Рабочая программа по информатике по программе Л.Л. Босовой, 7-9 классы
рабочая программа по информатике и икт (7 класс) на тему

Баглаева Татьяна Анатольевна

 

            Рабочая программа по информатике для основной школы составлена в соответствии с требованиями Федерального государственно­го образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и формиро­ванию универсальных учебных действий (УУД) для основно­го общего образования. В ней соблюдается преемственность с Федеральным государственным образовательным стандар­том начального общего образования; учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, учитываются меж­предметные связи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_7-9_klass_fgos.docx102.56 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

 краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Красноярская школа №11»

РАССМОТРЕНО:

На заседании ШМО

Протокол № ______от «___»_________2017г.

Руководитель ШМО:

__________/_____________/

СОГЛАСОВАНО:

на методическом совете школы

Протокол № __________от

«___»_____________2017г.

УТВЕРЖДАЮ:

директор  

Красноярской санаторной

школы-интерната

__________/М.А. Ербягина                  

«___»_____________2017г.

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

ПРЕДМЕТА

«ИНФОРМАТИКА И ИКТ»

для  « 7- 9 »   классов

основной школы

на 2017 – 2020 учебный год

РАЗРАБОТЧИК:

Баглаева Т.А.      

учитель информатики

высшей категории

Г.Красноярск

 2017- 2020 учебный год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Рабочая программа по информатике для основной школы составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования. В ней соблюдается преемственность с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи.

        Вклад учебного предмета в достижение целей основного общего образования

        Методологической основой федеральных государственных образовательных стандартов является системно-деятельностный подход, в рамках которого реализуются современные стратегии обучения, предполагающие использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в процессе изучения всех предметов, во внеурочной и внешкольной деятельности на протяжении всего периода обучения в школе.

        Организация учебно-воспитательного процесса в современной информационно-образовательной среде является необходимым условием формирования информационной культуры современного школьника, достижения им ряда образовательных результатов, прямо связанных с необходимостью использования информационных и коммуникационных технологий.

        Средства ИКТ не только обеспечивают образование с использованием той же технологии, которую учащиеся применяют для связи и развлечений вне школы (что важно само по себе с точки зрения социализации учащихся в современном информационном обществе), но и создают условия для индивидуализации учебного процесса, повышения его эффективности и результативности. На протяжении всего периода существования школьного курса информатики преподавание этого предмета было тесно связано с информатизацией школьного образования: именно в рамках курса информатики школьники знакомились с теоретическими основами информационных технологий, овладевали практическими навыками использования средств ИКТ, которые потенциально могли применять при изучении других школьных предметов и в повседневной жизни.

        Термин «основная школа» относится к двум различным возрастным группам учащихся: к школьникам 10—12 лет и к школьникам 12-15 лет, которых принято называть подростками. В процессе обучения в 5-6 классах фактически происходит переход из начальной в основную школу; в 7 классе уже можно увидеть отчетливые различия учебной деятельности младших школьников и подростков.

        Из вышеизложенного следует, что цели изучения информатики в основной школе должны:

  1. быть в максимальной степени ориентированы на реализацию потенциала предмета в достижении современных образовательных результатов;
  2. конкретизироваться с учетом возрастных особенностей учащихся.

Изучение информатики вносит значительный вклад в достижение главных целей основного общего образования, способствуя

в 5—6 классах:

  • развитию общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе овладению умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;
  • целенаправленному формированию таких общеучебных понятий, как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.;
  • воспитанию ответственного и избирательного отношения к информации; развитию познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

в 7—9 классах:

  • формированию целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики за счет развития представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимания роли информационных процессов в современном мире;
  • совершенствованию общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией в процессе систематизации и обобщения имеющихся и получения новых знаний, умений и способов деятельности в области информатики и ИКТ; развитию навыков самостоятельной учебной деятельности школьников (учебного проектирования, моделирования, исследовательской деятельности и т. д.);
  • воспитанию ответственного и избирательного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения, воспитанию стремления к продолжению образования и созидательной деятельности с применением средств ИКТ.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА

        Информатика — это естественнонаучная дисциплина о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации.

        Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий — одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения.

        Информатика имеет большое и всевозрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ), освоенные обучающимися на базе информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов. На протяжении всего периода становления школьной информатики в ней накапливался опыт формирования образовательных результатов, которые в настоящее время принято называть современными образовательными результатами.

        Одной из основных черт нашего времени является всевозрастающая изменчивость окружающего мира. В этих условиях велика роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе информационных. Необходимость подготовки личности к быстро наступающим переменам в обществе требует развития разнообразных форм мышления, формирования у учащихся умений организации собственной учебной деятельности, их ориентации на деятельностную жизненную позицию.

        В содержании курса информатики основной школы целесообразно сделать акцент на изучении фундаментальных основ информатики, формировании информационной культуры, развитии алгоритмического мышления.

        Курс информатики основной школы является частью непрерывного курса информатики, который включает также пропедевтический курс в начальной школе и обучение информатике в старших классах (на базовом или профильном уровне). В настоящей программе учтено, что сегодня, в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального общего образования, учащиеся к концу начальной школы должны обладать ИКТ-компетентностью, достаточной для дальнейшего обучения. Далее, в основной школе, начиная с 5-го класса, они закрепляют полученные технические навыки и развивают их в рамках применения при изучении всех предметов. Курс информатики основной школы опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся, дает теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта. Специфика учебного предмета  «Информатика» состоит в том, что знакомство современных школьников с компьютером и средствами ИКТ происходит не только на уроках, но и вне учебной деятельности.

        Рабочая программа по информатике для основной школы составлена на основе   авторской программы  Босовой Л. Л. Информатика. Программа для основной школы. 5-6 классы. 7-9 классы [Текст]. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016.

         В рабочей  программе сохранен авторский подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности его изучения, путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся.

Рабочая программа ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:

  1. Босова Л. Л. Информатика.  [Электронный ресурс]: метод, пособие. URL: http://www.metodist. lbz.ru/authors/
  2. Босова, JI. Л. Информатика : учеб. [Текст] / Л. Л. Босова, A. IO. Босова. - М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016.
  3. Босова, Л. Л. Информатика [Текст] : рабоч. тетрадь / Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. - М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016.
  4. Босова, Л. Л. Информатика. [Текст] : метод, пособие. - М. : БИНОМ. Лаборатория знаний,2016.
  5. Босова, Л. Л. Электронное приложение к учебнику «Информатика» [Электронный ресурс] / Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. - Режим доступа : http://www.metodist.lbz.ru/authors/informatika/

Цели и задачи курса

Цель курса - развитие общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты; целенаправленное формирование таких общеучебных понятий, как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.; воспитание ответственного и избирательного отношения к информации; развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

Задачи:

• показать учащимся роль информации и информационных процессов в их жизни и в окружающем мире;

• показать роль средств информационных и коммуникационных технологий в информационной деятельности человека;

• включить в учебный процесс содержание, направленное на формирование у учащихся основных общеучебных умений информационно-логического характера: анализ объектов и ситуаций; синтез как составление целого из частей и самостоятельное достраивание недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; обобщение и сравнение данных; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логических цепочек рассуждений;

• создать условия для овладения основными универсальными умениями информационного характера (постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера);

• организовать в виртуальных лабораториях работу, направленную на овладение первичными навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;

• организовать компьютерный практикум, ориентированный на формирование широкого спектра умений использования средств ИКТ для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации; овладение способами и методами освоения новых инструментальных средств; формирование умений и навыков самостоятельной работы; стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;

• создать условия для овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной для собеседника форме; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы при помощи средств ИКТ

.

ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Предлагаемая рабочая программа рекомендуется при реализации базового курса информатики и рассчитана на 35 часов в год (1 час в неделю) с 7 класса по 9 класс включительно.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КОНКРЕТНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА

        Личностные результаты — это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:

Личностные результаты:

  • наличие представлений об информации как о важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
  • понимание роли информационных процессов в современном мире;
  • владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
  • ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
  • развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
  • способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
  • готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
  • способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
  • способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.

        Метапредметные результаты — освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:

Метапредметные результаты:

  • владение общепредметными понятиями «информация», «объект» и т. д.;
  • владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами; осуществлять контроль своей деятельности; определять способы действий в рамках предложенных условий; корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
  • владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умения «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т. д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
  • ИКТ-компетентность - широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства.

Предметные результаты включают: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения информатики в основной школе отражают:

  • формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
  • формирование представления об основных изучаемых понятиях — «информация», «алгоритм», «модель» — и их свойствах;
  • развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
  • формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;

формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права. 

Планируемые результаты изучения информатики

        Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования уточняют и конкретизируют общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов как с позиции организации их достижения в образовательном процессе, так и с позиции оценки достижения этих результатов.

        Планируемые результаты сформулированы к каждому разделу учебной программы.

Планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении опорного учебного материала, размещены в рубрике «Выпускник научится...». Они показывают, какой уровень освоения опорного учебного материала ожидается от выпускника. Эти результаты потенциально достигаемы большинством учащихся и выносятся на итоговую оценку как задания базового уровня (исполнительская компетентность) или задания повышенного уровня (зона ближайшего развития).

        Планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему, размещены в рубрике Выпускник получит возможность...». Эти результаты достигаются отдельными мотивированными и способными учащимися; они не отрабатываются со всеми группами учащихся в повседневной практике, но могут включаться в материалы итогового контроля.

Раздел 1. Введение в информатику

Выпускник научится:

  • декодировать и кодировать информацию при заданных правилах кодирования;
  • оперировать единицами измерения количества информации;
  • оценивать количественные параметры информационных объектов и процессов (объем памяти, необходимый для хранения информации; время передачи информации и др.);
  • записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256;
  • составлять логические выражения с операциями И, ИЛИ,НЕ;
  • определять значение логического выражения;
  • строить таблицы истинности;
  • анализировать информационные модели (таблицы, графики, диаграммы, схемы и др.);
  • перекодировывать информацию из одной пространственно-графической или знаково-символической формы в другую, в том числе использовать графическое представление (визуализацию) числовой информации;
  • выбирать форму представления данных (таблица, схема,график, диаграмма) в соответствии с поставленной задачей;
  • строить простые информационные модели объектов и процессов из различных предметных областей с использованием типовых средств (таблиц, графиков, диаграмм, формул и пр.), оценивать адекватность построенной модели объекту-оригиналу и целям моделирования.

Выпускник получит возможность:

  • углубить и развить представления о современной научной картине мира, об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире;
  • научиться определять мощность алфавита, используемого для записи сообщения;
  • научиться оценивать информационный объем сообщения, записанного символами произвольного алфавита;
  • научиться переводить небольшие десятичные числа из восьмеричной и шестнадцатеричной системы счисления в десятичную систему счисления;
  • познакомиться с тем, как информация представляется в компьютере, в том числе с двоичным кодированием текстов, графических изображений, звука;
  • научиться решать логические задачи с использованием таблиц истинности;
  • научиться решать логические задачи путем составления логических выражений и их преобразования с использованием основных свойств логических операций;
  • сформировать представление о моделировании как методе научного познания; о компьютерных моделях и их использовании для исследования объектов окружающего мира;
  • познакомиться с примерами использования графов и деревьев при описании реальных объектов и процессов;
  • научиться строить математическую модель задачи — выделять исходные данные и результаты, выявлять соотношения между ними.

Раздел 2. Алгоритмы и начала программирования

Выпускник научится:

  • понимать смысл понятия «алгоритм» и широту сферы его применения; анализировать предлагаемые последовательности команд на предмет наличия у них таких свойств алгоритма, как дискретность, детерминированность, понятность, результативность, массовость;
  • оперировать алгоритмическими конструкциями «следование», «ветвление», «цикл» (подбирать алгоритмическую конструкцию, соответствующую той или иной ситуации;
  • переходить от записи алгоритмической конструкции на
  • алгоритмическом языке к блок-схеме и обратно);
  • понимать термины «исполнитель», «формальный исполнитель», «среда исполнителя», «система команд исполнителя» и др.; понимать ограничения, накладываемые средой исполнителя и системой команд, на круг задач, решаемых исполнителем;
  • исполнять линейный алгоритм для формального исполнителя с заданной системой команд;
  • составлять линейные алгоритмы, число команд в которых не превышает заданное;
  • исполнять записанный на естественном языке алгоритм,обрабатывающий цепочки символов;
  • исполнять линейные алгоритмы, записанные на алгоритмическом языке;
  • исполнять алгоритмы c ветвлениями, записанные на алгоритмическом языке;
  • понимать правила записи и выполнения алгоритмов, содержащих цикл с параметром или цикл с условием продолжения работы;
  • определять значения переменных после исполнения простейших циклических алгоритмов, записанных на алгоритмическом языке;
  • разрабатывать и записывать на языке программирования короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции.

Выпускник получит возможность научиться:

  • исполнять алгоритмы, содержащие ветвления и повторения, для формального исполнителя с заданной системой команд;
  • составлять все возможные алгоритмы фиксированной длины для формального исполнителя с заданной системой команд;
  • определять количество линейных алгоритмов, обеспечивающих решение поставленной задачи, которые могут быть составлены для формального исполнителя с заданной системой команд;
  • подсчитывать количество тех или иных символов в цепочке символов, являющейся результатом работы алгоритма;
  • по данному алгоритму определять, для решения какой задачи он предназначен;
  • исполнять записанные на алгоритмическом языке циклические алгоритмы обработки одномерного массива чисел (суммирование всех элементов массива; суммирование элементов массива с определенными индексами; суммирование элементов массива с заданными свойствами; определение количества элементов массива с заданными свойствами; поиск наибольшего/наименьшего элементов массива идр.);
  • разрабатывать в среде формального исполнителя короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции;
  • разрабатывать и записывать на языке программирования эффективные алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции.

Раздел 3. Информационные и коммуникационные технологии

Выпускник научится:

  • называть функции и характеристики основных устройств компьютера;
  • описывать виды и состав программного обеспечения современных компьютеров;
  • подбирать программное обеспечение, соответствующее решаемой задаче;
  • оперировать объектами файловой системы;
  • применять основные правила создания текстовых документов;
  • использовать средства автоматизации информационной деятельности при создании текстовых документов;
  • использовать основные приемы обработки информации в электронных таблицах;
  • работать с формулами;
  • визуализировать соотношения между числовыми величинами;
  • осуществлять поиск информации в готовой базе данных;
  • основам организации и функционирования компьютерных сетей;
  • составлять запросы для поиска информации в Интернете;
  • использовать основные приемы создания презентаций в редакторах презентаций.

Выпускник получит возможность:

  • научиться систематизировать знания о принципах организации файловой системы, основных возможностях графического интерфейса и правилах организации индивидуального информационного пространства;
  • научиться систематизировать знания о назначении и функциях программного обеспечения компьютера; приобрести опыт решения задач из разных сфер человеческой деятельности с применение средств информационных технологий;
  • научиться проводить обработку большого массива данных с использованием средств электронной таблицы;
  • расширить представления о компьютерных сетях распространения и обмена информацией, об использовании информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм, требований информационной безопасности;
  • научиться оценивать возможное количество результатов поиска информации в Интернете, полученных по тем или иным запросам;
  • познакомиться с подходами к оценке достоверности информации (оценка надежности источника, сравнение данных из разных источников и в разные моменты времени и т. п.);
  • закрепить представления о требованиях техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
  • сформировать понимание принципов действия различных средств информатизации, их возможностей, технических и экономических ограничений.

