КТП 11 класс
рабочая программа по информатике и икт по теме

Басыров Ильнур Минниахметович

КТП 11 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 11_klass_semakin.doc137 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к тематическому планированию по информатике в 11 классе

Настоящая программа составлена на основе учебных пособий «Информатика 10 класс», «Информатика 11 класс» авторы Семакин И., Хеннер Е.

Курс предназначен для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений, изучаемый после освоения учащимися базового курса информатики в основной школе. Программа рассчитана на 68 учебных часов. Изучение курса предполагает наличие компьютерного класса и практическую работу на компьютере.

Рабочая программа по информатике включает следующие разделы: пояснительную записку; учебно-тематический план; требования уровню подготовки выпускников; основное содержание с распределением учебных часов и требованиями к учебным достижениям по всем разделам курса информатики 10- 11 класса; контрольно-измерительные материалы, перечень учебной литературы.

Курс состоит из двух разделов: теоретического раздела и компьютерного лабораторного практикума. Работа учащихся по этим двум разделам происходит параллельно.

Теоретическое содержание курса отражает тенденцию развития школьной информатики в направлении фундаментализации, углубления общеобразовательного научного содержания. Курс является продолжением базового  курса т.к. развивает содержание и углубляет систему знаний и умений учащихся по информатике, за счет  использования следующих модулей.

  • Информация и информационные процессы (информационная культура человека, информационное общество, информационные основы процессов управления);
  • Моделирование и формализация (Моделирование как метод познания. Материальные и информационные модели. Информационное моделирование. Основные типы информационных моделей (табличные, иерархические, сетевые). Исследование на компьютере информационных моделей из различных предметных областей).
  • Информационные технологии (технологии работы с текстовой и графической информацией; технологии хранения, поиска и сортировки данных; технологии обработки числовой информации с помощью электронных таблиц; мультимедийные технологии).
  • Компьютерные коммуникации (информационные ресурсы глобальных сетей, организация и информационные услуги Интернет).

“Информатика – X-XI” не является узкоспециализированным курсом, привязанным к конкретному виду профессиональной деятельности, а носит общеобразовательный характер.

Учебный курс ориентирован на использование персональных компьютеров класса IBM PC с программным обеспечением (ПО) Microsoft Windows – Microsoft Office.

В процессе выполнения лабораторного практикума ученикам предстоит поработать с операционной системой Windows, текстовым процессором Word, пакетом для подготовки презентаций Power Point, реляционной СУБД Access, табличным процессором Excel, сетевыми клиент-программами (почтовой программой и броузером Интернет). В результате, полученные при освоении  базового курса навыки, должны быть доведены до профильного уровня.

Учитель определяет методы и способы освоения учащимися содержания курса. Поэтому в каждом конкретном случае предлагаемый в учебнике порядок и объем материала может быть изменен. Из-за отсутствия практической возможности работы в Интернет, учитель может заменить этот раздел темой “Информационные системы и базы данных”, несколько сократив ее объем в пределах резерва учебного времени.

Следует отметить, что курс “Информатика – X- XI ” является практико-ориентированным и будет способствовать достижению основных педагогических целей, которые ставятся перед школьным курсом информатики в нормативных документах Минобразования РФ:

  • формированию научного мировоззрения, основанного на понимании единства основных информационных законов в природе и обществе;
  • развитию представления учащихся об информационных объектах и их преобразовании с помощью средств информационных технологий, технических и программных средствах, реализующих эти технологии;
  • формированию совокупности общеобразовательных и профессиональных знаний и умений, социальных и этических норм поведения людей в информационной среде XXI века.

При проведении контроля и коррекции знаний (для промежуточной диагностики внутри изучаемого раздела) – использование таких форм учебной деятельности, как кратковременные (на 7-8 минут) тестовые тематические задания,  которые позволяют овладевать навыками контроля и оценки своей деятельности, монологической и диалогической речью, восприятием  точки зрения собеседника. Для итогового контроля предусматривается выполнение семи контрольных работ по основным разделам курса информатики 10-11 класса.

        Содержание учебного курса

        Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимо школьникам как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.

        Информатика и информационные технологии – предмет, непосредственно востребуемый во всех видах профессиональной деятельности и различных траекториях продолжения обучения. Подготовка к этому предмету на профильном уровне обеспечивает эту потребность, наряду с фундаментальной наукой и общекультурной подготовкой в данном направлении.

