуры, функции.

Предметные: составлять программы и реализовывать их в среде Pascal.

Метапредметные:  Использование компьютерных инструментов для планирования дел и повышения интенсивности и качества умственного труда.

Индивидуальный

35

Контрольная работа № 2 «Алгоритмизация и программирование».

1

Урок проверки знаний и умений

Этапы построения задачи на ПК, массив, процедуры, функции.

Предметные: составлять программы и реализовывать их в среде Pascal.

Метапредметные:  Использование компьютерных инструментов для планирования дел и повышения интенсивности и качества умственного труда.

Индивидуальный

36

Интерфейс электронных таблиц. Данные в ячейках таблицы.

1

Комбинированный урок

Структура ЭТ(столбцы, строки, ячейки), режимы отображения таблицы. Типы данных: числа, формулы, текст.

Предметные: интерфейс и принципы работы электронных таблиц; допустимые типы данных. Создавать электронную таблицу

Метапредметные:  Умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Индивидуально-групповой опрос

37

Основные режимы работы. Практическая работа №11 «Основы работы в электронных таблицах»

1

Комбинированный урок

Структура ЭТ(столбцы, строки, ячейки), режимы отображения таблицы. Типы данных: числа, формулы, текст.

Предметные: интерфейс и принципы работы электронных таблиц; допустимые типы данных. Создавать электронную таблицу

Метапредметные:  Умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Индивидуально-групповой опрос

38

Организация вычислений. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Практическая работа №12 «Вычисления в электронных таблицах»

1

Комбинированный урок

Виды ссылок. Формулы

Предметные: Иметь представление об относительных, абсолютных и смешанных ссылках

Метапредметные:  Планирование текущей деятельности, включая учебную. Определение последовательности выполнения дел.

Индивидуальный

39

Решение задач в среде электронных таблиц. Практическая работа №13 «Электронная таблица»

1

Комбинированный урок

Ввод и редактирование данных в готовой таблице. Создание, оформление и обработка таблиц.

Предметные: Форматировать данные в таблице

Метапредметные:  Использование компьютерных инструментов для планирования дел и повышения интенсивности и качества умственного труда.

Индивидуальный

40

Встроенные функции. Практическая работа № 14

«Встроенные функции»

1

Комбинированный урок

Встроенные функции, мастер функций.

Предметные: Иметь представление о встроенных функций, использовать встроенные функции при решении задач.

Метапредметные: Умение осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

Индивидуальный

41

Логические функции. Практическая работа № 15 «Логические функции»

1

Комбинированный урок

Логические операции, логические выражения.

Предметные: использовать логические выражения при написании формул.

Метапредметные:  Умение осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

Индивидуальный

42

Сортировка и поиск данных.

1

Усвоение  нового материала

Сортировка, поиск (фильтрация),

Предметные: Иметь представление  о сортировке и поиске данных.  

Метапредметные:  Умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Фронтальный опрос

43

Построение диаграмм. Практическая работа № 16 «Построение графиков и диаграмм».

1

Комбинированный урок

Построение диаграмм, виды диаграмм.

Предметные: Алгоритм создания диаграмм. Строить и редактировать диаграммы

Метапредметные:   Планирование текущей деятельности, включая учебную. Определение последовательности выполнения дел.

Индивидуальный

44

Практическая работа № 17 «Построение графиков с помощью Мастера диаграмм»

1

Комбинированный урок

Построение диаграмм, графиков функций.

Предметные: алгоритм построения , графиков функций, строить графики функций.

Метапредметные:   

Индивидуальный

45

Обобщение и систематизация основных понятий темы «Обработка числовой информации в электронных таблицах»

1

Урок проверки знаний и умений

ЭТ, интерфейс, виды ссылок, логические выражения, мастер диаграмм.

Предметные: Уметь работать с готовой ЭТ, вносить в нее изменения

Метапредметные:  Использование компьютерных инструментов для планирования дел и повышения интенсивности и качества умственного труда.

Индивидуальный

46

Контрольная работа № 3 «Обработка числовой информации в электронных таблицах».

