Главные вкладки

    Рабочая программа к элективу "Логика в задачах" 9 класс информатика
    элективный курс по информатике и икт (9 класс) на тему

    Киселёв Евгений Борисович

    Рабочая программа к элективу "Логика в задачах"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon 9_klass_elektiv_logika_v_zadachahuchgod.doc151.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    СОГЛАСОВАНО

    На заседании  МО

    Протокол №   1   _____  

     « 26  »      августа        2016 г.

    Руководитель МО:                     __

                                                    подпись

                                      Полуэктова Т.Е.

                                  Расшифровка

    УТВЕРЖДАЮ

    Директор МАОУ СОШ № 50

                            И.А.Доброволянская

    Приказ № ________

    от «  29   » _     августа      2016 г.

    Рабочая программа

    Предмет: «Логика в задачах». 

    Класс   9

    Профиль: электив

    Всего часов на изучение программы 17

    Количество часов в неделю 1

    Разработчик рабочей программы:

    Киселёв Е.Б.

    учитель информатики

            

    2016– 2017 уч. год

    Пояснительная записка

    Настоящая программа элективного курса «Логика в задачах» соответствует Программе базового курса информатики, разработанной авторами учебников Семакиным И.Г., Залоговой Л.А., Русаковым С.В., Шестаковой Л.В. и предназначена расширить знания учащихся основной школы по алгебре логики. Программа рассчитана на 17 часов (0,5 часа в неделю). За основу взята программа Розиной А.В. «Логика в задачах».

    Цели: Расширение и углубление практических навыков решения логических задач.

    Задачи программы:

    • Получение базовых знаний по алгебре логики;
    • Овладение умениями анализировать условия задач, записывать выражения языком формальной логики, преобразовывать информационные логические модели, используя законы логики;
    • Приобретение опыта решения задач методами алгебры логики;
    • Получение понятия о логических операциях над множествами.
    •  Практическое применение компьютерных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности;
    • профессиональная ориентация, подготовка к сдаче экзамена.

    Содержание элективного курса «Логика в задачах» соответствует утвержденным Министерством образования РФ Стандарту среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям и Примерной программе среднего (полного) общего образования по курсу «Информатика и ИКТ» на базовом уровне.

    Элективный курс обеспечивает практическое применение изученного материала по следующим содержательным линиям базового курса:

    • Представление информации.
    • Информационные модели и системы.
    • Компьютер как средство автоматизации информационных процессов.
    • Средства и технологии создания и преобразования информационных объектов.
    • Алгоритмизация и программирование.

    Изучение логики развивает         способность уточнять объект обсуждения, формирует ясность и четкость мышления, доказательность в суждениях, а также умение абстрагироваться от конкретного содержания и формализовать мышление, записать действия на языке автомата (компьютера).

    Человек, овладевший знанием и навыками логического мышления, способен строить цепочку рассуждений при обсуждении любых объектов и процессов, а следовательно обладает умением выделять главное, грамотно дискутировать, находить кратчайшие и правильные пути исправления ошибок, т.е. изучение логики позволяет решить одну из основных задач дидактики: отработка общих логических умений и навыков во всех учебных курсах. Таким образом, изучение этого раздела способствует более качественному овладению знаниями по другим учебным предметам, что подтверждает интегрирующую роль информатики в целом и данного курса в частности.

    Знание логики и её законов позволит эффективно решать задачи экзаменационного типа, как по информатике, так и по другим предметам школьного курса.

    Содержание программы

    Общее число часов — 17.  

    1. Введение –  2 ч

     Инструктаж по технике безопасности.

    Исторические сведения. Общие сведения о науке «Математическая логика». Высказывания. Истинность и ложность высказывания. Умозаключения.

    Термины. Содержание и объём понятий. Диаграмма Венна.

    1. Основные логические операции. – 2 ч.

    Конъюнкция, дизъюнкция, отрицание и их таблицы истинности. Импликация, эквиваленция и их таблицы истинности.        Перевод высказываний на язык алгебры логики.

    Практические работы:

    № 1: Логические операции в электронных таблицах. Часть 1.

    № 2: Логические операции в электронных таблицах. Часть 2.

    1. Тождественность логических формул. –    3 ч.

    Тождественно-истинные формулы. Тождественно-ложные формулы. Доказательство тождественности двух формул через построение таблиц истинности.

    Практические работы:

    № 3: Построение формул в ЭТ.

    4.        Законы математической логики. – 6 ч.

    Основные законы математической логики: переместительный, сочетательный, распределительный, де Моргана. Равносильные преобразования формул.

    Практические работы:

    № 4: Компьютерное тестирование на сайте /inf-oge.sdamgia.ru /test?theme=2

    № 5: Компьютерное тестирование на сайте /inf-oge.sdamgia.ru /test?theme=12

    5.         Множества. – 3 ч.

    Множества. Операции над множествами (объединение, пересечение, разность, симметрическая разность).