        Основными содержательными линиями в изучении данного предмета являются:

        - информация и информационные процессы, информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) как средства их автоматизации;

        - математическое и компьютерное моделирование;

        - основы информационного управления.

        При раскрытии содержания линии «Информация и информационные процессы, информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) как средства их автоматизации» учащиеся осваивают базовые понятия информатики; продолжается развитие системного и алгоритмического мышления школьников в ходе решения задач из различных предметных областей. При этом эффективность обучения повышается, если оно осуществляется в ИКТ-насыщенной образовательной среде, где имеются соответствующие средства визуализации процессов, датчики, различные управляемые компьютером устройства. Содержание этого раздела обладает большой степенью инвариантности. Продолжается развитие системного и алгоритмического мышления на базе решения задач в среде языка программирования. Непосредственным продолжением этой деятельности является работа в практикумах.

        Освоение содержательной линии «Математическое и компьютерное моделирование» направлено на формирование умений описывать и строить модели управления систем различной природы, использовать модели и моделирующие программы в области естествознания, обществознания, математики и т.д.

        При изучении основ информационного управления осуществляется: развитие представлений о цели, характере и роли управления, об общих закономерностях управления в системах различной природы; формирование умений и навыков собирать и использовать информацию с целью управления физическими и техническими системами с помощью автоматических систем управления.

        Изучение данного предмета содействует дальнейшему развитию таких умений, как: критический анализ информации, поиск информации в различных источниках, представлений своих мыслей  и взглядов, моделирование, прогнозирование, организация собственной и коллективной деятельности.

        Программой предполагается проведение практикумов – больших практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. Задача практикума – познакомить учащихся с основными видами широко используемых средств ИКТ как аппаратных, так и программных в их профессиональных версиях и учебных версиях.

        Цели:

        - освоение и систематизация знаний, относящихся к математическим объектам информатики; построению описаний объектов и процессов, позволяющих осуществлять их компьютерное моделирование; средствам моделирования; информационным процессам в биологических, технологических и социальных системах;

        - овладение умениями строить математические объекты информатики, в том числе логические формулы и программы на формальном языке, удовлетворяющие заданному описанию; создавать программы на языке программирования по их описанию; использовать общепользовательские инструменты и настраивать их для нужд пользователя;

        - развитие алгоритмического мышления, способностей к формализации, элементов системного мышления;

        - воспитание культуры проектной деятельности, в том числе умения планировать, работать в коллективе; чувства ответственности за результаты своего труда, используемые другими людьми; установки на позитивную социальную деятельность в информационном обществе, недопустимости действий, нарушающих правовые и этические нормы работы с информацией;

        - приобретение опыта создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств; построения компьютерных моделей, коллективной реализации информационных проектов, преодоления трудностей в процессе интеллектуального проектирования, информационной деятельности в различных сферах, востребованных на рынке труда.

        Место предмета в учебном плане

        Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 280 часов для обязательного изучения информатики и информационных технологий на ступени среднего (полного) общего образования. В том числе в 10 классе – 140 учебных часов и 11 классе – 140 учебных часов из расчета 4 учебных часа в неделю. В примерной программе предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 30 часов (10%) для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий, учета местных условий.

        Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

        Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Информатика и информационные технологии» на этапе основного общего образования являются: определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов; комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них; использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и базы данных; владение умениями совместной деятельности.

Требования к уровню подготовки ученика

По окончании прохождения курса учащиеся должны

знать:

  • структуру предметной области информатики;
  • назначение и основные функции текстовых и графических редакторов;
  • специальные приемы работы с текстовым процессором WORD;
  • специальные приемы работы с текстовым процессором Publisher;
  • специальные приемы работы с табличным процессором MS Excel;
  • основные приемы работы с СУБД Access;
  • основные инструменты и операции графических редакторов;
  • форматы сохранения графических файлов;
  • правила техники безопасности при работе на ПК.

уметь:

  • применять полученные знания при сборе, обработке и передаче информации;
  • применять текстовые редакторы для редактирования и форматирования текстов;
  • применять различные графические редакторы для редактирования изображений;
  • использовать сканер, видеокамеру для сбора графической информации;
  • применять деловую графику в задачах планирования и управления;
  • строить информационные модели различных процессов;
  • создавать базы данных в MS Access;
  • соблюдать правила техники безопасности, технической эксплуатации и сохранности информации при работе на компьютере.

