Формирование познавательных интересов учащихся на уроках информатики
материал (информатика и икт) по теме

Кулик Елена Николаевна

современному человеку необходимо:

§ стремиться к самообразованию и самопознанию;

§ всегда достигать поставленной цели;

§ быть активным, пытливым, любознательным;

§ быть творческой личностью;

§ уметь организовывать поиск и отбор информации для решения различных задач;

§ уметь оценить полноту, достоверность, объективность поступающей информации;

§ уметь представлять информацию в различных видах;

§ уметь работать с современными техническими средствами обработки информации.

Если в школе дети хотят учиться, проявляют активность, желание, интерес, то есть большая вероятность того, что в будущем из таких учащихся получится именно та личность, качества которой были перечислены.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon informatika_interes.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ

УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ

Выпускник современной школы будет жить и работать в информационном обществе, а такому обществу нужен человек, который умеет самостоятельно учиться, который знает, как достигнуть поставленной перед ним цели, умеет работать с книгой, получать знания из различных источников, знает, где и как найти необходимую ему информацию. Таким образом, современному человеку необходимо:

  • стремиться к самообразованию и самопознанию;
  • всегда достигать поставленной цели;
  • быть активным, пытливым, любознательным;
  • быть творческой личностью;
  • уметь организовывать поиск и отбор информации для решения различных задач;
  • уметь оценить полноту, достоверность, объективность поступающей информации;
  • уметь представлять информацию в различных видах;
  • уметь работать с современными техническими средствами обработки информации.

Если в школе дети хотят учиться, проявляют активность, желание, интерес, то есть большая вероятность того, что в будущем из таких учащихся получится именно та личность, качества которой были перечислены. Но чаще всего можно столкнуться с совершенно противоположной ситуацией, когда большинство школьников не проявляет никакого интереса к обучению. Причиной нежелания учиться является отсутствие мотивов учения. Наиболее ценным и важным из достаточно большого количества таких мотивов можно назвать интерес к учению или познавательный интерес. Следовательно, необходимо формировать и развивать познавательный интерес учащихся

Познавательный интерес – сложное, многозначное явление, которое можно рассматривать с двух сторон. Во-первых, познавательный интерес выступает как средство обучения, как внешний стимул, с которым связана проблема занимательности. Во-вторых, познавательный интерес является ценнейшим мотивом учебной деятельности школьника. Для образования мотивов недостаточно внешних воздействий, они должны опираться на потребности самой личности. Поэтому можно выделить внутреннее и внешнее проявления познавательного интереса, а, следовательно, условия, влияющие на его формирование также могут делиться на внутренние и внешние (схема 1).

При формировании познавательного интереса важно учитывать внутреннюю и внешнюю его стороны. Но так как учитель не может в полном объеме воздействовать на мотивы, потребности личности, то необходимо сосредоточить внимание на средствах обучения и, следовательно, учитывать внешние условия.

Формирование познавательных интересов учащихся может происходить по следующим направлениям:

  • за счет содержания учебных предметов;
  • за счет определенной организации познавательной деятельности учащихся.

Схема 1

Первое, что является предметом познавательного интереса для школьников – это новые знания о мире. Поэтому глубоко продуманный, хорошо отобранный учебный материал, который будет новым, неизвестным, поражающим воображение учащихся, заставляющий их удивляться, а также обязательно содержащий новые достижения науки, научные поиски и открытия явится важнейшим звеном формирования интереса к учению.

Но далеко не все в учебном материале может представлять для учащихся какой-либо интерес. Поэтому необходимо уделять внимание процессу деятельности учащихся, т.е. требуется таким образом организовывать учебную деятельность, чтобы сам процесс учения привлекал школьников. Это можно сделать, используя на уроках различные методы, средства, технологии обучения.

Формирование и развитие познавательного интереса в школьные годы, постоянное его функционирование в деятельности школьника приводит к тому, что он становится устойчивой чертой личности (схема 2).

Схема 2

И как следствие такая личность всегда будет стремиться к самообразованию и самопознанию, достигать поставленной цели, будет активным, пытливым, любознательным и творческим человеком.

Помимо данных качеств современному человеку необходимо обладать еще и определенным набором умений. Если внимательно посмотреть на набор перечисленных выше умений, то увидим, что все это составные части информационной культуры человека. А формирование информационной культуры – это цель обучения информатике в школе на современном этапе [3].

Поэтому предмет «Информатика и ИКТ» занимает важное место, как в системе образования, так и в развитии современного общества в целом. Этот предмет совсем недавно был введен в школы, а также имеет некоторые отличия от других школьных дисциплин, поэтому представляется много возможностей для деятельности учителей. Данные особенности позволяют по-новому проводить уроки, использовать разнообразные методы, средства, технологии обучения, которые в частности способствуют формированию познавательного интереса учащихся и, следовательно, выводят качество образования на новый уровень.

В традиционном образовании ученик, в основном, общается с учителем и с одноклассниками. На уроках информатики, помимо привычного круга общения присутствует систематическая работа на компьютерах. Поэтому необходимо рассмотреть, как происходит формирование познавательного интереса при работе учащихся на компьютере.