    Содержание учебного курса информатики в основной школе

        Структура содержания общеобразовательного предмета (курса) информатики в основной школе может быть определена тремя укрупненными разделами:

  • введение в информатику;
  • алгоритмы и начала программирования;
  • информационные и коммуникационные технологии.

Раздел 1. Введение в информатику

        Информация. Информационный объект. Информационный процесс. Субъективные характеристики информации, зависящие от личности получателя информации и обстоятельств получения информации: «важность», «своевременность», «достоверность», «актуальность» и т. п.

        Представление информации. Формы представления информации. Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Алфавит, мощность алфавита.

        Кодирование информации. Исторические примеры кодирования. Универсальность дискретного (цифрового, в том числе двоичного) кодирования. Двоичный алфавит. Двоичный код. Разрядность двоичного кода. Связь разрядности двоичного кода и количества кодовых комбинаций.

        Понятие о непозиционных и позиционных системах счисления. Знакомство с двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системами счисления, запись в них целых десятичных чисел от 0 до 256. Перевод небольших целых чисел из двоичной системы счисления в десятичную. Двоичная арифметика.

        Компьютерное представление текстовой информации. Кодовые таблицы. Американский стандартный код для обмена информацией, примеры кодирования букв национальных алфавитов. Представление о стандарте Юникод.

        Возможность дискретного представления аудио-визуальных данных (рисунки, картины, фотографии, устная речь, музыка, кинофильмы). Стандарты хранения аудио-визуальной информации.

        Размер (длина) сообщения как мера количества содержащейся в нем информации. Достоинства и недостатки такого подхода. Другие подходы к измерению количества информации. Единицы измерения количества информации.

        Основные виды информационных процессов: хранение, передача и обработка информации. Примеры информационных процессов в системах различной природы; их роль в современном мире.

        Хранение информации. Носители информации (бумажные, магнитные, оптические, флэш-память). Качественные и количественные характеристики современных носителей информации: объем информации, хранящейся на носителе; скорости записи и

чтения информации. Хранилища информации. Сетевое хранение информации.

        Передача информации. Источник, информационный канал, приемник информации. Скорость передачи информации. Пропускная способность канала. Передача информации в современных системах связи.

        Обработка информации. Обработка, связанная с получением новой информации. Обработка, связанная с изменением формы, но не изменяющая содержание информации. Поиск информации.

        Управление, управляющая и управляемая системы, прямая и обратная связь. Управление в живой природе, обществе и технике.

        Модели и моделирование. Понятия натурной и информационной моделей объекта (предмета, процесса или явления). Модели в математике, физике, литературе, биологии и т. д. Использование моделей в практической деятельности. Виды информационных моделей (словесное описание, таблица, график, диаграмма, формула, чертеж, граф, дерево, список и др.) и их назначение. Оценка адекватности модели моделируемому объекту и целям моделирования.

        Графы, деревья, списки и их применение при моделировании природных и общественных процессов и явлений.

        Компьютерное моделирование. Примеры использования компьютерных моделей при решении научно-технических задач. Представление о цикле компьютерного моделирования: построение математической модели, ее программная реализация, проведение компьютерного эксперимента, анализ его результатов, уточнение модели.

        Логика высказываний (элементы алгебры логики). Логические значения, операции (логическое отрицание, логическое умножение, логическое сложение), выражения, таблицы истинности.

Раздел 2. Алгоритмы и начала программирования

        Понятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители. Учебные исполнители (Робот, Чертёжник, Черепаха, Кузнечик, Водолей) как примеры формальных исполнителей. Их назначение, среда, режим работы, система команд.

        Понятие алгоритма как формального описания последовательности действий исполнителя при заданных начальных данных. Свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов.

        Алгоритмический язык — формальный язык для записи алгоритмов. Программа — запись алгоритма на алгоритмическом языке. Непосредственное и программное управление исполнителем.

        Линейные алгоритмы. Алгоритмические конструкции, связанные с проверкой условий: ветвление и повторение. Разработка алгоритмов: разбиение задачи на подзадачи, понятие вспомогательного алгоритма.

        Понятие простой величины. Типы величин: целые, вещественные, символьные, строковые, логические. Переменные и константы. Знакомство с табличными величинами (массивами). Алгоритм работы с величинами — план целенаправленных действий по проведению вычислений при заданных начальных данных с использованием промежуточных результатов.

        Язык программирования. Основные правила одного из процедурных языков программирования (Паскаль, Бейсик, школьный алгоритмический язык и др.): правила представления данных; правила записи основных операторов (ввод, вывод, присваивание, ветвление, цикл) и вызова вспомогательных алгоритмов; правила записи программы.

        Этапы решения задачи на компьютере: моделирование — разработка алгоритма — запись программы — компьютерный эксперимент. Решение задач по разработке и выполнению программ в выбранной среде программирования.

Раздел 3. Информационные и коммуникационные технологии

        Компьютер как универсальное устройство обработки информации.

        Основные компоненты персонального компьютера (процессор, оперативная и долговременная память, устройства ввода и вывода информации), их функции и основные характеристики (по состоянию на текущий период времени).

        Программный принцип работы компьютера.

        Состав и функции программного обеспечения: системное программное обеспечение, прикладное программное обеспечение,

системы программирования. Правовые нормы использования программного обеспечения.

        Файл. Каталог (директория). Файловая система.

        Графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые окна, меню). Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме: создание, именование, сохранение, удаление объектов, организация их семейств. Стандартизация пользовательского интерфейса персонального компьютера.

        Размер файла. Архивирование файлов.

        Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера.

        Обработка текстов. Текстовые документы и их структурные единицы (раздел, абзац, строка, слово, символ). Технологии создания текстовых документов. Создание и редактирование текстовых документов на компьютере (вставка, удаление и замена символов, работа с фрагментами текстов, проверка правописания, расстановка переносов). Форматирование символов (шрифт, размер, начертание, цвет). Форматирование абзацев (выравнивание, отступ первой строки, междустрочный интервал). Стилевое форматирование. Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм, формул и графических объектов. Гипертекст. Создание ссылок: сноски, оглавления, предметные указатели. Инструменты распознавания текстов и компьютерного перевода. Коллективная работа над документом. Примечания. Запись и выделение изменений. Форматирование страниц документа. Ориентация, размеры страницы, величина полей. Нумерация страниц. Колонтитулы. Сохранение документа в различных текстовых форматах.

        Графическая информация. Формирование изображения на экране монитора. Компьютерное представление цвета. Компьютерная графика (растровая, векторная). Интерфейс графических редакторов. Форматы графических файлов.

        Мультимедиа. Понятие технологии мультимедиа и области ее применения. Звук и видео как составляющие мультимедиа. Компьютерные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов. Звуковая и видео информация.

        Электронные (динамические) таблицы. Использование формул. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки.

        Выполнение расчетов. Построение графиков и диаграмм. Понятие о сортировке (упорядочении) данных.

        Реляционные базы данных. Основные понятия, типы данных, системы управления базами данных и принципы работы с ними. Ввод и редактирование записей. Поиск, удаление и сортировка данных.

        Коммуникационные технологии. Локальные и глобальные компьютерные сети. Интернет. Браузеры. Взаимодействие на основе компьютерных сетей: электронная почта, чат, форум, телеконференция, сайт. Информационные ресурсы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы, компьютерные энциклопедии и справочники. Поиск информации в файловой системе, базе данных, Интернете. Средства поиска информации: компьютерные каталоги, поисковые машины, запросы по одному и нескольким признакам.

        Проблема достоверности полученной информация. Возможные неформальные подходы к оценке достоверности информации (оценка надежности источника, сравнение данных из разных источников и в разные моменты времени и т. п.). Формальные подходы к доказательству достоверности полученной информации, предоставляемые современными ИКТ: электронная подпись, центры сертификации, сертифицированные сайты и документы и др.

