«Разработка алгоритмов и программ для решения задач с геометрическим содержанием по теме «Окружность и круг» с учетом требований ФГОС»
методическая разработка по информатике и икт (9 класс) на тему
Занятие, на котором решаются геометрические задачи с использованием алгоритмики и программирования.
Практическая работа на тему
«Разработка алгоритмов и программ для решения задач с геометрическим содержанием по теме «Окружность и круг» с учетом требований ФГОС»
В данной разработке представлены задачи с геометрическим содержанием по теме "Окружность и круг" для 9 класса. Для этих задач разработаны алгоритмы и программы на псевдокоде и языке Паскаль. Предмет информатики и ИКТ можно рассматривать как метапредмет, позволяющий более глубоко развивать межпредметные связи учебных дисциплин в средней общеобразовательной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prakticheskoe_zanyatie_algoritmy_geom_zadachi_shirobokovagi.docx | 566.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Практическая работа
на тему
«Разработка алгоритмов и программ для решения задач с геометрическим содержанием по теме «Окружность и круг» с учетом требований ФГОС»
Работу подготовила:
_Широбокова Г.И.,
учитель математики информатики
МОУ «Гимназия №7»
г.о. Подольск
Московской области
Оглавление
Задания, которые рассматриваются на занятии: 4
Проверяемые элементы содержания 4
Основное содержание теоретической части 5
Задания на этапе первичного закрепления 6
Задания для самостоятельной работы учащихся. 22
Введение
Одна из главная задач ФГОС, которые призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования - готовить своих учеников к жизни, обеспечить ребенку общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить умением учиться. Перед выпускниками, вступающими в самостоятельную жизнь, встаёт проблема решать новые, неизвестные задачи, которые неизбежно встанут перед ними. Результат образования можно «измерить» умением успешно решать такие задачи.
В новых стандартах метапредметным результатам уделено особое внимание, поскольку именно они обеспечивают более качественную подготовку учащихся к самостоятельному решению проблем, с которыми встречается каждый человек на разных этапах своего жизненного пути в условиях быстро меняющегося общества. Предмет информатики и ИКТ можно рассматривать как метапредмет, позволяющий более глубоко развивать межпредметные связи учебных дисциплин в средней общеобразовательной школе. Программирование обучает методам мышления, общим подходам к постановке и решению задач. Поэтому выбрана тема занятия, на котором решаются геометрические задачи с использованием алгоритмики и программирования.
Основная часть
Тема занятия: Разработка алгоритмов и программ для решения задач с геометрическим содержанием по теме «Окружность и круг».
Задания, которые рассматриваются на занятии:
- вычисление длины окружности по заданному радиусу;
- нахождение площади круга, ограниченного окружностью заданного радиуса;
- нахождение площади кольца по внутреннему и внешнему радиусам;
- вычисление расстояния между двумя точками с заданными координатами;
- найти площади сектора по радиусу и дуге;
- определение минимального радиуса круга, в который попадают точки, заданные координатами на плоскости;
Для решения задач используем линейные структуры, ветвления и циклы.
Проверяемые элементы содержания
Формальное исполнение алгоритма, записанного на естественном языке или умение создавать линейный алгоритм для формального исполнителя с ограниченным набором команд.
Знание основных конструкций языка программирования, понятия переменной, оператора присваивания.
Умение исполнить алгоритм для конкретного исполнителя с фиксированным набором команд.
Анализ алгоритма, содержащего вспомогательные алгоритмы, цикл и ветвление.
Умение анализировать результат исполнения алгоритма.
Основное содержание теоретической части
Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, понятие типов данных, ввод и вывод данных.
Структура программы на языке Паскаль. Представление данных в программе. Правила записи основных операторов: присваивания, ввода, вывода, ветвления, циклов.
Этапы решения задачи с использованием программирования: постановка задачи, формализация, алгоритмизация, кодирование, отладка, тестирование.
Практика на компьютере: знакомство с системой программирования на языке Паскаль; ввод, трансляция и исполнение данной программы; разработка и исполнение линейных, ветвящихся и циклических программ.
Переменная, константа, операторы ввода/вывода, оператор присваивания, арифметические операции с переменными.
Создание с использованием свойств геометрических фигур математических моделей для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин (для данного занятия – конкретно геометрии), исследовать полученные модели и интерпретировать результат.