Формирование познавательного интереса школьников при обучении в компьютерной среде – процесс, состоящий из нескольких этапов, выделить которые можно в зависимости от уровня владения учащегося компьютером.

Первый этап – учащемуся первый раз приходится работать за компьютером (первый урок информатики, дома нет компьютера). Так как мы живем в обществе, в котором это устройство достаточно широко распространено, то многие хотя бы раз слышали о нем от друзей, видели в компьютерных классах, поэтому им хочется самим познакомиться с компьютером поближе. Компьютер представляет для них интерес как что-то незнакомое, открывающее совершенно новые возможности. Наряду с интересом у ребят присутствует страх (как бы чего не сломать, сделать не так). Поэтому на первом этапе необходимо дать школьникам основные, самые первые навыки по работе на компьютере (научить включать машину, открывать программы, элементарные действия с клавиатурой и мышью). Можно предложить учащимся всевозможные тренажеры, развивающие игры.

Второй этап – учащиеся уже обладают основными навыками работы за компьютером, у них уже нет страха. Поэтому им становится интересно просто выполнять какие-то действия, а также продемонстрировать всем, что ты тоже что-то умеешь, что ты идешь в ногу со временем и теперь сам можешь рассказать об этом своим друзьям. На данном этапе необходимо дать понять ребятам, что у компьютера есть еще очень много возможностей. Предложить учащимся разнообразные тесты на компьютере (проверка знаний становится не такой стрессовой ситуацией, так как появляются новые эмоции: желание поработать за компьютером), показать им презентации и приступить к изучению основных приложений (MS Word, Excel, Power Point и т.д.). Таким образом, мы познакомим ребят с новыми принципами работы за компьютером и еще больше их заинтересуем.

Третий этап – учащиеся достаточно уверенно работают за компьютером, хорошо знают основы. Так как непосредственный интерес к компьютеру пропадает, то важно, чтобы учащимся не стало скучно на уроках информатики. Поэтому необходимо уделить особое внимание разнообразным методам организации обучения, новым педагогическим технологиям, давать ребятам интересные задания, ставить перед ними проблемы. На этом этапе можно продолжить изучение приложений, но на углубленном уровне (дополнительные возможности конкретных приложений, задача: результаты работы представить в определенном виде, использовать метод проектов, обучение в сотрудничестве, дифференцированное обучение).

Четвертый этап – знакомство с дополнительными приложениями, дополнительными возможностями компьютера, программирование. Изучение приложений: Photoshop, Flash, PageMaker, HTML, различные языки программирования. Благодаря новым знаниям, умениям, навыкам, приобретенным ребятами на таких уроках можно создавать очень сложные, интересные работы. Ребята смогут проявить свое творчество, воплотить в жизнь какие-то свои идеи. Также есть возможность участвовать в различных конкурсах, не говоря уже о том, что в дальнейшем это может стать началом будущей профессии.

У школьников разных возрастов и на разных этапах владения компьютером имеются специфические потребности и мотивы, учитывая которые при выборе материала, методов, средств обучения, а также при подборе разнообразных заданий происходит стимулирование познавательной деятельности. Используя на уроках различные стимулы, в том числе и занимательность, у учащихся появляются структурные психологические новообразования, такие как познавательный интерес. Но познавательный интерес без постоянного функционирования в деятельности школьника может с течением времени ослабеть. Поэтому важно его подкреплять при помощи внешних условий (интересные творческие задания, новый материал, нетрадиционные формы работы на уроке). Постоянно функционирующий познавательный интерес, все больше и больше закрепляясь, становится устойчивой чертой характера человека, его личности.

  1. Божович Л. И. Проблемы формирования личности. – Москва-Воронеж, 1997.
  2. Дейкина А. Ю. Познавательный интерес: сущность и проблемы изучения. – Бийск, 2002.
  3. Левченко И. В., Самылкина Н. Н. Общие вопросы методики обучения информатике в средней школе. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и университетов. – М.: МГПУ, 2003.
  4. Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. – М.: Педагогика, 1988.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательного интереса учащихся на уроках информатики

Доклад  по теме:  Развитие познавательного интереса учащихся на уроках информатики...

Формирование познавательных интересов учащихся на уроках физики при изучении нового материала

Наличие познавательных интересов у школьников способствует росту их активности на уроках качества знаний, формированию положительных мотивов учения, активной жизненной позиции, что в совокупности и вы...

Формирование познавательных интересов учащихся на уроках физики

Очень важно при обучении,чтобы ребенок любил ваш предмет.Тогда он будет учиться с увлечением , стремиться познать больше нового и интересного ....

Формирование познавательного интереса учащихся на уроках информатики

В современном образовании особое внимание уделяется познавательной активности, которая способствует становлению личности школьника и обеспечивает развитие его способностей, а также самостоятельности. ...

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ На УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ

Развитие познавательного интереса учащихся к информатике, программированию – задача чрезвычайной важности, от решения которой в значительной мере зависит успех овладения учащимся второй компьюте...

Формирование познавательных интересов старшеклассников на уроках информатики

Формирование познавательных интересов на урокахинформатики...

Развитие познавательного интереса учащихся на уроках информатики

Доклад Ивановой Е.А. в рамках районного семинара...