        Основы социальной информатики. Роль информации и ИКТ в жизни человека и общества. Примеры применения ИКТ: связь, информационные услуги, научно-технические исследования, управление производством и проектирование промышленных изделий, анализ экспериментальных данных, образование (дистанционное обучение, образовательные источники).

        Основные этапы развития ИКТ.

        Информационная безопасность личности, государства, общества. Защита собственной информации от несанкционированного доступа. Компьютерные вирусы. Антивирусная профилактика. Базовые представления о правовых и этических аспектах использования компьютерных программ и работы в сети Интернет. Возможные негативные последствия (медицинские, социальные) повсеместного применения ИКТ в современном обществе.


Особенности обучения детей с ОВЗ на уроках информатики

        В основу обучения информатике детей с ограниченными возможностями здоровья положены рекомендации  ПМПК.

        На каждом уроке информатики:

- соблюдается охранительно-педагогический режим;

- обеспечивается чередование видов деятельности;

- используются  коротко и четко сформулированные задания;

- при переходе от одного задания к другому предлагаются упражнения, переключающие внимание ребенка на новый вид работы;

- используется опора на субъективный опыт ребенка;

- используются приемы активизации произвольного внимания;

- обеспечивается постепенное приучение ребенка к самостоятельным учебным действиям через постановку целей, понимание учебной цели и  составление плана  выполнения задания.


Содержание учебного предмета 7-9 классы

        


Учебно-тематический план 7-9 класс

 Название темы

Количество часов

общее

теория

практика

7кл

8

9

7кл

8

9

7кл

8

9

1

Информация и информационные процессы (9 часов)

9

6

3

2

Компьютер как универсальное устройство обработки информации (7 часов)

7

4

3

3

Обработка графической информации (4 часа)

4

2

2

4

Обработка текстовой информации (9 часов)

9

3

6

5

Мультимедиа (4 часа)

4

1

3

6

Математические основы информатики (13 часов)

13

10

3

7

Основы алгоритмизации (10 часов)

10

6

4

8

Начала программирования (10 часов)

10

2

8

9

Моделирование и формализация (9 часов)

9

6

3

10

Алгоритмизация и программирование (8 часов)

8

2

6

11

Обработка числовой информации (6 часов)

6

2

4

12

Коммуникационные технологии (10 часов)

10

6

4

Резерв (6 часов)

- итоговое повторение

- итоговое тестирование

1

1

1

1

1

1

итого

35

35

35

Содержание тем учебного курса информатики для 7-9  классов

Тема 1. Информация и информационные процессы (9 часов)

        

Информация. Информационный процесс. Субъективные характеристики информации,

зависящие от личности получателя информации и обстоятельств получения информации:

важность, своевременность, достоверность, актуальность и т. п.

Представление информации. Формы представления информации. Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Алфавит, мощность алфавита.

Кодирование информации. Универсальность дискретного (цифрового, в том числе двоичного) кодирования. Двоичный алфавит. Двоичный код. Разрядность двоичного кода. Связь длины (разрядности) двоичного кода и количества кодовых комбинаций.

Размер (длина) сообщения как мера количества содержащейся в нем информации. Достоинства и недостатки такого подхода. Другие подходы к измерению количества информации. Единицы измерения количества информации.

Основные виды информационных процессов: хранение, передача и обработка информации.Примеры информационных процессов в системах различной природы; их роль в современном мире.

Хранение информации. Носители информации (бумажные, магнитные, оптические,

флеш-память). Качественные и количественные характеристики современных носителей

информации: объем информации, хранящейся на носителе; скорости записи и чтения информации. Хранилища информации. Сетевое хранение информации.

Передача информации. Источник, информационный канал, приемник информации.

Обработка информации. Обработка, связанная с получением новой информации. Обработка, связанная с изменением формы, но не изменяющая содержание информации. Поиск информации.

Тема 2. Компьютер как универсальное устройство обработки информации (7 часов)

        Общее описание компьютера. Программный принцип работы компьютера.

Основные компоненты персонального компьютера (процессор, оперативная и долговременная память, устройства ввода и вывода информации), их функции и основные характеристики (по состоянию на текущий период времени).

Состав и функции программного обеспечения: системное программное обеспечение, прикладное программное обеспечение, системы программирования. Компьютерные вирусы. Антивирусная профилактика. Правовые нормы использования программного обеспечения.

Файл. Типы файлов. Каталог (директория). Файловая система.

Графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые окна, меню). Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме: создание, именование, сохранение, удаление объектов, организация их семейств. Архивирование и разархивирование.

Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера

Тема 3. Обработка графической информации (4 часа)

        Формирование изображения на экране монитора. Компьютерное представление

цвета. Компьютерная графика (растровая, векторная). Интерфейс графических редакторов. Форматы графических файлов.

Тема 4. Обработка текстовой информации (9 часов)

Текстовые документы и их структурные единицы (раздел, абзац, строка, слово, символ).

Технологии создания текстовых документов.

Создание, редактирование и форматирование текстовых документов на компьютере.

Стилевое форматирование. Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм,

формул и графических объектов. Гипертекст.

Создание ссылок: сноски, оглавления, предметные указатели. Коллективная работа над

документом. Примечания. Запись и выделение изменений. Форматирование страниц

документа. Ориентация, размеры страницы,величина полей. Нумерация страниц. Колон

титулы. Сохранение документа в различных текстовых форматах.

Инструменты распознавания текстов и компьютерного перевода.

Компьютерное представление текстовой информации. Кодовые таблицы. Американский стандартный код для обмена информацией, примеры кодирования букв национальных алфавитов.Представление о стандарте Юникод

Тема 5. Мультимедиа (4 часа)

        Понятие технологии мультимедиа и области ее применения. Звук и видео как составляющие мультимедиа.

Компьютерные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов.

Звуки и видеоизображения. Композиция и монтаж. Возможность дискретного

представления мультимедийных данных

Тема 6. Математические основы информатики (13 часов)

        Понятие о непозиционных и позиционных системах счисления. Знакомство с двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системами счисления, запись в них целых десятичных чисел от 0 до 1024. Перевод небольших целых чисел из двоичной,

восьмеричной и шестнадцатеричной системы счисления в десятичную.

Двоичная арифметика.

Логика высказываний (элементы алгебры логики). Логические значения, операции (логическое отрицание, логическое умножение, логическое сложение), выражения, таблицы истинности


Тема 7. Основы алгоритмизации (10 часов)

        

Учебные исполнители Робот, Удвоитель и др. как примеры формальных исполнителей. Понятие алгоритма как формального описания последовательности действий исполнителя при заданных начальных данных. Свойства алгоритмов.

Способы записи алгоритмов.

Алгоритмический язык — формальный язык для записи алгоритмов. Программа — запись алгоритма на алгоритмическом языке. Непосредственное и программное управление исполнителем.

Линейные программы. Алгоритмические конструкции, связанные с проверкой условий: ветвление и повторение.

Понятие простой величины. Типы величин: целые, вещественные, символьные,

строковые, логические. Переменные и константы. Алгоритм работы с величинами — план целенаправленных действий по проведению вычислений при заданных начальных данных с использованием промежуточных результатов

Тема 8. Начала программирования (10 часов)

        

Язык программирования. Основные правила языка программирования Паскаль:

структура программы; правила представления данных; правила записи основных

операторов (ввод, вывод, присваивание, ветвление, цикл). Решение задач по разработке и выполнению программ в среде программирования Паскаль

Тема 9. Моделирование и формализация (9 часов)

Понятия натурной и информационной моделей.

