ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ В ГИМНАЗИИ «МАРИИНСКАЯ»
статья по информатике и икт на тему

Егорова Марина Борисовна

В работе раскрыто понятие «Электронные средства обучения», приведена их классификация. Показано, как в гимназии используются электронные издания, электронные учебники, как ведется дистанционное дополнительное обучение и применение ЭСО во внеклассной работе.  В сопровождающей  презентации представлены фото и видеоматериалы по данной теме. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Егорова М. Б. (egorova_m_b@mail.ru)

Ростовская обл., г. Таганрог

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия «Мариинская» (МАОУ гимназия «Мариинская»)

Аннотация

В работе раскрыто понятие «Электронные средства обучения», приведена их классификация. Показано, как в гимназии используются электронные издания, электронные учебники, как ведется дистанционное дополнительное обучение и применение ЭСО во внеклассной работе.  В сопровождающей  презентации представлены фото и видеоматериалы по данной теме.

Ключевые слова: учебный процесс, электронные средства обучения, электронные учебники, дистанционное обучение.

Egorova Marina Borisovna (egorova_m_b@mail.ru)

Municipal autonomous general education establishment gymnasium “Mariinskaya”

(MAGEE gymnasium “Mariinskaya”) Taganrog

Using of e-learning tools in gymnasium ”Mariinskaya”

Annotation

There is disclosure of “e-Learning tools” conception and it’s classification in this work. It is illustrating the using of electronic editions, textbooks. Running of distance additional-learning and application of e-learning tools in extracurricular work is shown there. You can see photo and video footage in the presentation provided.

Keywords: educational process, e-learning, electronic textbooks, distance learning

ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ В ГИМНАЗИИ «МАРИИНСКАЯ»

В настоящее время в отечественном школьном образовании сложилась непростая ситуация: современная школа не отвечает запросам семьи, общества и государства. Печально осознавать, что Российская школа, по данным международных исследований PISA, по уровню функциональной грамотности в последние 15–20 лет Россия занимает 40-е места из 65 стран, участвующих в этих исследованиях.

Введение федеральных государственных стандартов общего образования вводится поэтапно. С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО).

Что обучающийся получит при реализации  нового стандарта

В целом стандарта даст возможность обеспечить обучающемуся:

  • обеспечение условий для развития творческих способностей и возникновения устойчивой потребности в самостоятельных занятиях;

Приоритетным направлением развития образования в Российской Федерации, современное образование – «…это такое образование, благодаря которому человек способен самостоятельно работать, учиться и переучиваться».

Что изучается с использованием ИКТ по новым ФГОСам?

Отличительной особенностью начала обучения является то, что наряду с традиционным письмом ребенок сразу начинает осваивать клавиатурный набор текста.

Изучение окружающего мира предполагает не только изучение материалов учебника, но и наблюдения и опыты, проводимые с помощью цифровых измерительных приборов, цифрового микроскопа, цифрового фотоаппарата и видеокамеры. Наблюдения и опыты фиксируются, их результаты обобщаются и представляются в цифровом виде.

Изучение искусства предполагает изучение современных видов искусства наравне с традиционными. В частности, цифровой фотографии, видеофильма, мультипликации.

В контексте изучения всех предметов должны широко использоваться различные источники информации, в том числе, в доступном Интернете.

В современной школе широко применяется проектный метод. Средства ИКТ являются наиболее перспективным средством реализации проектной методики обучения. Имеется цикл проектов, участвуя в которых, дети знакомятся друг с другом, обмениваются информацией о себе, о школе, о своих интересах и увлечениях. Это проекты «Я и мое имя», «Моя семья», совместное издание Азбуки и многое другое. Родители должны всячески стимулировать детей к этой работе.

Методологической основой федеральных государственных образовательных стандартов является системно-деятельностный подход, в рамках которого реализуются современные стратегии обучения, предполагающие использование информационных и коммуникационных технологий в процессе изучения всех предметов и во внеклассной деятельности на протяжении всего периода обучения в школе.

Сегодня важнейшей стратегической задачей развития российской школы, является разработка и внедрение в педагогическую практику информационных технологий. Это закон времени.

Электронное средство обучения — программно-методическое обеспечение для использования учащимися в образовательном процессе по конкретному предмету на всех этапах образовательного процесса.

