РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ На УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ
статья по информатике и икт

Милованова Ольга Михайловна

Развитие познавательного интереса учащихся к информатике, программированию – задача чрезвычайной важности, от решения которой в значительной мере зависит успех овладения учащимся второй компьютерной грамотностью. Поэтому одной из важных форм укрепления интереса учащихся к информатике является правильная мотивация в обучении. Мотивационный компонент должен в разнообразной форме присутствовать на протяжении  всего времени обучения информатике при решении различных задач, в том числе и прикладных. Интересно, что с использованием межпредметных связей, можно построить и сами уроки. Знания основ информатики не только способствуют развитию познавательного мышления, но и закладывают основы успешного овладения всем курсом информатики, способствуют развитию алгоритмического мышления, помогают в овладении любыми знаниями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ К ПРЕДМЕТУ «ИНФОРМАТИКА И ИКТ»

«Приохотить» ученика к учению гораздо более достойная задача учителя, чем «приневолить» его.

К.Д. Ушинский

Общеизвестно, что основной критерий оценки урока учеником выражается словами “интересно”— “не интересно”. Интерес является одной из категорий причинного объяснения познания как отношение личности к предмету как к чему-то ценному, привлекательному. Особую значимость интерес имеет в школьные годы, когда фундаментальной основой жизни становится учение.

Пробудить пытливость, направить чувства, волю, мысли к освоению действительности, формировать стремление к поиску в открытии мира, раскрепостить мышление ученика—в этом я вижу свою задачу как учителя. В данной работе обобщен опыт по развитию познавательного интереса на уроках информатики.

Итак, каковы же основные условия, при которых возникал бы и развивался интерес к учению?

1. Развитию познавательных интересов, любви к изучаемому предмету и к самому процессу умственного труда способствует такая организация обучения, при которой ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, решает задачи проблемного характера.

2. Учебный труд, как и всякий другой интересен тогда, кода он разнообразен, однообразная информация и однообразные способы действий быстро вызывают скуку.

3. Для появления интереса к изучаемому предмету необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения данного предмета в целом и отдельных его разделов.

4. Чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем он интереснее для учащихся. Связь изучаемого с интересами, уже существовавшими у школьников ранее, также способствует возникновению интереса к новому материалу.

5. Ни слишком легкий, ни слишком трудный материал не вызывает интереса. Обучение должно быть трудным, но посильным.

6. Чем чаще проверяется и оценивается работа школьников, тем интереснее им работать.

7. Яркость, эмоциональность учебного материала, эмоциональная реакция, заинтересованность самого учителя с огромной силой воздействовать на школьника, на его отношение к предмету.

  1. Приведенному комплексу при правильной организации отвечают активные формы

и методы обучения, игровой метод в частности. Поговорим об игре, как об одном из методов обучения. В процессе игровой деятельности происходит обучение действию посредствам самого действия. Усвоение знаний осуществляется в контексте определенной деятельности, которая создает ситуацию необходимости знания.

Учебная игра-упражнение помогает активизировать закрепить, проконтролировать и скорректировать знания, навыки и умения, создает учебную наглядность в изучении конкретного материала. Она создает условия для активной мыслительной деятельности ее участников. Игра-задание, содержащая в себе учебную задачу, стимулирует интеллектуальную деятельность учащихся, учит прогнозировать, исследовать и проверять правильность принятых решений и гипотез. Она является своего рода индикатором успеха учащихся в овладении учебной дисциплиной. Учебная игра воспитывает культуру общения и формирует умение работать в коллективе и с коллективом.

           Благодаря игре возрастает потребность в творческой деятельности, в поиске возможных путей и средств актуализации накопленных знаний навыков и умений. Игра рождает непримиримость к шаблонам и стереотипам. Она развивает память и воображение, оказывает влияние на развитие эмоционально-волевой стороны личности, учит управлять своими эмоциями, организовывать свою деятельность. Игра способна изменить отношение учащихся к тому или иному явлению, факту, проблеме.

          Компьютерные обучающие игры усиливают мотивацию ученика, привлекает не только новизна работы за компьютером, но и возможность регулировать предъявление учебных задач по степени трудности, поощрение правильных решений. Другим источником развития познавательного интереса учащихся является занимательность компьютерных обучающих игр. Следует отметить, что компьютерные обучающие игры также способствуют формированию у ребят рефлексии своей деятельности, позволяют школьникам наглядно представить результат своих действий.

           Компьютерные обучающие игры, в отличие от других видов игр, позволяют ребенку увидеть не только продукт своей деятельности, но и динамику творчества. Это ведет к способности объективно оценивать результаты и ход собственной деятельности. Следовательно, эти игры приобретают значительные преимущества по сравнению с другими играми. Они открывают путь к осознанию своей деятельности.

  1. Формирование познавательного интереса младших школьников через наглядность.

У младших школьников более развита память наглядно образная, чем смысловая. Они лучше запоминают конкретные предметы, лица, факты, цвета, события.

«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».

Наглядные методы обучения условно можно подразделить на две большие группы: метод иллюстраций и метод демонстраций.

  • Метод иллюстраций предполагает показ ученикам иллюстративных пособий, плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске, плоских моделей и пр.
  • Метод демонстраций обычно связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, кинофильмов, видеофильмов и др.