Задачи на применение линейных алгоритмических структур. В ходе решения задач повторяются формулы курса геометрии 9 класса: вычисление длины окружности, площади круга, площади кольца, площади сектора, расстояния между двумя точками на плоскости, заданных координатами (метод координат в курсе геометрии).
Задания на этапе первичного закрепления
Рассмотрим подробно задачи геометрического содержания с постановкой, математической моделью, алгоритмом, программой на языке Паскаль и полученными результатами (скриншот).
Задача 1. Вычислить длину окружности по заданному радиусу.
Решение:
ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ.
- Результат – найти длину окружности.
- Исходные данные – радиус окружности.
- Ограничения на результат – положительное число.
- Ограничения на исходные данные – положительное число.
Математическая модель. Вычислить длину окружности по формуле
C= 2*π*R.
Алгоритм
Структура линейная.
Описать переменные. Ввести данные.
Вычислить по формуле длины окружности C= 2*π*R.
Программа
var
C, R: Real;
begin
Write('Введите радиус окружности R= ');
readln(R);
C := 2 * PI * R;
WriteLn('Длина окружности С= ',C:5:3);
end.
Скриншот программы с результатами решения
Вывод. Программа работоспособна. Проверим результат с помощью калькулятора, получим число 37, 57344814. Верно.
Задача 2. Известна длина окружности. Найти площадь круга, ограниченного этой окружностью.
Решение:
ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ.
- Результат – площадь круга.
- Исходные данные – длина окружности.
- Ограничения на результат – положительное число.
- Ограничения на исходные данные – положительное число.
Математическая модель. Выразить радиус R из формулы длины окружности C= 2*π*R. Вычислить радиус R=C/(2* π). Вычислить площадь круга по формуле S=.
Алгоритм
Структура линейная.
Описать переменные. Ввести данные.
Выразить радиус R из формулы длины окружности.
Вычислить радиус по формуле R=C/(2* π). Вычислить площадь круга по формуле S=.
Программа
var
S, C, R: Real;
begin
Write('Введите длину окружности С= ');
readln(C);
R := C / (2 * pi);
S := pi * R * R;
WriteLn('Площадь круга = ', S:5:3);
end.
Скриншот программы с результатами решения
Вывод. Программа работоспособна. Проверка результата с помощью калькулятора, получим число 426, 5116724. Значит, программа правильна.
Задача 3. Найти площадь кольца, внутренний радиус которого равен r, а внешний – заданному числу R (R> r).
Решение:
ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ.
- Результат – найти площадь кольца.
- Исходные данные – внутренний радиус равен r, а внешний – R (R> r).
- Ограничения на результат – положительное число.
- Ограничения на исходные данные – положительные числа.
Математическая модель. Найдём площадь кольца по формуле Sк=π*(R*R-r*r), где – R - внешний радиус, r-внутренний радиуc, (R> r).
Алгоритм
Структура линейная.
Описать переменные. Ввести данные.
Вычислить по формуле площадь кольца по формуле Sк=π*(R*R-r*r).
Программа
var
S, R2, R1: Real;
begin
Writeln('Введите радиусы окружностей R2 и R1 ');
read(R2, R1);
S := pi * (R2 * R2 - R1 * R1);
WriteLn('Площадь кольца S = ', S:5:3);
end.
Скриншот программы с результатами решения
Вывод. Программа работоспособна. Проверим результат с помощью калькулятора, получим число 12, 56637061. Верно.
Задача 4. Вычислить расстояние между двумя точками с координатами X1, Y1 и X2, Y2.
Решение:
ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ.
- Результат – найти расстояние R между двумя точками на плоскости.
- Исходные данные – даны координаты точек (X1, Y1) и (X2, Y2).
- Ограничения на результат – ограничение на расстояние R>=0
- Ограничения на исходные данные - ограничений на координаты нет.
Математическая модель. Выведем формулу для вычисления расстояния между двумя точками на плоскости.
Из точек A и B опустим перпендикуляры на оси координат.
Рассмотрим прямоугольный треугольник ∆ABC. Катеты этого треугольника равны:
AC = xb - xa;
BC = yb - ya.
Воспользовавшись теоремой Пифагора, вычислим длину отрезка AB:
AB =
Подставив в это выражение длины отрезков AC и BC, выраженные через координаты точек A и B, получим формулу для вычисления расстояния между точками на плоскости: AB = .
.
Алгоритм
Структура линейная.
Описать переменные. Ввести данные.
Вычислить расстояние между точками по формуле R=.