Основное содержание (280 часов)

Теоретический материал

127 часов

Практическая работа

125 часов

Резерв времени

28 часов

        Информация и информационные процессы (64ч.)

        Дискретизация и кодирование (5ч.). Дискретное (цифровое) представление результатов измерений, текстовой, графической, звуковой, видеоинформации. Цепочки (конечные последовательности символов) и операции над ними. Примеры систем двоичного кодирования различных алфавитов. Сигнал, кодирование, декодирование, сжатие. Скорость передачи информации.

        Системы, взаимодействие (3ч.). Состояния объекта. Система, компоненты, взаимодействие компонентов. Информационное взаимодействие в системе. Графы.

        Управление, обратная связь (6ч.). Управление в повседневной деятельности человека. Анализ и описание объекта с целью построения схемы управления; системы автоматического управления; задача выбора оптимальной модели управления; математическое и компьютерное моделирование систем управления.

        Моделирование и проектирование (13ч.). Описания объектов, процессов и систем, соответствие описания реальности и целям описания. Фотографии, карты, чертежи, схемы, графы, таблицы, графики, формулы как описания. Математические модели. Машинные представления целых и действительных чисел. Модели информационных процессов в технических, биологических и социальных системах. Моделирование, прогнозирование, проектирование в человеческой деятельности. Использование сред имитационного моделирования. Использование инструментов автоматизированного проектирования

        Логический язык (5ч.). Имена, логические операции, кванторы, правила построения и семантика. Логические формулы при  поиске в базе данных. Дизъюнктивная нормальная форма. Логические функции. Схемы из функциональных элементов.

        Алгоритмический язык (6ч.). Правила построения и выполнения алгоритмов. Разбиение задачи на подзадачи. Примеры записи алгоритмов на алгоритмическом языке для графических и числовых исполнителей.

        Вычислимые функции (2ч.). Функции, вычисляемые алгоритмами. Универсальная вычислимая функция. Индуктивные определения объектов.

Детерминированные игры с полной информацией (4ч.). Деревья. Выигрышная стратегия в игре. Игровая интерпретация логических формул.

Доказательства правильности (4ч.). Соответствие алгоритма заданию, инварианты, индуктивные доказательства.

Построение алгоритмов (4ч.). Системы счисления, арифметические операции и перевод; кодирование с исправлением ошибок; генерация псевдослучайных последовательностей. Алгоритмы решения задач вычислительной математики. Переборные алгоритмы.

Типы данных (4ч.). Основные конструкции. Матрицы (массивы). Определяемые типы данных.

Сложность описания объекта (2ч.). Оптимальный способ описания. Алгоритмическое определение случайности.

Сложность вычисления (5ч.). Примеры эффективных алгоритмов. Проблема перебора.

События. Параллельные процессы (3ч.). Взаимодействие параллельных процессов, взаимодействие с пользователем.

Средства ИКТ и их применение (48ч.)

Правила работы с ИКТ (2ч.). Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение, технологические требования при эксплуатации ИКТ.

Архитектура компьютеров и компьютерных сетей (труктурное программирование, объектно-ориентированный подход. Ошибка, отладка, построение правильно работающих и эффективных программ. Этапы разработки программы.

Практика применения ИКТ (6ч.). Планирование и проектирование применения ИКТ; основные этапы, схемы взаимодействия. Типичные неисправности и трудности в использовании ИКТ. Профилактика оборудования. Комплектация рабочего места средствам ИКТ. Оценка числовых параметров информационных объектов и процессов.

Организация и поиск информации (6ч.). Представление о системах управления базами данных, поисковых системах в компьютерных сетях, библиотечных информационных системах. Компьютерные архивы информации: электронные каталоги, базы данных. Организация баз данных. Примеры БД. Использование инструментов системы управления БД для формирования примера БД учащихся в школе. Формирование запросов. Правила цитирования источников информации.

Телекоммуникационные технологии (6ч.). Представление о средствах телекоммуникационных технологий: электронная почта, чат, телеконференции, форумы, телемосты, интернет-телефония. Специальное ПО средств телекоммуникационных технологий. Технологии и средства защиты информации в глобальной и локальной компьютерной сети. Электронная подпись. Инструменты создания информационных объектов для Интернет. Методы и средства создания и сопровождения сайта.