Вообще наглядность является неотъемлемой чертой преподавания информатики в силу гибкости содержания понятия "информация": одну и ту же информацию можно представить в виде множества графических образов. Например, блок-схемы (они наглядно представляют структуру небольшого алгоритма и процесс его исполнения), таблицы исполнения, демонстрация учителем образца деятельности за компьютером при работе с готовой программой.

  1. Нетрадиционные формы уроков как способ развития познавательного интереса.

В учебный материал включаю содержательно-логические задания, направленные на развитие различных характеристик внимания: его объема, устойчивости, умения переключать внимание с одного предмета на другой, распределять его на различные предметы и виды деятельности.

1 Отыскание ходов в обычных и числовых лабиринтах

2 Пересчет предметов, изображенных неоднократно пересекающимися контурами

3 Быстрее нарисуй

4 Найди, кто спрятался

5 Найди сходство и различие

6Прочитай рассыпанные слова

  1. Использование мультимедиа на уроках как средство активизации познавательной деятельности учащихся.

Мультимедийные презентации прочно вошли в школьную жизнь. Практически каждый учитель, имеющий практические навыки владения информационными технологиями, использует их в своей повседневной работе. Презентация может иметь различные формы, применение которых зависит от знаний, подготовленности авторов, а так же предполагаемой аудитории. Наиболее эффективно использовать презентации при проведении лекции, практического занятия, лабораторной работы, самостоятельной работы, тестирования.

Для проведения уроков я создаю учебные презентации в программе Microsoft Power Point по различным темам ("Информация", "Источники информации", «Кодирование информации» "Текстовый редактор", "Основные устройства компьютера" и др.). С помощью мультимедийного проектора и демонстрационного экрана представляю созданные слайды на соответствующих уроках. По ходу урока поэтапно выводится необходимый материал на экран, и рассматриваются основные вопросы данной темы. С помощью интерактивной доски выполняются задания прямо на слайдах.

В свои презентации включаю электронные физкультминутки  со звуковым сопровождением.

  1. Пути формирования познавательного интереса  школьников через систему

творческих заданий.

              Цель творческих заданий—выработка у учащихся определенных навыков:

проявления творческой активности при выборе темы в соответствии со своими интересами и требованиями преподавателя;

подбора литературы по данной тематике;

планирования своей работы с определением сроков выполнения;

проявления фантазии и выдумки при разработке результата задания;

грамотного оформления работы;

защиты работы

               Учащимся предоставляется возможность самостоятельного исследования и реализации своих творческих наклонностей и возможностей в ходе создания реального компьютерного продукта. Представленный материал содержит методические материалы по организации данной работы, а также приведены примеры творческих работ по некоторым темам:

Символьный рисунок ( созданный в текстовом редакторе)

Рисунок по стрелкам

Кодирование информации (свое правило кодирования)

Понятие ( Сказка - небылица)

Информация (рисунок «Информатика—это…», сочинение «Мне нравится…» )

Компьютерный вирус

 Новогодняя открытка и т.д.

          Следует отметить, что мои ученики успешно демонстрируют свои творческие способности в интеллектуальных соревнованиях различного уровня.

          Мастерство учителя возбуждать, укреплять и развивать познавательные интересы учащихся в процессе обучения состоит в умении сделать содержание своего предмета богатым, глубоким, привлекательным, а способы познавательной деятельности учащихся разнообразными, творческими, продуктивными.

           Развитие познавательного интереса учащихся к информатике, программированию – задача чрезвычайной важности, от решения которой в значительной мере зависит успех овладения учащимся второй компьютерной грамотностью. Поэтому одной из важных форм укрепления интереса учащихся к информатике является правильная мотивация в обучении. Мотивационный компонент должен в разнообразной форме присутствовать на протяжении  всего времени обучения информатике при решении различных задач, в том числе и прикладных. Интересно, что с использованием межпредметных связей, можно построить и сами уроки. Знания основ информатики не только способствуют развитию познавательного мышления, но и закладывают основы успешного овладения всем курсом информатики, способствуют развитию алгоритмического мышления, помогают в овладении любыми знаниями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательного интереса учащихся на уроках информатики

Доклад  по теме:  Развитие познавательного интереса учащихся на уроках информатики...

«Активизация учебного процесса и развитие познавательного интереса учащихся на уроках математики».

Данный материал представляет небольшую статью -анализ на примере собственного опыта....

Развитие познавательных интересов учащихся на уроках истории и обществознания с применением интерактивных технологий

Применение современных технологий для развития интереса учащихся к предметам история и обществознание....

Формирование познавательных интересов учащихся на уроках информатики

современному человеку необходимо:§ стремиться к самообразованию и самопознанию;§ всегда достигать поставленной цели;§ быть активным, пытливым, любознательным;§ быть творческой личностью;§ уметь органи...

Формирование познавательного интереса учащихся на уроках информатики

В современном образовании особое внимание уделяется познавательной активности, которая способствует становлению личности школьника и обеспечивает развитие его способностей, а также самостоятельности. ...

Развитие познавательного интереса учащихся на уроках информатики

Доклад Ивановой Е.А. в рамках районного семинара...