Классификация электронных средств обучения:

  • Электронное издание – «оцифрованный текст»;
  • Электронный учебник – «оцифрованный учебник», содержит кроме текста, графических или видео изображений материалы для организации обучения (набор упражнений и заданий для формирования учебных умений и навыков);
  • программное средство учебного назначения;
  • электронный образовательный ресурс.

Программные средства (ПС) делятся по функциональному назначению, по методическому назначению.  

Основные преимущества и дидактические возможности электронных средств обучения:

  • индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения;
  • расширить возможности контроля с обратной связью и диагностикой;
  • осуществлять самоконтроль и самокоррекцию;
  • осуществлять самоподготовку и тренаж;
  • моделировать реальные процессы;
  • улучшать наглядность;
  • усиливать мотивацию обучения.

Программой «Развития гимназии «Мариинская» приоритетной целью в подпрограмме «Развития информационного пространства гимназии «Мариинская», является активное использование информационных и коммуникационных технологий, создание условий для обеспечения качества и доступности образования через системное внедрение и активное использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в работе гимназии.

Сегодня в гимназии на всех ступенях образовательного процесса, по всем предметным областям проводится активное применение ИКТ.

Локальная сеть в гимназии существует уже с 2002 года, начиналась она с одного компьютерного класса и административного корпуса (директор, секретарь, библиотека, бухгалтерия). Сегодня сетью с выходом в Интернет охвачены все кабинеты, оснащены  компьютерами, проекторами  и 3 кабинета (интерактивная доска). Полностью укомплектован актовый зал, для проведения массовых мероприятий по внеклассной работе.

  В сентябре и декабре 2013 года полностью обновлен машинный парк двух кабинетов информатики (12 и 15 рабочих мест учащихся). Также в декабре 2013 года наша начальная школа, как и другие школы города, получила мобильный компьютерный класс, состоящий из 15 ноутбуков.

Более 90% учителей прошли курсы по использованию ЭОР в  процессе обучения.

Используя различные методики в образовательном процессе, большое внимание уделяется развитию творческой деятельности учащихся.

С целью интенсификации обучения, наряду с ранее использовавшимися в обучении классическими формами обучения в школе и в самостоятельной работе учеников всё чаще используются программное обеспечение учебных дисциплин: программы-учебники, программы-тренажёры, словари, справочники, энциклопедии, видеоуроки, библиотеки электронных наглядных пособий, тематические компьютерные игры. Организовано, в режиме апробации, дистаноционное образование по физике (учитель Бочарова И.Л.) .

Применение информационных технологий в обучении базируется на данных физиологии человека: в памяти человека остается 1/4 часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, 1/2 часть увиденного и услышанного, 3/4 части материала, если ученик активно участвуе в  творческом процессе.

Сегодня учащиеся самостоятельно создают не только презентации, но и видеофильмы, анимационные фильмы, сайты классов, редакционная группа самостоятельно ведет новостную ленту официального сайта гимназии. Эти работы используются на уроках и во внеклассн ой работе.

 С этими работами мы участвуем в различных творческих конкурсах как городских, так и областных, всероссийских и международных. Наши победы подтверждены многочисленными дипломами и грамотами.

В 2012 году совместно с программистами «ИнтерЦентр+»  был создан электонный учебник по информатике для 7 класса. За основу взяли учебник С.Н.Тур, Т.П.Бокучава, дополнили интерактивными задачами, тестами, контрольными работами и дополнительным материалом для самостоятельного изучения. Апробация проходила с использованием личных планшетов учащихся, а затем на компьютерах с сенсорными экранами, которые мы получили.

Каждый год во время проведения декады информатике  ребята выполняют творческие работы по заданным темам с применением графических приложений: «компьютер 21 века», «Мой смайлик», «Ты программистом можешь и не быть, но USERом ты быть обязан» и д.р.

2012-2013  учебный год мы начали осваивать, как пилотная площадка, электронного журнала Дневник.ru  (5-Б, 6-В, 7-А, 8-А, 9-А, 9-Б, 10-А, 10-Б, учитель Егорова М.Б.). На 2013-2014 учебный год, как основное  направление деятельности, планируется полное для всех классов и обязательного пользования всеми учителями гимназии, как классными руководителями, таки учителями-предметниками. А в реальном времени заносить оценки, записывать домашнее задание у учителей теперь есть. Да, это дополнительная нагрузка на учителей, но желание осваивать и внедрять современные новые технологии  у них есть. Для этого необходимо провести еще дополнительные семинары по практическому применению возможностей Дневник.ru.

