Текст как форма представления информации
план-конспект урока по информатике и икт (5 класс) по теме

Солдатова Татьяна Сергеевна

    

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Текстовая; Графическая; Числовая; Звуковая; Видеоинформация, и т.д. Виды информации: Человек воспринимает информацию при помощи органов чувств

Слайд 2

Текст как форма представления информации

Слайд 3

Текст – это любое словесное высказывание, напечатанное, написанное или существующее в устной форме.

Слайд 4

Информация, представленная в форме письменного текста, называется текстовой информацией . Книга Газета Журнал

Слайд 5

Кто к нам пришёл! Кто к нам пришёл?

Слайд 6

Кто к нам пришёл! Смысл данной фразы состоит в том, что вошедшего увидели и узнали, очень ему рады.

Слайд 7

Кто к нам пришёл? Данная последовательность символов является вопросом, подчеркивающим неизвестность и неопределенность ситуации.

Слайд 8

то, на чём записывали информацию: камень, глина, дерево, папирус, пергамент, бумага. В течение времени менялось:

Слайд 9

В течение времени менялось: то, с помощью чего это делали: острый камень, костяная палочка, птичье перо, перьевая ручка, авторучка

Слайд 10

С конца 19 века для выполнения письменных работ стала применяться пишущая машинка. Но не менялось главное: чтобы внести изменения в текст, его надо было заново переписать.

Слайд 11

Появление компьютеров изменило технологию письма. С помощью специальных компьютерных программ можно набрать любой текст, внести в него изменения, записать текст в память компьютера, распечатать на принтере и т.д.

Слайд 12

Для человека текст – это способ хранения и передачи информации другим людям. Для компьютера текст – это просто цепочка символов, которые он хранит, обрабатывает и передает по информационным каналам.

Слайд 13

Вопросы Расскажите о текстовой форме представления информации. С какой целью вы создаёте тексты? Какие принципиальные изменения в процесс создания текста внёс компьютер? Какие другие формы представления информации вы знаете?

Слайд 14

Весна → Масло → Цоколь → Кабан → Лыжи → Кара → Анаграмма Лето → Атлас → Кукла → Марка → Каприз → Соринка → Пример: НАСОС → СОСНА

Слайд 16

Музыкальные инструменты :труба, скрипка, барабан, баян, гитара Спортивный инвентарь: гантели, мяч, коньки Цветы: гвоздика, роза

Слайд 18

Т аблица Цветы Спортивный инвентарь Музыкальные инструменты

Слайд 19

Гитара Баян Коньки Барабан Роза Мяч Скрипка Василёк Гантели Труба Цветы Спортивный инвентарь Музыкальные инструменты Музыкальные инструменты :труба, скрипка, барабан, баян, гитара Спортивный инфинтарь: гантели, мяч, коньки Цветы: василек, роза Гитара Баян Коньки Барабан Роза Мяч Скрипка Василёк Гантели Труба Цветы Спортивный инвентарь Музыкальные инструменты Гитара Баян Коньки Барабан Роза Мяч Скрипка Василёк Гантели Труба Цветы Спортивный инвентарь Музыкальные инструменты

Слайд 20

Домашнее задание Параграф 1.9 вопросы после параграфа



Предварительный просмотр:

Тема: «Текст как форма представления информации»

Цель: познакомить с текстовой формой представления информации.

Задачи:

  1. 1. Образовательная – познакомить учащихся с понятием «текстовая информация», с историческими фактами записи информации с древних времен и до наших дней, показать преимущества работы с текстовой информацией с появлением компьютеров;

2. Развивающая – способствовать развитию творческой активности учащихся, интереса к предмету, развитию умения применять ранее полученные знания при изучении нового материала;

3.  Воспитательная – способствовать формированию познавательного интереса как компонента учебной мотивации.

Оборудование: ПК, проектор, экран, презентация.

Форма проведения:  беседа (объяснение).

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Теоретическое обоснование

I Организа-ционный момент

Здравствуйте, ребята!  Меня зовут Татьяна Сергеевна. Ваш урок информатики сегодня проведу я.

Приветствуют учителя

Психологический настрой на урок

II Повторение пройденного материала

Ребята, на прошлых уроках вы изучали метод координат. Что он из себя представляет?

 Как мы назначаем координаты точке?

На доске вы видите координаты точек. Начертите в своих тетрадях координатные оси, отметьте деления. Отметьте точки, координаты которых отмечены на доске, пронумеруйте их, а затем соедините их в указанной на доске последовательности.

Координаты точек: 1(2,2), 2(2,5), 3(1,5), 4(4,9), 5(7,5), 6(6,5), 7(6,2).

Порядок соединения: 1-2-3-4-5-6-7-1.

Молодцы. А теперь открываем учебники, задание №6 после § 1.8 «Шифровальщик». Придумайте фигуру, пронумеруйте её вершины, закодируйте их с помощью координат, задайте порядок их следования, проверьте рисунок и координаты. Координаты точек и порядок их следования выпишите на отдельный листок. Этими листами обменяйтесь через одного и попытайтесь восстановить исходный рисунок. На задание отводится 7 минут.

А теперь вспомним, какие бывают виды информации. (слайд 1)

С помощью чего мы воспринимаем информацию?

Две оси – ох и оу, имеющие деления.

Сначала подъезд (ох), потом этаж (оу)

Текстовая, числовая, графическая, звуковая, видеоинформация, …

С помощью органов чувств

Обеспечение мотивации учения, актуализации опорных знаний и умений учащихся

III Основная часть

Ребята, а как вы думаете, какой вид информации наиболее распространён?