Напишем алгоритм на псевдокоде
АЛГОРИТМ
* вывод ('Введите координаты (x и y) точки 1')
* ввод(X1,Y1)
* вывод ('Введите координаты (x и y) точки 2')
* ввод(X2,Y2)
* R := Sqrt(Sqr(X2 - X1) + Sqr(Y2 - Y1));
* вывод ('расстояние между точками 1 и 2 равно ', R:10:3);
ПРОГРАММА
var
X1, X2, Y1, Y2, R: Real;
begin
Writeln('Введите координаты (x и y) точки 1');
Read(X1, Y1);
Writeln('Введите координаты (x и y) точки 2');
Read(X2, Y2);
R := Sqrt(Sqr(X2 - X1) + Sqr(Y2 - Y1));
Write('расстояние между точками 1 и 2 равно ', R:10:3);
end.
Скриншот программы с результатами решения
Вывод. Программа работоспособна. Проверим результат с помощью калькулятора, получим число 4. Верно.
Задача 5. Найти площадь сектора, радиус которого равен 15.4, а дуга содержит заданное число радиан ϕ.
Решение:
ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ.
- Результат – площадь сектора.
- Исходные данные – величина угла в радианах.
- Ограничения на результат – положительное число.
- Ограничения на исходные данные – значение дуги в радианах меньше, чем 2π ≈ 6.28. Иначе сектор будет по величине больше круга.
Модель. Выведем формулу для вычисления площади сектора через угол, выраженный в радианах. Сектор круга ограничивается дугой между двумя точками А и В на окружности и двумя радиусами, проведёнными из концов дуги (точек А и В) к центру круга.
Два радиуса делят всю площадь круга на 2 сектора. Если угол между этими радиусами будет развёрнутым (1800), то эти секторы будут между собой равны. Площадь сектора круга – это часть площади всей плоской фигуры, ограниченной окружностью с радиусом r. Площадь круга равна произведению квадрата радиуса на число S=. Площадь кругового сектора в радиан (полукруга) равна . Поэтому площадь сектора в один радиан в π раз меньше, т.е. равна : π. Значит, площадь сектора в α радиан равна =
I. Алгоритм
* вывод ('Введите величину дуги кругового сектора (в радианах)')
* ввод(phi)
* S:= phi /2*sqr(15.4)
* вывод ('Площадь кругового сектора =', S:8:2)
II. Программа
Var phi, S:real;
begin
write('Введите величину дуги кругового сектора (в радианах) ');
readln(phi);
S:= phi /2*sqr(15.4);
writeln('Площадь кругового сектора = ', S:8:2)
end.
Скриншот программы с результатами решения
Вывод. Программа работоспособна. Проверим результат с помощью калькулятора.
Задача 6. Даны координаты N точек на плоскости (x1,y1), (x2,y2), (x3,y3), ... (xn,yn). Определить минимальный радиус круга, в который попадают все эти точки. Центр круга находится в начале координат.
Решение:
ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ.
- Результат – определить минимальный радиус круга, в который попадают точки с заданными координатами.
- Исходные данные – координаты N точек на плоскости (x1,y1), (x2,y2), (x3,y3), ... (xn, yn).
- Ограничения на результат – неотрицательное действительное число.
- Ограничения на исходные данные – координаты точек выражаются действительными числами, количество точек N - натуральное число.
МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ И МЕТОД: Радиус круга с центром в начале координат вычисляется по формуле R=. Для наглядности рисунок.
АЛГОРИТМ. Вычисляем радиус (расстояние от начала координат до точки) для каждой точки, выбираем минимальное значение. Сравниваем два числа, наименьшее значение записываем как минимум. Это и будет минимальным значением радиуса. Так как количество точек известно, организуем цикл с параметром.
АЛГОРИТМ
Описание переменных
i, n: целые;
x, y, min, R: действительные;
начало_алгоритма
*вывод ('Введите количество точек N = ');
*ввод(N);
*min := 0;
*цикл по i от 1 до N
начало цикла
**вывод ('Введите x[', i, '] = ');
**ввод (x);
**вывод ('Введите y[', i, '] = ');
**ввод (y);
**R:= sqrt(x * x + y * y);
**если R > min то
*** min:= R;
**конец-если
*конец-цикл;
**вывод ('радиус = ', min:5:2);
конец.