Виды информационных моделей (словесное описание, таблица, график, диаграмма, формула, чертеж, граф, дерево, список и др.) и их назначение. Модели в математике, физике, литературе, биологии и т.д. Использование моделей в практической деятельности. Оценка адекватности модели моделируемому объекту и целям моделирования Компьютерное моделирование. Примеры использования компьютерных моделей при решении научно-технических задач.

Реляционные базы данных. Основные понятия, типы данных, системы управления базами данных и принципы работы с ними. Ввод и редактирование записей. Поиск, удаление и сортировка данных

Тема 10. Алгоритмизация и программирование (8 часов)

Этапы решения задачи на компьютере.

Конструирование алгоритмов: разбиение задачи на подзадачи, понятие вспомогательного алгоритма. Вызов вспомогательных алгоритмов. Рекурсия.

Управление, управляющая и управляемая системы, прямая и обратная связь. Управление в живой природе, обществе и технике

Тема 11. Обработка числовой информации (6 часов)

Электронные таблицы. Использование формул. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Выполнение расчетов. Построение графиков и диаграмм.

Понятие о сортировке (упорядочивании) данных

Тема 12. Коммуникационные технологии (10 часов)

Локальные и глобальные компьютерные сети. Интернет. Скорость передачи информации. Пропускная способность канала. Передача информации в современных системах связи.

Взаимодействие на основе компьютерных сетей: электронная почта, чат, форум, телеконференция, сайт.

Информационные ресурсы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы.

Технологии создания сайта. Содержание и структура сайта. Оформление сайта. Размещение сайта в Интернете.

Базовые представления о правовых и этических аспектах использования компьютерных программ и работы в сети Интернет

Тематическое планирование с указанием основных видов учебной деятельности обучающихся 7-9 классов

Темы, раскрывающие

основное содержание

программы, и число часов,

отводимых на каждую тему

Характеристика деятельности ученика

Информация и информационные процессы (8 часов)

Аналитическая деятельность:

• оценивать информацию с позиции ее свойств (актуальность, достоверность, полнота и пр.);

• приводить примеры кодирования с использованием различных алфавитов, встречающиеся в жизни;

• классифицировать информационные процессы по

принятому основанию;

• выделять информационную составляющую процессов в биологических, технических и социальных системах;

• анализировать отношения в живой природе, технических и социальных (школа, семья и пр.) системах с позиций управления.

Практическая деятельность:

• кодировать и декодировать сообщения по известным правилам кодирования;

• определять количество различных символов, которые могут быть закодированы с помощью двоичного кода фиксированной длины (разрядности);

• определять разрядность двоичного кода, необходимого для кодирования всех символов алфавита

заданной мощности;

• оперировать с единицами измерения количества

информации (бит, байт, килобайт, мегабайт, гигабайт);

 • оценивать числовые параметры информационных процессов (объем памяти, необходимой для хранения информации; скорость передачи информации, пропускную способность выбранного канала и пр.)

Компьютер как универсальное устройство обработки информации (7 часов)

Аналитическая деятельность:

• анализировать компьютер с точки зрения единства программных и аппаратных средств;

• анализировать устройства компьютера с точки зрения организации процедур ввода, хранения, обработки, вывода и передачи информации;

• определять программные и аппаратные средства, необходимые для осуществления информационных процессов при решении задач;

• анализировать информацию (сигналы о готовности и неполадке) при включении компьютера;

• определять основные характеристики операционной системы;

• планировать собственное информационное пространство. 

Практическая деятельность:

• получать информацию о характеристиках компьютера;

• оценивать числовые параметры информационных процессов (объем памяти, необходимой для хранения информации; скорость передачи информации, пропускную способность выбранного канала и пр.);

• выполнять основные операции с файлами и папками;

• оперировать компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме;

• оценивать размеры файлов, подготовленных с использованием различных устройств ввода информации в заданный интервал времени (клавиатура, сканер, микрофон, фотокамера, видеокамера);

• использовать программы-архиваторы;

• осуществлять защиту информации от компьютерных

вирусов с помощью антивирусных программ

Обработка графической информации (4 часа)

Аналитическая деятельность:

• анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства;

• определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач;

• выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса

задач.

Практическая деятельность:

• определять код цвета в палитре RGB в графическом редакторе;

• создавать и редактировать изображения с помощью инструментов растрового графического редактора;

• создавать и редактировать изображения с помощью инструментов векторного графического редактора

Обработка текстовой информации (9 часов)

Аналитическая деятельность:

• анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства;

• определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач;

• выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач.

Практическая деятельность:

• создавать небольшие текстовые документы посредством квалифицированного клавиатурного письма с

использованием базовых средств текстовых редакторов;

• форматировать текстовые документы (установка параметров страницы документа; форматирование символов и абзацев; вставка колонтитулов и номеров страниц);

• вставлять в документ формулы, таблицы, списки, изображения;

• выполнять коллективное создание текстового документа;

• создавать гипертекстовые документы;

• выполнять кодирование и декодирование текстовой

информации,

используя кодовые таблицы (Юникод, КОИ-8Р, Windows

1251);

• использовать ссылки и цитирование источников при создании на их основе собственных информационных объектов

Мультимедиа (4 часа)

Аналитическая деятельность:

• анализировать пользовательский интерфейс используемо

го программного средства;

• определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач;

• выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач.

Практическая деятельность:

• создавать презентации с использованием готовых шаблонов;

• записывать звуковые файлы с различным качеством звучания (глубиной кодирования и частотой дискретизации)

Математические основы информатики (13 часов) 

Аналитическая деятельность:

• выявлять различие в унарных, позиционных и непозиционных системах счисления;

• выявлять общее и отличия в разных позиционных системах счисления;

• анализировать логическую структуру высказываний.

Практическая деятельность:

• переводить небольшие (от 0 до 1024) целые числа из десятичной системы счисления в двоичную (восьмеричную, шестнадцатеричную) и обратно;

• выполнять операции сложения и умножения над небольшими двоичными числами;

• записывать вещественные числа в естественной и нормальной форме;

• строить таблицы истинности для логических выражений;

• вычислять истинностное значение логического выражения

Основы алгоритмизации (10 часов)

Аналитическая деятельность:

• определять по блок-схеме, для решения какой задачи предназначен данный алгоритм;

• анализировать изменение значений величин при пошаговом выполнении алгоритма;

• определять по выбранному методу решения задачи, какие алгоритмические конструкции могут войти в алгоритм;

• сравнивать различные алгоритмы решения одной задачи.

Практическая деятельность:

• исполнять готовые алгоритмы для конкретных исходных данных;

• преобразовывать запись алгоритма с одной формы в другую;

• строить цепочки команд, дающих нужный результат при конкретных исходных данных для исполнителя арифметических действий;

• строить цепочки команд, дающих нужный результат при конкретных исходных данных для исполнителя, преобразующего строки символов;

• строить арифметические, строковые, логические выражения и вычислять их значения

Начала программирования (10 часов)

Аналитическая деятельность:

• анализировать готовые программы;

• определять по программе, для решения какой задачи она предназначена;

• выделять этапы решения задачи на компьютере.

Практическая деятельность

• программировать линейные алгоритмы, предполагающие вычисление арифметических, строковых и логических выражений;

• разрабатывать программы, содержащие оператор/операторы ветвления (решение линейного неравенства,

решение квадратного уравнения и пр.), в том числе с использованием логических операций;

• разрабатывать программы, содержащие оператор

(операторы) цикла

Моделирование и формализация (9 часов)

Аналитическая деятельность:

• осуществлять системный анализ объекта, выделять среди его свойств существенные свойства с точки зрения целей моделирования;

• оценивать адекватность модели моделируемому объекту и целям моделирования;

• определять вид информационной модели в зависимости от стоящей задачи;

• анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства;

 • определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач;

• выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач.