    Практические работы:

    № 6: Построение диаграмм Венна в ТР.

    № 7: Отчет по индивидуальному заданию средствами ИКТ.

    Требования к уровню подготовки

    В результате изучения курса ученик должен:

    • знать/понимать:

    – смысл понятий: понятие, термин, законы логики, логические операции ;

    – что такое множества и действия над ними;

    • уметь:

    – использовать логические значения, операции и выражения с ними;

     – выделять в сложном (составном) высказывании простые высказывания,

    – записывать сложные высказывания в форме логических выражений – с помощью букв и знаков логических операций;

    – преобразования с использованием основных свойств логических операций.

    –анализировать условие несложной задачи и строить траекторию решения.

    • использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

    – обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования компьютера;

    –оптимального выполнения заданий типа ГИА.

    Тематическое планирование

    Тема

    Теория

    Практика

    1

    Введение

    2

    0

    2

    Основные логические операции

    3

    2

    3

    Тождественность логических формул.

    3

    1

    4

    Законы математической логики

    6

    2

    5

    Множества

    3

    2

    Всего:

    17

    7


    Календарно-тематическое планирование элективного курса «Логика в задачах»

    для 9 класса на 17 часов

    занятия

    Дата

    Тема.

    Программный учебный материал.

    Практическая работа

    Дидактические материалы

    Тип урока

    1. Введение

    1

    Инструктаж по технике безопасности.

    Исторические сведения. Общие сведения о науке «Математическая логика». Высказывания. Истинность и ложность высказывания. Умозаключения.

    1

    2

    Термины. Содержание и объём понятий. Диаграмма Венна.

    3

    1. Основные логические операции

    3

    Конъюнкция, дизъюнкция, отрицание и их таблицы истинности.

    № 1: Логические операции в электронных таблицах. Часть 1.

    Таблицы истинности

    24

    4

    Импликация, эквиваленция и их таблицы истинности.

    № 2: Логические операции в электронных таблицах. Часть 2.

    Таблицы истинности

    14

    5

    Перевод высказываний на язык алгебры логики. Составление простых и сложных условий для ЭТ.

    inf-oge.sdamgia.ru/test?theme=19

    1

    1. Тождественность логических формул.

    6

    Тождественно-истинные формулы. Тождественно-ложные формулы.

    1

    7

    Доказательство тождественности двух формул через построение таблиц истинности.

    1

    8

    Решение задач на доказательство тождественности двух формул.

    № 3: Построение формул в ЭТ

    Карточки-задания.

    24

    1. Законы математической логики

    9

    Основные законы математической логики: переместительный, сочетательный, распределительный, де Моргана.

    Таблицы основных законов.

    1

    10

    Решение задач на основные законы математической логики.

    Таблицы основных законов. Карточки-задания.

    2

    11

    Равносильные преобразования формул – примеры решения задач.

    Таблицы основных законов.

    3

    12

    Решение текстовых логических задач методами рассуждений, табличным и средствами алгебры логики.

    14

    13

    Решение задач на логические преобразования типа задания 2.

    № 4: Компьютерное тестирование на сайте /inf-oge.sdamgia.ru /test?theme=2

    Таблица схемы записи рассуждений.

    24

    14

    Решение задач на логические преобразования данных в БД типа задания 12.

    № 5: Компьютерное тестирование на сайте /inf-oge.sdamgia.ru /test?theme=12

    24

    1. Множества

    15

    Множества. Операции над множествами (объединение, пересечение, разность, симметрическая разность)

    № 6: Построение диаграмм Венна в ТР.

    inf-oge.sdamgia.ru/test?theme=18

    14

    16

    Решение задач на преобразования множеств данных типа задания 18.

    № 7: Отчет по индивидуальному заданию средствами ИКТ.

    34

    17

    Резерв.

    Всего: 17 часов

    Пр.р. - 7

    Типы уроков, применяемые в работе:

    1. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
    1. Урок закрепления знаний.
    1. Урок обобщения и систематизации знаний.
    1. Выполнение индивидуальной практической работы.

    Технологии, применяемые в работе:

    1. Здоровье сберегающие технологии.
    1. Технология развития критического мышления.
    1. Проектная деятельность.
    1. Проблемно-эвристические технологии.

    Программа

    Автор

    Название

    Издательство

    Год

    Розина А.В.

    Логика в задачах.

    В издании «Предпрофильная подготовка учащихся 9-х классов»: Учебно-методические пособия к спецкурсам предпрофильной подготовки по информатике. Стр. 6.

    Томск, ТОИПКРО

    2003

    Пособия для учителя

    Автор

    Название

    Издательство

    Год

    Лыскова В. Ю., Ракитина Е. А.

    Логика в информатике.

    М: Лаборатория Базовых Знаний.

    2001

    Семакин И.Г., Шеина Т.Ю.