1

Урок проверки знаний и умений

ЭТ, интерфейс, виды ссылок, логические выражения, мастер диаграмм.

Предметные: Уметь работать с готовой ЭТ, вносить в нее изменения

Метапредметные:  Использование компьютерных инструментов для планирования дел и повышения интенсивности и качества умственного труда.

Индивидуальный

47

Локальные и глобальные компьютерные сети. Передача данных

1

Усвоение  нового материала

Локальная  и глобальная компьютерная сеть, топология сетей. Канал передачи, скорость передачи информации

Предметные: виды топологии сетей. Классификация сетей, уметь  работать с сетевыми ресурсами.

Метапредметные:   Умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Фронтальный опрос

48

Решение задач «Передача файлов».

1

Комбинированный урок

Передача файлов, формулы.

Предметные: решать задачи на и нахождение скорости передачи данных, объёма файла, времени передачи файла

Метапредметные:  Развитие учебно-познавательного интереса к новому материалу и способам решения новой задачи.

Индивидуально-групповой опрос

49

Всемирная паутина.  IP-адрес компьютера. Решение задач.

1

Усвоение  нового материала

Интернет, протокол, IP-адрес.

Предметные: как устроен Интернет, иметь представление об IP-адрес компьютера, нахождение IP-адреса компьютера в сети.

Метапредметные:   Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

Индивидуально-групповой опрос

50

Доменная система имен. Протокол передачи файлов.

1

Комбинированный урок

Доменная система имен, домены верхнего уровня ,протокол IP, протокол ТСР

Предметные: Иметь представление о доменной системе имён и протоколах передачи данных

Метапредметные: Планирование текущей деятельности, включая учебную. Определение последовательности выполнения дел.  

Фронтальный опрос

51

Всемирная паутина. Файловые архивы.

1

Усвоение  нового материала

универсальный указатель  ресурса (URL), протокол НТТР, файловые архивы, протокол FTP.

Предметные: сервер, структуре Всемирной паутины

Метапредметные:  Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

Индивидуальный

52

Практическая работа № 18 «Поисковые системы»

1

Комбинированный урок

Запросы к поисковым системам.

Предметные: с помощью кругов Эйлера решать задачи на поиск информации в поисковых системах.

Метапредметные:  Умение осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

Индивидуальный

53

Электронная почта. Сетевое коллективное взаимодействие. Сетевой этикет.

1

Усвоение  нового материала

протокол НТТР, протокол FTP, электронная почта, форум, телеконференция, чат, социальная сеть, логин, пароль

Предметные протоколы электронной почты, формы коллективного взаимодействия.:

Метапредметные:  Развитие учебно-познавательного интереса к новому материалу и способам решения новой задачи.

Индивидуально-групповой опрос

54

Технология создания сайта. Практическая работа № 19 «Разработка структуры сайта»

1

Комбинированный урок

Структура сайта, язык разметки гипертекста, навигация, оформление сайта,

Предметные: технология создания сайта

Метапредметные:  Планирование текущей деятельности, включая учебную. Определение последовательности выполнения дел.

Индивидуальный

IV четверть

55

Оформление сайта. Размещение сайта в  Интернете.

1

Усвоение  нового материала

Шаблон страницы сайта, хостинг

Предметные: оформление сайт

Метапредметные:  Использование компьютерных инструментов для планирования дел и повышения интенсивности и качества умственного труда.

56

Оформление HTML-страницы. Основные теги. Практическая работа №20 «Оформление HTML-страницы»

1

Усвоение  нового материала

Понятие тег, контейнер. атрибуты. Основные теги.

Предметные: основные атрибуты тегов, признак тега закрывающего контейнера.

Метапредметные:  Умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Фронтальный опрос

57

Списки. Создание списков в HTML-документе. Практическая работа №21 «Создание списков в HTML-документе»

1

Комбинированный урок

Списки,  виды списков, теги и атрибуты тегов для создания списков

Предметные: теги для создания списков, атрибуты, создавать списки в Html- странице

Метапредметные: Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.  