Практическая деятельность:

• строить и интерпретировать различные информационные модели (таблицы, диаграммы, графы, схемы, блок-схемы алгоритмов);

• преобразовывать объект из одной формы представления информации в другую с минимальными потерями в полноте информации;

• исследовать с помощью информационных моделей объекты в соответствии с поставленной задачей;

• работать с готовыми компьютерными моделями из различных предметных областей;

• создавать однотабличные базы данных;

• осуществлять поиск записей в готовой базе данных;

• осуществлять сортировку записей в готовой базе данных

Алгоритмизация и программирование (8 часов)

Аналитическая деятельность:

• выделять этапы решения задачи на компьютере;

• осуществлять разбиение исходной задачи на подзадачи;

• сравнивать различные алгоритмы решения одной задачи.

Практическая деятельность:

• исполнять готовые алгоритмы для конкретных исходных данных;

• разрабатывать программы, содержащие подпрограмму;

• разрабатывать программы для обработки одномерного массива: нахождение минимального (максимального) значения в данном массиве; подсчет количества элементов массива, удовлетворяющих некоторому условию;  нахождение суммы всех элементов массива;  нахождение количества и суммы всех четных элементов в массиве; сортировка элементов массива и пр.)

Обработка числовой информации (6 часов)

Аналитическая деятельность:

• анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства;

• определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач;

• выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач.

Практическая деятельность:

• создавать электронные таблицы, выполнять в них расчеты по

встроенным и вводимым пользователем формулам;

• строить диаграммы и графики в электронных таблицах

Коммуникационные технологии (10 часов)

Аналитическая деятельность:

• выявлять общие черты и отличия способов взаимодействия на основе компьютерных сетей;

• анализировать доменные имена компьютеров и адреса документов в Интернете;

• приводить примеры ситуаций, в которых требуется поиск информации;

• анализировать и сопоставлять различные источники ин-

формации, оценивать достоверность найденной информации;

• распознавать потенциальные угрозы и вредные воздействия, связанные с ИКТ; оценивать предлагаемые пути их устранения.

Практическая деятельность:

• осуществлять взаимодействие посредством электронной

почты, чата, форума;

• определять минимальное время, необходимое для передачи известного объема данных по каналу связи с известными характеристиками;

• проводить поиск информации в сети Интернет по запросам с использованием логических операций;

• создавать с использованием конструкторов (шаблонов)

комплексные информационные объекты в виде web-страницы, включающей графические объекты

Резерв (6 часов)

  • 7 класс

  • Содержание учебного предмета

Структура содержания общеобразовательного предмета (курса) информатики в 7 классе основной школы может быть определена следующими укрупнёнными тематическими блоками (разделами):

Раздел 1. Введение в информатику

Информация. Информационный объект. Информационный процесс. Субъективные характеристики информации, зависящие от личности получателя информации и обстоятельств получения информации: «важность», «своевременность», «достоверность», «актуальность» и т.п.

Представление информации. Формы представления информации. Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Алфавит, мощность алфавита.

Кодирование информации. Исторические примеры кодирования. Универсальность дискретного (цифрового, в том числе двоичного) кодирования.  Двоичный алфавит. Двоичный код. Разрядность двоичного кода. Связь разрядности двоичного кода и количества кодовых комбинаций.

Понятие о непозиционных и позиционных системах счисления. Знакомство с двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системами счисления, запись в них целых десятичных чисел от 0 до 256. Перевод небольших целых чисел из двоичной системы счисления в десятичную. Двоичная арифметика.

Компьютерное представление текстовой информации. Кодовые таблицы. Американский стандартный код для обмена информацией, примеры кодирования букв национальных алфавитов. Представление о стандарте Юникод.

Возможность дискретного представления аудио-визуальных данных (рисунки, картины, фотографии, устная речь, музыка, кинофильмы). Стандарты хранения аудио-визуальной информации.

Размер (длина) сообщения как мера количества содержащейся в нём информации. Достоинства и недостатки такого подхода. Другие подходы к измерению количества информации. Единицы измерения количества информации.

Основные виды информационных процессов: хранение, передача и обработка информации. Примеры информационных процессов в системах различной природы; их роль в современном мире. 

Хранение информации. Носители  информации (бумажные, магнитные, оптические, флэш-память). Качественные и количественные характеристики современных носителей информации: объем информации, хранящейся на носителе; скорости записи и чтения информации. Хранилища информации. Сетевое хранение информации.

Передача информации. Источник, информационный канал, приёмник информации. Скорость передачи информации. Пропускная способность канала. Передача информации в современных системах связи.

Обработка информации. Обработка, связанная с получением новой информации.  Обработка, связанная с изменением формы, но не изменяющая содержание информации. Поиск информации.

Графы, деревья, списки и их применение при моделировании природных и общественных процессов и явлений.

Раздел 2. Информационные и коммуникационные технологии

Компьютер как универсальное устройство обработки информации.

Основные компоненты персонального компьютера (процессор, оперативная и долговременная память, устройства ввода и вывода информации), их функции и основные характеристики (по состоянию на текущий период времени).

Программный принцип работы компьютера.

Состав и функции программного обеспечения: системное программное обеспечение, прикладное программное обеспечение, системы программирования. Правовые нормы использования программного обеспечения.

Файл. Каталог (директория). Файловая система.

Графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые окна, меню). Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме: создание, именование, сохранение, удаление объектов, организация их семейств. Стандартизация пользовательского интерфейса персонального компьютера.

Размер файла. Архивирование файлов.

Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера.

Обработка текстов. Текстовые документы и их структурные единицы (раздел, абзац, строка, слово, символ). Технологии создания текстовых документов. Создание и редактирование текстовых документов на компьютере (вставка, удаление и замена символов, работа с фрагментами текстов, проверка правописания, расстановка переносов). Форматирование символов (шрифт, размер, начертание, цвет). Форматирование абзацев (выравнивание, отступ первой строки, междустрочный интервал). Стилевое форматирование. Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм, формул и  графических объектов. Гипертекст. Создание ссылок: сноски, оглавления, предметные указатели. Инструменты распознавания текстов и компьютерного перевода. Коллективная работа над документом. Примечания. Запись и выделение изменений. Форматирование страниц документа. Ориентация, размеры страницы, величина полей. Нумерация страниц. Колонтитулы. Сохранение документа в различных  текстовых форматах.

Графическая информация. Формирование изображения на экране монитора.  Компьютерное представление цвета.  Компьютерная графика (растровая, векторная).  Интерфейс графических редакторов.  Форматы графических файлов.

Мультимедиа. Понятие технологии мультимедиа и области её применения. Звук и видео как составляющие мультимедиа. Компьютерные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов.  Звуковая и видео информация.

Календарно-тематическое планирование по информатике

7 класс

Учебно-тематический план курса информатики 7 класс

Название темы

Количество часов

общее

теория

практика

1

Информация и информационные процессы

9

6

3

2

Компьютер как универсальное устройство обработки информации

7

4

3

3

Обработка графической информации

4

2

2

4

Обработка текстовой информации

9

3

6

5

Мультимедиа

4

1

3

Резерв

2

Итого

35

16

17

Прохождение практической части по предмету

Вид работ

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

год

Задания для практических работ

№4.1

№ 4.3,4.4, 4.6, 4.7

№3.1-3.4

№3.10 - 3.12

№ 3.5 - 3.9

№ 4.2, 4.5, 4.8, 4.9

№4.10-4.13

№4.14-4.16

№4.17-4.21

№5.1

№5.2

Проверочная работа

Тест №1

Тест №2

Тест №3

Тест №4

Тест №5

Итоговая пр.раб

Итоговый мини-проект

Тематический и итоговый контроль

Тематика

Вид

Форма

Дата проведения

1

Информация и информационные процессы

Тематический контроль

Интерактивное тестирование

4 неделя октября

2

Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией

Тематический контроль

Интерактивное тестирование

4 неделя декабря

3

Обработка графической информации

Тематический контроль

Интерактивное тестирование

1 неделя февраля

4

Обработка текстовой информации

Тематический контроль

Интерактивное тестирование

3 неделя апреля

5

Обработка информации с помощью компьютера

Итоговый контроль

Практическая итоговая работа (мини-проект)

2 неделя мая

6

Обобщение понятий курса информатики 7 класса

Итоговый контроль

Интерактивное тестирование

4 неделя мая



Поурочное планирование

7 класс

п\п

дата

Тема урока

Неуроч.

