ФОРМИРОВАНИЕ ИКТ - КОМПЕТЕНЦИИ обучающихся в гимназической среде в условиях ФГОС ООО
статья по информатике и икт на тему

Егорова Марина Борисовна

В настоящее время в отечественном школьном образовании сложилась непростая ситуация: современная школа не отвечает запросам семьи, общества и государства. Российская школа, по данным международных исследований PISA, по уровню функциональной грамотности в последние 15–20 лет Россия занимает 40-е место из 65 стран, участвующих в этих исследованиях. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_ikt_-_kompetentsii_obuchayushchihsya.docx26.92 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ИКТ - КОМПЕТЕНЦИИ обучающихся

 в гимназической среде в условиях ФГОС ООО

В настоящее время в отечественном школьном образовании сложилась непростая ситуация: современная школа не отвечает запросам семьи, общества и государства. Российская школа, по данным международных исследований PISA, по уровню функциональной грамотности в последние 15–20 лет Россия занимает 40-е место из 65 стран, участвующих в этих исследованиях.

С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования (ФГОС ООО).

Что обучающийся получит при реализации  нового стандарта

В целом стандарт даст возможность обучающемуся:

обеспечение условий для развития творческих способностей и возникновения устойчивой потребности в самостоятельных занятиях.

Приоритетным направлением развития образования в Российской Федерации, современное образование – «…это такое образование, благодаря которому человек способен самостоятельно работать, учиться и переучиваться».

До настоящего времени в Программе «Развития гимназии «Мариинская» приоритетной целью в подпрограмме «Развития информационного пространства гимназии «Мариинская», являлось активное использование информационных и коммуникационных технологий, создание условий для обеспечения качества и доступности образования через системное внедрение и активное использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в работе гимназии.

Сегодня в гимназии на всех ступенях образовательного процесса, по всем предметным областям проводится активное применение ИКТ.

В проекте новой программы развития гимназии Мариинская на 2016 – 2021 годы

Есть проект ИКТ – центра.

Здесь надо остановиться на двух моментах.

ИКТ-центр это: Компьютеризация - это насыщение ОУ ПК и другой сопутствующей техникой, на которой могут работать учителя и учащиеся. И это только часть информатизации, т.к. компьютеризация является лишь материальной основой процесса. Для перехода к процессу формирования ИКТ-компетенции необходимо выполнение большого количества условий. Это и возможность свободного доступа к компьютеру всех участников образовательного процесса, и поддержание всей техники в исправном состоянии, достаточное количество расходных материалов, установка необходимого для работы лицензионного программного обеспечения, наличие методических материалов по использованию техники в учебном процессе.

Одним из индикаторов успешности проекта «Информатизация системы образования. ИКТ -центра» является его влияние на формирование ИКТ- компетентности.

Что же такое ИКТ- компетентность?

Модель ИКТ-компетенции включает:

  • определение информации - способность использовать инструменты ИКТ для идентификации и соответствующего представления необходимой информации;
  • доступ к информации – умение собирать и /или извлекать информацию;
  • управление информацией — умение применять существующую схему организации или классификации;
  • интегрирование информации - умение интерпретировать и представлять информацию. Сюда входит обобщение, сравнение и противопоставление данных;
  • оценивание информации - умение выносить суждение о качестве, важности, полезности или эффективности информации;
  • создание информации умение генерировать информацию, адаптируя, применяя, проектируя, изобретая или разрабатывая ее;
  • сообщение информации — способность должным образом передавать информацию в среде ИКТ. Сюда входит способность направлять электронную информацию определенной аудитории и передавать знания в соответствующем направлении.

Что в школе изучается с использованием ИКТ по новым ФГОСам?

По новым стандартам нет непрерывного курса Информатики и ИКТ, но в нашей гимназии изыскиваются возможности и сохраняется курс информатики по всей вертикали с начальной школы и до выпускных классов.

По ФГОсам  началом обучения является то, что наряду с традиционным письмом ребенок сразу начинает осваивать клавиатурный набор текста.

Изучение окружающего мира предполагает использование цифровых измерительных приборов, цифрового микроскопа, цифрового фотоаппарата и видеокамеры.

Но не всегда есть возможность для реализации таких задач. Т.К. у нас только один мобильный класс действует в начальной школе.

Но на уроках информатики у нас организовано более глубокое изучение прикладных программ.

На мой взгляд, урок информатики принципиально отличается от других учебных предметов.

 Во-первых, наличием персонального компьютера для каждого ученика.

Во-вторых, компьютерный класс, в котором проводятся уроки, организован особенным образом: каждый ученик имеет, с одной стороны, индивидуальное рабочее место, а с другой – доступ к общим ресурсам.

В-третьих, именно на уроках информатики активная самостоятельная деятельность, создание собственного, личностно-значимого продукта.  

На уроке  в рамках предмета информатики я могу  организовать в направлении развития каждой из ключевых компетенций.