Индивидуально-групповой опрос

58

Вставка изображения. Практическая работа № 22 «Вставка изображения в HTML-документ»

1

Комбинированный урок

Расширения графических файлов. тег для вставки изображения и его атрибуты.

Предметные: тег img, обтекание изображения текстом, вставлять изображения в HTML-документ.

Метапредметные:   Планирование текущей деятельности, включая учебную. Определение последовательности выполнения дел.

Индивидуальный

59

Гиперссылка. Практическая работа №23 «Создание гиперссылок»

1

Комбинированный урок

Гиперссылки, настройка цвета гиперссылок.

Предметные: тег A, его атрибуты.

Уметь: создавать гиперссылки.

Метапредметные:  Умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Индивидуальный

60

Гиперссылка. Практическая работа №23 «Создание гиперссылок»

1

Комбинированный урок

Гиперссылки, настройка цвета гиперссылок.

Предметные: использовать рисунок в качестве гиперссылки.

Метапредметные:  Развитие учебно-познавательного интереса к новому материалу и способам решения новой задачи.

Индивидуальный

61

Практическая работа № 24 «Создание Web-сайта».

1

Комбинированный урок

Основные теги для создания Html-документа.

Предметные: уметь редактировать и форматировать Html-документ

Метапредметные:  Развитие учебно-познавательного интереса к новому материалу и способам решения новой задачи.

Индивидуальный

62

Практическая работа № 24 «Создание Web-сайта».

1

Комбинированный урок

Основные теги для создания Html-документа.

Предметные: вставлять рисунки и создавать гиперссылки в Html-документе.

Метапредметные:  Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

Индивидуальный

63

Контрольная работа № 4 «Коммуникационные технологии»

1

Урок проверки знаний и умений

Передача  информации, IP-адрес, создание сайта, основные теги при создании web-страницы.

Предметные: Уметь работать с поиском информации в WWW, уметь определять скорость передачи и количество переданной информации при помощи КС.

Метапредметные:  Использование компьютерных инструментов для планирования дел и повышения интенсивности и качества умственного труда.

Индивидуальный

64

Основные понятия курса.

1

Комбинированный урок

Метапредметные:  Использование компьютерных инструментов для планирования дел и повышения интенсивности и качества умственного труда.

Индивидуальный

65

Основные понятия курса.

1

Комбинированный урок

Метапредметные:  Использование компьютерных инструментов для планирования дел и повышения интенсивности и качества умственного труда.

Индивидуально-групповой опрос

66

Резерв

1


Перечень контрольных работ (время проведения 20 минут).

8 класс

Контрольная работа по теме

Дата

план

факт

1

«Математические основы информатики».

2

«Основы алгоритмизации».

3

«Начала программирования»

9 класс

Контрольная работа по теме

Дата

план

факт

1

«Моделирование и формализация»

2

«Алгоритмизация и программирование».

3

«Обработка числовой информации в электронных таблицах».

4

«Коммуникационные технологии»

Перечень практических и лабораторных работ

8 класс

Практическая работа №1 «Число и его компьютерный код»

Практическая работа №2 «Высказывание. Простые и сложные высказывания. Основные логические операции».

Практическая работа №3 «Построение таблицы истинности».

Практическая работа №4 «Построение алгоритмической конструкции «следование»

Практическая работа №5 «Построение алгоритмической конструкции «ветвление»

Практическая работа №6«Построение алгоритмической конструкции «ветвление»,

Практическая работа №7  «Построение алгоритмической конструкции «повторение»

Практическая работа №8 «Построение алгоритмической конструкции «повторение» с заданным условием окончания работы»

Практическая работа №10 «Алгоритмические конструкции».

Практическая работа №11 «Организация ввода и вывода данных»

Практическая работа №12 «Написание программ на языке Паскаль»

Практическая работа №13«Написание программ, реализующих линейный алгоритм на языке Паскаль»

Практическая работа №14 «Написание программ, реализующих разветвляющийся алгоритм на языке Паскаль»

Практическая работа №15 «Написание программ, реализующих циклические алгоритмы на языке Паскаль»

 Практическая работа №16«Написание программ, реализующих циклические алгоритмы на языке Паскаль»

Практическая работа №17 «Написание программ, реализующих циклические алгоритмы с заданным числом повторений»

Практическая работа №18 «Написание различных вариантов программ, реализующих циклические алгоритмы»

9 класс

Практическая работа №1«Построение графических моделей»

Практическая работа №2 «Графы»

Практическая работа №3 «Построение табличных моделей»

Практическая работа № 4 «Создание базы данных ТЖС»

Практическая работа №5 «Создание базы данных «Страны». Запрос на выбор данных».