     Преподавание базового курса информатики в средней школе: Методическое пособие.  3-е изд., испр. и доп. Стр. 22.

    М: Лаборатория Базовых Знаний.

    2006

    Под ред.  Семакина И.Г., Хеннера Е.К. –

    Информатика. Задачник-практикум в 2 т.

    М.: Бином. Лаборатория Знаний.

    2002

    Самылкина Н.Н., Русаков С.В., Шестаков А.П., Баданина С.В.

    Готовимся к ЕГЭ по информатике.

    М.: Бином. Лаборатория Знаний.

    2008

    Радченко Н.П.

    Школьная информатика: впереди экзамены.

    М.: Бином. Лаборатория Знаний.

    2008

    Тоноян Л. Г.

    Сборник задач и упражнений по

    Логике.

    СПб.: Издание СПб университета.

    1999

    Мультимедийные пособия

    Название

    Издательство

    Год

    Фоксфорд.Учебник

    http://foxford.ru/wiki/informatika/teoriya-mnozhestv

    Г.И. Челпанов. Учебник логики.

    https://4brain.ru/logika/knigi.php

    Образовательный портал для подготовки к экзаменам

    https://inf-oge.sdamgia.ru/

    Обучение предмету ведётся в компьютерном классе, оснащённом локальной сетью с выходом в Интернет, и установленными операционными системами ОС  Windows и OC Linux (10 РМУ + РМП). ЛС КВТ включена в локальную сеть школы.

    Школьная доска  магнитная маркерная настенная, белого цвета.

    В кабинете ВТ оборудованы одно рабочее место преподавателя и 10 рабочих мест учащихся, снабженных стандартным комплектом: системный блок, монитор, устройства ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами (клавиатура и мышь), привод для чтения и записи компакт-дисков, аудио/видео входы/выходы. Компьютеры подключены к внутришкольной сети и имеют выход в Интернет, защищённый фильтрами.

    Аппаратное обеспечение РМП

    1. компьютер;
    2. принтер/сканер;
    3. микрофон;
    4. звуковые колонки;
    5. документ-камера;
    6. проектор;
    7. интерактивная доска Workspace;
    8. устройства, обеспечивающие подключение к сети – доступ через провайдеров «Стек» и «ТЭШ»
    9. коммутатор
    10. школьный сервер.

    Аппаратное обеспечение РМУ

    1. компьютер;
    2. устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь;
    3. устройства ввода/вывода звуковой информации (комплект наушники + микрофон).

    Программное обеспечение:

    Лицензионное:

    • Операционная система Windows.
    • Файловый менеджер (в составе операционной системы).
    • Офисные программы (в составе операционной системы)
    • Microsoft Office Word — текстовый процессор;
    • Microsoft Office Excel — табличный процессор;
    • Microsoft Office PowerPoint - приложение для подготовки презентаций;
    • Microsoft Office Access — приложение для управления базами данных;
    • Microsoft Office  Publisher - приложение для подготовки презентаций;
    • Система оптического распознавания текста.

    Лист коррекции выполнения тематического планирования

    Дата

    Номера уроков по тематическому планированию

    Форма коррекции (объединение тем, домашнее изучение – проверочная работа и т.д.)

    Причина коррекции (замена урока, болезнь учителя, праздничный день, отмена занятий по приказу и т.д.)

    Завуч

    Урока, который требует коррекции (пропущенный по причине)

    Урока, который содержит коррекцию

    Утверждение

    Подпись


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Модифицированная программа проектного часа в 8 классах «ИНФОРМАТИКА» на 2012-2013 учебный год (на основе государственной программы элективных курсов «Математические основы информатики», «Информационнные системы и модели» (автор И.Г. Семакин), госуда

    Подготовка подрастающего поколения к полноценной жизни в условиях информационного общества происходит в разных сферах образовательного пространства. Сегодня общее образование при всей вариативности уч...

    Рабочая программа по технологии с модулем по информатике для 3 класса по программе "Школа 2100".

    Задачи курса реализуются через культурологические и технико-технологические знания, которые являются основой для последующей художественно-творческой деятельности и в совокупности обеспечивают самораз...

    Рабочая программа основного общего образования по предмету информатика ФГОС 5 класс

    Рабочая программа курса «Информатика и ИКТ» основной школы (базовый уровень) составлена на основе закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, ...

    Рабочая программа внеурочной деятельности в 1 классе "Первые шаги в мире информатики"

    Данная рабочая программа составлена на основе учебника для общеобразовательных учреждений «Информатика» 1 класс  Т.А. Рудченко, А.Л. Семенов.Данная программа кружковых занятий по инфо...

    Рабочая программа внеурочной деятельности во 2 классе "Информатика вокруг нас"

    Данная рабочая программа составлена на основе учебника для общеобразовательных учреждений «Информатика» 2 класс  Т.А. Рудченко, А.Л. Семенов.Данная программа кружковых занятий по инфо...