Так, при изучении темы «Устройство ЭВМ» можно предложить учащимся такие задания, которые позволяют ученикам убедиться в практической применимости получаемых знаний. Например, осуществить оптимальный выбор компьютера для людей разных профессий (дизайнеров, программистов, конструкторов и др.); проанализировать технические требования; обосновать выбор данной комплектации. При изучении темы «Дополнительные возможности текстового редактора MS Word» ученики могут создать буклет на различную тематику, собственную визитную карточку, рекламный плакат, поздравительную открытку.

С целью интенсификации обучения, наряду с ранее использовавшимися в обучении классическими формами обучения в школе и в самостоятельной работе учеников всё чаще используются программное обеспечение учебных дисциплин: программы-учебники, программы-тренажёры, словари, справочники, энциклопедии, видеоуроки, библиотеки электронных наглядных пособий, тематические компьютерные игры.

Сегодня учащиеся самостоятельно создают не только презентации, но и видеофильмы, анимационные фильмы. С этими работами мы участвуем в различных творческих конкурсах как городских, так и областных, всероссийских и международных. Наши победы подтверждены многочисленными дипломами и грамотами.

В Коллекции Цифровых образовательных ресурсов на сайте Единой коллекции ЦОР http://school-collection.edu.ru есть замечательный инструмент: «Интерактивный задачник для младших школьников. 2-6 класс», который мы  используем на различных уроках по информатике. Основой методической концепции Задачника является комплекс виртуальных лабораторий. Каждая лаборатория основана на построении компьютерной модели конструирования алгоритмов решения задач различного типа. Среда создает перед учеником ряд наглядных зрительных образов информационных объектов – исполнителей команд и погружает его в проблемную ситуацию, определяемую поведением исполнителей

Так же существует несколько программных комплексов, направленных на развитие алгоритмического мышления: ЛОГО, КуМир, РАПИРА, Роботландия и другие. На мой взгляд, достаточно удобным  средством является среда КуМир для подготовки к ГИА.

Благодаря использованию среды КуМир достигается высокий уровень наглядности и доступности обучения. После изучения среды КуМир, учащиеся легче усваивают язык программирования.

При формировании ИКТ-компетентности успешно применяются традиционные подходы:

  • словесные методы обучения (рассказ, объяснение, лекция, беседа, работа с учебником и книгой);
  • наглядные методы (наблюдение, иллюстрация, демонстрация наглядных пособий, презентаций);
  • практические методы (устные и письменные упражнения, практические компьютерные работы).

Но обязательно нужно учитывать здоровьесберегающие условия обучения учащихся и рационально использовать компьютерные технологии в комплексе с традиционными методами обучения.

Еще немало важное влияние на уровень компетентности учащихся в сфере ИКТ оказывает образовательный статус их семьи. Существует прямая зависимость между уровнем компетентности ученика и уровнем образования его родителей - чем выше уровень образования родителей, тем выше ИКТ-компетентность школьника.

Одним из результатов формирования ИКТ-компетентности учащихся должно стать появление способности использовать современные информационные и коммуникационные технологии для работы с информацией. Они должны уметь искать необходимые данные, организовывать, обрабатывать, анализировать и оценивать их, а также продуцировать и распространять информацию в соответствии со своими целями. Эта способность должна обеспечить школьникам возможность:

  • успешно продолжать образование в течение всей жизни (включая получение образовательных услуг с использованием Интернет);
  • подготовиться к выбранной профессиональной деятельности;
  • жить и трудиться в информационном обществе, в условиях экономики, которая основана на знаниях.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование социальной компетенции детей с ОВЗ в условиях общеобразовательного учреждения МБОУ ЦО «Каразей»

Статья раскрывает роль внеурочной деятельности. Развитию социальной компетенции, коммуникативных и творческих способностей детей с ОВЗ способствуют правильная организация воспитательной работы....

«ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОСТИ СОВРЕМЕН-НОГО УЧЕНИКА В УСЛОВИЯХ ФГОС»

На сегодняшний день в школе проблема сохранения здоровья учащихся является одной из основных, она же продиктована инициативой «Наша новая школа» и ФГОС. Мы считаем, что необходимо формировать приорите...

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках физики для формирования образовательной среды в условиях ФГОС

Принципиальным отличием новых образовательных стандартов являетсяориентация на результат образования. Образовательные результаты,выражающие собой, по существу, цели образования, неразрывно связаны сус...

Развивающая предметно-пространственная среда как условие формирования ключевых компетенций учащихся в соответствии с требованиями ФГОС

Выступление на педагогическом совете школы по теме"Развивающая предметно-пространственная среда как условие формирования ключевых компетенций учащихся в соответствии с требованиями ФГОС"...

Формирование предметных компетенций посредствам STEM-образования в условиях ФГОС

Методическая разработка представляет собой разработку серии занятий по информатике в 9 классе по теме «Моделирование и формализация» и является примером идеи реализации STEM образования на...

Домашнее задание, его роль в формировании учебных компетенций на уроках технологии в условиях перехода на новый ФГОС

Домашнее задание, его роль в формированииучебных компетенций на уроках технологиив условиях перехода на новый ФГОС...

Роль педагогического коллектива школы в формировании жизненных компетенций обучающихся с УО в условиях реализации ФГОС.

Формирование жизненно - важных компетенций можно рассматривать как процесс непрерывного воспитания, обучения и развития всех участниковобразовательных отношений....