Управление (6ч.). Технологии управления, планирования и организации деятельности человека. Создание организационных диаграмм и расписаний. Примеры применения ИКТ в управлении. Технологии автоматизированного управления в учебной среде. Инструменты создания простых тестов и учета результатов тестирования.

Информационная деятельность человека (13ч.).

Психофизиология информационной деятельности (3ч.). Восприятие, запоминание и обработка информации человеком.

Роль информации в современном обществе (3ч.). Информация: в экономической, социальной, культурной, образовательной сферах. Информационные ресурсы. Виды профессиональной информационной деятельности человека, используемые инструменты. Профессии, связанные с построением математических и компьютерных моделей, программированием, обеспечением информационной деятельности индивидуумов и организаций. Структура учебного процесса в области ИКТ для различных категорий пользователей.

Общественные механизмы в сфере информации (7ч.). Экономика информационной сферы. Роль стандартов в современном обществе. Информационная этика и право, информационная безопасность. Роль средств массовой информации.

Практикум (140ч.)

Математический редактор. Квалифицированное оформление математического текста.

Учет. Реализация упрощенного варианта бухгалтерского и материального учета на базе распространенного варианта динамических (электронных) таблиц.

Анализ данных и статистика. Визуализация данных и деловая графика. Использование пакетов статистической обработки и анализа данных, а также средств визуализации для анализа, наглядного представления и интерпретации данных.

Символьные вычисления. Аналитические модели. Решение задач символьных вычислений, с использованием одного из распространенных инструментов.

Дискретные приближения непрерывных моделей. Решение задач математического моделирования с помощью создания дискретной модели.

Дискретные алгоритмы, в том числе дискретная оптимизация. Решение комбинаторных задач, в том числе организация обхода дерева и поиска данной вершины, поиск кратчайшего пути, поиск вхождения одного слова в другое и т.д.

Технологический проект. Установка, сопровождение, техническое обслуживание средств ИКТ.

Обучение. Обучение работе с ИКТ, в том числе с целью использования тренажеров и тестовых систем.

Автоматизированное проектирование. Использование одной или нескольких систем автоматизированного проектирования с учетом математических аспектов решаемых задач.

Организация индивидуальной и групповой деятельности. Управление проектом. Систематическое использование компьютерных инструментов для планирования и фиксации своей деятельности.

Управление. Программирование устройства, взаимодействующего с объектами физической реальности.

Организация хранения и поиска информации. Работа в информационном пространстве образовательного учреждения и личном информационном пространстве. Создание и заполнение БД, размещение своих работ на сайте школы, с использованием соответствующих форматов их описания.

Сбор информации, организация и представление данных. Разработка комплексного мультимедийного объекта, включающего текст, аудио- и видеоинформацию, гиперссылки для размещения в Интернете, на компакт-диске, использования при выступлении, с использованием самостоятельно сделанных записей данных.

Поиск, системный анализ, обобщение информации. Поиск с Интернете и СМИ информации по актуальному вопросу и подготовка текста своего анализа и интерпретации имеющихся источников.

Литература

  1. Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика. 11 класс. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001.
  2. Информатика. Задачник-практикум в 2т./Под ред. И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера: Том 2. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001.
  3. Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. 10-11. Учебник для 10-11 классов. – М.: БИНОМ, 2003,2004, 2005.
  4. Угринович Н.Д. и др. Практикум по информатике и информационным технологиям. Учебное пособие. – М.: БИНОМ, 2003,2004, 2005.
  5. Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной. 1 и старшей школе. Методическое пособие для учителей. – М.: БИНОМ, 2004, 2005.
  6. Windows-CD. Угринович Н.Д. Компьютерный практикум на CD-ROM. – М.: БИНОМ, 2004, 2005.
  7. Linux-CD. Угринович Н.Д. Компьютерный практикум на CD-ROM. – М.: БИНОМ, 2004, 2005.

Календарно-тематическое планирование по информатике

в 11 классах

п/п

Тема

Д/з

Кол-во

часов

Теория

Практ. и лаб.

раб.

Контрол.

раб.

Дата

планируемая

фактическая

1.

Информационные системы и базы данных

17

11

4

2

1.1

Понятие информационной системы, классификация информационных систем.

§ 1.1

1

1

(1-7).09

1.2

Локальные компьютерные сети. Обмен информацией в локальной сети.