формы

Примечание

Планируемы предметные результаты

план

факт

Тема: "Информация и информационные процессы" (9 часов)

1

__.09.17

1.

Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места.

Введение. РТ №1

П.ч.: клавиатурный тренажер «Руки солиста»

Общие представления о месте информатики в системе других наук, о целях изучения курса информатики

2

__.09.17

Информация и её свойства

§1.1,

РТ №2-7

П.ч.: тесты «свойства информации», «восприятие информаци» (134994)

Общие представления об информации и ее свойствах

3

__.09.17

Информационные процессы. Обработка информации

Сбор информации к проекту "Наша школа"

§1.2.(п. 1,2,3),

РТ № 8-14

П.ч. обсуждение содержания проекта

Общие представления об информационных процессах и их роли в современном мире, умение приводить примеры сбора и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике.

4.

__.09.17

Информационные процессы. Хранение и передача информации.

§1.2.(п.4,5,6)

РТ №15-18

П.ч. тест «источник и приемник информации», «информация и е носитель» (134927)

Общие представления об информационных процессах и их роли в современном мире, умение приводить примеры хранения и передачи информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике.

5

__.10.17

Всемирная паутина как информационное хранилище

§1.3

РТ №19-23

 П.ч.: тесты «информационные процессы», «информационные процессы в технике»(135021)

П.ч.: РТ №22

Представление о WWW как  о всемирном хранилище информации; понятие о поисковых системах и принципах их работы, умение осуществлять поиск информации в сети Интернет с использованием простых запросов, сохранять для индивидуального использования найденные в сети Интернет информационные объекты и ссылки  на них

6

__.10.17

Представление информации

Подготовить сообщение «Клинопись и иероглифы»,

«История письменности»

§1.4

РТ №24-35

П.ч. тест «знаки»(135130)

Задания для ПР № 4.1

Обобщение представления о различных способах представления информации

7

__.10.17

Дискретная форма представления информации

«самостоятельно ознакомиться с виртуальной лабораторией «цифровые весы»(135009)

§1.5.

РТ № 36-54

П.ч. тест «кодирование информации» (134851)

Представление о преобразовании информации из непрерывной формы в дискретную; понимание сущности двоичного кодирования; умение кодировать и декодировать сообщения по известным правилам кодирования; понимание роли дискретизации информации в развитии средств ИКТ

8

__.10.17

Единицы измерения информации

Работа с интерактивным задачником (режимы Тренажер« и «Контроль»)

§1.6

РТ №55-74

П.ч. тренажер «Интерактивный задачник. Измерение информации»  (119252)

Знание единиц измерения информации и свободное оперирование ими

9

___.10.17

Обобщение и систематизация основных понятий темы «Информация и информационные процессы».

Проверочная работа (тест №1)

Глава 1,

РТ №75

П.ч. : итоговый тест к главе 1 «Человек и информация» (119103)

Общие представления об информации и ее свойствах, умение приводить примеры информационных процессов. Умение декодировать и кодировать информацию при заданных правилах кодирования умение оперировать единицами измерения информации

II ЧЕТВЕРТЬ

Тема: «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией» (7 часов)

10

__.11.17

Основные компоненты компьютера и их функции

Создание ленты времени с фамилиями людей, внесших вклад в развитие ВТ

§2.1

РТ № 76-85

П.ч. программа-тренажер «Устройство компьютера-1»(119293)

Работа с материалами Виртуального музея информатики

Систематизированные представления об основных устройствах компьютера и их функциях

11

__.11.17

Персональный компьютер

§2.2

РТ № 86-102

П.ч. программа-тренажер «Устройство компьютера-2» (119274)

Задания для ПР № 4.3- 4.7

Знание основных устройств персонального компьютера  их актуальных характеистик

12

__.11.17

Программное обеспечение компьютера. Системное программное обеспечение

§2.3(п.1,2)

РТ № 103-109

П.Ч. тест «Компьютер как средство автоматизации информационных процессов» (134951)

Работа с имеющейся антивирусной программой

Понятие программного обеспечения компьютера и его основных групп

13

__.12.17

Системы программирования и прикладное программное обеспечение

§2.3 (п. 3,4,5)

РТ № 103-109

П.ч. задание №11 к §2.3

Представление о программировании как о  сфере  профессиональной деятельности; представление о возможностях использования компьютеров в других сферах деятельности

14

__.12.17

Файлы и файловые структуры

§2.4

РТ № 110-124

П.ч. РТ № 117

Представление об объектах файловой системы и навыки работы с ними

15

__.12.17

Пользовательский интерфейс

§2.5

РТ № 125-126

П.ч. Индивидуальная работа учащихся с практическими и контрольными модулями ФЦИОР «Основные элементы интерфейса и управления»

Понимание сущности понятий «интерфейс», «информационный ресурс», «информационное пространство пользователя»

16

__.12.17

Обобщение и систематизация основных понятий темы «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией»

Проверочная работа (тест №2)

Глава 2

РТ № 127

П.ч.итоговый тест к главе 2»Первое знакомство с компьютером» (119250)

Представление о компьютере как универсальном устройстве обработки информации

III четверть

Тема «Обработка графической информации» (4 часа)

17

__.01.18

Формирование изображения на экране монитора

§3.1

РТ № 128-154

П.ч. тренажер «представление графической информации»  (125772)

Задания для ПР № 3.1 -3.4 и РТ № 173

Систематизированные представления о формировании изображений на экране монитора

18

__.01.18

Компьютерная графика

Подготовить сообщение «Фрактальная графика«

§3.2

РТ № 155-163

П.ч. тренажер «Представление графической информации»(12572) в режиме зачета

Задания для ПР № 3.2-3.4

Систематизированное представление о растровой и векторной графике

19

__.01.18

Создание графических изображений

Задания для ПР  № 3.10, 3.11

§3.3(п.1,2)

РТ № 164-171, 173

П.ч.

Задания для ПР  № 3.12

Систематизированные представления об инструментах  создания графических изображений; развитие основных навыков и умений использования графических редакторов

20

__.02.18

Обобщение  систематизация основных понятий темы «Обработка графической информации»

Проверочная работа (тест №3)

Глава №3, РТ № 172

П.ч.

Интерактивный итоговый тест к главе 3 по теме «Обработка графической информации» из электронного приложения к учебнику

Задания для ПР № 3.5-3.9

Систематизированные представления об основных понятиях. Связанных с обработкой графической информации на компьютере

Тема: "Обработка текстовой информации"  (9 часов)

21

__.02.18

Текстовые документы и технологии их создания

§4.1

РТ № 174-177

П.ч.

Тренажер "Руки солиста"

Систематизированные представления о технологиях подготовки текстовых документов; знание структурных компонентов текстовых документов

22

__.02.18

Создание текстовых документов на компьютере

§4.2

РТ № 178-191

П.ч.

Задания для ПР № 4.2, 4.5, 4.8, 4.9

Представление о вводе и редактировании текстов как этапах создания текстовых документов

23

__.02.18

Прямое форматирование

§4.3 (п.1,2,3)

РТ № 192-195

П.ч.

Задания для ПР № 4.10 - 4.13

Представление о форматировании текста как этапе создания текстового документа; представление о прямом форматировании

24

__.03.18

Стилевое форматирование

§4.3 (п.4,5)

РТ № 196-200

П.ч.