По локальной сети организована внутренняя почта (Intranet) для учителей и учащихся.

Задачей школы является не только сообщение определенной суммы знаний учащимся, но и развитие у них познавательных интересов, творческого отношения к делу, стремления к самостоятельному «добыванию» и обогащению знаний и умений, применения их в своей практической деятельности.

Использование электронных учебных средств обучения в учебном процессе предполагает повышение качества образования, т. е. решение одной из насущных проблем для современного общества.

Процесс организации обучения школьников с использованием ИКТ позволяет:

  • сделать этот процесс интересным, с одной стороны, за счет новизны и необычности такой формы работы для учащихся, а с другой, сделать его увлекательным и ярким, разнообразным по форме за счет использования мультимедийных возможностей современных компьютеров;
  • эффективно решать проблему наглядности обучения, расширить возможности визуализации учебного материала, делая его более понятным и доступным для учащихся свободно осуществлять поиск необходимого школьникам учебного материала в удаленных базах данных благодаря использованию средств телекоммуникаций, что в дальнейшем будет способствовать формированию у учащихся потребности в поисковых действиях;
  • индивидуализировать процесс обучения за счет наличия разноуровневых заданий, за счет погружения и усвоения учебного материала в индивидуальном темпе, самостоятельно, используя удобные способы восприятия информации, что вызывает у учащихся положительные эмоции и формирует положительные учебные мотивы;
  • раскрепостить учеников при ответе на вопросы, т.к. компьютер позволяет фиксировать результаты (в т.ч. без выставления оценки), корректно реагирует на ошибки; самостоятельно анализировать и исправлять допущенные ошибки, корректировать свою деятельность благодаря наличию обратной связи, в результате чего совершенствуются навыки самоконтроля;
  • осуществлять самостоятельную учебно-исследовательскую деятельность (моделирование, метод проектов, разработка презентаций, публикаций и т.д.), развивая тем самым у школьников творческую активность.

Литература

  1. http://www.itspecial.ru/
  2. http://www.moluch.ru/conf/ped/archive/64/2925/
  3. http://www.profile-edu.ru/ l
  4. http://bit.edu.nstu.ru/ 
  5. http://competentum.ru/
  6. http://wiki.itorum.ru/tag/sredstva-obucheniya/
  7. http://www.rg.ru/2011/10/06/bosova.html
  8. http://www.wiki.vladimir.i-edu.ru/
  9. http://mami.ru/science/aai77/scientific/article/s14/s14_50.pdf


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему:Технология личностно-ориентированного обучения обучающихся на уроках математики путем индивидуализации и дифференциации обучения с использованием разнообразных дидактических средств обучения;

Использование дифференцированного и индиви дуального подходов на учебных занятиях являются эффективным условием достижение обязательного уровня подготовки отстающих учащиехся и продвинутого уровня хор...

О необходимости внедрения электронных технических средств обучения на уроках сольфеджио

Разработка содержит обоснование применения новых технологий в процессе обучения музыкально-теоретическим дисциплинам. Также предлагаются методические принципы и формы работы с использованием компьютер...

О необходимости внедрения электронных технических средств обучения на уроках сольфеджио

Разработка содержит обоснование применения новых технологий в процессе обучения музыкально-теоретическим дисциплинам. Также предлагаются методические принципы и формы работы с использованием компьютер...

"Использование электронных учебных пособий, тренажеров, тестов для контроля учебной деятельности на уроках английского языка" / из опыта работы

Перед Вами первый выпуск Интерактивного журнала с методическими находками учителя "The First Step to Succes". Тема выпуска №1 "Использование электронных учебных пособий,тренажёров, тестов для контроля...

Мастер-класс "Использование электронного учебного комплекса как средство повышенияэффективности современного урока"

Методическая разработка включает подробный конспект мастер-класс и сопроводительную презентацию к нему...

Создание, ведение и использование электронного портфолио при обучении информатики как средство развития рефлексии (на примере учащихся 8-х классов)

Актуальность выбранной темы исследования вызвана тем, что в связи с переходом на компетентностный подход традиционных форм и методов контроля результатов обучения недостаточно. Для более полного...