§ 1.2

1

1

(8-14).09

1.3

Основные понятия баз данных. СУБД MS Access.

§1.3, §1.4

1

1

(15-21).09

1.4

Анализ предметной области. Анализ данных. Построение модели данных.

§ 1.5, § 1.6, §1.7

2

1

(21-28).09

1.5

Контрольная работа.

1

29.09-5.10

1.6

Создание базы данных в среде MS Access.

§ 1.8

2

1

(6-12).10

1.7

Создание структуры и заполнение базы данных.

1

(13-19).10

1.8

Запросы к базе данных. Конструктор запросов в MS Access.

§ 1.9, § 1.10

2

1

(20-26).10

1.9

Реализация простых запросов на выборку.

1

27.10-02.11

1.10

Логические выражения и условия отбора.

§ 1.11

1

1

(10-16).11

1.11

Ввод данных через форму.

§ 1.12

2

1

(17-23).11

1.12

Ввод данных через форму

1

(24-30).11

1.13

Запросы к полной базе данных. Удаление записей. Вычисляемые поля. Реализация выборки, удаления и вычисляемых полей в конструкторе запросов.

§ 1.13, § 1.14

1

1

(1-7).12

1.14

Этап создания отчетов в базе данных. Создание отчетов в MS Access.

§ 1.15, § 1.16

2

1

(8-14).12

1.15

Реализация сложных запросов. Формирование отчетов в MS Access

§ 1.16

1

(15-21).12

1.16

Геоинформационные системы.

§ 1.17

2

1

(22-28).12

1.17

Защита проекта.

1

(11-17).01

2.

Математическое моделирование в планировании и управлении.

17

8

7

2

2.1

Некоторые задачи планирования и управления. Табличные процессоры и электронные таблицы.

§ 2.1, § 2.2, § 2.3

2

1

(18-24).01

2.2

Работа в среде табличного процессора MS Excel.

1

(25-31).01

2.3

Деловая графика в задачах планирования и управления

§2.4

1

1

(1-7).02

2.4

Мастер диаграмм в табличном процессоре MS Excel.

§ 2.5

2

1

(8-14).02

2.5

Деловая графика в MS Excel.

1

(15-21).02

2.6

Представление зависимостей между величинами.

§ 2.6

1

1

(22-28).02

2.7

О статистике и статистических данных. Метод наименьших квадратов.

§ 2.7, § 2.8

1

1

(1-7).03

2.8

Построение регрессионных моделей с помощью табличного процессора. Прогнозирование по регрессионной модели.

§ 2.9, § 2.10

2

1

(8-14).03

2.9

Получение регрессионных моделей в MS Excel и прогнозирование по ним.

1

(15-21).03

2.10

Корреляционные зависимости.

§ 2.11

2

1

(2-8).04

2.11

Расчет корреляционных зависимостей в MS Excel.

1

(9-15).04

2.12

Оптимальное планирование. Использование MS Excel для решения задачи оптимального планирования.

§ 2.12, § 2.13

4

1

(16-22).04

2.13

Решение задачи оптимального планирования в MS Excel.

2

(23-29).04

2.14

Защита проекта.

1

30.04-06.05

2.15

Повторение

1

1

(7-13).05

2.16

Итоговое тестирование.

1

1

(14-20).05

Итого:

34

19

11

4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Виктория Баева (6-8 класс), Софья Орлова (8-9 класс), Яна Масная (10-11 класс), Надежда Медведева (10-11 класс)

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Я. Масная (10-11 класс), Н. Медведева (10-11 класс), В. Баева (6-8 класс), С. Орлова (8-9 класс)...

Рабочая программа по географии на основе авторской программы Т.П. Герасимовой 6 класс), И.В. Душиной (7 класс), И.И. Бариновой (8-9 классы) при нагрузке 2 часа в каждом классе основной общеобразовательной школы

Программа содержит пояснительную записку, перечень мультимедийного обеспечения для использования на уроках географии, также содержит обязательный региональный компонент по географии Ростовской области...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г.

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г....

КТП 5 класс ФГОС 2019-2020,РП 5 класс ФГОС 2020-2021, РП 5 класс ФГОС 2021-2022 , РП 6 класс ФГОС 2022-2023

Учебник алгебра 5 класс. Авторы : Г.В. Дорофеев , С.В. Суворова, Е.А. Бунимович , Л.В. Кузнецова , С.С. Минаева, Л.О. Рослова....