Задания для ПР № 4.14 - 4.16

Представление о форматировании текста как этапе создания текстового документа; представление о стилевом форматировании; представление о различных текстовых форматах

25

__.03.18

Визуализация информации в текстовых документах

Подготовить сообщение "Инфографика.  Инструменты создания инфографики"

§4.4

РТ № 201-203

П.ч.

Задания для ПР № 4.17 - 4.21

Умения использования  средств структурирования и визуализации текстовой информации

26

__.03.18

Распознавание текста и системы компьютерного перевода

Подготовить сообщение о сетевых сервисах по компьютерному переводу или о технологии сканирующего листания

§4.5

РТ № 204-205

П.ч.

Задание №7 к §4.5

Контрольный модуль ФЦИОР "Программы-переводчики"

Навыки работы с программным обеспечением оптического распознавания документов, компьютерными словарями и программами-переводчиками

IV четверть

27

__.04.18

Оценка количественных параметров текстовых документов

§4.6

РТ № 206-239

П.ч.

Тренажер "Представление символьной информации" (119265) в режиме практики

Знание основных принципов представления текстовой информации в компьютере; владение первичными  навыками оценки количественных параметров текстовых документов

28

__.04.18

Оформление реферата "История развития компьютерной техники"

Итоговая практическая работа

Тренировочный тест к главе  4 "Текстовая информация и компьютер" (119244)

§4.6

РТ № 206-239

П.ч.

Тренажер "Представление символьной информации" (119265) в режиме зачета

Задания для ПР № 4 итоговая работа

Умения работать с несколькими текстовыми файлами, умения стилевого форматирования, умения форматирования страниц текстовых документов

29

__.04.18

Обобщение и систематизация основных понятий темы "Обработка текстовой информации"

Проверочная работа (тест №4)

Работа над рефератом

Глава 4

РТ № 240

П.ч.

Итоговый тест к главе 4 "Текстовая информация и компьютер" (119095)

Систематизированные  представления об основных понятиях, связанных с обработкой текстовой информации на компьютере

Тема: "Технология мультимедиа" (4 часа)

30

__.04.18

Технология мультимедиа

Работа над рефератом

§5.1

РТ № 241-254

П.ч.

Решение задач в РТ

Систематизированные представления об основных понятиях, связанных с технологией мультимедиа; умения оценивать количественные параметры мультимедийных объектов

31

__.05.18

Компьютерные презентации

Работа над рефератом

§5.2

РТ № 241-254

П.ч.

Задание для ПР № 5.1

Систематизированные представления об основных понятиях, связанных с компьютерными презентациями

32

__.05.18

Создание мультимедийной презентации

§5.2

РТ № 241-254

П.ч

Задание для ПР № 5.2

Систематизированные представления об основных понятиях, связанных с компьютерными презентациями

33

__.05.18

Обобщение и систематизация основных понятий главы "Мультимедиа".

Подготовка сообщений на одну из тем по выбору

Глава 5

РТ № 255

П.ч

Публичное представление рефератов и презентаций

Систематизированные представления об основных понятиях, связанных с технологией мультимедиа

34

__.05.18

Основные понятия курса

Главы 1-5, раздел "Обобщение изученного в 7 классе в РТ"

П.ч. тренировочный тест по курсу (125807)

Систематизированные представления об основных понятиях курса информатики, изученных в 7 классе

35

__.05.18

Итоговое тестирование (тест №5)

Итоговый тест по курсу (125779)

Систематизированные представления об основных понятиях курса информатики, изученных в 7 классе



Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса по информатике для 7–9 классов

1. Литература и методические пособия

 1. Босова Л. Л., Босова А. Ю. Информатика. Программа для основной школы : 5–6 классы. 7–9 классы. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.

2. Босова Л. Л., Босова А. Ю. Информатика: учебник для 7 класса. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.

3. Босова Л. Л., Босова А. Ю. Информатика: рабочая тетрадь для 7 класса. — М.: БИНОМ. Лаборатория зна ний, 2015.

4. Босова Л. Л., Босова А. Ю. Информатика: учебник для 8 класса. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.

5. Босова Л. Л., Босова А. Ю. Информатика: рабочая тетрадь для 8 класса. — М.: БИНОМ. Лаборатория зна ний, 2015.

6. Босова Л. Л., Босова А. Ю. Информатика: учебник для 9 класса. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.

7. Босова Л. Л., Босова А. Ю. Информатика: рабочая тетрадь для 9 класса. — М.: БИНОМ. Лаборатория зна ний, 2015.

8. Босова Л. Л., Босова А. Ю. Информатика. 7–9 классы: методическое пособие. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.

2. ЭОР на уроках информатики

1. Единая  коллекция цифровых образовательных ресурсов. - http://sc.edu.ru

2. Федеральный центр информационно- образовательных ресурсов - http://fcior.edu.ru/

3. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». Преподавание информатики. - Режим доступа : http://festival.lseptember.ru/informatics

4. Босова Л. Л., Босова А. Ю. Электронное приложение к учебнику «Информатика» для 7 класса (metodist.Lbz. ru/authors/informatika/3/).

5. Босова Л. Л., Босова А. Ю. Электронное приложение к учебнику «Информатика» для 8 класса (metodist.Lbz. ru/authors/informatika/3/).

6. Босова Л. Л., Босова А. Ю. Электронное приложение к учебнику «Информатика» для 9 класса (metodist.Lbz. ru/authors/informatika/3/).

7. Материалы авторской мастерской Босовой Л. Л. (metodist.Lbz.ru/authors/informatika/3/).

8. Индивидуальная работа учащихся с помощью сетевых компьютерных практикумов по курсу «Информатика» - http://webpractice. cm.ru

4. Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы

Аппаратные средства

  • Персональный компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности.
  • Проектор, подсоединяемый к компьютеру (видеомагнитофону); технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.
  • Интерактивная доска – повышает уровень наглядности в работе учителя и ученика; качественно изменяет методику ведения отдельных уроков.
  • Принтер – позволяет фиксировать информацию на бумаге.
  • Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети – обеспечивает работу локальной сети, даёт доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести электронную переписку.
  • Устройства вывода звуковой информации – аудиоколонки и наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители для озвучивания всего класса.
  • Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь.

Программные средства

  • Операционная система.
  • Файловый менеджер.
  • Антивирусная программа.
  • Программа-архиватор.
  • Текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы.
  • Программа разработки презентаций.
  • Браузер.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по информатике и ИКТ (профильный уровень) для 10-11 классов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса  «Информатика и ИКТ» для 10-11 классов с углубленным изучением информатики  (учебник Н. Угринович )....

Рабочая программа по информатике и ИКТ по Семакину И.Г. 8 класс

Рабочая программа по информатике и ИКТ по Семакину И.Г. 8 класс...

Рабочая программа по информатике и ИКТ по Семакину И.Г. 9 класс

Рабочая программа по информатике и ИКТ по Семакину И.Г. 9 класс...

Рабочая программа по информатике и ИКТ по Семакину И.Г. 7 класс

Рабочая программа по информатике и ИКТ по Семакину И.Г. 7 класс...

программа по информатике в Excel ( автор учебника Босова)

Дата , тема урока, домашнее задание....

Рабочая программа по информатике по программе И.Г. Семакина, 8 класс.

Рабочая программа разработана на основе авторской программы И.Г. Семакина, Л.А. Залоговой С.В. Русакова, Л.В. Шестаковой  «Программа базового курса информатики и ИКТ для основной  школ...

Рабочая программа по информатике по программе И.Г. Семакина, 9 класс

Рабочая программа разработана на основе авторской программы И.Г. Семакина, Л.А. Залоговой С.В. Русакова, Л.В. Шестаковой  «Программа базового курса информатики и ИКТ для основной  школ...