Практическая работа №6 «Заполнение и вывод одномерного массива».

Практическая работа №7 «Одномерные массивы».

Практическая работа №8 «Поиск элементов в массиве».

Практическая работа №9 «Сортировка массива»

Практическая работа № 10 «Вспомогательные алгоритмы»

Практическая работа №11 «Основы работы в электронных таблицах»

Практическая работа №12 «Вычисления в электронных таблицах»

Практическая работа №13 «Электронная таблица

Практическая работа № 14«Встроенные функции»

Практическая работа № 15 «Логические функции»

Практическая работа № 16 «Построение графиков и диаграмм».

Практическая работа № 17 «Построение графиков с помощью Мастера диаграмм»

Практическая работа № 18 «Поисковые системы»

Практическая работа № 19 «Разработка структуры сайта»

Практическая работа №20 «Оформление HTML-страницы»

Практическая работа №21 «Создание списков в HTML-документе»

Практическая работа № 22 «Вставка изображения в HTML-документ»

Практическая работа №23 «Создание гиперссылок»

Практическая работа № 24 «Создание Web-сайта».

 


Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

образовательного процесса.

В состав учебно-методического комплекта по  курсу «Информатика и ИКТ» входят:

Для учителя:

  1. учебник по базовому курсу Л.Л. Босова. «Информатика и ИКТ». 8 класс», Москва, БИНОМ: Лаборатория знаний, 2015 г.;
  2. учебник по базовому курсу Л.Л. Босова. «Информатика и ИКТ». 9 класс», Москва, БИНОМ: Лаборатория знаний, 2015 г.;
  3. Набор цифровых образовательных ресурсов для 9 и 8 класса: http://metodist.lbz.ru
  4. Методическое пособие для учителя, рекомендации к проведению уроков.

Для ученика

  1. учебник по базовому курсу Л.Л. Босова. «Информатика и ИКТ». 8 класс», Москва, БИНОМ: Лаборатория знаний, 2015 г.;
  2. учебник по базовому курсу Л.Л. Босова. «Информатика и ИКТ». 9 класс», Москва, БИНОМ: Лаборатория знаний, 2015 г.;
  3. рабочая тетрадь для 8,9 классов. Боссова Л.Л. «Информатика и ИКТ» - Москва, БИНОМ: Лаборатория знаний, 2015 г.

  Наличие аппаратных и программных средств:

  1. Персональный компьютер для учителя, ученика;
  2. Мультимедиа проектор;
  3. Интерактивная доска;
  4. Комплекс сетевого оборудования;
  5. Принтер;
  6. Операционная система Windows 8;
  7. Интегрированное офисное приложение –MS Office 2010;
  8. Среда программирования  Pascal ABC;
  9. Браузер- Google;
  10. Рабочая тетрадь для 8, 9 классов Боссова Л.Л. «Информатика и ИКТ» - Москва, БИНОМ: Лаборатория знаний, 2015 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа 5-6 класс по информатике по Босовой Л. Л.

Для достижения комплекса поставленных целей в процессе изучения информатики и ИКТв 5 классе необходимо решить следующие задачи:·  показать учащимся роль информации и информационных процессов в их...

1. Рабочая программа для 6 класса. – учебник Л.Л.Босова

Рабочая программа  Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010...

2 .Рабочая программа для 9 класса- учебник Л.Л. Босова

Рабочая программа для 9 класса - 68 часов...

рабочая программа 5-6 класс (ФГОС) Босова Л.Л.

Программа по информатике для основной школы составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требования...

рабочая программа 7 - 8 класс (ФГОС) Босова Л.Л.

Программа по информатике для основной школы составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к р...