Правильно, текстовая.(слайд 2)

Текст – одна из наиболее распространённых форм представления информации. Это всякая записанная речь, любое описание чего-нибудь, любое письменное сообщение.(слайд 3)

Где мы можем встречать текстовую информацию?

  1. В газетах
  2. В журналах
  3. В книгах (слайд 4)

Тексты отличаются друг от друга по оформлению и размеру, назначению и смыслу, по носителю информации, способу создания и множеству других признаков.

Всякий текст – это определённая последовательность символов. Пропуск, замена или перестановка хотя бы одного символа в тексте изменяет его смысл.

Перед вами две фразы, отличающиеся одним лишь символом. Ребята, одинаковый ли смысл несут эти фразы? (слайд 5)

Прочитайте написанную фразу, обратите внимание на картинку.

Кто к нам пришёл!

Смысл данной фразы состоит в том, что вошедшего увидели и узнали, очень ему рады. (слайд 6)

Прочитайте написанную фразу, обратите внимание на картинку.

Кто к нам пришёл?

Данная последовательность символов является вопросом, подчеркивающим неизвестность и неопределенность ситуации. (слайд 7)

Данные две фразы одинаковы и отличаются только знаком препинания, но от этого полностью зависит смысл фразы.

На протяжении тысячелетий люди записывали информацию.  В течение этого времени менялось и то, на чём записывали информацию (камень, глина, дерево, папирус, пергамент, бумага), (слайд 8)

и то, с помощью чего это делали (острый камень, костяная палочка, птичье перо, перьевые ручки, авторучки, (слайд 9)с конца XIX века для выполнения письменных работ стала применяться пишущая машинка(слайд 10)). Но не менялось главное: чтобы внести изменения в текст, его надо было заново переписать. А это очень длительный и трудоёмкий процесс.

Появление компьютеров коренным образом изменило технологию письма. (слайд 11)С помощью специальных компьютерных программ можно набрать любой текст, при необходимости внести в него изменения, записать текст в память компьютера для длительного хранения, распечатать на принтере любое количество копий текста без его повторного ввода или отправит текс с помощью электронной почты на другие компьютеры.

Для человека текст – это способ хранения и передачи информации другим людям. Для компьютера текст – это просто цепочка символов, которые он хранит, обрабатывает и передаёт по информационным каналам. (слайд 12)

  Текстовая

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания учебной информации

IV Практи-ческая часть

А теперь ответим на вопросы. (слайд 13)

  1. Расскажите о текстовой форме представления информации.
  2. С какой целью вы создаёте тексты?
  3. Какие принципиальные изменения в процесс создания текста внёс компьютер?
  4. Какие другие формы представления информации вы знаете?

А теперь потренируемся. Ребята, вы знаете, что такое анаграмма? Это слово, полученное из другого слова путём перестановки букв, например, НАСОС → СОСНА. Попробуйте сами в тетрадочке на оценку составить из предложенных слов новые. (слайд 14)

  1. Весна  
  2. Масло  
  3. Цоколь  
  4. Кабан
  5. Лыжи  
  6. Кара  
  7. Лето  
  8. Атлас  
  9. Кукла  
  10. Марка  
  11. Каприз  
  12. Соринка  

Ребята, как вы думаете, можно ли графическую информацию перевести в текстовую? Сейчас мы попробуем это сделать. Перед вами изображения различных предметов. (слайд 15) На какие группы можно разделить эти предметы?

Правильно, на музыкальные инструменты, спортивный инвентарь и цветы. Начертите в тетрадях табличку из 3-х столбиков, подпишите столбцы. Строчек будет столько, сколько предметов в самой большой группе. (слайд 16)

Давайте проверим, какая табличка у вас получилась (слайд 17)

Следующее задание - (слайд 18)

На этом наш урок закончен. Тем, кто активно работал на уроке, я поставлю отметку «5».

 V  Д/З

Учебник: § 1.9

Вопросы после параграфа. (слайд 19)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация и конспект урока 5_1.9 «Текст как форма представления информации» Л. Л. Босова

Урок предназначен для учеников 5-го класса, обучающихся по учебнику Л. Л. Босовой.Цель работы: углубить представления учащихся о формах представления информации;  акцентировать внимание учащихся ...

Урок информатики в 5 классе "Форматирование текста - изменение формы представления информации"

Представлена разработка урока информатики в 5 классе по теме "Форматирование текста - изменение формы представления информации" с использование интерактивной доски Smart Board  в приложении Smart...

Презентация к уроку информатики по теме: "Текст как форма представления информации"

Презентация к уроку информатики по  теме: "Текст как форма представления информации" к УМК "Информатика и ИКТ"  Босова Л.Л....

Презентация и конспект урока «Текст как форма представления информации» Л. Л. Босова 5 класс

Урок предназначен для учеников 5-го класса, обучающихся по учебнику Л. Л. Босовой.Цель работы: углубить представления учащихся о формах представления информации;  акцентировать внимание учащихся ...

Текст как форма представления информации. Компьютер – основной инструмент подготовки текстов.

Конспект урока по информатике для 5 класса. Составлен в соответсвии с ФГОС. УМК Босова Л.Л....

Разработка урока по информатике и ИКТ для 5 класса по теме "Кодирование информации. Текст как форма представления информации."

Комбинированный урок. В ходе актуализации обучающиеся повторяют основные способы кодирования информации. Изучают новый материал и рассмаривают ТЕКСТ как один из способов представления информации. Знак...

Разработка урока "Текст как форма представления информации. Компьютер – основной инструмент подготовки текстов"

Урок расчитан для учащихся 5 класса и направлен на формирование представления о тексте как форме представления информации; умение создавать несложные текстовые документы (дистанционное обучение). На у...