ПРОГРАММА
Var
i, n: integer;
x, y, min, R: real;
begin
write('Введите N = ');
readln(N);
min := 0;
for i := 1 to N do
begin
write('Введите x[', i, '] = ');
readln(x);
write('Введите y[', i, '] = ');
readln(y);
R := sqrt(x * x + y * y);
if R > min then min := R;
end;
write('радиус = ', min:5:2);
end.
Скриншот программы с результатами решения
ВЫВОД. Для данной программы проведено тестирование для всех ветвей алгоритма. Проверим геометрически, отметив в координатной плоскости выбранные для тестирования точки, получим тот же результат. Анализ результатов показывает, что программа работоспособна и правильна.
Задания для самостоятельной работы учащихся.
Задачи предлагается решить аналитически (геометрия) и составить по данному условию алгоритм и программу на языке программирования Паскаль (информатика).
- Определить, принадлежит ли заданная точка (x,y) плоской фигуре, являющейся кольцом с центром в начале координат, с внутренним радиусом r1 внешним радиусом r2.
- Дан круг радиуса R. Определить, поместится ли правильный треугольник со стороной a в этом круге.
- Дано круглое отверстие радиуса R и размеры кирпича X,Y,Z. Определить, пройдёт ли кирпич через отверстие.
- Найти координаты точек пересечения прямой и окружности радиуса R с центром в начале координат. В каких координатных четвертях находятся точки пересечения? Если точек пересечения нет или прямая касается окружности, выдать соответствующее сообщение.
Заключение
В результате применения программирования для решения геометрических задач удаётся закрепить навыки по разработке алгоритмов и программ на языке Паскаль, формируются навыки практического конструирования, и учащиеся изучают теорию с большим интересом и лучше запоминают изученные формулы. Применение математического моделирования и алгоритмики и программирования дает возможность продемонстрировать тесную связь двух наук как математика и информатика. Необходимость изучения программирования заключается в том, что программирование обучает методам мышления, общим подходам к постановке и решению задач. Знания и навыки программирования могут применяться и в других сферах человеческой деятельности, так как умение составлять алгоритмы и программировать стало элементом культуры.
Литература
- Материалы курсов АСОУ " Методика преподавания алгоритмизации и программирования в курсе информатики и ИКТ в средней общеобразовательной организации с учетом требований ФГОС СОО и ЕГЭ".
- В. В. Кащей. Статья в журнал «Информатика и образование» Использование среды автоматизированной разработки алгоритмов и программ в курсе информатики.
- Семакин И.Г., Залогова Л.А, Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика. Базовый курс: Учебник для 9 класса. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016.
- Семакин И. Г., Хеннер Е. К., Шеина Т. Ю. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10 класса. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016.
- Семакин И. Г., Хеннер Е. К., Залогова Л.А. Информатика. Задачник-практикум в 2 т., том 1. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
- Геометрия. 7-9 классы: учебник для 7—9 кл. / [Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. В. Кадомцев и др.]. — М.: Просвещение, 2016.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Решение задач с практическим содержанием по теме "Соотношение между сторонами и углами в прямоугольном треугольнике."
Презентация к открытому уроку по геометрии в 8 классе. На уроке использовалась групповая форма работы. В состав группы входили капитан, штурманы и юнги, для всех участников группы были составлены по у...
Методическая разработка интегрированного урока-погружения ««Решение задач с прикладным содержанием»
Одной из главных задач образования является подготовка ребёнка к современной жизни. И подготовка эта происходит через формирование у него необходимых компетенций. В настоящее время большое число будущ...
Методическая разработка интегрированного урока-погружения ««Решение задач с прикладным содержанием»
Одной из главных задач образования является подготовка ребёнка к современной жизни. И подготовка эта происходит через формирование у него необходимых компетенций. В настоящее время большое число будущ...
Задачи с практическим содержанием по теме: Арифметическая и геометрическая прогрессии
В данной презентации представлены математические задачи с практическим содержанием - это задачи, которые связаны с применением математики в технике, физике, экономике, биологии, а также в быту.Использ...
Методическая разработка на тему «Окружность и круг»
В данной работе собран теоретический материал, необходимый для решения задач по данной теме. Изложение материала довольно сжатое, но вся необходимая теоретическая база присутствует. Текст вполне досту...
Методическая разработка по теме "Окружность и круг. 5 класс".
презентация поможет при введении этих понятий в 5 классе...
Решение задач по теме "Окружность и круг" 5 класс
Решение задач по теме "Окружность и круг" 5 класс...